Русская народная сказка "Каша из топора" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-Г классе
Урок №17 01.10.2018 г.
Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Цели урока:
- Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
- Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом, кроссвордом.
- Развивать мышление, внимание, память.
Задачи:
1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием.
2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач, встречающихся в жизни.
3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев. Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности. Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения
Личностные:
Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные.
Познавательные умения: применять методы информационного поиска.
Регулятивные умения: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные умения: слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
Ход урока.
- Организационный момент. Слайд 1
- Проверка домашнего задания.
Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью.
а) Вот вздумала лиса…
б) А лиса наварила…
в) Журавль стук-стук…
г) А лисица лижет…
д) На другой день…
е) И так зайдёт…
ж) Думала, что наестся…
- Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась?
Давайте придумаем, как помирить наших героев?
- Выразительное чтение, рисунок.
III. Постановка цели урока.
- Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2 « Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок »
- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
- Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, (Слайд 3 ) в них обязательно должны быть чудеса, о животных
в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,
есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.
Бытовые сказки появились позже всех. События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях. Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.
- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»
(Слайд 4 ) Русская народная сказка «Каша из топора»
IV.Изучение нового материала.
1. Словарная разминка. (Слайд 5)
Побывка – недолгое пребывание на родине.
Служивый – солдат.
Притомиться – устать.
2.Читают подготовленные дети, словарная работа.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить – прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.
Котел – большой металлический сосуд для варка пищи.
Коли – если бы
Этакую – такую.
Сметка – смекалка.
ФИЗМИНУТКА)
3. Первичная проверка понимания:
- Понравилась сказка? Чем понравилась?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом? (соль, крупа, масло)
- Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)
- Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоволь», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
- Почему он так поступил?
- Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Слайд 8 )
V.ФИЗМИНУТКА
VI. Закрепление знаний.
- Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
- Догадка и смекалка не хуже разума.
- Сметка дороже всего.
- Глупый киснет, а умный всё промыслит.
2.Повторное чтение.
Дети читают по цепочке, по ролям.
3.Работа над текстом.
- Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )
- Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )
- Работа с тетрадью.
- Разгадать кроссворд (топор, вода, соль, крупа, масло) (Слайд 11 )
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
| |
3 |
|
|
| |
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
VII. Итог урока .
1. Беседа.
-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете на чьей стороне сказитель?
- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается», над кем он посмеивается?
-Чему учит сказка? Какова её основная мысль?
(Сказка учит быть находчивым, смекалистым, решительным, щедрым
и высмеивает жадность, лень.)
VIII. Домашнее задание.
- Подготовиться к чтению по ролям. Стр.44-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русским народным сказкам в 1 классе.
Разработка внеклассного мероприятия по чтению в 1 классе....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...

Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс
Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....

Презентация к уроку внеклассного чтения" « Образ лисы в русских народных сказках»" 2,4 класс
Цель: развитие читательского интереса у младших школьников....

Презентация. Обобщающий урок на тему "Русские народные сказки". Викторина. 2 класс.
Викторина для детей на знание русских народных сказок....
Конспект урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны
Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки»...
- Мне нравится (1)