Мой Пришвин
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

На уроке дети знакомятся с биографией и тврчеством М.М. Пришвина. Знакомство происходит с использованием дифференциации.Ребята работают в группах. Ведется полный анализ произведения "Выскочка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prishvin.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 4 классе.

Тема урока: Мой М.Пришвин.

Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Пришвина.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с рассказом М.Пришвина «Выскочка».

Воспитательная: прививать любовь к родному краю, природе; пробудить интерес к чтению книг писателя.

Развивающая: развитие умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Формируемые УУД:

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии поставленной задаче и условиями ее реализации.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Личностные: развитие познавательных навыков  обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других в паре, микрогруппе, коллективе.

Методы обучения:

*деятельностный

*дидактический

*репродуктивный

*проблемный

*частично - поисковый

Оборудование:

  • портрет М. М. Пришвина;
  • выставка книг;
  • физическая карта России;
  • экран, проектор;
  • листы контроля, карточки с заданиями;
  • толковые словари, словарь синонимов.

Ход урока.

  1. Организация обучающихся.
  2. Проверка домашнего задания.
  • Друзья! Откройте свои карманные книжечки. В них должны быть заметки, которые вы сделали, наблюдая за какими-то, на ваш взгляд, необычными движениями в природе.
  • Наверняка, вам хочется поделиться своими мыслями с товарищами.
  • Подойдите к тому, с кем вам хочется обменяться  мыслями. Поделитесь этой радостью открытия, и вы поймете, как ваша радость удвоится (обмениваются).
  • Кто готов поделиться с нами своими наблюдениями? (1-2 наиболее интересные заметки прочесть)
  • Много вокруг нас  разных чудес, но не каждому дано это видеть. А вот внимательные зоркие глаза М.Пришвина видели. Благодаря необычному человеку, писателю М.М.Пришвину, который владел огромным богатством русского языка, знал его красоту и умел находить точные слова, мы можем это увидеть и даже услышать.
  • Да и слышал ведун много того, чего другие не слышат. И природа доверяла ему свои тайны.
  1. Актуализация знаний.  (Мысли Пришвина)

Слайды 3-8 (комментарии УЧИТЕЛЯ):

- Именно природа действует на наше сердце.

-А сколько друзей приходят к нему в лесу! И это все его друзья.

- А он радуется им и здоровается с ними: «Здравствуйте! Еще раз  здравствуйте, милые вы мои, друзья!»

- И он понимает разговор цветов, деревьев, птиц, зверей.

-Он писал только правду и только о том, что увидел сам и сам пережил. И он называл свои произведения — «сказки про правду».

  • Сам он жил и не мог наглядеться на мир и каждый день видел его новым, и каждый день жизни проводил в природе с огромным вниманием и радостью.
  • Пока мы о нем ничего не знаем, но сейчас все вместе попробуем познакомиться.

              IV. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ (работа в группах)

 1 группа выполняет задание (карточка №1).

 - Вставьте пропущенные слова в тексте.

             Михаил Михайлович __________ родился в селе Хрущеве Орловской губернии 4 февраля 1873 года (в ____веке).

             Отец Пришвина _________ Дмитриевич был помещиком. В своем имении он _______ конский завод, но вскоре задолжал большую сумму. Не выдержав _______, умер, оставив вдову с пятью детьми мал мала меньше. Мать Мария Ивановна с утра до _________ неустанно работала и всем своим детям позволила получить высшее ___________.

              Гимназические дела Михаила _____ неважно. За дерзость учителю он был исключен из 4 класса гимназии и закончил реальное училище в Тюмени, где жил у дяди.

 2 группа выполняет задание (карточка №2).

- В предложенном тексте найдите и запишите ответ на вопрос: какие черты характера помогли писателю преодолеть все жизненные испытания?

              В Риге Пришвин заканчивает Политехнический техникум. За участие в работе революционного кружка юношей был арестован и целый год провел в тюрьме в одиночной камере. Отбыв 2 года в ссылке на родине, он едет за границу в Германию, где заканчивает университет в Лейпциге. На родину возвращается молодым агрономом и издает агрономические книги. Михаил Михайлович работал агрономом и сельским учителем, ученым – природоведом и военным журналистом, был путешественником, охотником, фотографом. Но главным делом в его жизни стала литература.

 3 группа (карточка №3) выполняет задание:

 - Найти и показать на карте названные в тексте географические объекты.

          В 32 года Пришвину становится  ясно: наука не его призвание. Он навсегда оставляет науку и устремляется в поиски своего настоящего дела. Охотник и путешественник, он много колесил  по стране, чтобы записывать народные сказы и речь.

          Бывал он и в Заполярье, и в Казахстане, и в Беломорье, и на Дальнем Востоке, и в Кавказских горах. На Кавказе его имя присвоено горному пику и озеру. С дорожной сумкой, фотоаппаратом, охотничьим ружьем, он путешествовал по среднерусским лесам и полям. Дороже всего писателю была средняя Россия, в которой он прожил всю свою жизнь.

 4 группа (карточка №4) выполняет задание:

 - Что хотел рассказать нам М.Пришвин в своих произведениях?

          «Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека, - писал Пришвин. Почти все его творчество связано с природой. Восхищением и уважением перед красотой природы проникнуты все его произведения. Писатель рассказывает большому и маленькому читателю, как нужно с детских лет быть внимательным и бережным к окружающему миру, и тогда  этот мир в благодарность приходит на помощь человеку»    

 УЧИТЕЛЬ                

  • Я надеюсь, что о таком светлом человеке вам хочется знать больше.

Узнать о жизни писателя можно, прочитав автобиографический роман «Кащеева цепь».

  V.  Работа над новым материалом. Рассказ «Выскочка».

- Какие произведения М.Пришвина вы читали?

-Когда вы называли произведения, вы назвали рассказ «Выскочка». Дома вы должны были  прочитать его (открываем книги и находим рассказ «Выскочка»).

         Беседа о названии рассказа

  •  Как вы думаете, кого называют выскочкой? (какого человека)
  • Чтобы получит правильный ответ, обратимся к толковому словарю.
  • На ваших столах лежат листы контроля, на которых даны задания.  Эти задания вы будете выполнять по ходу урока. Всю вашу работу я буду фиксировать.

   VI. Словарная работа.

  • Прочитайте первое задание (словарная работа ведется с толковыми словарями):  выскочка, срам, выводок.
  • Словари синонимов:  подобрать синонимы к словам  бдительность и радужный  (ответы учеников).      
  • Посмотрите на экран, кто изображен? Как вы думаете,  почему я вам их показываю? (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки)

    Слайд 10.

  • Правильно. Какая - же тема нашего рассказа?
  • Какой это рассказ: грустный или веселый?
  • Кто главный герой рассказа?
  • Что вы знаете о сороках?

          Обратите внимание на внешний вид сороки .

          Слайд 11.

VII. Этап аналитического чтения. Анализ эмоционально-образного содержания.

      -Давайте выясним, чему же учит нас этот рассказ. А для этого вы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.

      - Понравился ли вам рассказ? Что именно?

      - Какую картинку вы представили наиболее ярко, читая рассказ?

      - Кого Пришвин назвал выскочкой?

     - Как она хотела отобрать косточку у собаки? Найдите в тексте.

     - Удалось ли ей? (Нет) Почему?  Найдите в тексте.

     - Как Выскочка лишилась хвоста?

- Почему автор назвал свой рассказ «Выскочка»? (Потому - что она повела себя так, как не должна была).

          - Как бы вы озаглавили текст?

          - Вернемся к листу контроля. Выполняем 2-е задание. Вы должны выбрать правильный ответ.

       - Как понимаете выражения?

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Улучила момент – нашла подходящее время.

VIII. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)

- Проверим вашу внимательность.

  Слайд 12

- Какой  литературный прием использует автор в произведении? (описание)

Описание - один из основных литературных приемов автора.

 - Кто нашел описание в тексте?

-  Прочитайте описание Вьюшки.

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (Сравнение)

- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

- Как автор относится к Вьюшке? (любит, хвалит)

- В каких словах выражено отношение автор? (Веселая собачка эта Вьюшка - всем нравится).

- Что вы узнали о Выскочке?

- Что о ней думает автор?

  • А как к ней относится? (высмеивает, в описании употребляет выражения...)

-  На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

  • Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете? Прочитайте.

     Слайд 13.

  • Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение “В семье не без урода”. А можно ли в жизни применить?  В каких случаях мы употребляем его? (о том, кто выделяется в семье или в коллективе своими дурными качествами).
  • Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.
  • Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (были возмущены)
  • Найдите подтверждение, что они были возмущены? 
  • А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?
  • Попробуйте передать это настроение при чтении (чтение в паре).
  • Чем закончился замысел выскочки?
  • Прочитайте описание сороки после этого случая. (Видел - ли кто-н. сороку без хвоста)
  • Как вы думаете, какое чувство (гордости или стыда) испытала Выскочка в конце рассказа? Почему?
  • Почему эта история закончилась именно так?
  • Можно - ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
  • Выполняем 3 задание на листах контроля.

           IX. Обобщение.

-  Для чего автор написал рассказ «Выскочка»? (чтобы показать как смешон этот выскочка, он ничего не добился и потерял свой авторитет)

  • Что автор хотел донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)
  • Скажите, сталкивались ли вы с подобными случаями в жизни? Как бы вы поступили?

      X. Итог урока. Релаксация.

         Слайд 14.

        Ребята, М.Пришвину посчастливилось увидеть эту картину. Он видел все мельчайшие детали, каждую былинку, каждую тростинку. Ежедневно и мы сталкиваемся с этим в жизни, только не замечаем, проходим мимо. И вы учитесь быть внимательными к природе.

 

XI. Домашнее задание.

Продолжить свои наблюдения в природе и записывать в свои карманные книжки, чтобы жизнь ваша было радостней и содержательней.

Слайд 15.

                                           Библиографический список

  1. Рассказ М. Пришвина «Выскочка»
  2. М.Пришвин. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ.- М. Просвещение, 1989г.  
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: Издательство  «Азь», 1992.
  4. Электронный ресурс. Режим доступа:http://| festival.1september.ru
  5. Зеркальная Т.В. Словарь синонимов, антонимов, омонимов. – М.: Эксмо, 2010 г.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"

урок был открытым в рамках школы....

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

Урок литературного чтения "Выскочка" М. Пришвин

Данный урок изучается в разделе "Природа и мы" , 4 класс, УМК "Школа России."  Михаил Михайлович Пришвин очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не ви...

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя,  посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки.     Развит...

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи

Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...