Поэтический образ и средства его создания ( на примере произведения К. Бальмонта " Бусинки", Тиё)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Разработка урока по литературному чтению (4 класс, Перспективная начальная школа )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_sovremennyy_urok.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспективная начальная школа», Чуракова Н.А.
Литературное чтение (4 класс)
Автор: Соколова Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов,
г.Новокузнецк, МБНОУ «Гимназия №44»
Тема: «Поэтический образ и средства его создания» (на примере произведений К. Бальмонта « Бусинки», Тиё)
Образовательная цель: формирование навыков выразительного и внимательного чтения, умения находить в тексте образные языковые средства.
Развивающая цель: развитие внимания, наблюдательности и эстетического вкуса.
Воспитательная цель: воспитание любви к поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся осознанно, правильно, выразительно читать вслух; формулировать основную мысль текста; получат возможность научиться осмысливать эстетические ценности художественного текста и высказывать особенности суждения.
Метапредметные универсальные учебные действия(УУД):
Регулятивные: принимать и удерживать предметную задачу.
Познавательные: анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности; ориентироваться в тексте произведения.
Коммуникативные: создавать собственные высказывания; учитывать мнение окружающих.
Личностные: воспринимать красоту природы; демонстрировать интерес к чтению, к ведению диалога.
Средства обучения: презентация, аудиозапись, памятка составления синквейна, памятка для работы в группе.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
- Мотивационный. Речевая разминка
Слайд 1
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал-
Весёлых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок. ( Е. Серова)
-Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
-Как автор представляет процесс создания цветка? Что ему в этом помогает?
- Актуализация знаний
Слайд 2
Играет музыка( Аудиозапись№1). На слайде появляется портрет К. Бальмонта и стихотворение. Учитель читает стихотворение.
Моросит. Как бы росинки
Возникают на руках, —
Эти чудо-бисеринки,
Этот нежный, влажный прах.
Эти бусинки свиданья
Чуть блеснут, и вот их нет.
Лишь на крае одеянья —
На минутку — светлый след.
-Кто автор этого чудесного стихотворения?( К. Бальмонт)
- Что для поэта является вдохновеньем? (Ответы учащихся)
Проблема …нам на уроке надо выяснить, какие средства помогают автору в создании поэтического образа.
Слайд 3
-Дополним тему нашего урока…(Поэтический образ и …средства его создания )
Определение учащимися типа урока? (урок изучения нового материала)
III. Формирование нового знания.
Работа по тетради для самостоятельной работы.(Тетрадь для самостоятельных работ № 1, с.45)
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- На что похожи капельки дождя?
- Как называет капельки дождя К. Бальмонт? («Росинки», «чудо-бисеринки», «нежный, влажный прах», «бусинки свиданья», «светлый след»)
- Прочитайте, что думают о стихотворении К. Бальмонта Костя Погодин и Петя Захаров. ( Поэт любуется чудесными капельками./ Эти капельки почти не видны, герой их скорее ощущает, чем видит.) Чьё мнение вы разделяете? Докажите цитатами из текста.
- Что же всё-таки кажется поэту чудом? (Кратковременность и мимолётность жизни капельки дождя: « Чуть блеснут и вот их нет./ На минутку – светлый след.»)
-С помощью каких ещё слов поэт показывает хрупкость и зыбкость капелек: то, что они возникают и уходят в никуда?(«Как бы росинки / Возникают на руках / Эти чудо-бисеринки» / Лишь на крае одеянья».)
- Что в этом стихотворении говорит о нежной любви поэта к природе? Какие средства он использует?
( Сравнения, уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах « бусинки», « росинки»; описания.)
Рассказ ученика о писателе и поэте К. Бальмонте(приложение1)
Музыкальная физ.минутка с использованием интерактивной доски ( Звучит аудиозапись №2)
( Продолжение работы по теме урока)
-Отгадайте загадку:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.( Роса)
-Что такое росинка? Кто видел, как переливается роса в момент восхода солнца?
Рассказ учителя.
-Когда солнце ещё не осветило травы, роса кажется дымчатой, холодной. Солнце взошло, и каждая росинка заиграла радугой утреннего света. Все росинки отличаются друг от друга. Нет росинок одинаковых. Закройте глаза и представьте свою росинку не похожую ни на чью другую. (Звучит аудиозапись №3) -Представили, а теперь расскажите нам про неё. Где вы её увидели? Какая она ваша росинка? На что она похожа? Работа в группе -Какие правила работы в группе мы знаем? (распределяем роли, выслушиваем мнения друг друга, аргументируя свои мысли) - Попробуйте составить синквейн о росинке. Слайд 4 Памятка составления синквейна (приложение 2) - Представьте синквейны , которые получились у вас в группах.
Работа с произведением Тиё ( Тетрадь для самостоятельных работ № 1, С.46)
-Вспомните, что такое хокку?
Хокку – это поэтическая картинка, написанная одним двумя штрихами. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.
- Прочитайте хокку Тиё. Постарайтесь понять смысл и красоту. Какую картину нарисовало ваше воображение?
Выполнение задания к тексту в тетради для самостоятельной работы.
Коллективная проверка выполнения задания.
- Кому из ребят удалось раскрыть смысл Тиё? Прочитайте восстановленное Машино высказывание (Ведь одни и те же капельки – это и роса и простая вода.) Какой литературный приём вы обнаружили? (Контраст)
- Закончите высказывание : « Красота природы притягивает ...(внимание, завораживает, останавливает взгляд, вдохновляет человека)»
V.Итог урока
Слайд 5
Росинка дрожала на тонком листе.
Речонка дышала, шурша в тростнике.
В росинку гляжу я, и вижу, что в ней
Играет, ликуя, так много огней.
Их еле заметишь, так малы они,
Но где же ты встретишь такие огни?
- Прочитайте жужжащим чтением, чтобы не мешать соседу.
-Какое настроение создаёт стихотворение? Какие чувства вызывает?
Как поэт просит прочитать эти строчки? Какие средства помогают автору в создании поэтического образа? Чему научили вас стихи К. Бальмонта и Тиё?
VI.Рефлексия
Слайд 6
- Оцените свою работу (ребята оценивают себя )
Сегодня я узнал(а)…
Мне было интересно… Мне было трудно…
Я почувствовала, что … Я приобрела…
Меня удивило… Мне захотелось…
Завтра я хочу на уроке…
Оценка работы всего класса учителем.
VII.Домашнее задание
Слайд 7.
Дома я предлагаю вам выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта
« Бусинки», выполнить задание17 в тетради для самостоятельной работы.
Список литературы
- Малаховская О.В. Литературное чтение [Текст]: 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1/ Малаховская О.В., Чуракова Н.А. – 2-е изд. – М. :Академкнига/Учебник, 2012. – 64с. : ил.
- Смирнова И.Г., Николаева С.В.: 4 класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/,сост. Смирнова И.Г., Николаева С.В.: – Волгоград: Учитель, 2013. – 275 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Интернет-ресурсы
1.Бальмонт Константин Дмитриевич – краткая биография писателя.- Режим доступа: http://www.noisette-software.com/
2.Кладовая веков.- Режим доступа: http://kladovay.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...
Поэтический образ берёзы и сакуры
Поэтический образ берёзы и сакура в произведениях русских и зарубежных писателей...
Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»
Тип урока: интегрированныйФорма проведения урока: коллективная и индивидуальнаяУчастники: 3 классЦель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. ...
Конспект урока по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», система Л.В. Занкова, 3 класс
Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»....
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев; определять в тексте тему и ...
Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»
Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...