Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Мотивирование к учебной деятельности | – Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу. – Улыбнитесь друг другу. – Нам предстоит встреча с удивительным миром литературы. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка – художественное слово. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл произведения, его идею, которую хотел донести автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания. 1. Выразительное чтение стихотворения наизусть | – Мы продолжаем работать по теме раздела «О нашей Родине». – Что вы представляете, когда произносите слово Родина? – Вы подготовили выразительное чтение стихотворения Ф. Савинова «Родина». Кто выучил его наизусть? | Рассуждают. Читают стихотворение выразительно, наизусть. Вместе с учителем оценивают чтение | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют логические действия. Владеют навыками самооценки, самоанализа |
2. Работа с послови- цами
| – Какие пословицы о Родине вы знаете? На доске записаны пословицы без концовок. Последние слова пословиц (сходи, защищать, пригодился, мачеха) написаны на карточках, которые в произвольном порядке расположены на доске. С родной земли – умри, не… Родина – мать, умей ее… Где родился, там и… Родная сторона – мать, а чужая – … | Отвечают на вопросы |
3. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 4, задание 3) | – Соедините стрелочкой части пословиц |
|
III. Актуализация знаний. 1. Работа по карточкам | – Вспомните, кто автор следующих строк.
– Кто автор данных строк? | Карточки читают учащиеся (см. ресурсный материал). – Иван Саввич Никитин | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя |
2. Сообщение о И. Никитине | См. ресурсный материал | Внимательно слушают |
Физкультминутка |
Мы похлопаем в ладоши Сильнее, веселее. Наши ножки постучали Дружнее и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. | Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились |
| Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IV. Поста- новка цели урока | – Сегодня познакомимся с первым стихотворением, которое принесло И. Никитину известность. Как оно назы- вается? – Русским читателям XIX века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке – разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян |
– «Русь».
Внимательно слушают. | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
V. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя | «Когда читаешь «Русь», особенно вслух, обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» – писал критик Олег Ласунский. – Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле |
|
2. Первичное восприятие | – Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал его. Какие чувства возникли у вас? (Читает.) – Подумайте, почему это стихотворение принесло И. Никитину славу? |
Рассуждают |
3. Словарная работа | – Понравилось ли вам стихотворение? Какие слова и выражения вам были непонятны? Шатер – высокая крыша. Державная – государственная. Нива – засеянное поле. Брань – война, битва. Мгла – непрозрачный воздух. – Как вы понимаете фразу: «Широко… по лицу земли… развернулася»? – Почему автор называет Русь могучей? – Как, по-вашему, автор относится к Родине? Какие чувства испытывает, когда говорит о ней? – Как нужно читать это стихотворение? Совет вы найдете на с. 7 учебника |
– Он восхищается богатством земли и просторами Руси, гордится своей Родиной, ее героическим народом |
4. Чтение стихотворения обучаю-щимися |
| Самостоятельно читают стихотворение |
Физкультминутка | Гимнастика для глаз Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в 1000 раз! | Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Вторичное чтение и анализ. 1) 1-я часть | – Прочитайте по цепочке и подумайте, сколько картин к стихотворению вы бы нарисовали? – Что напоминает это произведение по характеру стихосложения? – Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию похожее на протяжную песню? – Чтобы убедиться в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе две строки попарно и поставим ударение. Например: Мурава лугов ковром стелется. Виноград в садах наливается. – На какой слог от начала строки падает ударение? – На какой слог от конца строки падает ударение? – Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих? Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – это не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание. – Начиная с четвертого четверостишия, выделите устойчивые, характерные для фольклора эпитеты вместе с определяемыми словами. Обычно мы ставим прилагательные перед определяемым словом, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое… Такой прием называется инверсия – не-обычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это помогало им удерживать заданный ритм. – Как удается И. Никитину описать бескрайние просторы Руси? – Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы? – О какой непроглядной тьме говорит поэт и что он называет «пожаром небес»? – Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после южных просторов рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения его обращение к Родине. – Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
– Как можно озаглавить 1-ю часть? | Самостоятельно читают стихотворение.
– Народную песню.
– Оно написано былинным стихом.
– На третий слог от начала и на третий слог от конца. Отвечают на вопрос.
Внимательно слушают.
– Снег что белый пух, море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь могучая…
– Айсберги. – Непроглядная тьма бывает на Севере полярной ночью, небо там иногда освещает северное сияние.
– «Русь державная, в красе царственной». – «Необъятная царственная Русь» | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества; аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания |
2) 2-я часть | – Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия. – С какой интонацией следует читать каждое четверостишие? Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию. – К кому обращены эти вопросы? – Зачем поэт задает эти вопросы? Знает ли он ответы на них?
– Вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими. – Что еще вы заметили, читая эти строки? Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды вопрошает: «У тебя ли нет?». – Прочитайте эти строфы так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и утверждение. – Как можно озаглавить 2-ю часть? |
– Вопросительной.
– К Родине. – Знает и уверен, что читатель на все вопросы ответит утвердительно.
– Единоначатие.
Предлагают название |
3) 3-я часть | – После риторических вопросов начинается 3-я часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. – Знаете ли вы, о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. – Как он называет врагов?
– Где поэт «стелет постель для незваных гостей»? – Как в стихотворении называет битву? – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? – Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний.
– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона. – Этими словами заканчивается 3-я часть. Как можно ее озаглавить? – Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не смог завоевать Русскую землю? |
– Нашествие татаро-монголов, война с Польшей, война с французами. – Гость незваный, туча черная, гроза, гости. – Под сугробами. – Кровавый пир. – Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ. Вдруг со всех концов Поднялася Русь… На кровавый пир И в глухих степях… О них плакали! – «Русь непобедимая» |
4) 4-я часть | – Прочитайте. Здесь поэт пишет о гордости за настоящее, а не прошлое своей Родины и объясняется ей в любви. – Как можно озаглавить 4-ю часть? Прочитайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший. – Как следует читать последние два четверостишия? |
– «Объяснение в любви Родине».
– Торжественно, взволнованно. Читают последние два четверостишия |
6. Обобщение | – Перечитайте стихотворение. Какими словами-синонимами И. Никитин заменяет слово Русь? – Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? Почему вы так думаете? | – Родина, мама, Отечество, Россия, Отчизна |
7. Сравнение стихотворений Ф. Савинова «Родина» и И. Никитина «Русь» | – Что общего у стихотворений Ф. Савинова и И. Никитина? – Как поэты относятся к своей Родине? Какие чувства выражают в своих произведениях? – Какие синонимы подобрал Ф. Савинов к слову Родина? И. Никитин? – Чем отличаются эти стихотворения? – Какое из двух стихотворений вам понравилось больше? Почему? | Сравнивают стихотворения |
VI. Итог урока. Рефлексия | – С каким произведением познакомились сегодня? – Кто его автор? – Поделитесь своими впечатлениями. – Стихотворения каких авторов вспомнили на уроке? – Какие чувства к Родине выражают авторы в своих произведениях? – Продолжите предложения: • Мне понравилось на уроке… • Я понял… • Я узнал… • Я научился «рисовать»… • Россия для меня… | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения; по желанию проиллюстрировать данное стихотворение; продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |