Поэтический образ и средства его создания ( на примере произведения К. Бальмонта " Бусинки", Тиё)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Разработка урока по литературному чтению (4 класс, Перспективная начальная школа )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshiy_sovremennyy_urok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспективная начальная школа», Чуракова Н.А.

Литературное чтение (4 класс)

Автор: Соколова Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов,

г.Новокузнецк,  МБНОУ «Гимназия №44»

  Тема:  «Поэтический образ и средства его создания» (на примере произведений К. Бальмонта « Бусинки», Тиё)

 Образовательная цель:  формирование навыков выразительного и внимательного чтения, умения находить в тексте образные языковые средства.

Развивающая цель: развитие внимания, наблюдательности и эстетического вкуса.

Воспитательная цель: воспитание любви к поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно, правильно, выразительно читать вслух; формулировать основную мысль текста; получат возможность научиться осмысливать эстетические ценности художественного текста и высказывать особенности суждения.

Метапредметные универсальные учебные действия(УУД): 

Регулятивные: принимать и удерживать предметную задачу.

Познавательные: анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности; ориентироваться в тексте произведения.

Коммуникативные: создавать собственные высказывания; учитывать мнение окружающих.

Личностные: воспринимать красоту природы; демонстрировать интерес к чтению, к ведению диалога.

Средства обучения: презентация, аудиозапись, памятка составления синквейна, памятка для работы в группе.

Тип урока: открытие нового знания.

     Ход урока

  1. Мотивационный. Речевая разминка

Слайд 1

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

             И кто их только выдумал-

 Весёлых, голубых?

        Должно быть оторвали

От неба лоскуток,

         Чуть-чуть поколдовали

                    И сделали цветок. ( Е. Серова)

-Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

-Как автор представляет процесс создания цветка? Что ему в этом помогает?

  1. Актуализация знаний

Слайд 2

Играет музыка( Аудиозапись№1). На слайде появляется портрет К. Бальмонта  и стихотворение. Учитель читает стихотворение.

       Моросит. Как бы росинки

   Возникают на руках, —
Эти чудо-бисеринки,
           Этот нежный, влажный прах.

 Эти бусинки свиданья
        Чуть блеснут, и вот их нет.
     Лишь на крае одеянья —
            На минутку — светлый след.

-Кто автор этого чудесного стихотворения?( К. Бальмонт)

- Что для поэта является вдохновеньем? (Ответы учащихся)

Проблема …нам на уроке надо выяснить, какие средства помогают автору в создании поэтического образа.  

 Слайд 3

-Дополним тему нашего урока…(Поэтический образ и …средства его создания )                                                

Определение учащимися типа урока? (урок изучения нового материала)

III. Формирование нового знания.

Работа по тетради для самостоятельной работы.(Тетрадь для самостоятельных работ № 1, с.45)

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- На что похожи капельки дождя?

- Как называет капельки дождя К. Бальмонт? («Росинки», «чудо-бисеринки», «нежный, влажный прах», «бусинки свиданья», «светлый след»)

- Прочитайте, что думают о стихотворении К. Бальмонта Костя Погодин и Петя Захаров. ( Поэт любуется чудесными капельками./ Эти капельки почти не видны, герой их скорее ощущает, чем видит.) Чьё мнение вы разделяете? Докажите цитатами из текста.

- Что же всё-таки кажется поэту чудом? (Кратковременность и мимолётность жизни капельки дождя: « Чуть блеснут и вот их нет./ На минутку – светлый след.»)

-С помощью каких ещё слов поэт показывает хрупкость и зыбкость капелек: то, что они возникают и уходят в никуда?(«Как бы росинки / Возникают на руках / Эти чудо-бисеринки» / Лишь на крае одеянья».)

- Что в этом стихотворении говорит о нежной любви поэта к природе? Какие средства он использует?  

(  Сравнения, уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах « бусинки», « росинки»;  описания.)  

Рассказ ученика о писателе и поэте К. Бальмонте(приложение1)

Музыкальная физ.минутка с использованием интерактивной доски  ( Звучит аудиозапись №2)

( Продолжение работы по теме урока)

-Отгадайте загадку:                                                                                              

Утром бусы засверкали,

  Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,

             Ищем, ищем – не найдем.( Роса)

-Что такое росинка? Кто видел, как переливается роса в момент восхода солнца?                                            

 Рассказ учителя.

-Когда солнце ещё не осветило травы, роса кажется дымчатой, холодной. Солнце взошло, и каждая росинка заиграла радугой утреннего света. Все росинки отличаются друг от друга. Нет росинок одинаковых. Закройте глаза и представьте свою росинку не похожую ни на чью другую. (Звучит аудиозапись №3)                            -Представили, а теперь расскажите нам про неё. Где вы её увидели? Какая она ваша росинка? На что она похожа?                                                                                              Работа в группе                                                                                                                                 -Какие правила работы в  группе мы знаем? (распределяем роли, выслушиваем мнения друг друга, аргументируя свои  мысли)                                                                                                                                                       - Попробуйте составить синквейн о росинке.                                                                    Слайд 4                                                                                                                                   Памятка составления синквейна (приложение 2)                                                                                  - Представьте синквейны , которые получились у вас в группах.

Работа с произведением Тиё ( Тетрадь для самостоятельных работ № 1, С.46)

-Вспомните, что такое хокку?

Хокку – это поэтическая картинка, написанная одним двумя штрихами. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.

- Прочитайте хокку Тиё. Постарайтесь понять смысл и красоту. Какую картину нарисовало ваше воображение?

Выполнение задания к тексту в тетради для самостоятельной работы.

Коллективная проверка выполнения задания.

- Кому из ребят удалось раскрыть смысл Тиё? Прочитайте восстановленное Машино высказывание (Ведь одни и те же капельки – это и роса и простая вода.) Какой литературный приём вы обнаружили? (Контраст)

- Закончите высказывание : « Красота природы притягивает ...(внимание, завораживает, останавливает взгляд, вдохновляет  человека)»

V.Итог урока

Слайд 5

                                   Росинка дрожала на тонком листе.

                                   Речонка дышала, шурша в тростнике.

                                   В росинку гляжу я, и вижу, что в ней

                                   Играет, ликуя, так много огней.

                                   Их еле заметишь, так малы они,

                                   Но где же ты встретишь такие огни?

- Прочитайте жужжащим чтением, чтобы не мешать соседу.

-Какое настроение  создаёт стихотворение? Какие чувства вызывает?

Как поэт просит прочитать эти строчки? Какие средства помогают автору в создании поэтического образа?  Чему научили вас стихи К. Бальмонта и Тиё?

VI.Рефлексия  

Слайд 6

 - Оцените свою работу (ребята оценивают себя ) 

    Сегодня я узнал(а)…

  Мне было интересно…                                   Мне было трудно…
Я почувствовала, что …                                 Я приобрела…
Меня удивило…                                              Мне захотелось…
Завтра я хочу на уроке…

Оценка работы всего класса учителем.

VII.Домашнее задание

Слайд 7.  

Дома я предлагаю вам выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта

« Бусинки», выполнить задание17 в тетради для самостоятельной работы.

Список литературы

  1. Малаховская О.В. Литературное чтение [Текст]: 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1/ Малаховская О.В., Чуракова Н.А.  – 2-е изд. – М. :Академкнига/Учебник, 2012. – 64с. : ил.
  2. Смирнова И.Г., Николаева С.В.: 4 класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/,сост. Смирнова И.Г., Николаева С.В.: – Волгоград: Учитель, 2013. – 275 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Интернет-ресурсы

1.Бальмонт Константин Дмитриевич – краткая биография писателя.- Режим доступа: http://www.noisette-software.com/

2.Кладовая веков.- Режим доступа: http://kladovay.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...

Поэтический образ берёзы и сакуры

Поэтический образ берёзы и сакура в произведениях русских и зарубежных писателей...

Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»

Тип урока: интегрированныйФорма проведения урока: коллективная и индивидуальнаяУчастники: 3 классЦель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. ...

Конспект урока по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», система Л.В. Занкова, 3 класс

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»....

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и ...

Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»

Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы;  обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...