Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Соловьёва Оксана Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2016)  «Школа России».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса литературное чтение

в 4 классе

                                                     

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2016)  «Школа России».

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе  отводится 102 ч (3 ч внеделю, 34 учебных недели)


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

№ темы

Наименование разделов

Кол-во часов по программе

Планируемое количество часов учителем

Контроль

Примечание

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

2

Летописи, былины, жития

9

9

3

Чудесный мир классики

15

15

4

Поэтическая тетрадь

11

11

5

Литературные сказки

11

10+1

Промежуточная к/р

1 час на промежуточный контроль

6

Делу время – потехе час

7

7

7

Страна детства

6

6

8

Поэтическая тетрадь

5

5

9

Природа и мы

9

9

10

Поэтическая тетрадь

6

6

11

Родина

7

7

12

Страна «Фантазия»

6

6

13

Зарубежная литература

9

8+1

Годовая  промежуточная  аттестация

Итого:

102

102


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительност

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименова

ние раздела/темы

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Знакомство с учебником по литературному чтению. Построение учебника (две части, произведения в каждой части объединены по разделам). Знакомство с названием раздела. Фамилии авторов учебника. Бережное отношение к учебнику, книге. Система условных обозначений. Тематический каталог. Содержание, словарь

Личностные:

Проявлять уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес и желание рассказывать о прочитанной книге

Предметные:

Познакомятся:
с историей создания книг, с размышлениями одноклассников, почему книгу называют великим чудом.

Научатся: пользоваться выходными данными, тематическим каталогом, оглавлением, аннотацией, словарем в конце учебника, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; знакомиться со структурой учебной книги по литературному чтению и ориентироваться в ней, находить необходимую информацию; предполагать на основе названия содержание главы; планировать работу по теме, используя условные обозначения; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; придумывать рассказы, используя различные источники информации.

Регулятивные: используя алгоритм или план, выполнять учебные задания и оценивать их в рамках учебного диалога; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника.

Коммуникативные: составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; работать в паре; рассматривать учебник, отвечать на вопросы; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

2

Летописи, былины, жития

9

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Личностные:

Проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о времени княжения вещего Олега

Предметные:

Познакомятся
с содержанием летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Научатся: толковать значения слов: летопись, монах-летописец, келья, Царьград, гривна, паволоки, узорочье; называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать ее содержание, называть основные события, описываемые в ней

Метапредметные:

Познавательные: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста летописи информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; определять отличительные особенности летописи.

Регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей, отраженных на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы
проекта, распределении ролей
и заданий между участниками группы

3

Чудесный мир классики

15

П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».

Личностные:

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Предметные:

Познакомятсяс творчеством П. П. Ершова и содержанием его сказки «Конек-горбунок».

Научатся: объяснять значения новых слов, пересказывать основное содержание произведения, определять признаки народной сказки в литературной сказке, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталога. Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка).

Коммуникативные: понимать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обя-
занностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

4

Поэтическая тетрадь

11

Ф. И. Тютчев  «Еще  земли  печален  вид...»,  «Как  неожиданно  и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов  «Школьник»,  «В  зимние  сумерки  нянины  сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».

Личностные:

Осуществлять эмоциональный отклик на лирическое произведение

Предметные:

Познакомятся
с творчеством
Ф. И. Тютчева и содержанием его произведений «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».
 

Научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, ыразительно, передавая свое отношение к прочитанному, понимать содержание литературного произведения: тема.

 Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осмысливать прочитанные произведения; создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

5

Литературные сказки

11

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Личностные:

Рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чувства и эмоции

Предметные:

Познакомятся:
с понятием
 «научно-познавательная сказка», с творчеством
В. Ф. Одоевского и содержанием его произведения «Городок в табакерке».

Научатся: создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, формулировать вывод, читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

6

Делу время – потехе час

7

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

 

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся
с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.

Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Коммуникативные: готовить презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

7

Страна детства

6

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Предметные:

Познакомятся с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков.

Научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям
(или одному из двух оснований), определять особенности построения и основную целевую установку повествования, сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические.

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

8

Поэтическая тетрадь

5

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Личностные:

Расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто
к ней обращается

Предметные:

Познакомятсяс произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

Научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовле-творенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

9

Природа и мы

9

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, прини-мать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

10

Поэтическая тетрадь

6

Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся с произведением Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

Научатся: анализировать стихотворные тексты, характеризовать поэзию Б. Пастернака, читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока.

11

Родина

7

И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Предметные:

Научатся: собирать информацию по данному проекту, создавать альбом, посвященный художнику слова, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному.

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

12

Страна «Фантазия»

6

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Предметные:

Познакомятся:
с понятием научно-фантастической литературы, с произведением
Е. С. Велтистова «Приключения Электроника».

Научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература», характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга, вести диалог

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

13

Зарубежная литература

9

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

Личностные:

Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского миро-воззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Предметные:

Познакомятся:
с произведениями о путешествиях, приключениях, фантастикой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

Научатся: выполнять работу в группах, давать характеристику героям определять тему и основную мысль произведения, пересказывать эпизоды из произведения, выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; определять основную идею произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; Коммуникативные: озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы; пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Вид контроля

Дата

План

Факт

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1/1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

1

01.09

2

Летописи, былины, жития

9

2/1

Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

04.09

3/2

"Из Летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

06.09

4/3

 Былина и ее герои. Особенности былины как жанра.

Былина «Ильины три поездочки»

1

08.09

5/4

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

11.09

6/5

Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского

1

13.09

7/6

Детство Варфоломея. Юность  Варфоломея.

1

15.09

8/7

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин.

1

18.09

9/8

Проект «Календарь исторических событий»

1

20.09

10/9

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития»

1

проверочная работа

22.09

2

Чудесный мир  классики

15

11/1

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

25.09

12/2

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев

1

27.09

13/3

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье!»Авторское отношение к изображаемому.

1

29.09

14/4

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной

1

02.10

15/5

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика  героев, отношение к ним.

1

04.10

16/6

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика  героев, отношение к ним.

06.10

17/7

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

1

09.10

18/8

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение

1

11.10

19/9

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

13.10

20/10

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

1

16.10

21/11

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа

1

18.10

22/12

Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого.

1

20.10

23/13

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

23.10

24/14

А.П. Чехов «Мальчики».  Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

1

25.10

25/15

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».

1

проверочная работа

27.10

3

Поэтическая тетрадь

11

26/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».  

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

1

27/2

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1

28/3

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении

1

29/4

А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения

1

30/5

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения

1

31/6

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

1

32/7

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении

1

33/8

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение

1

34/9

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

1

35/10

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

36/11

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

проверочная работа

5

Литературные сказки

11

37/1

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» . 

1

38/2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1

39/3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

1

40/4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения..

1

41/5

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Главная мысль

1

42/6

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

43/7

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения.  Авторское отношение.

1

44/8

45/9

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1

46/10

Обобщающий урок  по разделу «Литературные сказки»

1

47/11

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Литературные сказки»

1

Промежуточный контроль, проверочная работа

6

Делу время – потехе час

7

48/1

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час». Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

1

49/2

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

1

50/3

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1

51/4

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1

52/5

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского

1

53/6

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.  Герои произведения.

1

54/7

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1

7

Страна детства

6

55/1

Знакомство с названием раздела «Страна детства».

 Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

56/2

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1

57/3

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1

58/4

М.М. Зощенко «Ёлка» Герои произведения

1

59/5

Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства»

1

60/6

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Страна детства».

1

проверочная работа

8

Поэтическая тетрадь  

5

61/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».

1

62/2

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».   Развитие чувства в лирическом стихотворении

1

63/3

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

64/4

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».  Тема детства в произведениях.  

1

65/5

  • Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

проверочная работа

9

Природа и мы

9

66/1

Знакомство с названием раздела «Природа и мы»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка.

1

67/2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа.  Отношение человека к природе.

1

68/3

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя.

1

69/4

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

1

70/5

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения.

1

71/6

Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка.

1

72/7

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ

1

73/8

Проект «Природа и мы»

1

74/9

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

1

проверочная работа

10

Поэтическая тетрадь

6

75/1

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

76/2

С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении.

1

77/3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в произведении.

1

78/4

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в в сентябре в лирическом произведении.

1

79/5

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1

80/6

Оценка достижений..  Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

проверочная работа

11

Родина

7

81/1

Знакомство с названием раздела «Родина»

1

82/2

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

83/3

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

84/4

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение.

1

85/5

Проект «Они защищали Родину»

1

86/6

Обобщающий урок по разделу «Родина

1

87/7

 Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Родина».

1

проверочная работа

12

Страна Фантазия

6

88/1

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

1

89/2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

1

90/3

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

1

91/4

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

92/5

Обобщающий урок по разделу  « Страна Фантазия 

1

93/6

 Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

1

проверочная работа

13

Зарубежная литература

9

94/1

Знакомство с названием раздела

«Зарубежная литература»

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

95/2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов. Особенности их характеров.

1

96/3

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская  сказка.

1

97/4

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части.

1

98/5

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

1

99/6

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

100/7

С. Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»

1

101/8

Обобщающий урок по разделу  «Зарубежная литература».

1

102/9

 Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

1

Итоговая промежуточная аттестация

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...