Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2016) «Школа России».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса литературное чтение
в 4 классе
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2016) «Школа России».
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 ч (3 ч внеделю, 34 учебных недели)
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительност
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименова ние раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1. | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Знакомство с учебником по литературному чтению. Построение учебника (две части, произведения в каждой части объединены по разделам). Знакомство с названием раздела. Фамилии авторов учебника. Бережное отношение к учебнику, книге. Система условных обозначений. Тематический каталог. Содержание, словарь | Личностные: Проявлять уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес и желание рассказывать о прочитанной книге Предметные: Познакомятся: Научатся: пользоваться выходными данными, тематическим каталогом, оглавлением, аннотацией, словарем в конце учебника, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; знакомиться со структурой учебной книги по литературному чтению и ориентироваться в ней, находить необходимую информацию; предполагать на основе названия содержание главы; планировать работу по теме, используя условные обозначения; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; придумывать рассказы, используя различные источники информации. Регулятивные: используя алгоритм или план, выполнять учебные задания и оценивать их в рамках учебного диалога; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника. Коммуникативные: составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; работать в паре; рассматривать учебник, отвечать на вопросы; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению |
2 | Летописи, былины, жития | 9 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского». | Личностные: Проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о времени княжения вещего Олега Предметные: Познакомятся Научатся: толковать значения слов: летопись, монах-летописец, келья, Царьград, гривна, паволоки, узорочье; называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать ее содержание, называть основные события, описываемые в ней Метапредметные: Познавательные: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста летописи информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; определять отличительные особенности летописи. Регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей, отраженных на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы |
3 | Чудесный мир классики | 15 | П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики». | Личностные: Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается Предметные: Познакомятсяс творчеством П. П. Ершова и содержанием его сказки «Конек-горбунок». Научатся: объяснять значения новых слов, пересказывать основное содержание произведения, определять признаки народной сказки в литературной сказке, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталога. Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка). Коммуникативные: понимать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обя- |
4 | Поэтическая тетрадь | 11 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад». | Личностные: Осуществлять эмоциональный отклик на лирическое произведение Предметные: Познакомятся Научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, ыразительно, передавая свое отношение к прочитанному, понимать содержание литературного произведения: тема. Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осмысливать прочитанные произведения; создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строить диалог в паре или группе, задавать вопросы |
5 | Литературные сказки | 11 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | Личностные: Рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чувства и эмоции Предметные: Познакомятся: Научатся: создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, формулировать вывод, читать осознанно текст художественного произведения «про себя» Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания |
6 | Делу время – потехе час | 7 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
| Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения Предметные: Познакомятся Научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков Метапредметные: Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры. Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы. Коммуникативные: готовить презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы |
7 | Страна детства | 6 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка». | Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений Предметные: Познакомятся с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков. Научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства». | Личностные: Расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто Предметные: Познакомятсяс произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовле-творенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»). |
9 | Природа и мы | 9 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения Предметные: Познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста. Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Коммуникативные: формулировать цель работы группы, прини-мать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции |
10 | Поэтическая тетрадь | 6 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка». | Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения Предметные: Познакомятся с произведением Б. Л. Пастернака «Золотая осень». Научатся: анализировать стихотворные тексты, характеризовать поэзию Б. Пастернака, читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока. |
11 | Родина | 7 | И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». | Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений Предметные: Научатся: собирать информацию по данному проекту, создавать альбом, посвященный художнику слова, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному. Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания |
12 | Страна «Фантазия» | 6 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения Предметные: Познакомятся: Научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература», характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга, вести диалог Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания |
13 | Зарубежная литература | 9 | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». | Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского миро-воззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений Предметные: Познакомятся: Научатся: выполнять работу в группах, давать характеристику героям определять тему и основную мысль произведения, пересказывать эпизоды из произведения, выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; определять основную идею произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; Коммуникативные: озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы; пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей |
Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид контроля | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |||
1/1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | 1 | 01.09 | ||
2 | Летописи, былины, жития | 9 | |||
2/1 | Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | 04.09 | ||
3/2 | "Из Летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 | 06.09 | ||
4/3 | Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки» | 1 | 08.09 | ||
5/4 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 | 11.09 | ||
6/5 | Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского | 1 | 13.09 | ||
7/6 | Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. | 1 | 15.09 | ||
8/7 | Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин. | 1 | 18.09 | ||
9/8 | Проект «Календарь исторических событий» | 1 | 20.09 | ||
10/9 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | проверочная работа | 22.09 | |
2 | Чудесный мир классики | 15 | |||
11/1 | Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | 25.09 | ||
12/2 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев | 1 | 27.09 | ||
13/3 | А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье!»Авторское отношение к изображаемому. | 1 | 29.09 | ||
14/4 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной | 1 | 02.10 | ||
15/5 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | 1 | 04.10 | ||
16/6 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | 06.10 | |||
17/7 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | 1 | 09.10 | ||
18/8 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение | 1 | 11.10 | ||
19/9 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | 1 | 13.10 | ||
20/10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев. | 1 | 16.10 | ||
21/11 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа | 1 | 18.10 | ||
22/12 | Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого. | 1 | 20.10 | ||
23/13 | Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» | 1 | 23.10 | ||
24/14 | А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа. | 1 | 25.10 | ||
25/15 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | проверочная работа | 27.10 | |
3 | Поэтическая тетрадь | 11 | |||
26/1 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…». | 1 | |||
27/2 | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. | 1 | |||
28/3 | А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении | 1 | |||
29/4 | А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения | 1 | |||
30/5 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения | 1 | |||
31/6 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | 1 | |||
32/7 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении | 1 | |||
33/8 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение | 1 | |||
34/9 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 1 | |||
35/10 | Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | |||
36/11 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | проверочная работа | ||
5 | Литературные сказки | 11 | |||
37/1 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» . | 1 | |||
38/2 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. | 1 | |||
39/3 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ. | 1 | |||
40/4 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.. | 1 | |||
41/5 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Главная мысль | 1 | |||
42/6 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 1 | |||
43/7 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение. | 1 | |||
44/8 | |||||
45/9 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении. | 1 | |||
46/10 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки» | 1 | |||
47/11 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Литературные сказки» | 1 | Промежуточный контроль, проверочная работа | ||
6 | Делу время – потехе час | 7 | |||
48/1 | Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час». Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл. | 1 | |||
49/2 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения. | 1 | |||
50/3 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение. | 1 | |||
51/4 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Особенности юмористического текста. Авторское отношение. | 1 | |||
52/5 | Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского | 1 | |||
53/6 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | 1 | |||
54/7 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час». | 1 | |||
7 | Страна детства | 6 | |||
55/1 | Знакомство с названием раздела «Страна детства». Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | |||
56/2 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. | 1 | |||
57/3 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. | 1 | |||
58/4 | М.М. Зощенко «Ёлка» Герои произведения | 1 | |||
59/5 | Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства» | 1 | |||
60/6 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Страна детства». | 1 | проверочная работа | ||
8 | Поэтическая тетрадь | 5 | |||
61/1 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». | 1 | |||
62/2 | В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении | 1 | |||
63/3 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении. | 1 | |||
64/4 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях. | 1 | |||
65/5 |
| 1 | проверочная работа | ||
9 | Природа и мы | 9 | |||
66/1 | Знакомство с названием раздела «Природа и мы» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка. | 1 | |||
67/2 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. | 1 | |||
68/3 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя. | 1 | |||
69/4 | М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. | 1 | |||
70/5 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения. | 1 | |||
71/6 | Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка. | 1 | |||
72/7 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ | 1 | |||
73/8 | Проект «Природа и мы» | 1 | |||
74/9 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Природа и мы». | 1 | проверочная работа | ||
10 | Поэтическая тетрадь | 6 | |||
75/1 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | 1 | |||
76/2 | С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении. | 1 | |||
77/3 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в произведении. | 1 | |||
78/4 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в в сентябре в лирическом произведении. | 1 | |||
79/5 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения. | 1 | |||
80/6 | Оценка достижений.. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | проверочная работа | ||
11 | Родина | 7 | |||
81/1 | Знакомство с названием раздела «Родина» | 1 | |||
82/2 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 | |||
83/3 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | |||
84/4 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение. | 1 | |||
85/5 | Проект «Они защищали Родину» | 1 | |||
86/6 | Обобщающий урок по разделу «Родина | 1 | |||
87/7 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Родина». | 1 | проверочная работа | ||
12 | Страна Фантазия | 6 | |||
88/1 | Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. | 1 | |||
89/2 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | 1 | |||
90/3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра. | 1 | |||
91/4 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. | 1 | |||
92/5 | Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия | 1 | |||
93/6 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия». | 1 | проверочная работа | ||
13 | Зарубежная литература | 9 | |||
94/1 | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература» Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | |||
95/2 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов. Особенности их характеров. | 1 | |||
96/3 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | 1 | |||
97/4 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. | 1 | |||
98/5 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | 1 | |||
99/6 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. | 1 | |||
100/7 | С. Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете» | 1 | |||
101/8 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». | 1 | |||
102/9 | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература». | 1 | Итоговая промежуточная аттестация | ||
Итого | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...