Сценарий урока по былинам
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Пример сценария урока для Российской Электронной Школы.
Прописаны слова диктора, звуковое и визуальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Былины_4класс | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий на электронный интерактивный урок
по предмету «Литературное чтение» для «4» класса
- Мотивационная часть «Начнём урок».
1.1 Дорогой друг! На прошлых уроках мы обсудили жанр летописи: что это такое, какие у него особенности, как его узнать.
Помнишь ли, что это?
1.2 Летопись – это …
А) запись исторических событий по годам, которые происходили в стране, городи или местности (правильный).
Б) рассказы древних русичей о том, как они провели лето.
В) запись событий, произошедших с Нестором Летописцем.
(Как только выбирают правильный – он подсвечивается зелёненьким. Если неправильный – жёлто-рыжим, и появляется грустная мордочка, говорящая «Выбери еще!»)
- Сегодня мы начинаем говорить о другом жанре древнерусской литературы: о былине.
Вы узнаете, о чём и о ком повествуется в былине.
Вы научитесь определять былинного героя.
Вы сможете отличать былину от других жанров.
- Объясняющая часть
№ кадра | Текст диктора | Звук фона | Описание сцен (аниматору) | Исходники (аниматору и ММ-редактору) |
4_06_1 | Былина – это жанр древнерусской литературы, рассказывающий о богатырях, о том, что с ними происходило, о подвигах, которые они совершали. | Римский-Корсаков, музыкальная картина «Садко», ор.5 (целиком, там минут 11) | На заднем фоне картинка заблёренная, стилизованная под картину Васнецова «Богатыри». Заголовок – «Былина – повесть о богатырях» | Звук: https://www.youtube.com/watch?v=T5wbp0OIsXg Картинки: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dd/Die_drei_Bogatyr.jpg/371px-Die_drei_Bogatyr.jpg |
4_06_2 | Значит, главные герои былин – богатыри. Богатырь – сильный… | Заголовок меняется на «Главные герои былины», картинка становится чёткой. Оказывается, что на ней в левом нижнем углу изображены условные татаро-монголы, над которыми написано «Враги», нарисованные стрелочки от надписи на них указывают. В правой части нарисовано дерево, в правом верхнем углу картинки – его крона и ветви, одну из них обвил кольцами мерзкий змей, над ним написано объемными буквами слово «ложь». Средний - Илья – на слово «сильный» поднимает свою огромную булаву и потрясает ею. | Мне это видится в стилистике «Горы самоцветов» | |
4_06_3 | Храбрый… | «Храбрый» - Добрыня (слева) возносит над головою меч; условные враги в панике бегут за кадр. | ||
4_06_4 | честный воин. | «Честный» - Алёша (справа) натягивает тетиву и стреляет в змея. Змей-ложь падает замертво с дерева. | ||
4_06_5 | Богатыри стоят на страже Родины, и если требуется – смело вступают в бой с захватчиками и разбойниками. | Мужские голоса УХ! | За богатырями появляется слово РУСЬ древнерусским шрифтом и маленькие изображения деревянных домишек, церквушек… Богатыри хором делают угрожающе-предостерегающее движение «УХ!», потрясая своим оружием. | |
4_06_6 | И тут мы уже можем говорить об особенностях былины… Основой сюжета каждой былины становится подвиг богатыря. | Богатыри Добрыня и Алёша медленно разъезжаются каждый в свою сторону за кадр, Илья вертит головой, провожает их взглядом, пожимает плечами и остаётся в центре. Появляется заголовок «Особенности былины» - он вверху экрана, голова Ильи в пробеле (между словами). Слева от него начинает появляться пронумерованный список:
| Илья и Соловей http://vseskazki.su/images/bylina-ilya-muromec-solovei-razboinik.jpg Илья и Идолище https://rus.ruolden.ru/wp-content/uploads/sites/3/2015/10/ilia-i-idilishe.jpg Илья и царь Калин http://www.planetaskazok.ru/images/stories/bilini/1/41.jpg | |
4_6_7 | Былина – это песня, передающаяся из уст в уста, её исполняли баяны (то же – бояны): певцы, сказители, аккомпанируя себе на гуслях. Рассказывали напевно, неспешно… | Появляются следующие
Появляется в правом нижнем углу картинка Баяна, подписанная. | Баян / Боян https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/1/6/1/10764161.jpg | |
главным было – передать важность описываемых событий. |
| |||
Всё, о чём повествовалось, воспринималось как правда, даже явно фантастические события. |
| |||
Обычно в былине называется город или иное место, где происходит главное событие. Ученые-исследователи считают, что таким образом тоже подтверждалась истинность того, о чем говорится. |
| Ну... не совсем так https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/material/575/preview_square_preview_picture-0c9381f3-76dc-4573-84e4-87f8e2037d53.jpg Скорее вот таким красным пунктиром из точки Муром в точку Киев и тд http://www.uchastki-khotkovo.ru/pic/proezd/karta.jpg | ||
Также это нужно для того, чтобы показать: все эти города, все жители этих городов, все мы – это Русь, одно большое государство. И любой враг – общий враг, от него богатыри защищали Родину. |
| |||
Конечно же нужно особенно сказать о языке былины. Так как это устное народное творчество, текст мог меняться от сказителя к сказителю, каждый добавлял что-то новое, но были и постоянные части, на которых былина строилась. Обычно ими являлись «ЗАЧИН» и «КОНЦОВКА». В зачине богатырь выезжает из родительского дома, ну а кончается всё пиром на весь мир. |
| Пример «уезжания» текста – в первой ссылке на видео с музыкой Римского-Корсакова или начало Звёздных войн, кажется, эпизод 4. | ||
К таким же опорным моментам относятся хорошо вам известные постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле» и гиперболы – небывалое преувеличение: «С горы на гору добрый молодец поскакивал, | Мужским голосом: «Ну почему же небывалое. И такое было». |
| ||
Итак, сегодня мы узнали, что былина – это повесть о богатырях; в основе её лежит повествование о богатырском подвиге, исполняется она напевно; её цель – передать важность случившихся событий, в которые, кстати, все верят. В былине мы обязательно встретим названия городов древней Руси, а любой враг, о котором идёт речь, угрожает не конкретно богатырю – а всей Родине. Многие былины одинаково или похоже начинаются и заканчиваются, а также содержат постоянные эпитеты и гиперболы. | Пока диктор говорит, пункты подсвечиваются (когда их упоминают), а Илья указывает на каждый своим мечом (ну или палицей). |
- Тренажёры
3.1
Вид задания | Единичный выбор |
Текст задания | Былина – это… |
Варианты ответов | Погодовая летопись исторических событий; Авторская сказка; Повесть о богатырях. |
Правильный ответ | Повесть о богатырях |
3.2
Вид задания | Раскраска (предметы разделены на условные части, которые могут быть залиты разными цветами. Считается законченным только целиком раскрашенный предмет) |
Текст задания | Раскрасьте только те предметы, которые могут принадлежать богатырю |
Варианты ответов | Палица Богатырская кольчуга Веретено Меч Прялка Булава Конь |
Правильный ответ | Палица Богатырская кольчуга Меч Булава Конь |
3.3
Вид задания | Многовариантный выбор |
Текст задания | Выберите из списка особенности былины. |
Варианты ответов | В основе былины подвиг богатыря Любой враг – враг государственный Есть постоянные зачин, концовка, эпитеты и гиперболы Главный герой былины – царь Главная цель былины – передать важность исторического события Всё, о чём рассказывается, воспринимается как правда В былинах всегда всё одинаково Исполняют былины обычно сказители, играя на гуслях В былинах есть географические названия Под былины водили хороводы |
Правильный ответ | В основе былины подвиг богатыря Любой враг – враг государственный Есть постоянные зачин, концовка, эпитеты и гиперболы Главная цель былины – передать важность исторического события Всё, о чём рассказывается, воспринимается как правда Исполняют былины обычно сказители, играя на гуслях В былинах есть географические названия |
- Контрольные вопросы
4.1
Вид задания | Подстановка элементов в пропуски в тексте |
Текст задания | Подберите подходящее слово и заполните пропуск |
Варианты ответов | Итак, сегодня мы узнали, что … – это повесть о …; в основе её лежит повествование о богатырском …, исполняется она …; её цель – передать … случившихся событий, в которые, кстати, все …. В былине мы обязательно встретим названия … древней Руси, а любой враг, о котором идёт речь, угрожает не конкретно богатырю – а всей …. Многие былины одинаково или похоже … и заканчиваются, а также содержат постоянные … и …. былина, богатырях, подвиге, напевно, важность, верят, городов, Родине, начинаются, эпитеты, гиперболы |
Правильный ответ | Итак, сегодня мы узнали, что былина – это повесть о богатырях; в основе её лежит повествование о богатырском подвиге, исполняется она напевно; её цель – передать важность случившихся событий, в которые, кстати, все верят. В былине мы обязательно встретим названия городов древней Руси, а любой враг, о котором идёт речь, угрожает не конкретно богатырю – а всей Родине. Многие былины одинаково или похоже начинаются и заканчиваются, а также содержат постоянные эпитеты и гиперболы. |
4.2
4.3
Вид задания | Лабиринт |
Текст задания | Помоги богатырю попасть на пир. Помни! На пир можно попасть только после подвига! |
Варианты ответов | Как это выглядит: перед входом в лабиринт стоит задумчивый богатырь, на входе – камень (а ля картина Васнецова «Витязь на распутье»), от камня – три дорожки петляющие, спутанные, неочевидные. Только на одной петле сидит Соловей-разбойник. При выходе из лабиринта изображён стол, ломящийся от яств. |
Правильный ответ | Только на одной петле сидит Соловей-разбойник. Именно по этой дороге ученик должен добраться на пир. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Урок чтения "Былины"
Цель урока : выяснить что такое былина, как зародились былины, герои былин...
Сценарий урока по литературному чтению "Былина". ОНЗ.
Класс: 2.Тип урока: открытие нового знания....
Презентация к уроку "Летописи. Былины. Жития. Летопись "И повесил Олег щит свой..."" ( УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: "открытие" новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся с летописью "И вспомнил Олег коня своего"....