КТП по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи обучения:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass_gotovo.docx | 64.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Рассмотрена на заседании ШМО от «___»_____20___г. протокол №______ О.В.Осадчук____________ | Согласована заместителем директора по УВР от «___»_____20___г. протокол №______ Н.Г.Карбушева____________ | Утверждена приказом директора от «___»_____20___г. №______ Т.В.Яковлева____________ |
Рабочая программа по литературному чтению
для 4 класса
Общеобразовательный уровень
Сроки реализации: 1 год
Общее количество часов – 102
Автор/составитель:
Осадчук О.В.,
учитель начальных классов
I категории
с. Амурзет
2018 год
Пояснительная записка
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи обучения:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В соответствии с учебным планом, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
• выучат наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• называть названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• знать не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. Е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Содержание курса
№ | Название раздела | Темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1.Введение в предмет. Знакомство с учебником. | 1 час |
2 | Летописи, былины, жития | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Стартовая диагностическая работа События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Летопись- источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя. Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой Герой былины-защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри». «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского». В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Внеклассное чтение. Былины. Обобщающий урок по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проект: «Создание календаря исторических событий». | 11 часов |
3 | Чудесный мир классики | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» Внеклассное чтение. Творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Няне». А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»? «Очей очарованье!». А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Внеклассное чтение. Творчество М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество Л.Н Толстого. Л.Н. Толстой «Детство». Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. Знакомство со статьёй М. Семановой о семье А.П.Чехова. А.П. Чехов «Мальчики». Внеклассное чтение. Творчество А.П. Чехова Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». | 20 часов |
4 | Поэтическая тетрадь | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот…» А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков ХIХ-начала ХХ в.) Н.А. Некрасов «Школьник». Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». | 8 часов |
5 | Литературные сказки | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Внеклассное чтение. Творчество В.М. Гаршина. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | 11 часов |
6 | Делу время – потехе час | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. В.Ю. Драгунский «Главные реки». В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». | 7 часов |
7 | Страна детства | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Елка». Обобщающий урок по разделу «Страна детства». | 5 часов |
8 | Поэтическая тетрадь | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Внеклассное чтение. Творчество С.А. Есенина М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Устный журнал «Поэтическая тетрадь». | 4 часа |
9 | Природа и мы | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Внеклассное чтение. Творчество Е.И. Чарушина Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы». | 8 часов |
10 | Поэтическая тетрадь | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Внеклассное чтение. Творчество Б.Л. Пастернака С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебедушка». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». | 4 часа |
11 | Родина | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Обобщающий урок по разделу «Родина». Проект: «Они защищали Родину». | 5 часов |
12 | Страна Фантазия | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» ( книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Путешествие по стране Фантазии. Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». | 7 часов |
13 | Зарубежная литература | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Промежуточная аттестация Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка» Внеклассное чтение. Творчество Г.Х. Андерсен М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлеф «В Назарете». Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Проверка навыка чтения. Внеклассное чтение. По дорогам любимых книг. Урок-игра «Литературные тайны». | 12 часов |
Итого | 102 часа |
Практическая часть программы
1 полугодие | 2 полугодие | год | |
Итоговая комплексная работа | 1 | 1 | 2 |
Творческие работы | 2 | 2 | 4 |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | |
Тест | 2 | 2 | 4 |
Проект | 1 | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Работая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Климанова Л.Ф. «Школа России».
- Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть 1.
Материально-техническое обеспечение
- Мультимедийная техника (проектор, компьютер).
- ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, тренажеры и т.п.).
- Наглядные пособия (портреты и т.п.).
Электронно-образовательные ресурсы
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой.
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
4 класс
№ п/п | Тема урока | Сроки прохождения | Учебная деятельность |
Введение (1 час) | |||
1. | Введение в предмет. Знакомство с учебником. | Познакомятся с новым учебником, узнают, как ориентироваться в учебнике, изучат систему условных знаков. Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | |
Летописи, былины, жития (11 часов) | |||
2 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Умение называть элементы учебной книги, их находить, быстро в ней ориентироваться, отвечать на вопросы. | |
3 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
4 | Из летописи. И вспомнил Олег коня своего».
| Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, давать нравственную оценку героям. | |
5 | Летопись- источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
6 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
7 | Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой | Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
8 | Герой былины-защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри». | Использование различных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание прозаичного текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, по иллюстрациям. | |
9 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | Использование различных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание прозаичного текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, по иллюстрациям. | |
10. | Обобщающий урок по разделу «Летописи. Былины. Жития». Внеклассное чтение. Былины. | Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. | |
11. | Проект: «Создание календаря исторических событий». Проверка навыка чтения. | Знать произведения: летописи, былины, жития. Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | |
12. | Оценка достижений. Творческая работа. | Знание произведений, умение характеризовать героев, определение основной мысли, поиск информации. Умение правильно принимать решение. | |
Чудесный мир классики ( 20 часов) | |||
13. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» . | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | |
14. | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» Характеристика героев произведения. | Понимание идеи произведения. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | |
15. | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | |
16. | Внеклассное чтение. Творчество А.С. Пушкина «Няне» | Знать творчество А.С. Пушкина. Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
17. | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»? «Очей очарованье!». | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
18. | А.С. Пушкин. | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. | |
19. | А.С. Пушкин. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
20. | А.С. Пушкин. | Умение составлять план к прочитанному; ставить вопросы к прочитанному. | |
21. | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | Знать творчество М.Ю. Лермонтова. Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
22. | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. | |
23. | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
24. | Внеклассное чтение. Жизнь и творчество Л.Н Толстого. | Знать творчество Л.Н Толстого. | |
25. | Л.Н. Толстой «Детство». | Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
26. | Л.Н. Толстой «Детство». Характеристика героев. | Умение ориентироваться в учебной и художественной книге. | |
27. | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | |
28. | Знакомство со статьёй М. Семановой о семье А.П.Чехова. | Понимание идеи произведения. | |
29. | А.П. Чехов «Мальчики». | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. | |
30. | А.П. Чехов «Мальчики» Характеристика главных героев. Проверка навыка чтения | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
31. | Внеклассное чтение. Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». | Знать произведения разных авторов, их содержание. Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | |
32 | Оценка достижений. Тест. | Знание произведений, умение характеризовать героев, определение основной мысли, поиск информации. Умение правильно принимать решение. | |
Поэтическая тетрадь (8 часов) | |||
33. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество Ф. И. Тютчева. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
34. | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | Знать творчество А.А. Фета. Умение прогнозировать содержание произведения. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
35. | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот…» | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
36. | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Знать творчество А.Н. Плещеев Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
37. | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». | Знать произведения о Родине. Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. | |
38 | Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков ХIХ-начала ХХ в.). Н.А. Некрасов «Школьник». | Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. Знать творчество Н.А. Некрасова. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
39. | Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
40. | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Творческая работа | Знать творчество И.А. Бунина. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | |
Литературные сказки (11 часов) | |||
41. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество В.Ф. Одоевского. Знать отличительные особенности литературной сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя. | |
42. | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | |
43. | Внеклассное чтение. Творчество В.М. Гаршина. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | Знать творчество В.М. Гаршина. Знание произведений, умение характеризовать героев, определение основной мысли, поиск информации. Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
44. | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. | |
45. | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
46. | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Выразительное чтение произведения. Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Знать творчество П.П. Бажова. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
47. | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Подготовка к пересказу. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
48. | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Комплексная работа за 1 полугодие | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
49. | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | Знать творчество С.Т. Аксакова. Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
50. | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Проверка навыка чтения | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. | |
51. | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. Тест | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. | |
Делу время – потехе час (6 часов) | |||
52. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество Е.Л. Шварц. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. | |
53. | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
54. | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Понимание юмористического смысла рассказа. | Знать творчество В.Ю. Драгунского. Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; отвечать на вопросы. | |
55. | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Чтение по ролям. | |
56. | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Инсценирование произведения. | Знать творчество В.В. Галявкина. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, | |
57. | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. Творческая работа | Уметь воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. | |
Страна детства (5 часов) | |||
58. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество Б.С. Житкова. Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы. | |
59. | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Характеристика главных героев. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
60. | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. Знать творчество К.Г. Паустовского. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, последовательно воспроизводить содержание рассказа. | |
61. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | |
62. | М.М. Зощенко «Елка». Анализ поступков героев. Обобщающий урок по разделу «Страна детства». Оценка достижений. Тест | Знать творчество М.М. Зощенко. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. | |
Поэтическая тетрадь (4 часа) | |||
63. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество В.Я. Брюсова. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
64. | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Внеклассное чтение. Творчество С.А. Есенина | Знать творчество С.А. Есенина. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
65. | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | Знать творчество М.И. Цветаевой. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | |
66. | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Устный журнал «Поэтическая тетрадь». | Умение читать наизусть, воспринимать на слух прочитанное произведение. | |
Природа и мы (8 часов) | |||
67. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | |
68. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | |
69. | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Раскрытие смысла рассказа. | Знать творчество А.И.Куприна. Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. | |
70. | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Анализ поступков героев. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
71. | М.М. Пришвин «Выскочка». Понимание нравственного смысла рассказа. Характеристика героя на основе поступка. | Знать творчество М.М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
72. | Внеклассное чтение. Творчество Е.И. Чарушина. Е.И. Чарушин «Кабан». | Знать творчество Е.И.Чарушина. Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | |
73. | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Знать творчество В.П. Астафьева. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
74. | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Оценка достижений. Творческая работа | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
Поэтическая тетрадь ( 4 часа) | |||
75. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
76. | Внеклассное чтение. С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | Знать творчество С.А. Клычков. Знать творчество Д.Б. Кедрина. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения. | |
77. | Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебедушка». Проверка навыка чтения | Знать творчество Н.М. Рубцова. Знать творчество С.А. Есенина. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | |
78 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Тест | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | |
Родина (5 часов) | |||
79. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество И.С. Никитина. | |
80. | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | Умение составлять план к прочитанному; ставить вопросы к прочитанному. Знать творчество С.Д. Дрожжина. | |
81. | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». | Знать творчество А.В. Жигулина. Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
82. | Обобщающий урок по разделу «Родина». | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | |
83. | Оценка достижений. Проект: «Они защищали Родину». | Знание произведений, умение характеризовать героев, определение основной мысли, поиск информации. Умение правильно принимать решение. | |
Страна Фантазия (7 часов) | |||
84. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать творчество Е. С. Велтистова. | |
85. | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | Уметь анализировать мотивы поведения героев. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
86. | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» ( книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). | Уметь читать по ролям, составлять вопросы по тексту. | |
87 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Знать творчество Кир Булычёва. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | |
88. | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Ответы на вопросы по содержанию произведения. | Умение ставить вопросы к прочитанному. | |
89. | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. | |
90. | Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. Тест № 10 | Знание произведений, поиск необходимой информации. | |
Зарубежная литература (12 часов) | |||
91. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | |
92. | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | |
93. | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана. Пересказ от лица героя. | Умение составлять план к прочитанному; ставить вопросы к прочитанному. | |
94. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. Характеристика героев. | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. | |
95. | Внеклассное чтение. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Промежуточная аттестация | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. Знать творчество М. Твена. | |
96. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героев и их поступков. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | |
97. | С. Лагерлеф «Святая ночь». Понимание содержания прочитанного. | Знать творчество С. Лагерлефа. Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
98. | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. | Уметь определять тему и главную мысль произведения; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. | |
99. | С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда. | Умение читать вслух, увеличивать темп чтения, исправлять ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух прочитанное произведение. | |
100. | Итоговая комплексная работа 2 полугодие | ||
101 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Проверка навыка чтения. | Знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, знание писателей и их произведений. | |
102 | Литературная викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс
Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....
Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.....
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...
Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».
Данный урок разработан в ТДМ. В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...