ВПМ 3 класс по литературному чтению "Истоки"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Болонина Анастасия Дмитриевна

ВПМ 3 класс по литературному чтению "Истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по курсу «Истоки» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Программы ООП НОО.

На изучение курса в 3 классе отводится 34 часа в год.

Курс является внутрипредметным модулем  к урокам  литературного чтения.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.

Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Цели и задачи:

  • дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;
  • продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.

Развивать умения и навыки:

  • коммуникативные: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,
  • информационные: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями (толковым).

Курс " Истоки" в 3 классе реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.

В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:

  • осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;
  • развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
  •  воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
  • социокультурное развитие группы;
  • выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной идентичной личности);
  • развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.

Содержание уроков сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале. Присоединение первый этап урока. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.

Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.

Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные УУД.

1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.

2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельнооценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Находить необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

3.Содержание учебного курса

Вера (10 часов)

ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.

ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Надежда (9 часов)

НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.

СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Любовь (9 часов)

ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

София (6 часов)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.

ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.

Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?

4. Тематическое планирование

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего

часов

1

Вера

10 ч

2

Надежда

9 ч

3

Любовь

9 ч.

4

София

6 ч.

Итого:

34 ч


Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Дата

Раздел: Вера

1

Чему доверяет сердце.

1 ч

Иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Чему доверяет сердце.

Стихотворение о вере

Презентация

Работа в паре «Что объединяет вера?»

2

Во что верует душа

1 ч

Хождение к истокам одухотворенности. Усвоение детьми основных нравственных заповедей. Проявление веры в деле, в чувстве, в слове. Признание. Православная вера. Заповеди. Правила нравственности.

Вера Святой Руси

Презентация.

Иллюстрации: икона Святой Благоверный князь Владимир

Портрет А.В. Суворова

работа в паре «Правила нравственности»

3

Верность – знак веры

1 ч.

Дать понятие «Верности», «Совести»

Они неизменны. Хоть мы и меняемся со временем. Показать веру в действии.

Вера – исток верности. Что такое верность, почему она нужна? Верность сынов Отечества.

Иллюстрации - проявление верности: Верность другу

Верность профессии

Родительская верность

Верность светлой памяти

Верность Родине

ресурсный круг «Верность Родине»

4

Верность в слове и деле

1 ч.

Чувство долга. Кто уверен в малом - не предаст в большом. Добрая слава, спокойная совесть.

Презентация.

Стихотворение

Д. Кедрина «В час испытаний поклонись Отчизне»

работа в паре «Ложную клятву давать – веру ломать»

5

Правда

1 ч.

Довести до сердца детей стремление жить по правде. Идеалы прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей.

Что такое правда? Легенда о Правде и Кривде. Правда открывается не всем. Жить по правде.

Пословицы о правде.

Загадки о правде.

Презентация.

Работа в паре «Пословицы о правде»

6

Где живет правда

1 ч.

Правда в слове

Правда в деле

Правда в образе

Стихотворение С. Орлова «Россия есть у каждого своя»

ресурсный круг

«Какой образ является путеводным для тебя?»

7

Честь

1 ч.

Честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты). Из малых дел складывается ваша добрая репутация. Задача - как важно не уронить честь. Воинская честь М. Кутузова, честь за ум М.В. Ломоносову

Песня О. Газманова «Офицеры»

Портреты Кутузова, Ломоносова.

8

Светлая душа подвигом жива

2 ч.

Поклон Преподобному

Сергию Радонежскому.

Добрая репутация.

Иконы Преподобного Сергия Радонежского

оценивающее

Работа в паре «Честь по заслугам»

9

Обобщение к разделу «Вера»

1 ч.

Спасительная вера.

Минуты творчества

Благодарная память

Видеоряд: портреты князя Владимира, Сергия Радонежского,

Михаила Кутузова, Михаила Ломоносова, Минина и Пожарского

Активное занятие в паре «Вопросы – ответы»

Раздел: Надежда

1

Надежда

2 ч.

Разъяснить детям, что надежда - эта твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова. Важно не впадать в уныние и в отчаяние.

Разъяснить – что такое надежда. Надежда на свои силы и опыт. Что укрепляет надежда

2

Надежда

1 ч.

К чему приводит тщетная надежда? Вавилонская башня. На Бога уповай, да без дела не бывай.

Иллюстрации Вавилонской башни

Стихотворение О. Скороходова «Красота»

3

Согласие и красота

1 ч.

Согласие важно в любом общем деле, а так же дать понять детям, что важнее всего согласие со своей совестью. Согласие да лад для общего дела клад. Согласие укрепляет надежду.

Встреча с прекрасным. Духовная красота. Семья – колыбель души каждого человека. Как быть с обманом, ленью, завистью? 

Как согласие красоту творит (духовная красота). Спор. Ссора до добра не доводит.

Басня Крылова «Лебедь, рак да щука».

Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие»

Иллюстрация собора Василия Блаженного.

4

Терпение и умение

1 ч.

Доказать детям, что терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. Подвиг - к внутреннему движению, к подвижничеству, испытание духа.

Во имя чего нужно терпеть? Терпение в слове, деле, образе.

Высший подвиг - терпение.

Пословицы о терпении

Иллюстративный ряд: образы терпения: мать и дитя, ученик и учитель, уход за больным, образ культурного наследия.

5

Терпение и спасение.

1 ч.

Как научиться терпению? Опыт терпения православного человека. Чего терпеть нельзя.

Толковый словарь: словосочетания о терпении.

Ресурсный круг «Самый терпеливый человек»

6

Послушание.

1 ч.

Такие качества как послушание и своеволие (противоположность)

Чего больше у тебя?

Доказать, что пока необходимо целенаправленное послушание. Права и обязанности маленького гражданина. Послушание опыту предков.

Послушание совести

Послушание- опора терпения и надежды.

Цепочка действий: размышлении – совет – дело.

7

Послушание совести и закону

1 ч.

Совесть. Жить не в ладу с совестью.

Правила и законы. Законопослушание. Совесть – глас Божий.

8

Обобщение по разделу «Надежда»

1 ч.

Что значит отвечать перед людьми и совестью? Надежда – устремление к доброму исходу дела.

Стихотворение

Н. Рачкова «Радостно»

Раздел: Любовь

1

Любовь к ближнему

1 ч.

Самое главное довести до сердца детей, что любовь требует труда души. Надо любить и словом и делом, и в мыслях, и в поступках.

Великая сила любви. Любовь должна быть с верою и надеждою. Легенда об уставшем человеке. Любовь к ближнему. Дружба.

2

Любовь

2 ч.

Любовь родительская, сыновняя, братская, сестринская, святая любовь. Единство в семье - великая любовь. Это труд души. Там любовь - там Бог и правда. Легенда о Петре Февронии.

Иллюстративный ряд образы любви. Иллюстрации икон Петра и Февронии.

3

Милосердие в деле

1 ч.

Очень важно, чтобы детские сердца были не закрыты для таких качеств, как сострадание и милосердие. Не помнить зла - это особая милость. Дети должны знать, что милосердие может быть в образе строгости и праведного гнева, которые долго не помнятся.

Значение слова «милосердие»

Милосердие в деле.

Благотворительность.

Примеры милосердия из истории. Елизавета Фёдоровна. Н.И. Токарев. Неизвестная. И.А.Милютин. Современные образцы милосердия.

4

Милосердие в слове

1 ч.

«Приди к скорбящему со словом утешения». Милосердие в слове.

Где гнев, там и милость. Рассказ о сёстрах милосердия. Сострадание, утешение.

Жалеть - значит любить.

Современные образцы милосердия.

5

Доброта – образ любви

1 ч.

Приобретая добрые качества, о которых мы говорили раньше, человек становится неузнаваемо красив - это один из выводов. Духовная красота человека - важнее телесной. Дети учатся определять и ощущать доброту и в словах, и в делах.

Что такое доброта? Как её можно почувствовать, услышать?

Добрые слова и выражения. Жизнь дана на добрые дела. Делать добро – совершать духовный подвиг. Доброта истинная и ложная

Иллюстрация к притче о добром самарянине.

Икона Святителя Николая Чудотворца

«Доброта истинная и доброта ложная»

6

Раскаяние

1 ч.

Донести до детей смысл покаяния и прощения. Показать на примере притчи о блудном сыне смысл покаяния и величину отцовской (Божьей) любви. Что значит простить? Обычаи прощения на Руси. Путь к раскаянию. Вербное Воскресение.

7

Покаяние и любовь

1 ч.

Покаяние в храме (исповедь) таинство. Беседа в храме. Единство любви и покаяния. Великая сила любви.

Изображение храма

8

Повторение к разделу «Любовь»

1 ч.

Сад добродетелей. Прислушаемся к голосу сердца. Что сближает и разъединяет людей?

Раздел: София

1

Ум да разум

2 ч.

Уяснение двух сторон интеллектуального начала человека, ум внешний и ум внутренний, т.е. ум сердечный.

Добрый ум и умное сердце. Разум рассуждает, уму помогает. Чему и где учились наши предки?

Пословицы про ум

2

Святые Кирилл и Мефодий

1 ч.

Способы передачи знания из поколения в поколение. Святые Кирилл и Мефодий. Обряд «Каша». Разум подсказывает тонкое равновесие в природе, ум доводит до безумья, а разум до раздумья.

Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия.

Стихотворение Хомякова «Просветители славянские»

3

Истина

1 ч.

Научить ребят определять и отделять

истинный образ да

слово от ложного образа, дела, слова.

Слово как важнейшее

хранилище истины.

Истина в слове. Житие.

«Поучение Владимира

Мономаха», «Священное писание»,

«Летописи».

4

Истина в образе и деле

1 ч.

Что именуется истовым делом? Слова, умение прислушиваться к опыту прошлых поколений.

Символы, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых

истин «Нерукотворный образ «Спасителя».

Подлинность. Искренность, истовость

5

Знания и мудрость Обобщение к разделу «София»

1 ч.

Важно, что дети усвоили кто умный - тот знает очень много, но самое главное, что нужно для достойной жизни (знание кругозора). Мудрость - соединение истины, правды, любви. Ярослав Мудрый. Преподобные.  Охтинские старцы. Премудрость - значение слова. Храмы Софии. Для чего они строились?

Мудрость и мудрецы София - Премудрость

Божия. Замысел о нашем мире. 

Мудрость человеческая и Премудрость Божия. Истоки победителя. Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?

Хождение к истокам внутреннего мира человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по окружающему миру 2 класс и литературному чтению 2 класс

Предлагаю задания для олимпиады по окружающему миру и литературному чтению  во 2 классе....

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Методическая разработка "Литературная викторина" для 4 класса по литературному чтению

В наше время существует проблема, что дети не любят читать. Очень часто перед родителями и учителями встает вопрос:"Как привить ребенку любовь к чтению?". Частично решить эту проблему помога...

КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...

Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»

Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»...