Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Соловьёва Оксана Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2016)  «Школа России».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса литературное чтение

в 4 классе

                                                     

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2016)  «Школа России».

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе  отводится 102 ч (3 ч внеделю, 34 учебных недели)


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

№ темы

Наименование разделов

Кол-во часов по программе

Планируемое количество часов учителем

Контроль

Примечание

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

2

Летописи, былины, жития

9

9

3

Чудесный мир классики

15

15

4

Поэтическая тетрадь

11

11

5

Литературные сказки

11

10+1

Промежуточная к/р

1 час на промежуточный контроль

6

Делу время – потехе час

7

7

7

Страна детства

6

6

8

Поэтическая тетрадь

5

5

9

Природа и мы

9

9

10

Поэтическая тетрадь

6

6

11

Родина

7

7

12

Страна «Фантазия»

6

6

13

Зарубежная литература

9

8+1

Годовая  промежуточная  аттестация

Итого:

102

102


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительност

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименова

ние раздела/темы

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Знакомство с учебником по литературному чтению. Построение учебника (две части, произведения в каждой части объединены по разделам). Знакомство с названием раздела. Фамилии авторов учебника. Бережное отношение к учебнику, книге. Система условных обозначений. Тематический каталог. Содержание, словарь

Личностные:

Проявлять уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес и желание рассказывать о прочитанной книге

Предметные:

Познакомятся:
с историей создания книг, с размышлениями одноклассников, почему книгу называют великим чудом.

Научатся: пользоваться выходными данными, тематическим каталогом, оглавлением, аннотацией, словарем в конце учебника, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; знакомиться со структурой учебной книги по литературному чтению и ориентироваться в ней, находить необходимую информацию; предполагать на основе названия содержание главы; планировать работу по теме, используя условные обозначения; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; придумывать рассказы, используя различные источники информации.

Регулятивные: используя алгоритм или план, выполнять учебные задания и оценивать их в рамках учебного диалога; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника.

Коммуникативные: составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; работать в паре; рассматривать учебник, отвечать на вопросы; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

2

Летописи, былины, жития

9

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Личностные:

Проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о времени княжения вещего Олега

Предметные:

Познакомятся
с содержанием летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Научатся: толковать значения слов: летопись, монах-летописец, келья, Царьград, гривна, паволоки, узорочье; называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать ее содержание, называть основные события, описываемые в ней

Метапредметные:

Познавательные: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста летописи информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; определять отличительные особенности летописи.

Регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей, отраженных на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы
проекта, распределении ролей
и заданий между участниками группы

3

Чудесный мир классики

15

П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».

Личностные:

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Предметные:

Познакомятсяс творчеством П. П. Ершова и содержанием его сказки «Конек-горбунок».

Научатся: объяснять значения новых слов, пересказывать основное содержание произведения, определять признаки народной сказки в литературной сказке, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталога. Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка).

Коммуникативные: понимать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обя-
занностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

4

Поэтическая тетрадь

11

Ф. И. Тютчев  «Еще  земли  печален  вид...»,  «Как  неожиданно  и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов  «Школьник»,  «В  зимние  сумерки  нянины  сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».

Личностные:

Осуществлять эмоциональный отклик на лирическое произведение

Предметные:

Познакомятся
с творчеством
Ф. И. Тютчева и содержанием его произведений «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».
 

Научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, ыразительно, передавая свое отношение к прочитанному, понимать содержание литературного произведения: тема.

 Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осмысливать прочитанные произведения; создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

5

Литературные сказки

11

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Личностные:

Рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чувства и эмоции

Предметные:

Познакомятся:
с понятием
 «научно-познавательная сказка», с творчеством
В. Ф. Одоевского и содержанием его произведения «Городок в табакерке».

Научатся: создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, формулировать вывод, читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

6

Делу время – потехе час

7

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

 

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся
с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.

Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Коммуникативные: готовить презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

7

Страна детства

6

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Предметные:

Познакомятся с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков.

Научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям
(или одному из двух оснований), определять особенности построения и основную целевую установку повествования, сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические.

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

8

Поэтическая тетрадь

5

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Личностные:

Расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто
к ней обращается

Предметные:

Познакомятсяс произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

Научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовле-творенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

9

Природа и мы

9

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, прини-мать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

10

Поэтическая тетрадь

6

Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся с произведением Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

Научатся: анализировать стихотворные тексты, характеризовать поэзию Б. Пастернака, читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока.

11

Родина

7

И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Предметные:

Научатся: собирать информацию по данному проекту, создавать альбом, посвященный художнику слова, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному.

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

12

Страна «Фантазия»

6

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся:
с понятием научно-фантастической литературы, с произведением
Е. С. Велтистова «Приключения Электроника».

Научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература», характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга, вести диалог

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

13

Зарубежная литература

9

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского миро-воззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Предметные:

Познакомятся:
с произведениями о путешествиях, приключениях, фантастикой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

Научатся: выполнять работу в группах, давать характеристику героям определять тему и основную мысль произведения, пересказывать эпизоды из произведения, выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; определять основную идею произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; Коммуникативные: озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы; пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Вид контроля

Дата

План

Факт

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1/1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

1

01.09

2

Летописи, былины, жития

9

2/1

Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

04.09

3/2

"Из Летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

06.09

4/3

 Былина и ее герои. Особенности былины как жанра.

Былина «Ильины три поездочки»

1

08.09

5/4

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

11.09

6/5

Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского

1

13.09

7/6

Детство Варфоломея. Юность  Варфоломея.

1

15.09

8/7

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин.

1

18.09

9/8

Проект «Календарь исторических событий»

1

20.09

10/9

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития»

1

проверочная работа

22.09

2

Чудесный мир  классики

15

11/1

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

25.09

12/2

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев

1

27.09

13/3

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье!»Авторское отношение к изображаемому.

1

29.09

14/4

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной

1

02.10

15/5

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика  героев, отношение к ним.

1

04.10

16/6

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика  героев, отношение к ним.

06.10

17/7

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

1

09.10

18/8

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение

1

11.10

19/9

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

13.10

20/10

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

1

16.10

21/11

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа

1

18.10

22/12

Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого.

1

20.10

23/13

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

23.10

24/14

А.П. Чехов «Мальчики».  Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

1

25.10

25/15

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».

1

проверочная работа

27.10

3

Поэтическая тетрадь

11

26/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».  

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

1

27/2

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1

28/3

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении

1

29/4

А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения

1

30/5

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения

1

31/6

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

1

32/7

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении

1

33/8

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение

1

34/9

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

1

35/10

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

36/11

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

проверочная работа

5

Литературные сказки

11

37/1

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» . 

1

38/2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1

39/3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

1

40/4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения..

1

41/5

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Главная мысль

1

42/6

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

43/7

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения.  Авторское отношение.

1

44/8

45/9

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1

46/10

Обобщающий урок  по разделу «Литературные сказки»

1

47/11

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Литературные сказки»

1

Промежуточный контроль, проверочная работа

6

Делу время – потехе час

7

48/1

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час». Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

1

49/2

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

1

50/3

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1

51/4

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1

52/5

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского

1

53/6

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.  Герои произведения.

1

54/7

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1

7

Страна детства

6

55/1

Знакомство с названием раздела «Страна детства».

 Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

56/2

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1

57/3

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1

58/4

М.М. Зощенко «Ёлка» Герои произведения

1

59/5

Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства»

1

60/6

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Страна детства».

1

проверочная работа

8

Поэтическая тетрадь  

5

61/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».

1

62/2

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».   Развитие чувства в лирическом стихотворении

1

63/3

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

64/4

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».  Тема детства в произведениях.  

1

65/5

  • Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

проверочная работа

9

Природа и мы

9

66/1

Знакомство с названием раздела «Природа и мы»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка.

1

67/2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа.  Отношение человека к природе.

1

68/3

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя.

1

69/4

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

1

70/5

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения.

1

71/6

Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка.

1

72/7

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ

1

73/8

Проект «Природа и мы»

1

74/9

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

1

проверочная работа

10

Поэтическая тетрадь

6

75/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

76/2

С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении.

1

77/3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в произведении.

1

78/4

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в в сентябре в лирическом произведении.

1

79/5

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1

80/6

Оценка достижений..  Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

проверочная работа

11

Родина

7

81/1

Знакомство с названием раздела «Родина»

1

82/2

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

83/3

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

84/4

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение.

1

85/5

Проект «Они защищали Родину»

1

86/6

Обобщающий урок по разделу «Родина

1

87/7

 Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Родина».

1

проверочная работа

12

Страна Фантазия

6

88/1

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

1

89/2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

1

90/3

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

1

91/4

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

92/5

Обобщающий урок по разделу  « Страна Фантазия 

1

93/6

 Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

1

проверочная работа

13

Зарубежная литература

9

94/1

Знакомство с названием раздела

«Зарубежная литература»

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

95/2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов. Особенности их характеров.

1

96/3

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская  сказка.

1

97/4

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части.

1

98/5

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

1

99/6

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

100/7

С. Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»

1

101/8

Обобщающий урок по разделу  «Зарубежная литература».

1

102/9

 Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

1

Итоговая промежуточная аттестация

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...