«И. Я. Билибин– иллюстратор сказок А. С. Пушкина.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Масликова Елена Николаевна

Конспект урока по литературному чтению на тему "И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i._ya._bilibin_-_illyustrator_skazok_a._s._pushkina.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: «И. Я. Билибин– иллюстратор сказок А. С. Пушкина.»

Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством художника-иллюстратора И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словесною и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научиться сравнивать произведение словесного и изобразительного искусства; знать творчество художника-иллюстратора И. Билибина; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем - и урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно, чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе, все конечно молодцы!

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

речевая разминка. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

Актуализация знаний

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренние морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

- Прочитайте жужжащим способом.

- Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали, проводя речевую разминку? (Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.) 

- Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены оперы и балеты, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке - это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.

- Послушайте песню композитора Г. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».

Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов.

- Вспомните, для чего в книге помещаются иллюстрации.

- Определите тему и цели урока.

Слушать учителя.

Выполнять задание учителя.

Читать стихотворение.

Выполнять речевую разминку.

Выполнять задание учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Воспринимать речь учителя.

Слушать песню.

Строить речевые высказывания.

Определять тему и цели урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Работа по теме урока

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде.

15 мин.

- Рассмотрите иллюстрации к сказке А.С. Пушкина. Опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.

- Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (Ответы детей.)

- Давайте прочитаем определение этого слова, на странице 42 в учебнике.

- Запомните это понятие.

- Ребята, иллюстрации, которые мы с вами рассмотрели, нарисовал Иван Яковлевич Билибин.

- Вы что-нибудь знаете об этом иллюстраторе?

- Откройте учебник на странице 43, запишите имя и годы жизни художника.

- А сейчас, давайте по цепочке, по абзацу, прочитаем его биографию.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике, на странице 43. К какому произведению эти иллюстрации? (Сказка о царе Салтане…)

- Найдите и прочитайте отрывок из сказки к каждой из них.

Рассматривать иллюстрации на слайде и анализировать их.

Читать определение понятия.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать биографию иллюстратора.

Читать отрывки из сказки.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик.

Покатился по дорожке

Подождал меня немножко

Наклонюсь, возьму его

И подброшу высоко.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с пословицами.

15 мин.

- Сейчас, представьте что вы работаете иллюстраторами. Возьмите в руки цветные карандаши, выберите из сказки о царе Салтане ваш самый любимый момент, и нарисуйте в своих тетрадях, иллюстрацию к нему.

- Прочитайте пословицы и поговорки, на слайде. Объясните их смысл.

- Где счастье плодится, там и зависть родится.

- Завистливый злее волка голодного.

- Зависть прежде нас родилась.

- Где несчастье, там зависти нет.

- Определите тему прочитанных пословиц и поговорок. (Зависть.)

- Какую роль сыграла она в сказке?

- Зависть бывает черная и белая. Попробуйте объяснить эти выражения.

Слушать учителя.

Рисовать иллюстрацию.

Читать пословицы, объяснять их смысл.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Кто такой И. Я. Билибин?

- Дайте определение слова иллюстрация.

- Легко ли быть иллюстратором?

- Давайте вспомним цели урока.

- Можно ли сказать, что мы добились целей?

- Что вы узнали нового?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Принести на урок книги И.А. Крылова. Читать его произведения.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Все молодцы!

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"

На  уроке  дети  доказывают  в  чем  прелесть  сказок  А.С.Пушкина.  Их  легко  читать,  иллюстрировать,  пересказывать,  инсценир...

Мир сказок А.С.Пушкина

Данный урок литературного чтения можно проводить по любой программе....

«ГЕРОИ СКАЗОК А. С. ПУШКИНА» (викторина)

Отрывки из произведений А.С.Пушкина помогут дать правильный ответ на вопрос....

В чём прелесть сказок А.С. Пушкина?

Разработка урока литературного чтения "В чём прелесть сказок А.С. Пушкина". 4 класс. Дети вспоминают сказки А.С. Пушкина, выясняют в чём их прелесть, разбириаются, чем авторская сказка отличается от р...

Игровая итоговая викторина «Знатоки сказок А.С. Пушкина»

Закрепить и уточнить полученные ранее знания детей о сказках А.С.  Пушкина, формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, учить работать в команде,  выстраивать события в...

По дорогам сказок А.С.Пушкина

Данная работа представляет собой урок внеклассного чтения по теме " Сказки Пушкина", который проводится в форме викторины.........