Б. Емельянов "Мамины руки"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
3 класс
Тема: Б.Емельянов «Мамины руки»
Тип урока: Урок нового знания.
Цель урока: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
Задачи урока:
- Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
- Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, экран, дидактический материал. Ход урока.
- Начнём урок литературного чтения, улыбнемся, ведь мы все друзья! - А раз мы друзья, мы будем работать вместе.
- На доске фразы. В левом столбике начало, а в правом продолжение. Соберите так, чтобы получились пословицы. - При солнышке тепло, при матери добро. - Материнская ласка конца не знает. - Нет милее дружка, чем родная матушка. - Как вы понимаете смысл 3 пословицы? - Так о ком пойдет речь на уроке? Конечно, о маме.
а) Вступительная беседа. - Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов. …Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в самих вас, такой знакомый, родной. - Как вас ласково называет мама? - А бывает так, что вы огорчаете маму, даже, если этого не хотели? - Мы сегодня выясним, героиня одного рассказа обрадовала или огорчила маму?
- Название нашего рассказа написано на снежинках, но ветерок перемешал все слоги. Помогите собрать название. Поработаем в парах. МАНЫМИ КИРУ (слоги на снежинках) - Догадались, как называется рассказ? - Как вы думаете, о чем пойдет речь? - Верны ли ваши предположения, узнаем, прочитав рассказ. - А автор этого произведения Борис Александрович Емельянов. б) Рассказ 1 ученика об авторе, показ портрета. Борис Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями. Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Вот некоторые его книги: «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме». - А вы помогаете маме дома? - Покажем, как вы это делаете. |
Физминутка.
Дружно маме помогаем –
Двери настежь открываем,
Пыль повсюду вытираем.
Маму крепко обнимаем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
в) Словарная работа.
- Сразу видно, что вы с мамой дружно живете или можно сказать ладно.
- А как вы понимаете выражение
«никакого сладу нет»
«за языком поглядывай»
сноровиста
- А вот какое определение этому слову дается в толковом словаре.
г) Выразительное чтение рассказа учителем.
д) Беседа по первым впечатлениям о прочитанном.
- А теперь настало время почитать рассказ.
- Откройте учебники на с. 40.
- Оправдались ли наши предположения, о чем шла речь в рассказе?
- Кто действующие лица? Какой мы ее видим в начале рассказа?
Дыхательная гимнастика.
- Давайте представим себя на месте капризной Маши. Какой звук издает плачущий человек? Покажем, как она это делала. Набрали воздуха в легкие и на выдохе произносим «ы-ы-ы-ы» пока не выдохнем все. При этом руки поднесли к глазам. 1 раз.
е) Повторное чтение.
- Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем еще раз.
- Читаем по предложениям «цепочкой».
ж) Анализ произведения.
- Огорчили или обрадовали маму слова Маши?
- Какие слова Маши обидели маму? Зачитайте.
-Маша сразу осознала, что обидела маму? ( Нет, бабушка сказала.)
-А что сказала ей бабушка? Прочитайте.
-Какой совет бабушка дала Маше? ( Словом можно обидеть, ранить.)
-Чему учит этот рассказ?
з) Радиоспектакль. (Работа в паре)
- Каким стало настроение Маши, когда она поняла свою ошибку?
- Сейчас мы будем артистами и голосом покажем настроение Маши.
- Разыграем диалог девочки и мамы, когда та вернулась из ванны.
- Где начало? Окончание? Слова автора будем зачитывать?
- Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
-Ребята, а только ли маме необходимо говорить добрые, безобидные слова?
( Нет, всем окружающим.)
-То, что произошло с Машей, могло случиться с каждым из вас.
- Достойно выйти из сложной ситуации должен уметь каждый. Мы попробуем сейчас сделать это.
-Для этого вам необходимо объединиться в группы, обсудить ситуацию и найти правильное решение.
Решение ситуаций.
- Прозвенел звонок на урок, и Сережа спешит в класс. В коридоре он наскочил на девочку.
Что бы вы сделали на месте Сережи?
- Мама попросила Катю вымыть посуду. Катя увлеклась чтением книги и забыла о посуде. Мама вернулась с работы, увидела, что ее поручение не выполнено.
Что делать Кате?
- Что помогло героям выйти из трудной ситуации?
( Прежде, чем сказать, надо хорошо подумать.)
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Дома нарисуйте иллюстрацию к рассказу или вспомните похожую ситуацию из своей жизни, из которой вы вышли достойно.
- Рефлексия.
- А теперь посмотрите на доску и закончите фразу:
- Теперь я знаю…
- Было интересно…
- Хочу узнать больше…
- Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми. Спасибо.
САМОАНАЛИЗ
Литературное чтение
3 класс
Тема: Б.Емельянова «Мамины руки»
Тип урока: Урок нового знания.
Цель урока: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
Задачи урока:
- Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
- Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
- Закрепить навыки разных видов чтения, продолжить работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения, давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться.
Я проводила урок литературного чтения в 3 классе. Если говорить о классе, в котором был проведен урок, то можно сказать, что это класс обычный, но неоднородный, так как в нем можно выделить несколько групп учащихся обладающих разным багажом знаний.
Тема урока была сформулирована в соответствии с программой О. В. Кубасовой «Литературное чтение». Данный урок является вторым уроком в разделе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Материал несложный и обычно вызывает живой интерес у учащихся, т.к. он связан с повседневной жизнью и имеет большое практическое значение, актуальность темы продиктована еще и тем, что, дети, порою не задумываются, как бывает тяжело маме, вместо того, чтобы прийти на помощь маме, нечаянно могут обидеть ее словами.
Образовательная цель: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа.
Развивающая цель: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
Структуру своего урока я выстроила в соответствии с целью учебного занятия.
Содержание материала темы, по моему мнению, отвечает поставленным целям урока.
Этапы урока
- Организация урока. Мотивация учащихся.
- Прогнозирование темы урока (работа в парах)
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Собирая пословицы, дети уже могут прогнозировать тему урока. Одновременно они работают в паре, проявляя навыки сотрудничества.
- Первичное восприятие и осознание нового материала.
- Работа над рассказом Б. Емельянова «Мамины руки».
- Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, это использование приема «яркое пятно», осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я применила ролевую игру «радиоспектакль». Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения на основе их субъективного опыта, заставляла детей критически мыслить, создавала проблемные ситуации. Детям дана была возможность стать на место героев и принять нужное решение. Одновременно дети работу вели в группах, что развивало в них коммуникативные качества: уметь договариваться и высказывать свою точку зрения.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. В урок я включила физминутку и дыхательную гимнастику.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: "Отец и ребенок - рука в руке, ладонь в ладони"
"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы" - Н.М. Карамзин. На родительском собрании - встретились отцы и дети. Совместная деятельность еще более сбл...
Эссе "Твоя рука в моей руке"
Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....
Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".
Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Конспект урока «А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!» 4 класс УМК "Гармония"
: «А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!»...
Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"
В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....