Оптимальное чтение
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Как помочь ребенку научиться читать .Что такое оптимальное чтение. Для чего оно нужно и на что влияет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оптимальное чтение | 440.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимальное чтение.
Современное состояние чтения младших школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему с трудом понимают и запоминают условие задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему дети неохотно и мало читают?
В этой статье попробуем разобраться и рассмотреть методы работы, которые помогут школьнику в овладении навыком чтения.
Интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Существует такое понятие, как оптимальное чтение. Давайте рассмотрим это понятие.
Оптимальное чтение - залог успеваемости. Темп чтения от 120-130 слов в минуту. В этом темпе происходит понимание текста. Если темп завышен или занижен, то и понимание текста снижается. Ребёнку для понимания нужно прочитать текст тогда дважды. Ученик, который не умеет читать, испытывает трудности в обучении, выполнение домашнего задания.
Например: Ребенок 8 класса, который имеет скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе... В восьмом классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около трех часов необходимо этому ученику, чтобы один paз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, он за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды три — это уже девять часов; еще прибавим шесть часов, которые ребенок пробыл в школе, — получится 15-часовой рабочий день, да при этом еще есть письменные задания. Станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит , чтобы выполнить домашние задания. Таким образом он, обречен на неуспеваемость...
Известно, что быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.» (Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению».)
Большинство учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов. Как выйти на этот уровень? Сейчас очень много информации по различным методикам, повышающих скорость чтения. Рассмотрим одну из них. Методика Зайцева- жужжащее чтение. Ее можно применять в любых условиях в любом регионе.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского .
Жужжащее чтение: когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Все ученики читают одновременно 5 минут. На каждом уроке жужжащие чтение. Дальше обычный урок. Хороший результат дает чтение перед сном. Так как последние события фиксируются эмоциональной памятью, если ребёнок плохо читает, то использовать режим щадящего чтение, как в диафильме. Здесь важно объяснить родителям, как важно их участие.
Часто развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Здесь важно работать над оперативной памятью. Оперативную память можно развить с помощью зрительных диктантов. Тексты разработаны И.Т. Федоренко. (Он работал и руководил лабораторией экспериментальной дидактики.)
Диктанты состоят из 18 наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» — 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, данной ниже) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четыpex до семи секунд. По истечении этого времени учительница стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях... Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стерто, его также записывают в тетрадь.
Если учительница видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором предложений надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов — это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать — это уже ничего не дает. (Приложение№1)
Оперативную память можно развивать с помощью других упражнений:
1.Упражнение на внимание- струп-тест. Это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова «зеленый», «синий» и т.д. записаны другими цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету. Ребенку нужно называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано (Приложение№2)
2. Упражнение «Большие и малые числа». Все числа написаны разным шрифтом, размером, поэтому мозгу ребенка приходится очень быстро перестраиваться, чтобы справиться с заданием.(Приложение№3)
3. Таблицы Шульте –на расширение поля зрения. Ребенку необходимо сконцентрироваться на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от1о25. (Приложение№4)
4. На расширение поля зрения, можно применить клиновидные таблицы. Цель задания-глядя на центральную линию, называть цифры, которые находятся по сторонам. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад (Приложение№5)
Важно соблюдать правило: человеческая память устроена так, что запоминается не то, что перед глазами, а то что мелькает. Это создает раздражение и запоминается лучше. Именно поэтому важно ежедневно через определенные промежутки времени проводить небольшие по объему упражнения.
Учителю важно отмечать даже самые маленькие успехи ученика. Для этого завести тетрадь контрольных измерений. Где каждую неделю записывать результат. Родители также играют важную роль в обучении чтению. Им необходимо продолжать работать над чтением дома. (Чтение перед сном)
К концу начальной школы школьник должен овладеть целостным чтением, освоить темповое чтение, овладеть сознательным и выразительным чтением. Прийти к оптимальному чтению:100-120слов в минуту и выше.
Приложение№1
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
№ п/п | Предложения | Число букв | Время экспозиции (с) |
1 | Набор №1 Тает снег. |
8 |
4 |
1 | Набор №2 Трещат морозы. |
12 |
6 |
1 | Набор №3 Прилетели птички. |
15 |
8 |
1 | Набор №4 Дятел долбил дерево. |
17 |
8 |
1 | Набор №5 Солнышко светит и греет. |
20 |
6 |
1 | Набор №6 Зимой река покрылась льдом. |
23 |
5 |
1 | Набор №7 Небо покрылось серыми тучами. |
25 |
4 |
1 | Набор №8 Идёт дождик. | 10 14 |
5 |
1 | Набор №9 Вода в море солёная на вкус. |
22 |
7 |
1 | Набор №10 Москва – столица нашей Родины. |
24 |
5 |
1 | Набор №11 Весело колосится густая рожь. |
25 |
4 |
1 | Набор №12 Мальчики принесли сухих веток. |
26 |
4 |
1 | Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. |
28 |
4 |
1 | Набор №14 Поднялась за рекой большая серая туча. |
32 |
4 |
1 | Набор №15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. |
34 |
4 |
1 | Набор №16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. |
36 |
5 |
1 | Набор №17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. |
38 |
5 |
1 | Набор №18 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. |
42 |
7 |
Приложение№2
Струп-тест
Приложение№3
Большие и малые числа.
Приложение№3
Таблицы Шульте
Приложение №4
Клиновидные таблицы
Литература
Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.
Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. —М., 1982. —С. 19—20; 168—169.
Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. — Киев, 1980.
Зайцев В. Н. и др. Заочный педсовет. — До нецк, 1987
М.И. Оморокова И.А. Рапопорт И.З. Постоловкий «Преодоление трудностей» -Просвещение 1990
Ш.Ахмадуллин Скорочтение для детей. –м. Билингва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......
Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный... ...
Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"
В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению
Материал для уроков чтения в начальных классах...