Мой Пришвин
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
На уроке дети знакомятся с биографией и тврчеством М.М. Пришвина. Знакомство происходит с использованием дифференциации.Ребята работают в группах. Ведется полный анализ произведения "Выскочка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prishvin.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 классе.
Тема урока: Мой М.Пришвин.
Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Пришвина.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с рассказом М.Пришвина «Выскочка».
Воспитательная: прививать любовь к родному краю, природе; пробудить интерес к чтению книг писателя.
Развивающая: развитие умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.
Формируемые УУД:
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии поставленной задаче и условиями ее реализации.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации.
Личностные: развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других в паре, микрогруппе, коллективе.
Методы обучения:
*деятельностный
*дидактический
*репродуктивный
*проблемный
*частично - поисковый
Оборудование:
- портрет М. М. Пришвина;
- выставка книг;
- физическая карта России;
- экран, проектор;
- листы контроля, карточки с заданиями;
- толковые словари, словарь синонимов.
Ход урока.
- Организация обучающихся.
- Проверка домашнего задания.
- Друзья! Откройте свои карманные книжечки. В них должны быть заметки, которые вы сделали, наблюдая за какими-то, на ваш взгляд, необычными движениями в природе.
- Наверняка, вам хочется поделиться своими мыслями с товарищами.
- Подойдите к тому, с кем вам хочется обменяться мыслями. Поделитесь этой радостью открытия, и вы поймете, как ваша радость удвоится (обмениваются).
- Кто готов поделиться с нами своими наблюдениями? (1-2 наиболее интересные заметки прочесть)
- Много вокруг нас разных чудес, но не каждому дано это видеть. А вот внимательные зоркие глаза М.Пришвина видели. Благодаря необычному человеку, писателю М.М.Пришвину, который владел огромным богатством русского языка, знал его красоту и умел находить точные слова, мы можем это увидеть и даже услышать.
- Да и слышал ведун много того, чего другие не слышат. И природа доверяла ему свои тайны.
- Актуализация знаний. (Мысли Пришвина)
Слайды 3-8 (комментарии УЧИТЕЛЯ):
- Именно природа действует на наше сердце.
-А сколько друзей приходят к нему в лесу! И это все его друзья.
- А он радуется им и здоровается с ними: «Здравствуйте! Еще раз здравствуйте, милые вы мои, друзья!»
- И он понимает разговор цветов, деревьев, птиц, зверей.
-Он писал только правду и только о том, что увидел сам и сам пережил. И он называл свои произведения — «сказки про правду».
- Сам он жил и не мог наглядеться на мир и каждый день видел его новым, и каждый день жизни проводил в природе с огромным вниманием и радостью.
- Пока мы о нем ничего не знаем, но сейчас все вместе попробуем познакомиться.
IV. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ (работа в группах)
1 группа выполняет задание (карточка №1).
- Вставьте пропущенные слова в тексте.
Михаил Михайлович __________ родился в селе Хрущеве Орловской губернии 4 февраля 1873 года (в ____веке).
Отец Пришвина _________ Дмитриевич был помещиком. В своем имении он _______ конский завод, но вскоре задолжал большую сумму. Не выдержав _______, умер, оставив вдову с пятью детьми мал мала меньше. Мать Мария Ивановна с утра до _________ неустанно работала и всем своим детям позволила получить высшее ___________.
Гимназические дела Михаила _____ неважно. За дерзость учителю он был исключен из 4 класса гимназии и закончил реальное училище в Тюмени, где жил у дяди.
2 группа выполняет задание (карточка №2).
- В предложенном тексте найдите и запишите ответ на вопрос: какие черты характера помогли писателю преодолеть все жизненные испытания?
В Риге Пришвин заканчивает Политехнический техникум. За участие в работе революционного кружка юношей был арестован и целый год провел в тюрьме в одиночной камере. Отбыв 2 года в ссылке на родине, он едет за границу в Германию, где заканчивает университет в Лейпциге. На родину возвращается молодым агрономом и издает агрономические книги. Михаил Михайлович работал агрономом и сельским учителем, ученым – природоведом и военным журналистом, был путешественником, охотником, фотографом. Но главным делом в его жизни стала литература.
3 группа (карточка №3) выполняет задание:
- Найти и показать на карте названные в тексте географические объекты.
В 32 года Пришвину становится ясно: наука не его призвание. Он навсегда оставляет науку и устремляется в поиски своего настоящего дела. Охотник и путешественник, он много колесил по стране, чтобы записывать народные сказы и речь.
Бывал он и в Заполярье, и в Казахстане, и в Беломорье, и на Дальнем Востоке, и в Кавказских горах. На Кавказе его имя присвоено горному пику и озеру. С дорожной сумкой, фотоаппаратом, охотничьим ружьем, он путешествовал по среднерусским лесам и полям. Дороже всего писателю была средняя Россия, в которой он прожил всю свою жизнь.
4 группа (карточка №4) выполняет задание:
- Что хотел рассказать нам М.Пришвин в своих произведениях?
«Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека, - писал Пришвин. Почти все его творчество связано с природой. Восхищением и уважением перед красотой природы проникнуты все его произведения. Писатель рассказывает большому и маленькому читателю, как нужно с детских лет быть внимательным и бережным к окружающему миру, и тогда этот мир в благодарность приходит на помощь человеку»
УЧИТЕЛЬ
- Я надеюсь, что о таком светлом человеке вам хочется знать больше.
Узнать о жизни писателя можно, прочитав автобиографический роман «Кащеева цепь».
V. Работа над новым материалом. Рассказ «Выскочка».
- Какие произведения М.Пришвина вы читали?
-Когда вы называли произведения, вы назвали рассказ «Выскочка». Дома вы должны были прочитать его (открываем книги и находим рассказ «Выскочка»).
Беседа о названии рассказа
- Как вы думаете, кого называют выскочкой? (какого человека)
- Чтобы получит правильный ответ, обратимся к толковому словарю.
- На ваших столах лежат листы контроля, на которых даны задания. Эти задания вы будете выполнять по ходу урока. Всю вашу работу я буду фиксировать.
VI. Словарная работа.
- Прочитайте первое задание (словарная работа ведется с толковыми словарями): выскочка, срам, выводок.
- Словари синонимов: подобрать синонимы к словам бдительность и радужный (ответы учеников).
- Посмотрите на экран, кто изображен? Как вы думаете, почему я вам их показываю? (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки)
Слайд 10.
- Правильно. Какая - же тема нашего рассказа?
- Какой это рассказ: грустный или веселый?
- Кто главный герой рассказа?
- Что вы знаете о сороках?
Обратите внимание на внешний вид сороки .
Слайд 11.
VII. Этап аналитического чтения. Анализ эмоционально-образного содержания.
-Давайте выясним, чему же учит нас этот рассказ. А для этого вы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.
- Понравился ли вам рассказ? Что именно?
- Какую картинку вы представили наиболее ярко, читая рассказ?
- Кого Пришвин назвал выскочкой?
- Как она хотела отобрать косточку у собаки? Найдите в тексте.
- Удалось ли ей? (Нет) Почему? Найдите в тексте.
- Как Выскочка лишилась хвоста?
- Почему автор назвал свой рассказ «Выскочка»? (Потому - что она повела себя так, как не должна была).
- Как бы вы озаглавили текст?
- Вернемся к листу контроля. Выполняем 2-е задание. Вы должны выбрать правильный ответ.
- Как понимаете выражения?
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
Улучила момент – нашла подходящее время.
VIII. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)
- Проверим вашу внимательность.
Слайд 12
- Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)
Описание - один из основных литературных приемов автора.
- Кто нашел описание в тексте?
- Прочитайте описание Вьюшки.
- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (Сравнение)
- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?
- Как автор относится к Вьюшке? (любит, хвалит)
- В каких словах выражено отношение автор? (Веселая собачка эта Вьюшка - всем нравится).
- Что вы узнали о Выскочке?
- Что о ней думает автор?
- А как к ней относится? (высмеивает, в описании употребляет выражения...)
- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете? Прочитайте.
Слайд 13.
- Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение “В семье не без урода”. А можно ли в жизни применить? В каких случаях мы употребляем его? (о том, кто выделяется в семье или в коллективе своими дурными качествами).
- Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.
- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (были возмущены)
- Найдите подтверждение, что они были возмущены?
- А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?
- Попробуйте передать это настроение при чтении (чтение в паре).
- Чем закончился замысел выскочки?
- Прочитайте описание сороки после этого случая. (Видел - ли кто-н. сороку без хвоста)
- Как вы думаете, какое чувство (гордости или стыда) испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?
- Почему эта история закончилась именно так?
- Можно - ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
- Выполняем 3 задание на листах контроля.
IX. Обобщение.
- Для чего автор написал рассказ «Выскочка»? (чтобы показать как смешон этот выскочка, он ничего не добился и потерял свой авторитет)
- Что автор хотел донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)
- Скажите, сталкивались ли вы с подобными случаями в жизни? Как бы вы поступили?
X. Итог урока. Релаксация.
Слайд 14.
Ребята, М.Пришвину посчастливилось увидеть эту картину. Он видел все мельчайшие детали, каждую былинку, каждую тростинку. Ежедневно и мы сталкиваемся с этим в жизни, только не замечаем, проходим мимо. И вы учитесь быть внимательными к природе.
XI. Домашнее задание.
Продолжить свои наблюдения в природе и записывать в свои карманные книжки, чтобы жизнь ваша было радостней и содержательней.
Слайд 15.
Библиографический список
- Рассказ М. Пришвина «Выскочка»
- М.Пришвин. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ.- М. Просвещение, 1989г.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Издательство «Азь», 1992.
- Электронный ресурс. Режим доступа:http://| festival.1september.ru
- Зеркальная Т.В. Словарь синонимов, антонимов, омонимов. – М.: Эксмо, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"
урок был открытым в рамках школы....
М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва
Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина" УМК «Планета Знаний»
Конспект урока ( УМК "Планета Знаний" ) для 4 класса....
Урок литературного чтения "Выскочка" М. Пришвин
Данный урок изучается в разделе "Природа и мы" , 4 класс, УМК "Школа России." Михаил Михайлович Пришвин очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не ви...
М. М. Пришвин «Моя Родина».
Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя, посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки. Развит...
М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока: Образовательная: познакомить уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...
Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи
Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...