Рабочая программа 4 класс по литературному чтению "Школа 2100" с ВПМ "Читалия"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Болонина Анастасия Дмитриевна

Рабочая программа 4 класс по литературному чтению "Школа 2100" с ВПМ "Читалия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 4 КЛАСС.

1. АННОТАЦИЯ.

 Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена:

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

 - на основе УМК: учебники «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочие тетради и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Программа для 4 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

 В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч., а также методические рекомендации для   учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того, чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В.  Берестова, Е.   Благининой, Ю.  Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринец, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н.  Толстого, Э. Успенского, Д.  Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др.  Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев   – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

 III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

2. Результаты освоения курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

 – самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

  1. 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.  

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Практическая часть

Проверочная работа к разделу 1

Любимые книги

Проверочная работа к разделу 2

У истоков русской детской литературы (путешествие 1 и 2)

Проверочная работа к разделу 3

У истоков русской детской литературы (путешествие 3)

Проверочная работа к разделу 4

19 век. Путешествие продолжается (путешествие 4-6)

Проверочная работа к разделу 5

19 век. Путешествие продолжается (путешествие 7-8)

Проверочная работа к разделу 6

Век 20. Новые встречи со старыми друзьями (путешествие 8-11)

Проверочная работа к разделу 7

Век 20. Новые встречи со старыми друзьями (путешествие 12-15)

Проверочная работа к разделу 8

Итоговая

Написание сочинений

4 ч

Проведение уроков внеклассного чтения

12 ч

Техника чтения

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;

– пересказывать текст по плану.

 Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;

– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

 Развитие устной и письменной речи

Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

4. Тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование.

Наименование раздела

Всего

часов

1

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

9 ч

2

Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

20 ч

3

Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

41 ч.

4

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

35 ч.

5

Раздел 5.  ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30–50-х ГОДОВ.

10 ч.

6

Раздел 6. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–90-х ГОДОВ.

21 ч.

7

Внутрипредметный модуль «Читалия»

34 ч.

Итого:

136 ч


Календарно- тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

 4 класс

136 часа (4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

              Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

1

Урок повторения

Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художественном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие в … век»

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ (8 часов)

2

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий

ВПМ: «Стихотворные сказки»

1

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира

3

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

ВПМ: «Рассказы современных писателей о детях»

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

Нарисовать свой город будущего

4

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

ВПМ: «Рассказы современных писателей о детях»

1

Урок повторения изученного

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Текущий контроль: рассказ о городе будущего

Самостоятельное чтение     4-й части

5

Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

ВПМ: «Рассказы современных писателей о детях»

1

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:  определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: выразительное чтение 4-й части

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Творческий пересказ на тему  «Урок математики»

6

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

ВПМ: «Стихотворные сказки»

1

Урок введения новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Текущий контроль: творческий пересказ

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок

7

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1по разделу «Любимые книги»               (20 минут)

ВПМ: А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог

8

Внеклассное чтение.         Книги о ребятах-сверстниках

ВПМ: «Рассказы современных писателей о детях»

1

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Тематический контроль: краткий пересказ

Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией

Продолжить чтение понравившихся произведений

9

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом

писателе          (20 минут)

ВПМ: «Стихотворные сказки»

1

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях

Тематический контроль: творческая работа

Письменная творческая работа на заданную тему

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (20 часов)

10

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

ВПМ: «Стихотворные сказки»

1

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Осмысление цели чтения.

История детской литературы

Выучить один текст наизусть

11

«Повесть временных лет». Расселение славян

ВПМ: «Стихотворные сказки»

1

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: чтение текста наизусть

Отрывки из русской летописи

Составить «летопись» о своем крае

12

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

ВПМ: «Стихотворные сказки»

1

Урок развития умений и навыков

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов

Справочники, энциклопедии, периодическиеиздания для детей

Тетрадь, с. 16. Творческое задание

13

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

ВПМ: «Детские энциклопедии»

1

Урок закрепления изученного

Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Справочники, энциклопедии

Задание № 3  с. 41 учебника

14

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

ВПМ: «Детские энциклопедии»

1

Урок закрепления изученного

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:  составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Самостоятельно прочитать сказку Д. Герасимова с. 45 учебника

15

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

ВПМ: «Стихи о природе. Страницы русской классики.»

1

Урок развития умений и навыков

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Стихи для детей поэтов XVII в Савватия

Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия

16

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

ВПМ: «Стихи о природе. Страницы русской классики.»

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка

Стихи для детей поэтов XVII в.Симеона Полоцкого, Кариона Истомина

Выучить наизусть любое стихотворение

17

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика

ВПМ: «Рассказы современных писателей о детях»

1

Урок развития умений и навыков

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать темы и героев путешествия

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

С. 57–59, читать по учебнику

18

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

ВПМ: «Рассказы современ. писателей о детях»

1

Урок повторения изученного

Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика

Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения

Текущий контроль: выразительное чтение

С. 59–63, читать по учебнику

19

Обобщение по разделу Проверочная работа № 2по разделу  «У истоков русской детской литературы» (20 минут)

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа

Уметь: выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы

Задание № 4 по тетради для чтения

20

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

Урок обобщения изученного

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль: пересказ прочитанного

Предисловие. Послесловие

21–22

С. Аксаков «Детские годы Багрова внука»

2

Уроки повторения изученного

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий контроль: выразительное чтение повести.

Рассказ о герое книги

Автобиографическое произведение

Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова

23

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

1

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение

Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)

Задание № 4 в тетради, с. 30

24–25

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

2

Урок развития умений и навыков. Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать: о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.        Уметь: сравнивать построение нравоучительных статей;                       – соотносить текст с пословицами

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Периодическая печать: детские журналы

Выразительно читать одну из статей      Н. И. Новикова.

Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31)

26

Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

1

Урок введения новых знаний

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.           Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Текущий контроль: пересказ по плану

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова

27

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3      (20 минут)

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль: проверочная работа

Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)

28

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

ВПМ: «Волшебный мир сказок Бажова»

1

Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).                Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Тематический контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Продолжить чтение понравившихся книг

29

Развитие речи. Сочинение по теме  «Мое путешествие в историю детской литературы»     40 минут)

ВПМ: «Волшебный мир сказок Бажова»

1

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь:  выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения

Текущий контроль: выполнение творческой работы

Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему

Дописать сочинение на чистовик

Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (41 час)

30

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

ВПМ: «Произведения о тех, кто трудится»

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.          Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль

Басня, ее особенности

(сюжет, герои, сценичность)

Подготовить рассказ об И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню

31

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни

ВПМ: «Произведения о тех, кто трудится»

1

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: выразительное чтение басни

Наблюдение над языком художественных произведений

Выучить наизусть басню

32

Обобщение. Басни И. А. Крылова

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение. Средства художественной выразительности

Текущий контроль: чтение басни наизусть

Место произведения в истории русской детской литературы

Проиллюстрировать басню И.А. Крылова

33

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок развития умений и навыков

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать до конца 1-ю часть

34

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь: характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;

Текущий контроль: выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Найти другие сказки этого автора

35

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок повторения изученного

– составлять стилизованный план;

– делать вывод

Текущий контроль: краткий пересказ

Выделение языковых средств художественной выразительности

Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей»

36

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок обобщения изученного

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.           Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: творческий пересказ

Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя

Прочитать сказку А. Погорельского целиком

37

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

1

Урок введения новых знаний

Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин,В. А. Жуковский

Текущий контроль: краткий пересказ

Н. В. Гоголь

Подготовить рассказ об А. С. Пушкине

38

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок развития знаний и умений

Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

Текущий контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией

с. 118–126, самостоятельно читать

39

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок развития знаний и умений

Понимание содержания литературного произведения

Текущий: выразительное чтение сказки. Прогнозировать содержание сказки по иллюстрации

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах

с. 127–132, самостоятельно читать

40

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»(характеристика главных  героев)

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.           Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Текущий контроль: выразительное чтение

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

с. 132–145, самостоятельно читать

41

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»(характеристика нейтральных героев)

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок закрепления изученного

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: выразительное чтение

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Выучить наизусть отрывок из сказки

42

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»(язык сказки)

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок повторения изученного

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Находить в тексте материал для составления рас-сказа на определенную тему

Составить мультфильм (из рисунков), озвучить

43

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок обобщения изученного

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

– различать жанры художественной литературы

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Найти и прочитать  Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек»)

44

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персо-наж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Характер героя, его поступки, их мотивы

Выучить наизусть отрывок из сказки В.А. Жуковского

45

Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)

1

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.           Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль: чтение сказки (отрывка) наизусть

Наблюдение над языком художественных произведений

Найти и прочитать сказку В. Одоевского «Городок в табакерке»

46

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

ВПМ: «Сказки народов разных стран»

1

Урок развития умений и навыков

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

В. Даль. Сказки и игры для детей

Прочитать любую сказку в обработке В. Даля

47

Развитие речи. Сочинение -обработка народной сказки (подражаниеВ.И.Далю)

1

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

Тематический контроль: творческая работа

В. Даль. Сказки и игры для детей

48

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Краткий пересказ, задание 3  с. 163 учебника

49

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» Проверочная работа №4

1

Урок обобщения  и проверки знаний изученного

Жанры. Главная мысль

Текущий контроль: краткий пересказ текста

Задания-размышления в тетради

50

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». ( Книги о родном городе его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)

1

Урок обобщения изученного

Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Прочитать: рассказ А. П. Чехова; воспоминание И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым»

51

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова внука»

1

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.           Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Сережи с весной, со сказкой

52

Библиотечный урок.Справочная литература

1

Урок сообщения информации о правилах работы с книгой

Умение работать с книгой

Текущий контроль

Энциклопедии.

Словари

53

Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева

ВПМ: «Книги о природе и человеке»

1

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Любое стихотворение выучить наизусть

54

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

ВПМ: «Книги о природе и человеке»

1

Урок закрепления изученного

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Выразительно читать оба стихотворения. К одному из них нарисовать иллюстрацию

55

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

ВПМ: «Рассказы о животных»

1

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Текущий контроль: выразительное чтение

Написать этюд «Летний дождь»

56

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

ВПМ: «Рассказы о животных»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана

Выучить наизусть отрывок из стихотворения

57

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги

1

Урок развития знаний и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

Ответить на вопросы 1–3 в учебнике  с. 190

58

Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»

1

Урок закрепления изученного

Жанры: сказка, описание, рассказ

Текущий: коллективное составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом

Найти и прочитать тексты других жанров, написанные                Л. Толстым

59

Л. Н. Толстой «Как ходят деревья»

1

Урок повторения изученного

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

Выучить наизусть первый абзац описания

60

Проверка техники чтения. (I полугодие)

1

Урок контроля и коррекции

Правильное, сознательное и выразительное чтение

Итоговый: чтение текста вслух и про себя

Темп чтения вслух   80–90 слов. Про себя 115–120 слов

61

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»

1

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Текущий контроль: чтение по ролям

Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город»

62–

63

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

2

Уроки повторения изученного

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Текущий контроль: чтение по ролям

Самостоятельно читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4

64

К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

ВПМ: «Произведения о долге и храбрости»

1

Урок повторения изученного

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Тематический контроль: творческие задания в тетради по чтению

Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки»

65

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение - подражание Ушинскому

1

Урок повторения изученного

Связной рассказ. Элементы

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Тематический контроль: творческая работа

Сочинение на заданную тему

Дописать сочинение

66

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок повторения изученного

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.

Устное изложение текста по плану

Тематический контроль: выявление художественных средств

Деление текста на части. Составление плана

Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста

67

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок развития знаний и умений

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение

Подробный, сжатый, выборочный пересказ

Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома

68

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок обобщения изученного

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Тематический контроль: творческий пересказ

Работа над образом литературного героя

Выполнить задания в тетради

69

Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века»                 (20 минут)

1

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков

Тематический контроль: выполнение проверочной работы

70

Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей

1

Урок обобщения изученного

Произведения А. П. Чехова. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально нравственных переживаний

Уметь: выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова;

– охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений;

– выразительно читать (пересказывать)

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение текстов по выбору:   Д. Мамин -Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель»

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (35 часов)

71

Путешествие 8.

(В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

ВПМ: «Сказки  о приключениях детей»

1

Урок развития знаний и умений

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.          Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради)

72

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)

ВПМ: «Книги о ребятах и их делах»

1

Урок повторения изученного

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ

Текущий контроль: толкование слов и словосочетаний

 Повествование от первого лица. Творческие пересказы

Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника

73

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11)

ВПМ: «Книги о ребятах и их делах»

1

Урок повторения изученного

Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

Текущий контроль: ответы на вопросы

Характер героя, его поступки и их мотивы

Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника)

74

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение)

1

Урок применения знаний и умений

Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин, Жуковский

Текущий: чтение составленных учащимися биографий

Различие жанров произведений: повесть

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

75

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков

ВПМ: «Сказки  о приключениях детей»

1

Урок обобщения изученного

Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.           Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Тематичес-кий контроль: индивидуальный опрос; написание отзывов

Произведения:Д. Мамина-Си-биряка, А. Ку-прина, Д. Григо-ровича, В. Ко-роленко

Читать книги Г. Остера, Э. Ус-пенского, Л. Петрушевской

76

Путешествие9. Петроград. 1923 год

1

Урок введения новых знаний

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Текущий контроль: фронтальный опрос

Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя

Прочитать рассказ Б. Житковас. 36–42

77

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: фронтальный опрос, письменное выполнение заданий

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить рассказ о морском капитане; выполнить задания в тетради

78

К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон

1

Урок повторения изученного

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: пересказ текста

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить пересказ текста, с. 44–49

79

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

1

Урок повторения изученного

Жанр произведения: стихотворение. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Текущий контроль: выборочный пересказ текста

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему

Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53

80

Юрий Владимиров «Чудаки»

ВПМ: «Весёлые истории»

1

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.           Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль: выразительное чтение стихотворения

Выделение языковых средств художественной выразительности

Выучить стихотворение наизусть с. 53–54

81

Александр Введенский «О рыбаке и судаке»

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Выучить стихотворение наизусть, с. 55–56

82

Внеклассное чтение.

Современные чудаки

ВПМ: «Весёлые истории»

1

Урок применения знаний, умений, навыков

Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение

Тематический контроль: индивидуальный опрос

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов

83

Путешествие10. «Вокруг Маршака»

1

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения

– использовать статьи литературных критиков;

– участвовать в обсуждении текстов;

– объяснить смысл названия путешествия;

Текущий контроль: чтение наизусть стихотворения

Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста

с. 58–59, читать.

Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке

84

С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»

1

Урок закрепления изученного

Классики детской литературы

– рассказывать о полюбившихся детских журналах

Текущий контроль: рассказ о С. Я. Маршаке

Свободные высказывания о выступлениях одноклассников

Прочитать одно из произведений классиков детской литературы

85

Внеклассное чтение.

Современные детские журналы

ВПМ: «Произведения о мамах и детях»

1

Урок применения знаний, умений, навыков

Восприятие произведений на слух

Тематический контроль: индивидуальный опрос, дискуссия

Периодические издания для детей

Рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах

86

Е. Шварц «Два брата»

ВПМ: «Книги о ребятах и их делах»

1

Урок усвоения новых знаний

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.           Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий контроль: фронтальный опрос

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Дочитать сказку до конца

87

Е. Шварц «Два брата»

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: выразительное чтение сказки

Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль

Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом

88

Е. Шварц «Два брата» (обобщение)

1

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Текущий: литературный диктант; фронтальный и индивидуальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план

Выполнить задание в тетради,  с. 76

89

Б. Галанов «Книжка про книжки»
(отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

1

Урок развития умений

и навыков

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный опрос

Смысловые связи частей текста. Составление простого плана

Отвечать на вопросы в учебнике, с. 85

90

А. Н. Толстой «Фофка»

1

Урок повторения изученного

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения

Текущий контроль: фронтальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения

Рассказать о своем воображаемом герое

91

А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот»

ВПМ: «Рассказы о животных»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа

Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям

Выучить наизусть любой фрагмент

92

М. Пришвин «Изобретатель»

1

Урок повторения изученного

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа

Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану

Пересказ текста от 3-го лица

93

С. Я. Маршак «Сила жизни»

ВПМ: «Люби живое»

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного

Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

Текущий контроль: фронтальный опрос, самостоятельная работа

Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы

Выполнить задания в тетради  с. 79

94

Р. Киплинг «На далекой Амазонке»

ВПМ: «Как рождается герой»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения

Текущий: подробный пересказ текста; самостоятельная работа

Осмысление цели чтения.

Выразительно читать стихотворение

95

Р. Бёрнс «В горах мое сердце»

ВПМ: «Как рождается герой»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Осознанное чтение. Правильность чтения. Скорость чтения

Текущий: чтение наизусть любого стихотворения в переводе С. Маршака

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительно читать стихотворение

96

С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

1

Урок повторения изученного

Особенности творчества С. Я. Маршака

Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному

Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака

97

Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века».(Путешествия 8–10)                    (20 минут)

1

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков

Особенности творчества писателей XX в.

Тематический контроль: проверочная работа

Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов»

98

Внеклассное чтение. Творцы книг
(рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах)

 ВПМ: «Произведения о мамах и детях»

1

Урок обобщения изученного

Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.           Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Тематический контроль: индивидуальный опрос

Читать юмористические рассказы

99

Библиотечный урок

ВПМ: «Люби живое»

1

Урок-сообщение

Иллюстраторы книг: Ив. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина

100

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.

В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке,

и о Симе, который тонкий

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: самостоятельное выполнение заданий

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительно читать сказку В. Маяковского

101

А. Барто «Снегирь»

ВПМ: «Рассказы о животных»

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворения. Выразительное чтение

Текущий контроль: выразительное чтение сказки

Выделение языковых средств художественной выразительности

Выучить стихотворение А. Барто наизусть

102

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Ознакомление с историей создания литературного произведения

Прочитать 3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника

103

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок повторения изученного

Герои произведения

Текущий контроль: фронтальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы

Прочитать 5-ю часть сказки

104

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок обобщения изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Текущий: фронтальный опрос, стилистический эксперимент

Установление смысловых связей частей текста. План

Ответить на вопросы, с. 128

105

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»
(40 минут)

1

Урок-практикум

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:  выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

– комментировать прочитанное

Тематический контроль: практическая работа

Приемы работы с текстом

с. 128–130, выразительно читать

Раздел 5.  ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30–50-х ГОДОВ (10 часов)

106

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:  относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

Текущий контроль: фронтальный опрос

Биографические сведения о жизни А. Гайдара

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара

107

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

ВПМ: «Книги о ребятах и их делах»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа

Исторические приметы времени создания повести

Прочитать 3 и 4-ю части текста

108

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

ВПМ: «Книги о дружбе и взаимопомощи»

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

– выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога;

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа

Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать текст

109

А. Гайдар. «Тимур и его команда» ВПМ: «Книги о дружбе и взаимопомощи»

1

Урок обобщения изученного

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

– характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Текущий контроль: фронтальный опрос

Выучить наизусть отрывок из текста

110

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

Урок усвоения новых знаний

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения

Задание 5, с. 156 учебника

111

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.          Уметь:  читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Текущий контроль: пересказ

Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя

Подробный пересказ

112

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

Читать рассказы и стихи  В.Голявкина И.Пивоваровой. О.Кургузова

113

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Н. Носова

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

114

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

ВПМ: «Весёлые истории»

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение

Текущий контроль: фронтальный опрос

Юмор и сатира

В произведениях детской литературы

Выучить наизусть сатирическое стихотворение

115

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это ? »       ( Веселые произведения   В. Голявкина, И.Пивоваровой)

ВПМ: «Весёлые истории»

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Найти и прочитать сборник стихотворений любимого поэта; выучить наизусть одно из них

Раздел 6. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–90-х ГОДОВ.

ВПМ: «Произведения о долге и храбрости»

1

Урок усвоения новых знаний

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Средства художественной выразительности

Выучить наизусть любое стихотворение

 ВПМ: «Люби живое»

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Жанр: небылица

Знать: отличие детской поэзии второй половины XX  в. от произведений для детей 20-х годов;

Текущий: чтение стихотворения наизусть

Различие жанров произведений

Выучить наизусть любое стихотворение

118

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

– авторов и их произведения данного периода.

Уметь: читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

– определять авторские особенности;

– выполнять различные виды чтения:

выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

– импровизировать произведения;

– размышлять о творчестве поэтов;

– рассказывать об авторах произведений;

– создавать собственные миниатюры

Текущий: чтение наизусть стихотворения

Средства художественной выразительности

Выразительное чтение стихотворений

119

Стихи С. Чёрного, В. Долиной

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Текущий контроль: выразительное чтение стихотворений

Средства художественной выразительности

Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цы-ферова

120

Миниатюры Г. Цыферова

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение миниатюр

Текущий контроль: творческая работа

Средства художественной выразительности

Продолжить сочинениеминиатюру

121

Стихи Н. Матвеевой

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос

Средства художественной выразительности

Выучить наизусть одно из стихотворений Н. Матвеевой

122

Внеклассное чтение. Любимые стихи

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Сведения об авторе. Средства выразительности

Подготовиться к уроку-отчету. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях

123

Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето» (40 минут)

1

Урок-практикум

Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного

Тематический контроль: практическая работа

Выделение языковых средств художественной выразительности

124

Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» (20 минут)

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Жанры. Герои произведений

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Тематический контроль: проверочная работа

Произведения XX в. для детей, их авторы

125

С. Козлов «Снежный цветок»

ВПМ: «Страна Фантазия»

1

Урок закрепления изученного

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.              Уметь: анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

Текущий контроль: творческая работа

Место произведения в истории русской детской литературы

Прочитать картины  3–5

126

С. Козлов «Снежный цветок»

ВПМ: «Страна Фантазия»

1

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: фронтальный опрос

Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка

127

С. Козлов «Снежный цветок»

ВПМ: «Страна Фантазия»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении

Текущий контроль: фронтальный опрос, инсценировка

Особенности создания образов в пьесе

Выучить роли к инсценировке

128

Библиотечный урок

1

Урок обобщения

129–

130

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

ВПМ: «Страна Фантазия»

2

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Текущий контроль: фронтальный опрос.

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»

131

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

ВПМ: «Страна Фантазия»

1

Урок повторения изученного

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь: читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Текущий контроль: фронтальный опрос

Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Выразительное чтение стихотворений

132

Проверка техники чтения за II полугодие

1

Урок контроля и коррекции

Итоговый контроль: техника чтения

Темп чтения вслух – 85–90 слов, про себя – от 100–140 слов

133

Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8
(итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»
(40 минут)

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

Итоговый контроль: проверочная работа

Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – представителей этих этапов

134

Эпилог. Письмо к читателям

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выразительное чтение

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»

Тематический контроль: фронтальный опрос

Пролог и эпилог в художественном произведении

Оформить письмо рисунками

135

Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать

ВПМ: «Страна Фантазия»

1

Урок применения знаний, навыков и умений

Выразительное чтение. Пересказ текста
(краткий и подробный)

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

Итоговый: инсценировки, отчет о работе групп

Изучить список литературы для чтения летом

136

Путешествие по «океану света»

1

Урок-игра

Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному . Виды речевой деятельности говорение ,слушание (аудирование), чтение

Тематический контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива"  для 2 класса....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...