Русская сказка "Ржаной колосок"
план-конспект урока по чтению на тему

Урок изучения нового материала по русской сказке "Ржаной колосок" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rzhanoy_kolosok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

 Русская сказка «Ржаной колосок»

Тип урока (занятия)

Урок изучения нового материала

Целевая аудитория

Учащиеся 5 класса.

6 человек - достаточный уровень, 3 человека – минимальный  (Алексей, Егор, Родион)

1.Образовательные задачи

Создать  условия для знакомства с новым произведением.

Совершенствовать навык чтения и  умение передавать содержание произведения.

2. Коррекционно-развивающие

Развивать мышление  через анализ сказки,   память через многократное обращение к тексту произведения;

Обогащать словарный  запас  обучающихся.

3. Воспитательные

Воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главной героини сказки.

Формируемые БУДы:

- личностные

Умение:

 эмоционально откликаться на поступки  героев;

мотивировать на учебную деятельность;

уважительно относится к мнению других.

- познавательные

Умение:

осуществлять анализ произведения;

осуществлять смысловое чтение;

передавать информацию в устной форме.

- регулятивные

Умение:

принимать и сохранять учебную задачу;

самостоятельно работать с текстом;

осуществлять рефлексию.

- коммуникативные

Умение:

выражать свои мысли;

слушать и понимать других;

работать в паре.

Методы и приемы

По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические.

По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный

Приемы:  поиск ответов на поставленные вопросы;

Работа с источниками информации.

Формы работы

Фронтальная,  парная, индивидуальная.

Система средств

Учебник чтения для 5 кл. И. Бгажноковой и Г. Савельевой, запись на доске, индивидуальные карточки, карточки-опоры

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов;
  • ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами и с опорой на алгоритм;
  • участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
  • пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (по вопросам);
  • составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя.
  • правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
  • ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора;
  • формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
  • определение собственного отношения к поступкам героев;
  • пересказ текста по коллективно составленному плану.

Ход урока

Этапы урока

(цели)

Деятельность учителя

БУД

Организационный

Прозвенел для нас звонок

Начинать пора урок.

- Вспомним изученные произведения.

Актуализация знаний

- Что мы делаем на уроках чтения?

- Как читаем?

- Как отвечаем?

- Что нам поможет, чтобы говорить чётко, громко, выразительно?

Речевая разминка.

  • На артикуляцию: «Жарко – холодно»
  • На дыхание: «Сказочник»
  • На дикцию: без труда нет добра.

- прочитайте по слогам, скороговоркой, с различной интонацией, увеличивая силу голоса, меняя логическое ударение.

ЛУУД: мотивация учебной деятельности

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу

- Детство любого человека немыслимо без сказок.  

- А что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

- Чем отличается народная сказка от литературной?

- Какие сказки вы знаете?

- Скажите, есть ли у вас любимая сказка? Почему именно эта сказка вам нравится?

- У одного поэта есть стихотворение, которое  начинается так: «Открывай страницу – дверь!»

- Как думаете,  сегодня открывая страницу – дверь, куда мы попадём? Что будем сегодня читать?

- Сегодня познакомимся со сказкой «Ржаной колосок».

- Прежде поработаем над трудными словами.

  • Круговое чтение: сноп, посох, смолотила, жито, вдовушка.
  • Словарная работа: объяснение  значения данных слов.

КУУД: умение выражать свои мысли

КУУД: умение работать в паре

Изучение нового

- Почему сказка называется «Ржаной колосок»?

  • Чтение учителем.
  • Работа над содержанием произведения

- Ребята, прочитаем сказку по частям.

  1. – Какой сон приснился девочке?

– Что во сне сказал девочке старик?

- Почему старик в начале сказки сказал: «В этом колосе твоё счастье»? Как можно озаглавить эту часть?

  1. - Чем занималась девочка в доме богатого соседа?

- Какой она себя показала?

3) – Что девочка нашла по дороге из леса?

- Что хотела она сделать?

- О чём договорились хозяин и девочка?

4) – Как девочка осуществила своё желание?

- Прочитайте отрывок о том, как хозяин потерял свои земли.

- Как думаете, какими  качествами обладает  девочка?

  • Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на ней? К какому эпизоду сказки она относится? Зачитайте отрывок к ней.

  • ФИЗМИНУТКА

КУУД: умение слушать и понимать других

ПУУД: осуществление анализа текста

ЛУУД: формирование эмоционального отношения к героям сказки.

ЛУУД: уважительное отношение к мнению других

РУУД: умение самостоятельно работать с текстом

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу

Закрепление

- Читаем сказку для пересказа по – моему заданию:

1ч – по предложению

2 ч – хоровое чтение

3 ч – по ролям

4 ч – «до первой ошибки»

- Ребята, кто сможет пересказать сказку своими словами?

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу

ПУУД: умение передавать информацию в устной форме.

Итог

Рефлексия

- С каким произведением познакомились?

- Итак, ребята, какие нравственные качества человека она раскрывает и чему учит?

- Вернёмся к поговорке, с которой работали на речевой разминке. Ребята, как вы её понимаете? Что требуется, чтобы  добиться в жизни благополучия и достатка?

1.  Своей работой на уроке я…

2. Урок для меня показался …

3. За урок я …

4. Мое настроение …

ЛУУД: формирование эмоционального отношения к героям сказки

РУУД: осуществление рефлексии.

Д/З

 Пересказ сказки. (Слабоуспевающие ученики готовят пересказ по вопросам)

РУУД: умение принимать учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Единая программа МОУ начальной Сокольской СОШ и ДОУ « Колосок» с. Соколка.

Единая программа  начальной  Сокольской  СОШ   и детского сада « Колосок»  по совершенствованию  образовательных и воспитательных процессов на основе  идей разв...

Урок литературного чтения во 2 классе: Украинская народная сказка "Колосок".

На данном уроке формируются УУД:  смысловое чтение; использование знаково-символические средств:  моделей обложек; осуществление  фиксации  выборочной информации по тексту произвед...

Колосок

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс....

Конспект урока на тему: "Украинская народная сказка "Колосок"

Представляю конспект открытого урока по литературному чтению....

урок литературного чтения "Украинская сказка "Колосок"

Данный урок проводится во 2 классе, направлен на развитие речи учащихся и знакомство с УНТ других народов....

Презентация к внеклассному занятию «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок»

Презенация позволяет познакомить детей с орудиями труда для выращивания хлеба в старину. На заняти рекомендуется прослушать украинскую народную сказку "Колосок"....