ВПМ 3 класс по литературному чтению "Истоки"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
ВПМ 3 класс по литературному чтению "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВПМ 3 класс по литературному чтению "Истоки" | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
1.АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по курсу «Истоки» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ от 6 октября 2009 г. № 373;
- Программы ООП НОО.
На изучение курса в 3 классе отводится 34 часа в год.
Курс является внутрипредметным модулем к урокам литературного чтения.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.
Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Цели и задачи:
- дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;
- продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.
Развивать умения и навыки:
- коммуникативные: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,
- информационные: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями (толковым).
Курс " Истоки" в 3 классе реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.
В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:
- осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;
- развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
- воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
- социокультурное развитие группы;
- выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной идентичной личности);
- развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.
Содержание уроков сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале. Присоединение - первый этап урока. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.
Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.
Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельнооценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
3.Содержание учебного курса
Вера (10 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда (9 часов)
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (9 часов)
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София (6 часов)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
4. Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Вера | 10 ч |
2 | Надежда | 9 ч |
3 | Любовь | 9 ч. |
4 | София | 6 ч. |
Итого: | 34 ч |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата |
Раздел: Вера | ||||
1 | Чему доверяет сердце. | 1 ч | Иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Чему доверяет сердце. Стихотворение о вере Презентация Работа в паре «Что объединяет вера?» | |
2 | Во что верует душа | 1 ч | Хождение к истокам одухотворенности. Усвоение детьми основных нравственных заповедей. Проявление веры в деле, в чувстве, в слове. Признание. Православная вера. Заповеди. Правила нравственности. Вера Святой Руси Презентация. Иллюстрации: икона Святой Благоверный князь Владимир Портрет А.В. Суворова работа в паре «Правила нравственности» | |
3 | Верность – знак веры | 1 ч. | Дать понятие «Верности», «Совести» Они неизменны. Хоть мы и меняемся со временем. Показать веру в действии. Вера – исток верности. Что такое верность, почему она нужна? Верность сынов Отечества. Иллюстрации - проявление верности: Верность другу Верность профессии Родительская верность Верность светлой памяти Верность Родине ресурсный круг «Верность Родине» | |
4 | Верность в слове и деле | 1 ч. | Чувство долга. Кто уверен в малом - не предаст в большом. Добрая слава, спокойная совесть. Презентация. Стихотворение Д. Кедрина «В час испытаний поклонись Отчизне» работа в паре «Ложную клятву давать – веру ломать» | |
5 | Правда | 1 ч. | Довести до сердца детей стремление жить по правде. Идеалы прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей. Что такое правда? Легенда о Правде и Кривде. Правда открывается не всем. Жить по правде. Пословицы о правде. Загадки о правде. Презентация. Работа в паре «Пословицы о правде» | |
6 | Где живет правда | 1 ч. | Правда в слове Правда в деле Правда в образе Стихотворение С. Орлова «Россия есть у каждого своя» ресурсный круг «Какой образ является путеводным для тебя?» | |
7 | Честь | 1 ч. | Честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты). Из малых дел складывается ваша добрая репутация. Задача - как важно не уронить честь. Воинская честь М. Кутузова, честь за ум М.В. Ломоносову Песня О. Газманова «Офицеры» Портреты Кутузова, Ломоносова. | |
8 | Светлая душа подвигом жива | 2 ч. | Поклон Преподобному Сергию Радонежскому. Добрая репутация. Иконы Преподобного Сергия Радонежского оценивающее Работа в паре «Честь по заслугам» | |
9 | Обобщение к разделу «Вера» | 1 ч. | Спасительная вера. Минуты творчества Благодарная память Видеоряд: портреты князя Владимира, Сергия Радонежского, Михаила Кутузова, Михаила Ломоносова, Минина и Пожарского Активное занятие в паре «Вопросы – ответы» | |
Раздел: Надежда | ||||
1 | Надежда | 2 ч. | Разъяснить детям, что надежда - эта твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова. Важно не впадать в уныние и в отчаяние. Разъяснить – что такое надежда. Надежда на свои силы и опыт. Что укрепляет надежда | |
2 | Надежда | 1 ч. | К чему приводит тщетная надежда? Вавилонская башня. На Бога уповай, да без дела не бывай. Иллюстрации Вавилонской башни Стихотворение О. Скороходова «Красота» | |
3 | Согласие и красота | 1 ч. | Согласие важно в любом общем деле, а так же дать понять детям, что важнее всего согласие со своей совестью. Согласие да лад для общего дела клад. Согласие укрепляет надежду. Встреча с прекрасным. Духовная красота. Семья – колыбель души каждого человека. Как быть с обманом, ленью, завистью? Как согласие красоту творит (духовная красота). Спор. Ссора до добра не доводит. Басня Крылова «Лебедь, рак да щука». Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие» Иллюстрация собора Василия Блаженного. | |
4 | Терпение и умение | 1 ч. | Доказать детям, что терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. Подвиг - к внутреннему движению, к подвижничеству, испытание духа. Во имя чего нужно терпеть? Терпение в слове, деле, образе. Высший подвиг - терпение. Пословицы о терпении Иллюстративный ряд: образы терпения: мать и дитя, ученик и учитель, уход за больным, образ культурного наследия. | |
5 | Терпение и спасение. | 1 ч. | Как научиться терпению? Опыт терпения православного человека. Чего терпеть нельзя. Толковый словарь: словосочетания о терпении. Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» | |
6 | Послушание. | 1 ч. | Такие качества как послушание и своеволие (противоположность) Чего больше у тебя? Доказать, что пока необходимо целенаправленное послушание. Права и обязанности маленького гражданина. Послушание опыту предков. Послушание совести Послушание- опора терпения и надежды. Цепочка действий: размышлении – совет – дело. | |
7 | Послушание совести и закону | 1 ч. | Совесть. Жить не в ладу с совестью. Правила и законы. Законопослушание. Совесть – глас Божий. | |
8 | Обобщение по разделу «Надежда» | 1 ч. | Что значит отвечать перед людьми и совестью? Надежда – устремление к доброму исходу дела. Стихотворение Н. Рачкова «Радостно» | |
Раздел: Любовь | ||||
1 | Любовь к ближнему | 1 ч. | Самое главное довести до сердца детей, что любовь требует труда души. Надо любить и словом и делом, и в мыслях, и в поступках. Великая сила любви. Любовь должна быть с верою и надеждою. Легенда об уставшем человеке. Любовь к ближнему. Дружба. | |
2 | Любовь | 2 ч. | Любовь родительская, сыновняя, братская, сестринская, святая любовь. Единство в семье - великая любовь. Это труд души. Там любовь - там Бог и правда. Легенда о Петре Февронии. Иллюстративный ряд образы любви. Иллюстрации икон Петра и Февронии. | |
3 | Милосердие в деле | 1 ч. | Очень важно, чтобы детские сердца были не закрыты для таких качеств, как сострадание и милосердие. Не помнить зла - это особая милость. Дети должны знать, что милосердие может быть в образе строгости и праведного гнева, которые долго не помнятся. Значение слова «милосердие» Милосердие в деле. Благотворительность. Примеры милосердия из истории. Елизавета Фёдоровна. Н.И. Токарев. Неизвестная. И.А.Милютин. Современные образцы милосердия. | |
4 | Милосердие в слове | 1 ч. | «Приди к скорбящему со словом утешения». Милосердие в слове. Где гнев, там и милость. Рассказ о сёстрах милосердия. Сострадание, утешение. Жалеть - значит любить. Современные образцы милосердия. | |
5 | Доброта – образ любви | 1 ч. | Приобретая добрые качества, о которых мы говорили раньше, человек становится неузнаваемо красив - это один из выводов. Духовная красота человека - важнее телесной. Дети учатся определять и ощущать доброту и в словах, и в делах. Что такое доброта? Как её можно почувствовать, услышать? Добрые слова и выражения. Жизнь дана на добрые дела. Делать добро – совершать духовный подвиг. Доброта истинная и ложная Иллюстрация к притче о добром самарянине. Икона Святителя Николая Чудотворца «Доброта истинная и доброта ложная» | |
6 | Раскаяние | 1 ч. | Донести до детей смысл покаяния и прощения. Показать на примере притчи о блудном сыне смысл покаяния и величину отцовской (Божьей) любви. Что значит простить? Обычаи прощения на Руси. Путь к раскаянию. Вербное Воскресение. | |
7 | Покаяние и любовь | 1 ч. | Покаяние в храме (исповедь) таинство. Беседа в храме. Единство любви и покаяния. Великая сила любви. Изображение храма | |
8 | Повторение к разделу «Любовь» | 1 ч. | Сад добродетелей. Прислушаемся к голосу сердца. Что сближает и разъединяет людей? | |
Раздел: София | ||||
1 | Ум да разум | 2 ч. | Уяснение двух сторон интеллектуального начала человека, ум внешний и ум внутренний, т.е. ум сердечный. Добрый ум и умное сердце. Разум рассуждает, уму помогает. Чему и где учились наши предки? Пословицы про ум | |
2 | Святые Кирилл и Мефодий | 1 ч. | Способы передачи знания из поколения в поколение. Святые Кирилл и Мефодий. Обряд «Каша». Разум подсказывает тонкое равновесие в природе, ум доводит до безумья, а разум до раздумья. Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия. Стихотворение Хомякова «Просветители славянские» | |
3 | Истина | 1 ч. | Научить ребят определять и отделять истинный образ да слово от ложного образа, дела, слова. Слово как важнейшее хранилище истины. Истина в слове. Житие. «Поучение Владимира Мономаха», «Священное писание», «Летописи». | |
4 | Истина в образе и деле | 1 ч. | Что именуется истовым делом? Слова, умение прислушиваться к опыту прошлых поколений. Символы, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых истин «Нерукотворный образ «Спасителя». Подлинность. Искренность, истовость | |
5 | Знания и мудрость Обобщение к разделу «София» | 1 ч. | Важно, что дети усвоили кто умный - тот знает очень много, но самое главное, что нужно для достойной жизни (знание кругозора). Мудрость - соединение истины, правды, любви. Ярослав Мудрый. Преподобные. Охтинские старцы. Премудрость - значение слова. Храмы Софии. Для чего они строились? Мудрость и мудрецы София - Премудрость Божия. Замысел о нашем мире. Мудрость человеческая и Премудрость Божия. Истоки победителя. Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви? Хождение к истокам внутреннего мира человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по окружающему миру 2 класс и литературному чтению 2 класс
Предлагаю задания для олимпиады по окружающему миру и литературному чтению во 2 классе....
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка "Литературная викторина" для 4 класса по литературному чтению
В наше время существует проблема, что дети не любят читать. Очень часто перед родителями и учителями встает вопрос:"Как привить ребенку любовь к чтению?". Частично решить эту проблему помога...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...
Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»
Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»...