Рабочая программа по литературному чтению Перспективная начальная школа 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе ФГОС начального обучения для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_lit.cht_.docx | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
-собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
-составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
-принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Выпускники получат возможность научиться:
-познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
-рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
-находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
-создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
-читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
-осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
-принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
-выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
-оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
-определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
-фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Выпускники получат возможность научиться:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
-свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
-владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
-пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей
Познавательные УУД
-находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
-сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
-находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
-сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
-понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литера-туры (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
-определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Выпускники получат возможность научиться:
-самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;
-соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
-определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
-высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
-участвовать в диалоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
-создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
-демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
-предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
-определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
-определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
-определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); -оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
-искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
-находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
-находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
-самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
-использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
-озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Выпускники получат возможность научиться:
-участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
-интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте
выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
-эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором
Учащийся получит возможность научиться:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
-воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку, соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
-работать с детской периодикой.
Творческая деятельность:
Учащийся научится:
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;
- готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
-писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащийся получит возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика:
Учащийся научится:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора)
Учащийся получит возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание тем учебного предмета
№ | Раздел | Кол-во | Из них | |
часов | Практ/работы | Конт/работы | ||
1 | Постигаем законы волшебной сказки: | 15 | ||
отыскиваем в ней отражение древних | ||||
представлений о мире | ||||
2 | Знакомимся с повествованиями, основанными | 11 | ||
на фольклоре | ||||
3 | Учимся у поэтов и художников видеть красоту | 13 | ||
природы и красоту человека | ||||
4 | Всматриваемся в лица наших сверстников, | 12 | ||
живших задолго до нас | ||||
5 | Пытаемся понять, как на нас воздействует | 11 | ||
КРАСОТА | ||||
6 | Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | 10 | ||
7 | Обнаруживаем, что у искусства есть своя | 28 | ||
особенная правда | ||||
8 | Убеждаемся, что без прошлого у людей нет | 2 | ||
будущего. Задумываемся над тем, что такое | ||||
Отечество (продолжение) | ||||
Итого: | 102 |
Тематическое планирование
№ п/п | № по теме | Название темы |
Глава 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | ||
1 | 1 | Древние представления о мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры |
2 | 2 | Персей. Древнегреческое сказание |
3 | 3 | Персей. Древнегреческое сказание. Поход в «Музейный дом». «Чудо Георгия о змие». Икона |
4 | 4 | Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трѐхчастной композиции Поход в «Музейный дом». «Христос спускается в ад». Икона |
5 | 5 | Древние представления о животных- прародителях, знакомство с понятием «тотем» (тотемное растение, тотемное животное) |
6 | 6 | Особенности ГЕРОЯ волшебной сказки |
7 | 7 | Русская сказка «Сивка-Бурка» |
8 | 8 | Русская сказка «Сивка-Бурка» |
9 | 9 | Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка» |
10 | 10 | Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка» |
11 | 11 | Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» |
12 | 12 | Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» |
13 | 13 | «Финист – ясный сокол» |
14 | 14 | «Иван-царевич и серый волк» |
15 | 15 | «Алтын-сака – золотая бабка» |
Глава 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре | ||
16 | 1 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
17 | 2 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
18 | 3 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Богатырь» |
19 | 4 | «Илья Муромец и Святогор» |
20 | 5 | Былина «Садко» |
21 | 6 | Былина «Садко». Поход в «Музейный дом». Николай Рерих «Заморские гости» |
22 | 7 | Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» |
23 | 8 | Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» |
24 | 9 | Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
25 | 10 | Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева» |
26 | 11 | Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева» |
Глава 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека | ||
27 | 1 | Василий Жуковский «Славянка» |
28 | 2 | Василий Жуковский «Славянка». Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель» |
29 | 3 | Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень». Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» |
30 | 4 | Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень» |
31 | 5 | Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель». Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Жемчужина» |
32 | 6 | Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель» |
33 | 7 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство» |
34 | 8 | Владимир Набоков «Обида» |
35 | 9 | Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный дом». Эмилия Шанкс «Наѐм гувернантки» |
36 | 10 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею…» |
37 | 11 | Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный дом». Сергей Лучишкин «Шар улетел», Валерий Ватенин «Голуби в небе» |
38 | 12 | Борис Сергуненков «Конь Мотылѐк» |
39 | 13 | Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом» |
Глава 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | ||
40 | 1 | Леонид Андреев «Петька на даче» |
41 | 2 | Леонид Андреев «Петька на даче» |
42 | 3 | Леонид Андреев «Петька на даче» |
43 | 4 | Антон Чехов «Ванька» |
44 | 5 | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный дом». Николай Богданов-Бельский «Визитѐры», «Дети за пианино». |
45 | 6 | Антон Чехов «Мальчики» |
46 | 7 | Антон Чехов «Мальчики» |
47 | 8 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде |
48 | 9 | Проверка техники чтения |
49 | 10 | Антоний Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители» |
50 | 11 | Антоний Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители» |
51 | 12 | Антоний Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители» |
Глава 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА | ||
52 | 1 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» |
53 | 2 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» |
54 | 3 | Людмила Улицкая «Бумажная победа» |
55 | 4 | Людмила Улицкая «Бумажная победа» |
56 | 5 | Поход в «Музейный дом». Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом». Пабло Пикассо «Девочка на шаре» |
57 | 6 | Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!» |
58 | 7 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!». Поход в Музейный дом». Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звѐздная ночь». |
59 | 8 | Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна» |
60 | 9 | Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага …» |
61 | 10 | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» |
62 | 11 | Сергей Козлов «Лисичка» |
Глава 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | ||
63 | 1 | Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
64 | 2 | Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
65 | 3 | Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
66 | 4 | Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
67 | 5 | Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
68 | 6 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
69 | 7 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
70 | 8 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» |
71 | 9 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» |
72 | 10 | Валентин Серов «Портрет Елизаветы Корзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Иоганн Себастьян Бах «Шутка». |
Глава 7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | ||
73 | 1 | Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» Поход в «Музейный дом» |
74 | 2 | Знакомство с настоящим писателем. Мария Вайсман «Шмыгимышь» |
75 | 3 | Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик» |
76 | 4 | Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…». Поход в «Музейный дом». Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой». |
77 | 5 | Александр Кушнер «Сирень» |
78 | 6 | Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» |
79 | 7 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта…» |
80 | 8 | Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелѐный вал…» |
81 | 9 | Самуил Маршак «Как поработала зима…» |
82 | 10 | Самуил Маршак «Как поработала зима…» |
83 | 11 | Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима! |
84 | 12 | Федор Тютчев «Как весел грохот…» |
85 | 13 | Федор Тютчев «Как весел грохот…» |
86 | 14 | Поход в «Музейный дом» |
87 | 15 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» |
88 | 16 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» |
89 | 17 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» |
90 | 18 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1942 года». Поход в «Музейный дом». |
91 | 19 | Поход в «Музейный дом». Пабло Пикассо «Герника». Анна Ахматова «Памяти друга» |
92 | 20 | Анна Ахматова «Памяти друга» |
93 | 21 | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…» |
94 | 22 | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…» |
95 | 23 | Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…» |
96 | 24 | Дмитрий Кедрин «Всѐ мне мерещится…» |
97 | 25 | «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации. Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот» |
98 | 26 | Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…» |
99 | 27 | Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…» |
100 | 28 | Путешествие в Казань. В мастерской художника |
Глава 8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (продолжение) | ||
101 | 1 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиа |
102 | 2 | Проверка техники чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 2 класс СКО 136 часов...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 4класс
Программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» Н.А.Чураковой...
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....