Словарик по литературному чтению для учащихся начальной школы.
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Учебное пособие для учащихся и учителей младших классов включает толкование понятий и справочный материал по курсу литературное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarik_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ КНИГОЧЕЯ АБЗАЦ – Часть текста от одной красной строки до следующей. АВТОБИОГРАФИЯ – 1. Описание человеком своей жизни. 2. Произведение, в котором писатель рассказывает о своей жизни. АВТОГРАФ – 1. Собственноручные подпись или текст. 2. Авторская рукопись произведения, письмо, надпись на книге. Автографы великих людей изучаются, собираются и хранятся в музеях, архивах, научных институтах. АВТОР – 1. Создатель какого-либо произведения литературы, музыки, изобразительного искусства. 2. Писатель, композитор, художник, скульптор. АКРОСТИХ – Стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию человека, слово или целую фразу. Лазурный день Угас, угас. Ночная тень Ах! Скрыла нас. АКТ – 1. Действие. 2. Часть пьесы или спектакля. АЛЛЕГОРИЯ – 1. Скрытый смысл, намёк. 2. Выражение сложного явления, мысли, идеи с помощью конкретного предмета, «лица», жизненного примера, символа (знака). То же – иносказание. Аллегория используется в сказках и баснях, лиса – аллегория хитрости, волк – жадности и т. д АННОТАЦИЯ – Краткое изложение содержания книги. Аннотация обычно помещается в начале или конце книги. АНТОНИМЫ – Слова, имеющие противоположное значение. Добро – зло, любовь – ненависть, правда – ложь. АНТРАКТ – Перерыв между актами спектакля. АРХАИЗМ – Устаревшее слово или оборот речи. В сказке В.И. Даля «Девочка Снегурочка используются архаизмы ветошка, пестовать, кокурочка. АФОРИЗМ – 1. Краткое яркое изречение, выражающее важную мысль. 2. Крылатая фраза. Афоризм всегда, в отличие от пословицы и поговорки имеет автора. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. А.П.Чехов. БАЛЛАДА – 1. Стихотворное произведение, в котором повествуется (рассказывается) о необычном, часто фантастическом происшествии, историческом событии или предании. 2. Жанр фольклора или литературы. Отрицательные герои – носители качеств, которые автор осуждает, противопоставляя их высшим ценностям жизни – любви, добру, правде, верности. ГИМН – Торжественное стихотворение – песня, символ государства. ГИПЕРБОЛА – 1. Художественное преувеличение, которое использует писатель, чтобы показать силу, размер или значение того, что он изображает. 2. Изобразительно – выразительное средство. Гипербола часто встречается в произведениях фольклора: «… В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Святославович. В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались «…..»; почуяли все, что гроза пришла на них: родился могучий богатырь...» ГУМАННОСТЬ – Человечность, любовь к человеку и окружающему миру; сострадание; непричинение боли и унижения. ДВУСТИШИЕ – Стихотворная строфа, состоящая из двух стихов, рифмующихся между собой и объединённых интонацией. ДЕЙСТВИЕ– 1.См: акт. 2. Развитие событий, т.е. сюжета в произведении. ДЕКОРАЦИЯ – Устанавливаемое на сцене театра, съёмочной площадке (в кино) живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – Произведения для детей разного возраста, художественные, научно – познавательные и справочные книги для детского чтения. ДИАЛОГ – 1. Разговор двух или нескольких людей, героев в художест-венном произведении. 2. В пьесе диалог является основным средством изображения действия и образов героев; состоит из реплик собеседников. ДРАЗНИЛКА – 1. Небольшое юмористическое стихотворение. 2. Жанр фольклора. ДРАМА – Произведение, написанное в форме диалога действующих лиц и предназначенное для исполнения на сцене. То же – пьеса. ДРАММАТУРГ – Автор драмы. ЖАНР – Группа произведений с похожими художественными признаками (изобразительно – выразительными средствами) и содержанием. Жанры фольклора: сказка, загадка, пословица, поговорка, былина… Жанры литературы: рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма, драма.. ЖИТИЕ – 1. Произведение, повествующее о жизни человека, которого церковь причислили к лику святых. 2. Жанр древнерусской литературы. ЗАВЯЗКА – 1. Эпизод, с которого начинается развитие действия. 2. Элемент (часть) сюжета. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – Образцовые, наиболее ценные в художественном отношении произведения, созданные отечественными и зарубежными писателями – классиками, получившими всенародное при-знание и вошедшие в сокровищницу национальной и мировой культуры. КОМИЧЕСКОЕ – 1. Смешное в жизни и литературе. 2. Изобразительно- выразительное средство создания образов. КОМПОЗИЦИЯ – Построение произведения, порядок изложения событий, расположение частей. См. также: сюжет. КОНЦОВКА – Заключительная часть произведения. КРАСНАЯ СТРОКА – См.: абзац. КУЛЬМИНАЦИЯ – Самый важный, напряжённый эпизод в развитии действия. КУПЛЕТ – 1. Строфа в песне (обычно четверостишие). 2. Частушка, коротенькая народная песня-четверостишие комического или лирического (задушевного) характера. ЛЕГЕНДА – Фольклорное или авторское произведение, в котором повествуется, часто в сказочной, фантастической форме, о каком-то реальном событии прошлого или деянии известного всем лица. ЛЕТОПИСЬ – 1. Древнейший вид повествовательной древнерусской литературы. 2. Рукописное произведение, состоящее из последовательных (по летам, т.е. по годам) описаний событий, свидетелем которых был автор летописи – летописец. ЛИРИКА – Стихотворное произведение, стихотворение, передающее внутреннее (душевное) состояние автора в определённый момент его жизни. Содержанием лирического произведения являются чувства, мысли и переживания, вызванные каким-то впечатлением окружающего мира. См. также: поэзия. ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ -1. Вид искусства, создающий образы жизни и человека с помощью слова. Отличительная особенность художественной литературы заключается в том, что свои мысли, идеи, отношение к действительности писатель выражает посредством образов. 2. Все письменные произведения художественного творчества, выраженные в слове. Художественная литература выросла из фольклора. Во многих литера-турных (авторских) произведениях просматриваются фольклорные корни. МЕМУАРЫ – Воспоминания о событиях и людях, современником которых был автор. См. также: автобиография, воспоминания. | БАСНОПИСЕЦ – Автор басен. Считается, что первым баснописцем был древнегреческий автор Эзоп (VI в. до н.э.). Он сочинял басни в прозе и заканчивал выводом (моралью). БАСНЯ – 1. Прозаическое или стихотворное произведение, которое имеет скрытый смысл. 2. Литературный жанр. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность лень. Басня содержит нравоучение, поучение, высказанное в явной или скрытой форме, - мораль. БИБЛИОГРАФИЯ – Перечень изданных произведений на какую –то тему или книг одного автора; даётся по алфавиту согласно принятым правилам описания издания. То же – каталог. БИБЛИОТЕКА – 1. Здание или комната для хранения книг, журналов, газет. 2. Собрание печатных изданий или рукописей. БИБЛИЯ – Священная книга, содержащая предания иудейской и христианской религий; состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. БИОГРАФИЯ – 1. Описание по годам фактов жизни какого – либо человека; жизнеописание. 2. Литературный жанр. БУРИМЕ – 1. Литературная игра: составление стихов на заданную рифму. 2. Название подобных произведений. БЫЛИНА – 1. Произведение о русских богатырях и их подвигах. 2. Жанр русского фольклора. БЫЛЬ – 1.То, что происходило в действительности, на самом деле; факт. 2. Произведение, рассказывающее (в стихах или прозе) о реальном (или могущем быть на самом деле) событии. 3. Жанр литературы. ВЕСНЯНКА – Народная песня в честь прихода весны, начала полевых работ, праздника Масленицы. ВОСПОМИНАНИЯ– 1. Записки или рассказы о том, что было, о своей или чьей- то жизни современников или участников событий. 2. Литературный жанр. ВЫМЫСЕЛ – То, что создано воображением, фантазией. 2. Особенность творчества писателя – способность изобразить в художественном произведении то, что могло бы быть в действительности. ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – Действующее лицо, персонаж, образ, созданные воображением автора. В художественном произведении обычно действует не один герой. Герои могут быть главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Положительные герои наделены привлекательными качествами, значимыми для автора и выражающими его представления о том, каким должен быть человек. ЗАГАДКА – 1. Иносказательное описание предмета или явления, которое можно угадать по названным признакам. 2. Жанр фольклора или литературы. ЗАКЛИЧКА –1.Поэтическое обращение к силам природы (дождю, солнцу и другим) или временам года (зиме, весне, лету, осени). 2.Жанр фольклора. ЗАЧИН – Устойчивые (постоянные) слова или фразы, с которых начинаются сказки, былины и другие произведения фольклора. Русские сказки чаще всего начинаются словами: «Жили-были…», «В неко-тором царстве, в некотором государстве…», «Давным – давно…» и т.п. ИГРОВАЯ (обрядовая) ПЕСНЯ – 1. Стихотворное произведение, пред-назначенное для пения во время игры или какого-то обряда (например, свадебного). 2. Жанр фольклора. ИДЕЯ ПРОЗВЕДЕНИЯ – Основная мысль, определяющая содержание произведения. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – Приёмы, с помощью которых писатель изображает какие-то картины и выражает свои мысли и чувства, чтобы читатель смог ярко представить изображён-ное, испытать ответные чувства(радость, возмущение, удивление, жалость, восхищение и т.д.), задуматься о сказанном автором. ИНОСКАЗАНИЕ – см. аллегория. ИНСЦЕНИРОВКА – Переработка прозаического или стихотворного произведения для театра, телевидения, радио. ИНТОНАЦИЯ – Основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать чувство, отношение говорящего к тому, что он сообщает. ИСКУССТВО– 1.Художественное творчество: создание воспринимаемых чувствами образов, т.е. картин действительности, с помощью слов (литера-тура), нот (музыка), красок (живопись), пластических форм (скульптура и архитектура) и специфических изобразительно – выразительных средств. 2. Высокое мастерство, умение. ИСТОРИЧЕСКАЯ (героическая) ПЕСНЯ – Стихотворение, предназна-ченное для пения и повествующее об историческом событии или народном герое. Русские исторические (героические) песни появились позже былин; читаются протяжно, нараспев. КАРТИНА (в драме) – Часть действия (акта) пьесы, требующая смены декораций. КЛАССИК – Выдающийся, признанный всеми автор образцовых произведений. МЕТАФОРА – 1.Слово или выражение в переносном значении, основан-ном на сходстве или сравнении, часто скрытом (без слов, указывающих на сравнения: как, словно, будто и т.д.). 2.Изобразительно-выразительное средство.Например, метафора стальной взгляд подразумевает сравнение: взгляд суровый, твёрдый, как сталь. См. также: аллегория. МИФ – 1. Предание, возникшее в глубокой древности. 2. Объяснение людьми в древние времена явлений природы, происхождение мира и человека с помощью вымысла, исходя из убеждения в существовании божеств, по воле которых устроена жизнь. Миф напоминает сказку и легенду. Но, в отличие от сказки, в мифе даётся объяснение того, о чём рассказывается. В отличие от легенды, миф не имеет в основе подлинного факта (события), а полностью является плодом фантазии. Мифы существуют у всех народов. МОНОЛОГ – Речь героя произведения, обращённая к себе самому или к собеседнику и не связанная с речью других персонажей. В пьесах герои часто выражают свои раздумья или переживания в форме монолога. МОРАЛЬ – См.: басня. НЕБЫЛИЦА – 1. Комическое (шуточное) стихотворное или прозаическое произведение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподоб-ных историй. 2. Жанр фольклора или литературы. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – В фольклоре и литературе способ изображения жизни человека и выражения отношения к ним в художест-венной форме. 2. Представление автора об окружающем мире и людях, воплощённое с помощью изобразительно- выразительных средств в яркой запоминающейся картине, персонаже, предмете и т.д. См.: также: характер, герой, пейзаж. ОБРАЩЕНИЕ – 1.Одно или несколько слов, называющие героя, предмет или явление природы, к которым обращается автор или герой. 2. Сам текст обращения. 3. Изобразительно-выразительное средство. Обращение усиливает эмоциональную окраску речи автора, показывает его отношение к герою, предмету или явлению природы. ОБРЯД– Ряд действий, которые совершаются по какому-то установлению – религиозному или бытовому. Обряд венчания, обряд прощания. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – 1. Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами (речью, переживаниями, мыслями). 2. Изобразительно-выразительное средство; вид метафоры. У А.С. Пушкина в стихотворении «Зимний вечер» буря воет, как зверь, плачет, как дитя, стучит, как путник, в окошко. | ||
ОМОНИМЫ – 1. Слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению. Например: лук (овощ), лук (растение). 2. Изобразительно-выразительное средство. Например: «Косаря красит коса острая, а девицу – длинная». ОЧЕРК – Небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно или достоверно рассказывается о событиях (фактах), произошедших в реальной жизни. Авторы очерков – очеркисты рассказывают о природе, жизни людей, интересных встречах. ПАУЗА – Перерыв в звучащей речи, отделяющий слова, строки, предложения. Пауза в конце предложения определяет его смысловую законченность. При подготовке выразительного чтения паузы отмечаются вертикальной наклонной чертой /. Короткая пауза обозначается одной чертой /, длинная – двумя //, очень длинная – тремя ///. Паузы имеют большое значение в стихотворной речи, в которой пауз больше, чем в речи обыкновенной. ПЕЙЗАЖ – 1. Описание (образ) картины природы в художественном произведении. 2. Изобразительно-выразительное средство. Пейзаж показывает отношение писателя к природе, передаёт чувства, настроение автора или его героев, помогает представить место действия, душевное состояние, черты характера персонажа. ПЕРСОНАЖ – См.: герой литературного произведения. ПЕСНЯ – 1. Лирическое стихотворение, состоящее из нескольких строф-куплетов и предназначенное для пения. 2. Жанр фольклора и литературы. Народные песни складывались одновременно с мелодией. Подразделяются на хороводные, колыбельные, свадебные, величальные, о родном крае, застольные, любовные, исторические (героические), игровые (обрядовые), плясовые, веснянки и т.д. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – Произведение в прозе или (реже) в стихах, которое имеет сюжет. Сказка, рассказ, повесть, поэма, очерк, роман - повествовательные произведения. ПОВЕСТЬ – 1. Прозаическое (реже стихотворное) повествовательное произведение, в котором рассказывается о жизни одного или нескольких главных героев. Рассказ ведётся от имени автора, рассказчика или одного из героев. 2. Жанр литературы. ПОГОВОРКА – 1. Образное устойчивое выражение; часть суждения. 2. Жанр фольклора. | ПОРТРЕТ – Изображение писателем с помощью изобразительно-вырази-тельных средств внешности и характера героя (описание его лица, одежды, походки, речи душевных переживаний, поступков и др.). См. также: образ художественный, герой литературного произведения, характер. ПОСЛОВИЦА – 1. Краткое изречение, содержащее законченное сужде-ние или поучение по поводу различных жизненных ситуаций. 2. Жанр фольклора. ПОТЕШКА – 1. Забавные стихи, вызывающие веселье и радость. 2 Жанр устного народного творчества. ПОЭЗИЯ – Произведения в стихах (реже в прозе), представляющие моно-лог автора, в котором он раскрывает свои сокровенные мысли и чувства. Отличительные свойства: ритмичность организации речи, музыкальность звучания, эмоциональность (яркость и сила в проявлении чувств). См. также: лирика. ПОЭМА – Стихотворное (реже – прозаическое) лирико – повествователь-ное произведение, имеющее сюжет. 2. Жанр литературы. ПРЕДАНИЕ – Устный рассказ, передаваемый из поколения в поколение; записанный становится фактом литературы. См. также: сказание. ПРИБАУТКА – Забавное, комическое произведение фольклора, которое придаёт речи живой характер. Прибаутками являются присловья и присказки, детские песенки-потешки, докучные сказки. ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – Произведения о необычных и занимательных событиях, о волевых и находчивых людях. ПРИПЕВ – Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета; то же – рефрен. ПРИСКАЗКА – Комическое вступление или концовка сказки; прибаутка. ПРИТЧА – Небольшой рассказ в иносказательной форме, содержащий поучение, наставление. См. также: аллегория. ПРОЗА – Художественные повествовательные произведения, изложенные обычной, а не стихотворной речью. Исключение – стихотворения в прозе. Основные жанры прозаических произведений: сказка, рассказ, повесть, роман. ПСЕВДОНИМ – Вымышленное литературное имя (фамилия), которым писатель подписывает свои произведения в печати. ПЬЕСА – Драматическое произведение для театрального представления. См. также: драма. ПЯТИСТИШИЕ – Стихотворение или строфа из пяти стихов. | ||
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – Ряд эпизодов произведения от завязки до кульминации и от кульминации до развязки. См. также: сюжет, композиция. РАЗВЯЗКА – Эпизод литературного произведения, завершающий развитие действия. РАССКАЗ – 1. Небольшое художественное повествовательное произведе-ние о каком-либо событии в жизни героя или автора. 2 . Жанр литературы. РЕМАРКА – Авторское пояснение в пьесе, уточняющее место действия, внешность, поведение, чувства, интонацию действующих лиц. Ремарки являются указанием автора для исполнителей ролей и режиссёра, пояснением для читателей. См. также: драма. РЕПЛИКА – 1. Краткий ответ собеседника в диалоге. 2. Отклик на слова партнёра в пьесе. 3. Слова действующего лица, обращённые к зрителям или читателям. РЕЧЬ (в художественном произведении) – 1. Манера героя (или автора) говорить; языковые особенности в передаче мыслей, чувств, в общении. 2. Изобразительно – выразительное средство создания образа, характера. См. также: стиль, язык. РИТМ (стихотворный) 1. Размеренность в чередовании долгих и кратких (ударных и безударных) слогов в рифмующихся строках стихотворения. 2. Главная отличительная особенность стихотворной речи. РИФМА – Звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк. По расположению в строках строфы рифмы делятся на парные (или смежные) перекрёстные и охватные (или опоясанные). Рифма подчёркивает паузу в конце стиха и его ритм. Парные рифмы (схема ААББ) связывают соседние строки. Перекрёстные рифмы (схема АБАБ) связывает первую и третью, вторую и четвёртую стихотворные строки. Охватные рифмы (схема АББА) связывают первую и четвёртую, вторую и третью строки. РОЛЬ – Образ, воплощаемый актёром на сцене. РОМАН – Повествовательное произведение, раскрывающее историю жизни многих героев на протяжении длительного времени, обычно по объёму больше, чем повесть. РУКОПИСЬ – 1. Подлинник или копия авторского текста, написанного от руки или набранного на пишущей машинке (компьютере). 2. Памятник письменности, созданный до возникновения книгопечатания (древние русские рукописи). ТЕКСТ – Предложения, которые в определённой связи и последователь-ности образуют произведение. ТЕМА – Предмет повествования, то, что писатель изображает, о чём пишет в произведении. Тема произведения тесно связана с идеей. ТРАДИЦИЯ – Исторически сложившиеся, т.е. закрепившиеся с течением времени, и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы, правила прведения, взгляды, вкусы, отношения, а также другие «регуляторы» жизни и деятельности людей, в том числе в искусстве. УДАРЕНИЕ – Выделение силой голоса слога в слове или слова (группы слов) в предложении. Различаются логические и ритмические ударения. Ритмическое ударение – определяет ритм стиха. Логическое ударение – это выделение голосом важного в смысловом отношении слова или группы слов. Логическое ударение обозначается чертой под выделенным словом. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – Произведения, созданные безымянными авторами и передававшиеся из поколения в поколение, из уст в уста. То же – фольклор. У каждого народа мира существуют свои произведения устного творчества. Устное творчество русского народа включает былины, сказки, песни, сказы, пословицы, потешки, поговорки, загадки, небылицы и др. ФАБУЛА – Последовательность изложение событий в художественном произведении. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – Художественные повествова-тельные произведения, рассказывающие о небывалых сверхъестественных событиях и героях, созданных воображением автора. ФОЛЬКЛОР – См.: устное народное творчество. ФРАГМЕНТ – Часть, отрывок текста произведения. ХАРАКТЕР – Образ героя в художественном произведении с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отношение к себе и людям, поведение, речь, манеры, жесты, портрет и т.д.). См.: образ, герой. ЦИКЛ – Группа произведений, объединённых общим признаком: темой, настроением, действующими лицами и т.д. ЦИТАТА – Дословная выдержка из текста произведения. Приводится в кавычках до или после ссылки на источник цитаты. ЧАСТУШКА – См.: куплет. | СИНОНИМЫ – 1. Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. 2. Изобразительно – выразительное средство. СКАЗ – 1. Повествовательное произведение, в котором повествование ведётся от лица рассказчика в разговорно – бытовой манере народной речи. 2. Жанр фольклора и литературы. СКАЗАНИЕ – Повествовательное произведение исторического (действи-тельно случившегося в прошлом) или легендарного (основанного на устных преданиях с долей вымысла) характера. СКАЗИТЕЛЬ – Русский народный поэт –певец; исполнитель и распространитель былин, песен, сказок. СКАЗКА – Повествовательное произведение (в прозе или в стихах) с фантастическим вымыслом. Народные сказки – одни из самых древних произведений фольклора; подразделяются на бытовые, волшебные, о животных. СКОРОГОВОРКА – 1. Небольшое шуточное произведение, построенное на подборе трудно произносимых вместе слов; при быстром произнесении скороговорки вслух несколько раз без остановки обычно путаются слова, что вызывает смех у слушателей. 2. Жанр фольклора. СПЕКТАКЛЬ – 1. Театральное представление драмы, разыгранной по ролям. 2. Пьеса, поставленная на сцене. СРАВНЕНИЕ – 1. Сопоставление людей, животных, предметов и явлений по их внешнему или внутреннему сходству. 2. Метафора. Вводится с помощью слов как, точно, словно, будто. Пример: Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит.). СТАРИНА – См.: былина. СТИХ – Строка в стихотворении. СТИХОТВОРЕНИЕ – См.: лирика. СТРОФА – Группа стихотворных строк (стихов), объединённых ритмом, рифмой и общей интонацией. По числу стихотворных строк строфа может представлять: двустишие, трёхстишие, четверостишие, пятистишие, шестистишие. СЧИТАЛКА – 1. Игровое стихотворение или песенка, позволяющие перед началом игры выбрать того, кто будет «водить». 2. Жанр фольклора и детской литературы. СЮЖЕТ – Цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание художественного повествовательного произведения. См. также: развитие действия, композиция. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение. ЧЕТВЕРОСТИШИЕ – Стихотворение или строфа из четырёх стихов (стихотворных строк). ЭКРАНИЗАЦИЯ – Создание кино- или телефильма на основе литературного произведения. ЭКСПОЗИЦИЯ – 1. Вступительный фрагмент текста до развития действия. 2. Часть сюжета. ЭПИГРАФ – Изречение или цитата, стоящие перед текстом произведения или его частью; как правило, эпиграф связан с основной мыслью произведения. ЭПИЗОД – Каждая часть художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия. См. также: сюжет, композиция. ЭПИТЕТ – 1. Художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению. 2. Изобразительно – выразительное средство. См. также: метафора, аллегория, олицетворение. ЮМОР – Изображение кого – либо или чего –либо в комическом, смешном виде. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – Основное средство создания художественных образов произведений, с помощью которых писатель выражает свои мысли и чувства, вызывая ответное отношение читателя к тому, что изображает и выражает автор. См. также: речь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина для учащихся начальной школы
Можно проводить в ходе недели начальных классов как внеурочная деятельность по предмету....
Литературные викторины по внеклассному чтению для учащихся начальной школы
Уроки-викторины всегда приносят детям положительные эмоции. А разве это не является одной из задач обучения младших школьников?...
Как привить любовь к чтению у учащихся начальной школы.
В данной статье рассказывается о формировании любви к чтению у учащихся начальной школы....
Проблема развития навыка чтения у учащихся начальной школы
Проблема становления навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения -одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. ...
Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы.
Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока. На помощь учителю могут прийти технические сре...
«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны
Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фоль...
КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...