Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению
по системе учебников «Перспектива»
авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
3 класс
Базовый уровень обучения
на 2018-2019 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель ШМО _Русмиленко И.С._/Фамилия И.О./ Протокол №_____ от «____» ___________2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УР
_Мохирева Н.В._/Фамилия И.О./ «____»____________2018 г. | Утверждено приказом
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Социокультурный центр» с.Лопхари
Рабочая программа по литературному чтению
по системе учебников «Перспектива»
авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
3 класс
Базовый уровень обучения
на 2018-2019 учебный год
Разработана
_Ануфриева Светлана Романовна_(Ф.И.О.),
учителем начальных классов
высшей
квалификационной категории
с. Лопхари
2018 г.
Содержание
- Пояснительная записка_________________________________________3-8
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса________8-28
- Содержание учебного предмета, курса____________________________28-33
- Тематическое планирование_____________________________________33-45
- Перечень учебно-методического обеспечения и литературы__________ 46-47
Приложения к программе_____________________________________________-
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов УМК «Перспектива» составлена на основе документов, обеспечивающих учебно-воспитательную деятельность МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари на 2018-2019 учебный год:
- Закон Российской Федерации от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459).
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с учетом внесенных изменений № 3 от 24.11.2015 г.
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
- Приказ департамента образования от 17.06.2011 года № 1012 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом департамента образования ЯНАО от 11.05. 2006 г. № 500».
- Приказ департамента образования от 26.08. 2011 года № 1185 «О внесении изменений в некоторые правовые акты департамента образования Ямало – Ненецкого автономного округа».
- Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари (ФГОС СОО). Утверждена приказом ОУ № 10 от 26.01.2017 г.
- Учебный план МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари на 2018-2019 учебный год. Утвержден приказом ОУ № 51/2 от 31.08 Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных. Художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных произведений происходит преображение личности учащегося. Формируется нравственно-этическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создает условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- Развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- Обогащение личного опыта учащегося духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- Введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг, овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Общая характеристика курса
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с его героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.
Содержание литературного чтения представлено следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы – «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» - ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которых зависит понимание прочитанного текста и. как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость чтения позволит им чувствовать уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержания литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа предусматривает развитие выразительной устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел – «Виды работы с текстом». Коммуникативно - познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление, плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно - речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст - описание, текст – рассуждение, текст – повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно- познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно- нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно - эстетической деятельности, формирование нравственно - этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя, понимать различия в познании мира с помощью научно - понятийного и художественно – образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно - познавательного произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно - познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение – произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно - образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно- нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу « синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно - эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолировано, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно - эстетических ценностях, словесно - художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально - нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков) художественные и научно - познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы ( сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно - эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно - эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно - эстетического воспитания и духовно- нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно - эстетической и нравственно - мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно - речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно - духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно - речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40ч (4ч в неделю, 10 учебных недель), (курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели, 92 ч).
Во 2-4 классах – по 136 часов (4ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Всего 540 часов без учета праздничных дней.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературного чтения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе – это бережное отношение к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитания любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно - популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях.
Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развивается организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, ценное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества– осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Планируемые результаты освоения по литературному чтению
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Формирование эстетических чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
- Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
- Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
- Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
- Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.
- Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
1класс.
Учащиеся 1 класса научатся | Учащиеся 1 класса получат возможность научиться | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | |||
Слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова; Заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения; Обмениваться впечатлениями от прочитанного; Читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно; Отвечать на вопросы по содержанию текста; Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка; Пересказывать знакомые сказки; Воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы; Сосредотачиваться на чтении текста; Слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении; Делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения; Грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания; Доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому; Читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения; Понимать значения слов и выражений исходя из контекста. | Соблюдать интонацию различных типов предложения; Наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); Осознанно воспринимать ( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов; Выявлять их специфику (художественный, научно - популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно - популярному, художественному тексту; Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос; Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения, работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; Ориентироваться в построении научно - популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста: устанавливать причинно - следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; Использовать различные формы интерпретации содержания текста: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно - популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа ( полного или выборочного); Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой | Воспринимать художественную литературу как вид искусства; Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; Доказывать и подтверждать фактами ( из текста) собственное суждение; На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге; Работать с тематическим каталогом; Работать с детской периодикой. |
Раздел «Творческая деятельность» | |||
Воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом; Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом. Различать сказку, рассказ и стихотворение | Придумывать свой вариант развития сюжета сказки; Передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок; Сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов. | Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом ( устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана); Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. | Творчески пересказывать текст ( от лица героя, от автора), дополнять текст; Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; Способам написания изложения. |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | |||
Знать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы; Знать автора и заглавие 3-4 прочитанных книг; Знать имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе; Высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное; Внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте. | Наблюдать за языком художественного произведения; Находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу; Отличать прозаический текст от поэтического; Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы) | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака; Отличать прозаический текст от поэтического; Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы) | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора); Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста) |
2 класс | |||
Учащиеся 2 класса научатся | Учащиеся 2 класса получат возможность научиться | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | |||
Осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или подготовленного ребёнка ( в сочетании с музыкальным сопровождением); Четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи; Читать целыми словами без разделения на слоги дву- и тресложных слов; Читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам; Сознательно, правильно читать ( без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту; Читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа; Подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой на вопросы и иллюстрации; Ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника. | Делить текст на части, находить главную мысль прочитанного ( с помощью учителя). На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя); Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику ( художественный, научно- популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту; Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения; Работать со словам ( распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; Ориентироваться в специфике научно- популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно - следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; Использовать различные формы интерпретации содержания текста: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно - популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой | Воспринимать художественную литературу как вид искусства; Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; Доказывать и подтверждать фактами ( из текста) собственное суждение; На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге; Работать с тематическим каталогом; Работать с детской периодикой. |
Раздел «Творческая деятельность» | |||
Выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно; Различать слова авторов и героев; Определять тему произведения по заглавию; Составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок, объединённых общей темой; Высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев; Отгадывать загадки; Читать по ролям литературное произведение; Использовать различные способы работы с деформированным текстом; Создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. | Рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью учителя); Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты. | Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом ( устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана); Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. | Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; Способам написания изложения. |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | |||
Знать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков; Знать 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок; Знать имена и фамилии 5-6 отечественных писателей; Находить в тексте сравнения ( простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно; Отличать прозаический текст от поэтического | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака; Отличать прозаический текст от поэтического; Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы) | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора); Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста) | |
3 класс. | |||
Учащиеся 3 класса научатся | Учащиеся 3 класса получат возможность научиться | Выпускник научится | Выпускник научится |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | |||
Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту; Читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и выборочно; Читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; Делить несложный текст на части; Составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста; Находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с пословицей; Размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и выражения для их характеристики; Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки; Обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку; Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения; Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. | Выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т.д; Читать один и тотже текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д (с помощью учителя); Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту; Ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу. | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику ( художественный, научно- популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту; Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения; Работать со словам ( распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; Читать вслух и про себя со скоростью , позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; Ориентироваться в построении научно - популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно - следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; Использовать различные формы интерпретации содержания текста: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно - популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой | Воспринимать художественную литературу как вид искусства; Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; Доказывать и подтверждать фактами ( из текста) собственное суждение; На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге; Работать с тематическим каталогом; Работать с детской периодикой. |
Раздел «Творческая деятельность» | |||
Самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника; Рисовать словесные картины к художественным произведениям; Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; Находить в произведении средства художественной выразительности ( сравнения, эпитеты); Составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.; Воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения; Отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для создания целостного художественного образа; Читать по ролям литературное произведение; Использовать различные способы работы с деформированным текстом; | Внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать её смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения; Драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых ситуациях с переменой ролей: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссёра, художника, автора текста; Составлять рассказы в стиле определённого писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере); Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения | Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом ( устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана); Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта | Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; Способам написания изложения. |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | |||
Знать имена 3-4 авторов и классиков русской литературы; Знать 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения; Знать наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы; Знать имена и фамилии 7-8 писателей – авторов прочитанных произведений; Различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных; Выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм; Ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему; Различать художественные и научно - познавательные произведения; Находить книгу из рекомендуемого списка литературы; Самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста. | Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы) | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака; Отличать прозаический текст от поэтического; Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы) | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора); Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста) |
4 класс. | |||
Учащиеся 4 класса научатся | Учащиеся 4 класса получат возможность научиться | Выпускник научится | Выпускник научится |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | |||
Читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту; Читать про себя произведения различных жанров; Читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста; Передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения; Находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет; Находить метафоры и сравнения на примере загадки; Различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов; Пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко; Соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; Составлять план, озаглавливать текст; Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения; Находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям; Находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях; Пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы); Определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие; Произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д; Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту; Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу. | Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; писать отзыв о прочитанной книге; Работать с тематическим каталогом; Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя); | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику ( художественный, научно- популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно- популярному и художественному тексту; Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; Использовать различные формы интерпретации содержания текста: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно - популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой | Воспринимать художественную литературу как вид искусства; Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; Доказывать и подтверждать фактами ( из текста) собственное суждение; На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге; Работать с тематическим каталогом; Работать с детской периодикой |
Раздел «Творческая деятельность» | |||
Пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием; Придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения; Устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст; Предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев; Воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение; Самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты; Передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д; Самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- либо предмета. | Точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником; Придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена; Описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции; Создавать свой вариант сказки на известный сюжет; Составлять загадки с использованием метафор; Составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения; Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты. | Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом ( устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана); Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта | Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; Способам написания изложения. |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | |||
Знать наизусть 10-12 стихотворений; Знать 5-6 книг по темам детского чтения; Различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям; Различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки; Сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения; Сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии, ромашки, щенка и т. д); Сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой | Сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения. | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака; Отличать прозаический текст от поэтического; Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы) | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора); Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста) |
Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащего речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Уметь задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличения от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово ( словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передачи их с помощью интонирования.
Чтение «про себя»
Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно - познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, просмотровое, выборочное. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-познавательном - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно - познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значения слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя, Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно- нравственным традициям России.
Осмысление нравственно - этических понятий, раскрытых в литературно- художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно - духовного общения людей: не делай другого того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение. Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными , научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов ( по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи )
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзыв о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX – XX веков; классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно - популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения с детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение», «Читалочка- обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств художественной выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, звукописи (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность учащихся
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование, выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом ( установление причинно- следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно- художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки с стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове(с помощью учителя).
Распределение часов по разделам
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Вводный урок (1ч) | 1 |
2 | Книги- мои друзья (4ч) | 4 |
3 | Жизнь дана на добрые дела (17ч) | 17 |
4 | Волшебная сказка (15ч) | 15 |
5 | Люблю всё живое (20ч) | 20 |
6 | Картины русской природы (12ч) | 12 |
7 | Великие русские писатели (30ч) | 30 |
8 | Литературная сказка (19ч) | 19 |
9 | Картины родной природы (14ч) | 14 |
132 |
Контрольные работы
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
4 ч | 7 ч | 6 ч | 9 ч |
Тематическое планирование уроков литературного чтения(Авторы: Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина) 3 класс (132ч)
Перечень учебно-методического обеспечения и литературы
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения. | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
| В программе определены цели начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально- техническое обеспечение. |
Учебники
| Методический аппарат учебников ориентирует учащихся на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовый материал учебников способствует духовно- нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно- этических понятий ( дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям) |
Пособия для учащихся
| |
Методические пособия
| В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, основные положения программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам |
Книги для учителей
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...