Урок внеклассного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: внеклассное чтение . Стихи А.Л. Барто.
Цель: познакомить учащихся с творчеством Агнии Барто; закрепить понятия «юмор» и «сатира».
Планируемые результаты:
- совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения (Р);
- формировать умение работать с поэтическим текстом (Р);
- воспитание нравственных качеств (В)
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь. | - развитие умения работать с информацией; - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е.формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее. | - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | - Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. | |
2. Речевая разминка | -Подготовим наш речевой аппарат к работе. Прочитаем строчки из стихотворения медленно: -Идет бычок качается, Вздыхает на ходу. Ой, досточка качается, Сейчас я упаду. -Прочитаем шепотом, чуть громче, громко. Прочитаем медленно, быстрее, быстро. -Ребята, кто автор этого стихотворения? На доске слова-перевертыши: САТИРА, ЮМОР. Почему эти слова я выбрала как ключевые? Объясните значение каждого слова. | -Агния Барто - Сатира - высмеивание кото0то или чего-то Юмор - увидеть смешную сторону в чем либо. |
3.Сообщение темы и цели урока | - Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворениями Агнии Львовны Барто. - Эпиграфом к нашему уроку будут слова Агнии Львовны Барто: « Улыбнись на счастье!» | - Мы продолжаем искать разгадку тайны сатиры и юмора. |
4.Подготовительная работа | - Когда-то давным-давно, еще до войны сочинила А. Барто шутливую песенку «Вежливый вальс» (сл. 2) Пусть грубость исчезнет навеки, Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых людей Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли, Он принял и вежливым стал. - Что и говорить хорошо бы иметь лекарство от подобных болезней, проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А.Барто – любимый поэт всех детей. - Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А.Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем ее стихов был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо правильно писать стихи. Но Агнию Львовну в то время манило другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. ( ей тогда было всего 19 лет) вышла в свет ее первая книжка «Китайчонок Ван Ли и мишка воришка». Стихи очень понравились читателям. А. Барто часто можно было встретить среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: «Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное». Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение. - А знаете ли вы творчество А. Барто? Назовите: 1) Имя мальчика, у которого добрая душа? (Вовка) 2) Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка) 3) Подруга Тамары, с которой она ходила парой? ( Таня) 4) Стихотворение, которое начинается словами: Весна, весна на улице Весенние деньки: (Веревочка) 5) Продолжите: «Три очка за:» (старичка) «Ленточка с:» (букетом) «Мы не заметили жука:» (и рамы зимние закрыли) «Леша, Лешенька, сделай одолжение:» ( выучи, пожалуйста, таблицу умножения). - Агния Барто говорила, что к детям надо постоянно присматриваться, нужно знать их интересы, увлечения. Чувствовать, о чем они думают. Есть у Барто одна необычная книга «Переводы с детского». Агния Барто много путешествовала, была в Болгарии, Исландии, Америке и отовсюду привозила стихи «невеликих поэтов» - так она в шутку их называла. «Переводы с детского» - это стихи Агнии Барто, написанные от имени детей, встреченных ею во время этих поездок. Этот сборник оформлен рисунками учеников художественных школ. Всю жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. В рабочем кабинете писательницы на стене в рамке висел небольшой листок бумаги. На нем крупным, четким почерком написано: Уронили мишку на пол: Ю. Гагарин Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавт Земли на встрече с писателями. -Агния Львовна Барто писала не только стихи. У нее есть несколько сценариев для кинофильмов: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Черный котенок» и др. Многие стихотворение А. Барто стали песнями: «Любитель- рыболов», «Любаша», «Лешенька, Лешенька». Агния Барто была не только детским писателем. В годы Великой Отечественной Войны она написала много стихов героических. Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент «Комсомольской правды». С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать на радио. Она вела передачу «Найти человека».ей удалось соеденить 927 семей разлученных войной. Из полученных писем была составлена в 1969 первая книга прозы «Найти человека» - А как сейчас называется такая передача, которая помогает найти пропавших людей? - Давайте просмотрим отрывок о том, как проходили эти радиовещания. Посмотрите на выставку книг. | |
5. Работа над стихотворениями А.Барто | - Давайте предположим, какие могут быть по настроению стихотворения А. Барто? - На какую тему они? Первую группу стихотворении , которые мы с вами прочитаем и разберем, вы узнаете , разгадав ребус
Давайте прочитаем и разберем стихотворения по плану. 1. Название стихотворения 2. Тема стихотворения 3. Главная мысль стихотворения 4. Юмористическое или сатирическое 5. Какое настроение вызывает - Давайте попробуем составить свое стихотворение - пятистишие. Синквейн 1 срока - существительное ( о чем) 2 строка - два прилагательных (описание ) 3 строка - три глагола ( рассказывают о действии темы) 4 строка - предложение из четырех слов ( выражает суть темы) 5 строка - слово (суть темы) Школа Большая, светлая Встречает, учит, воспитывает Дети приходят за знаниями в школу. Знания - О ком в основном пишет Агния Барто? - Как вы считаете почему? - Как в своих стихотворениях, она называет детей? Давайте прочитаем и проанализируем их . - Какими здесь показаны дети? - А какие вы? - Только ли о детях пишет поэтесса? - Назовите стихотворения о животных, которые вы читали? - Легко ли собаки подаются воспитанию? Что для этого нужно? _ Можете ли вы себя назвать любознательным учеником? - В чем это проявляется? - Есть ли у Агнии Львовны стихотворения , посвященные наблюдениям детей? _-прочитайте их - Вспомните себя в детстве. Как часто вы помогали взрослым? В чем это проявлялось? - А какие дети-помощники в стихотворениях А. Барто? - Узнаете себя? - Сравните Таню и мальчика - маляра. - Какое у Вас было настроение на протяжении всего урока? - Какую бы картину вы нарисовали? Какую показали бы природу? - Перечислите стихотворения из цикла о природе. Попробуем прочитать их под музыку. | - школа. - Читают выразительно и анализируют стихотворение. - составляют синквейн - о детях - делают предположения - ласково по имени. - отвечают на вопросы - Нет. Она еще пишет о животных. - сторож, Собака, Рыжик - нет - время, терпение, специальная тактика - Юный натуралист, Лимон - - в одних стихотворениях дети помогают взрослым, а в других только делают вид. - (Сравнивают героев .) - Гроза, Дождь в лесу |
7. Итог урока | -Согласны ли вы что стихи Агнии Барто – это «незаметное воспитание»? Объясните вашу точку зрения. - Сатира А.Барто острая, но не злая, автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков, знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка. Прошло уже более 100 лет со дня рождения А. Барто и сколько бы лет не прошло, стихи Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против всего того, что существует и в современной жизни, с чем и сейчас ведется работа. -Поэтические сокровища Барто будут принадлежать во все времена и всем поколениям (портрет). | |
8. Рефлексия | -Ребята, интересно ли вам было на уроке? -С каким настроением вы уходите с урока? (покажите мимикой) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"
Конспект урока, используемая литература....
урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения
На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...