Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание программы
4 класс (102 часа)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе авторской программы В.А.Лазаревой «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста.
Задачи курса:
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Четвертый год обучения является заключительным в начальном образовании детей.
Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.
Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объема, например, рассказ «Бедный принц» А.И. Куприна, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Путешественники не плачут» В.П. Крапивина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: стихов, сказок О. Уайльда, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями современной детской литературы, фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для взрослых, но и для детей.
В 4 классе обобщаются ведущие нравственные понятия всего курса: семья, родные (мать, отец, сын, дочь). Учащиеся также выходят на новый уровень понимания и обобщения благодаря таким понятиям, как Родина, народ, гражданин. Последние главы учебника посвящены отечественным войнам нашего народа и Родине («Россия, Родина моя»). Программа в ее литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объемно: подробно и основательно - на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно - с использованием возможностей лирики. Так идет процесс осмысления и эмоционального принятия, а в конечном счете личностного освоения и присвоения нравственных ценностей и таких понятий, как патриотизм, героизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание человека.
Литературный материал и отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным линиям и направлениям начального литературного образования. Так, в этом учебном году закрепляется представление учеников-читателей о произведении как системе образов, учащиеся самостоятельно составляют структурную схему и работают с ней как основой целостного анализа произведения. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, выявить изобразительно-выразительные средства, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст в соответствии с ним и т.д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем в средней и старшей школе. В итоге четвертого года обучения учащиеся осваивают следующие литературоведческие понятия: олицетворение, пьеса, ирония, фантастика.
Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок, стихов, рассказов, пишут этюды и эссе, могут поставить в конце года настоящий спектакль по серьезной театральной пьесе. Особенность этого завершающего начальное литературное образование года обучения в том, что, продолжая «Музейные странички», вводится работа с личным читательским дневником. Там учащиеся самостоятельно анализируют новые произведения, пишут аннотации и рецензии. Тексты с вопросами в помощь ученикам-читателям даны в Хрестоматии для 4 класса. Последний вид деятельности, связанный с основной работой на уроках, особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников, поскольку позволяет формировать такое качество чтения, как самостоятельность.
В этом году дети уже осознанно, по собственному выбору, расширяя программу, заучивают наизусть 20 стихотворений и 2-3 прозаических художественных текста (отрывка).
На изучение курса отводится 102 часа.
Матрица учебного содержания
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | В школе жизни | 22 ч. |
2. | «Мы в ответе...» | 25 ч. |
3. | Сто фантазий | 13 ч. |
4. | Каждый выбирает по себе | 31 ч. |
5. | Россия, Родина моя | 11 ч. |
Работа по курсу обеспечивается
УМК | Материально-технической базой | |
Для учащихся | Для учителя | 1. Портреты писателей. 2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием Программы. 3. Иллюстрации к литературным произведениям. 4. Детская периодика. 5. Настольные развивающие игры (литературное лото), викторины. |
1. Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 книгах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2. Лазарева В.А. Хрестоматия по литературному чтению для 4 класса/Автор-составитель В.А. Лазарева. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература». | 1. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебникам «Литературное чтение», 1-4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2. Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы: учебно-педагогическое пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
Планируемые предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия | |
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка); – эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей; – этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения; – осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ; – основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров, форм. | – устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания; – первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; – внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений; – осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни; – нравственно-эстетических переживаний литературного произведения; – умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации (особенностями художественного текста и т.д.); – произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; – выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме; – осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности; – оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. | – осуществлять планирование коллективной деятельности на основе осознаваемых целей; – осознавать этапы организации учебной работы; – самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; – намечать новые цели собственной и групповой работы; – осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета; – обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы; – строить сообщения в устной и письменной форме; – понимать смысл художественных и научно-популярных текстов; – устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств; – соотносить учебную информацию с собственным опытом. | – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. при подготовке сообщений. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства; – принимать участие в коллективных делах и инсценировках; – контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе; – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. | – проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; – воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении; – выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях; – сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности |
Виды речевой и читательской деятельности | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения; – читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы; – эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль; – читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое; – передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа; – отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом; – определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности; – выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. | – воспринимать художественную литературу как вид искусства, необходимый для образованного и воспитанного человека; – осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках в монологической и диалогической речи; – вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции, определять тему и идею произведения; – работать с доступными возрасту видами справочной литературы; – высказывать суждение о прочитанном и подтверждать его примерами из текста; – делать выписки из прочитанных текстов. |
Круг детского чтения | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– использовать на практике представления об элементах книги: характеризовать ее по титульным листам, оглавлению и др.; – отличать сборник произведений от авторской книги; – самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике и по собственному желанию; – составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу; – отличать сборник произведений от авторской книги; – составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники; – пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. | – ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; – выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; – писать отзыв и аннотации о прочитанной книге; вести читательский дневник; – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой, в том числе на сайтах детских журналов. |
Круг детского чтения 1. В школе жизни А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб». 2. «Мы в ответе...» В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (стихотворема); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». 3. «Сто фантазий» Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К. Россетти «Есть у булавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусеничное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок). 4. Каждый выбирает для себя В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик». 5. «Россия, Родина моя» М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов «Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...». В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передреев «Качались ели…»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро». В рубрике «Музейная страничка»: Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане». | |
Литературоведческая пропедевтика | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов; – определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; – различать особенности построения народной сказки, пословицы, загадки и других фольклорных форм; – самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя; – видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | – пользоваться литературоведческими понятиями при сравнении и сопоставлении различных видов текстов; – различать изобразительно-выразительные средства в различных произведениях литературы (эпитет, сравнение, олицетворение и др.); – делать элементарный анализ различных текстов, составлять систему образов произведения, выводить из нее идею произведения; – создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями. |
Творческая деятельность | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров; – читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений; – определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразитель_ ном чтении; – создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин и на основе личного опыта. | – пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения; – пересказывать текст от лица героя, автора, дополнять текст; – самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения; – участвовать в инсценировках по произведениям, в создании собственных проектов; – писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова; – писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения; – передавать свое впечатление о прочитанном или услышанном в рисуночной и иной творческой деятельности. |
Тематическое планирование 4 класс (102 часа)
Глава 1. В школе жизни - 22 ч
- Знакомство с новым учебником - 1 ч
- Изучение рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». Жизнь мальчика дворянской семьи XIX века. Сопоставление образа с литературным портретом - 6 ч
- Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька» - 4 ч
- Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка» - 1 ч
- Осмысление нравственных ценностей русского народа. Работа над стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник» - 1 ч
- Уроки деятельной доброты. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» - 3 ч
- «Учителя» и «ученики» в школе, жизни. Работа над рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» - 4 ч
- Работа над «Музейной страничкой» - 1 ч
- Контрольная работа - 1 ч
- Глава 2. «Мы в ответе...» - 25 ч
- Что значит «быть Человеком?» - 3 ч
- Легко ли быть Человеком? Анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» - 3 ч
- Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка Г.-Х. Андерсена «Ромашка» - 1 ч
- Урок-диспут: Что есть доброта? Это проявление силы или слабости? - 1 ч
- Изучение рассказа «Заячьи лапы». Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г. Паустовского. Особенности композиции рассказа - 4 ч
- Читательский дневник. Работа над сказкой К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей» - 1 ч
- Изучение «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина - 9 ч
- Вечные законы любви и дружбы. Долг и ответственность. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - 1 ч
- Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда». Н.И. Дубов «Беглец» - 1 ч
- Контрольная работа - 1 ч
- Глава 3. Сто фантазий - 13 ч
- Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе - 5 ч
- Разные способы изображения действительности в литературе - 3 ч
- Фантастическое изображение обычных человеческих проблем - 4 ч
- Контрольная работа - 1 ч
- Глава 4. Каждый выбирает по себе - 31 ч
- Нравственный выбор - нравственный поступок. Изучение рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут» - 4 ч
- Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение» - 1 ч
- Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности - 10 ч
- Уроки истории. Изучение стихотворения Лермонтова «Бородино» - 4 ч
- «Война - страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями Б.Ш. Окуджавы, Ю.Д. Левитанского и др. Сопоставление с картиной К.А. Васильева - 5 ч
- Читательский дневник. Внеклассное чтение. Работа над рассказом В.В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки» - 1 ч
- Великий труд человека по самостроению, самовоспитанию. Изучение сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок» - 5 ч
- Контрольная работа - 1 ч
- Глава 5. Россия, Родина моя - 11 ч
- С чего начинается Родина? Стихотворения М.Л.Матусовского, К.Н. Симонова-2 ч
- Образ Русской земли и русского народа в русской литературе ХIХ и ХХ вв. «Все мы люди разные, а Родина одна...» - 2 ч
- Изучение стихов Н.А. Некрасова, Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова и др., рассказов Ю.И. Коваля из книги «Чистый Дор» - 3 ч
- Читательский дневник. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» - 1 ч
- Контрольная работа – 1 ч
- Итоговая комплексная (контрольная) работа – 1 ч
- Проблемно-обобщающее итоговое занятие - 1 ч
Количество тематических, творческих,
итоговых контрольных работ и проектов
по литературному чтению в 4 классе
Виды контроля | Тема | Количество |
Творческие работы | - Сочинение: «Уроки в школе жизни» Ваньки Жукова». - Сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-лебедь». - Сочинение на тему «Утро в...». - Сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | 4 |
Проекты | Коллективная работа по рассказу В.П.Астафьева «Бабушка с малиной». | 1 |
Тематические тесты | - Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». - Тест по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». - Тест по рассказу В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». - Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 4 |
Тематические контрольные работы | - Контрольная работа №1 по теме: «В школе жизни». - Контрольная работа №2 по теме: «Мы в ответе...» - Контрольная работа №3 по теме: «Сто фантазий». - Контрольная работа №4 по теме: «Каждый выбирает по себе». - Контрольная работа №5 по теме: «Россия, Родина моя» | 5 |
Внеклассное чтение | - Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка». - Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка». - Вечные законы любви и дружбы. Долг и ответственность. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». - Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда». Н.И. Дубов «Беглец». - Рассказ В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение». - Работа над рассказом В.В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки». | 6 |
Годовые стандартизированные контрольные работы | Итоговая комплексная (контрольная) работа | 1 |
Всего по литературному чтению | 21 |
Календарно-тематическое планирование на 2017/2018 уч. год
Планируемые предметные результаты
№ п/п | Тема урока | Предметные результаты | Заучивание произведений | ИКТ | Дата | |
Глава 1. В школе жизни - 22 ч | ||||||
1 триместр | ||||||
1 | Знакомство с новым учебником | - выявление уровня литературного развития и нравственных представлений учащихся; - знакомство с содержанием нового учебника, задачами нового учебного года. | 01.09 – 09.09 | |||
2 | Жизнь мальчика из дворянской семьи ХIХ века. Изучение рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». | - введение учеников в главную проблему главы; - расширение представлений современных учащихся о жизни детей в XIX веке; - работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета в создании образа-персонажа. | Электронный учебник. Интернет-ресурсы: http://az.lib.ru | |||
3 | Работа по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» Сочинение. | Интернет-ресурс: http://vasily-polenov.ru | ||||
4 | Открытие «другой жизни». А.И. Куприн «Бедный принц». Обучение пересказу по плану. | Интернет-ресурс: http://www.bibliotekar.ru | ||||
5 | Соотнесение изображения природы и настроения героя. А.И. Куприн «Бедный принц». | Электронный учебник | 11.09– 15.09 | |||
6 | Работа над образом героя. Составление его характеристики. А.И. Куприн «Бедный принц». | Интернет-ресурс: http://eor-np.ru | ||||
7 | Знакомство с особенностями портретной живописи в соответствии с литературным портретом (В.А. Серов «Портрет Мики Морозова»). Сочинение. | - знакомство с портретом как особым жанром искусства; - соотнесение литературного и живописного портретов. | Электронный учебник | |||
8 | Изображение жизни и внутреннего мира героя рассказа A.П. Чехова «Ванька». | - знакомство с творчеством великого русского писателя А.П.Чехова; - освоение способов изображения внутреннего мира героя; - сопоставление авторской речи и речи героя, их взаимодействие в системе чеховского изображения жизни. | Интернет-ресурсы: http://www.bibliotekar.ru http://аудиохрестоматия.рф (аудиохрестоматия) Электронный учебник | 18.09-22.09 | ||
9 | Язык текста в рассказе А.П. Чехова «Ванька». | |||||
10 | Художественные средства для изображения зимнего пейзажа в рассказе А.П.Чехова «Ванька». | |||||
11 | Сочинение: «Уроки в школе жизни» Ваньки Жукова». | 25.09-29.09 | ||||
12 | Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка» | - самостоятельное чтение и понимание произведения с дальнейшим обсуждением идеи рассказа | Интернет-ресурс: http://portal.lgo.ru | |||
13 | Осмысление нравственных ценностей русского народа. Н.А. Некрасов «Школьник» | - продолжение знакомства с творчеством великого русского поэта, его представлениями о национальных нравственных ценностях; - работа над понятиями «автор» и «рассказчик». | наизусть | Электронный учебник. Аудиохрестоматия | ||
14 | 3накомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева. Урок деятельной доброты. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». | - продолжение работы над образами художественного произведения, включая второстепенные образы. | Электронный учебник Интернет-ресурс: http://www.selezneva-lichnost.ru | 09.10-13.10 | ||
15 | 0бразы в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной». | |||||
16 | Проектная деятельность. Коллективная работа по рассказу В.П.Астафьева «Бабушка с малиной». | |||||
17 | «Учитель» и «ученики» в школе жизни. Работа над рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». | - развитие темы «школа жизни»; - формирование понятия «олицетворение». | Короткометражный фильм "Зимний дуб" (http://teramult.com) | 16.10-20.10 | ||
18 | Сюжетный план рассказа Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». | |||||
19 | Пейзажные зарисовки в рассказе Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». | наизусть (проза) | ||||
20 | Уроки педагогического мастерства. Раскрытие неведомого мира природы. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб». | 23.10-27.10 | ||||
21 | Музейная страничка. Д.С. Самойлов «Вечер». | |||||
22 | Контрольная работа №1 по теме: «В школе жизни» | - тематический контроль и оценка знаний | Электронный учебник | |||
Глава 2. «Мы в ответе...» - 25 ч | ||||||
23 | Что значит быть человеком? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». | - осмысление основного человеческого качества – доброты, способности и необходимости думать и заботиться о других; - работа над особенностями стихотворной формы. | 30.10-03.11 | |||
24 | Юмор в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста». | наизусть | Интернет-ресурсы: http://www.kykymber.ru | |||
25 | Главные человеческие качества героевстихотворения О.Е. Григорьева «Витамин роста». | |||||
26 | Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | - углубление представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование; - выявление авторской позиции в эпическом тексте; - сопоставление изображения черт характера человека в разных видах искусства. | Интернет-ресурсы: http://deti-online.com Электронныйучебник | 13.11-17.11 | ||
27 | Образы дедушки Тараса и лебедя. Приемы олицетворения и сравнения. Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш». | |||||
28 | Выявление авторской позиции в эпическом тексте. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | |||||
29 | Внеклассное чтение. Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка». | - самостоятельное чтение и понимание произведения с дальнейшим обсуждением идеи рассказа | Ноутбуки, тестирование | 20.11-24.11 | ||
30 | Урок-диспут: «Что есть доброта? Это проявление силы или слабости?» | - углубление нравственных представлений учащихся; - отработка навыков дискуссии; - формирование способов проявления личностной позиции в «речевом поступке». | Интернет-ресурс: http://paustovskiy.niv.ru Ноутбуки, тестирование Электронный учебник | |||
31 | Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведении К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». | - обобщение нравственной проблематики и художественного своеобразия произведений К.Г.Паустовского; - осмысление проблемы благодарности и вины; - работа над композицией произведения; - формирование представлений учащихся о речи героя как средстве создания его образа. | ||||
32 | Последовательность событий в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». | 27.11-01.12 | ||||
33 | Художественные средства для изображения пейзажей в рассказе К.Г. Паустовского | наизусть (проза) | ||||
2 триместр | ||||||
34 | Характеры героев в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Тест по изученному рассказу. | |||||
35 | Работа над сказкой К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей». | - самостоятельное чтение и понимание произведения с дальнейшим обсуждением идеи рассказа | Интерактивная таблица: http://files.school-collection.edu.ru | 04.12-08.12 | ||
36 | Внеклассное чтение. Вечные законы любви и дружбы. Долг и ответственность. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | - знакомство с произведением прекрасного французского писателя; - осмысление нравственных проблем, представленных в произведении. | ||||
37 | Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина. | - осмысление представлений русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; - осмысление проблемы вины и прощения; - работа над художественными особенностями сказки А.С.Пушкина, выявление ее связи с фольклором. | Электронный учебник Аудиохрестоматия Мультфильм: http://skaz-pushkina.ru Интернет-ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru | |||
38 | Ответственность родителей и детей за процветание рода. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 11.12-15.12 | ||||
39 | Воплощение героев в иллюстрациях И. Билибина. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | |||||
40 | Сочетание авторской и народной сказки. Художественные особенности. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | |||||
41 | Изображение картин природы. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 18.12-22.12 | ||||
42 | Проблема вины и прощения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | |||||
43 | Главные человеческие ценности. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | наизусть | ||||
44 | Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». | 25.12-29.12 | ||||
45 | Сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-лебедь». | |||||
46 | Внеклассное чтение. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда». Н.И. Дубов «Беглец» | - самостоятельное чтение и понимание произведения с дальнейшим обсуждением идеи рассказа | ||||
47 | Контрольная работа №2 по теме: «Мы в ответе...» | Тематический контроль и оценка знаний | ||||
Глава 3. «Сто фантазий» - 13 ч | ||||||
48 | 3ачем человек фантазирует. Ю.П. Мориц «Сто фантазий». | - обобщение целей и способов создания фантастического образа в искусстве; - осмысление серьезных проблем веселых стихов; - углубление представлений учащихся о роли ритма в стихотворении. | наизусть | Электронныйучебник Интернет-ресурс: http://www.mccme.ru | 11.01-12.01 | |
49 | Мир мечты и фантазии. Весёлые стихи. Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». | наизусть | ||||
50 | Секрет стихотворения. Роль ритма и рифмы. К. Россетти «Есть у булавки головка». | наизусть | Электронный учебник Аудиохрестоматия | |||
51 | Словесные иллюстрации к стихотворениям Д.С. Самойлова «Сказка» и «Белые стихи». | наизусть | 15.01-19.01 | |||
52 | Сочинение на тему «Утро в... (городе, деревне, лесу)». | |||||
53 | Работа по картине К.Н. Брюллова «Всадница». Сочинение. | - сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах; - знакомство с необычными по жанру художественными произведениями Ф.Д. Кривина; - осмысление нравственных идеалов человечества в произведениях Ф.Д. Кривина. | Электронный учебник | |||
54 | Юмор в сказке В.Д. Берестова «Честное гусеничное». | Интернет-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru | 22.01-26.01 | |||
55 | Разные способы изображения действительности в литературе. Работа над произведениями Ф.Д. Кривина «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле». | Электронныйучебник Интернет-ресурс: http://www.lib.ru | ||||
56 | Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. К. Булычев «Путешествие Алисы (отрывок). | - формирование представлений о фантастической литературе; - знакомство с творчеством современного фантаста, пишущего для детей, Кира Булычева; - осмысление проблемы доброты и человечности в фантастическом произведении. | Электронный учебник Интернет-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru | |||
57 | Секрет создания фантастического образа. К. Булычев «Путешествие Алисы». | 29.01-02.02 | ||||
58 | Осмысление проблемы доброты и человечности в фантастическом произведении. К. Булычев «Путешествие Алисы». | |||||
59 | Фантастический рассказ о далеком прошлом или будущем. | |||||
60 | Контрольная работа №3 по теме: «Сто фантазий» | Тематический контроль и оценка знаний | 05.02-9.02 | |||
Глава 4. Каждый выбирает по себе – 31 ч | ||||||
61 | Знакомство с жизнью и творчеством В.П. Крапивина. | - осмысление проблемы нравственного выбора и деятельной доброты, способности на поступок; - углубление представлений учащихся об изображении характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении; - знакомство с произведениями прекрасного детского современного писателя В.П. Кривина. | Интернет-ресурс: http://www.sf.mksat.net Электронный учебник | |||
62 | Нравственный выбор - нравственный поступок. В.П. Крапивин «Путешественники не плачут». | |||||
63 | Нравственный выбор и способность на поступок. Составление плана рассказа. В.П. Крапивин «Путешественники не плачут». | 12.02 16.02 | ||||
64 | Характер главного героя. Душевные переживания героев. В.П. Крапивин «Путешественники не плачут». Тест по изученному рассказу. | Ноутбуки, тестирование | ||||
65 | Внеклассное чтение. Рассказ В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение» | - самостоятельное чтение и понимание произведения с дальнейшим обсуждением идеи рассказа | ||||
66 | Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | - знакомство с произведением великого русского писателя Л.Н.Толстого; - формирование представлений учащихся о своеобразии и особенностях прозы Л.Н. Толстого, о его мастерстве в изображении русского человека и национальных черт русского народа; - осмысление нравственных уроков рассказа Л.Н.Толстого. | Интернет-ресурс: http://www.levtolstoy.ru/ Интерактивное задание: http://files.school-collection.edu.ru Электронный учебник | 26.02-02.03 | ||
3 триместр | ||||||
67 | Человечность в русском человеке в рассказе «Кавказский пленник». | |||||
68 | Своеобразие прозы Л.Н. Толстого, мастерство изображения русского человека. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». | |||||
69 | Осмысление понятий: героизм, отвага, патриотизм и др. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». | 05.03-9.03 | ||||
70 | Характеристики главных героев. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». | |||||
71 | Взаимоотношения между героями в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | |||||
72 | Идея рассказа. Работа над планом и пересказом. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». | 12.03-16.03 | ||||
73 | Обобщающий урок по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | |||||
74 | Сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | |||||
75 | Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | Ноутбуки, тестирование | 19.03.-23.03 | |||
76 | Уроки истории. Война 1812 года. | - осмысление нравственного выбора человека на историческом материале; - знакомство с известнейшим стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»; - введение понятия «идея». | Интернет-ресурс: http://www.1812.rsl.ru/ | |||
77 | Исторический материал в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». | |||||
78 | Картинный план стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Бородино». | Электронный учебник Аудиохрестоматия | 26.03-30.03 | |||
79 | Представления людей о герое и героизме. Главная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». | наизусть | ||||
80 | «Война — страшнее нету слова...» Стихи о войне. Ю.Д. Левитанский «Мальчики» | - введение детей средствами искусства в события Великой Отечественной войны 1941-45гг.; - формирование представлений учащихся о роли русского народа в победе над фашизмом и истоках его подвига; - знакомство учащихся с произведениями замечательных поэтов XX века: А.Т. Твардовского, А.Д. Дементьева, Ю.П. Левитанского, Б.Ш. Окуджавы. | наизусть | Интерактивное задание: http://files.school-collection.edu.ru | ||
81 | Стихи о войне. Б.Окуджава «До свидания, мальчики» | наизусть | Интернет-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru | 02.04-06.04 | ||
82 | Стихи о войне. Роль русского народа в победе над фашизмом. В.Берестов, А.Дементьев. | наизусть | Интерактивное задание: http://files.school-collection.edu.ru | |||
83 | Память о войне. А.К. Передреев. Работа с картиной В.Е.Попкова «Шинель отца». | наизусть | Электронный учебник | |||
84 | Музейная страничка. В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане». | наизусть | Интерактивное задание: http://files.school-collection.edu.ru Электронный учебник | 16.04- 20.04 | ||
85 | Внеклассное чтение. Работа над рассказом В.В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки». | - самостоятельное чтение и понимание произведения с дальнейшим обсуждением идеи рассказа | Ноутбуки, тестирование | |||
86 | Великий труд человека по самотворению, самосозиданию. А.П. Платонов «Неизвестный цветок». | - продолжение знакомства учащихся с прозой А.П.Платонова; - формирование представлений учащихся об особенностях языка и стиля писателя; - осмысление самосозидания, самотворения человека как главного дела его жизни. | Интернет-ресурс: http://bibliogid.ru/ | |||
87 | Особенности языка и стиля текста. А.П. Платонов «Неизвестный цветок». | 23.04- 27.04 | ||||
88 | Идея произведения. А.П. Платонов «Неизвестный цветок». | |||||
89 | Иллюстрирование произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок». | |||||
90 | Вечные вопросы: дело в жизни человека в стихотворении Н.Н. Матвеевой «Кораблик». | наизусть | 30.04- 04.05 | |||
91 | Контрольная работа №4 по теме: «Каждый выбирает по себе» | Тематический контроль и оценка знаний. | ||||
Глава 5. Россия, Родина моя - 11 ч | ||||||
92 | Понятие «Родина» для каждого. М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?». | - осмысление понятия Родина и причин любви человека к ней; - отработка умений анализа лирического текста. | наизусть | Прослушивание песни: http://files.school-collection.edu.ru | 07.05- 11.05 | |
93 | Родина в дни войны. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша...». С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?». | наизусть | Электронный учебник | |||
94 | Образ Родины в прозе. Ю.П. Коваль «Чистый Дор». | - отработка навыков самостоятельного анализа эпического текста; - выявление способов создания художественного образа в эпосе; - работа над образом Родины в прозе Ю.И.Коваля. | Электронный учебник Интернет-ресурс: http://peskarlib.ru | |||
95 | Образ русского народа в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор». | 14.05- 18.05 | ||||
96 | 3накомство с произведением живописи. А.А. Пластов «Сенокос». Стихи о природе (лето). | - сопоставление образа Родины у поэтов XIX и XX веков; - формирование представлений учащихся о вечных ценностях человечества и искусстве как способе их передачи поколениям. | наизусть | Электронный учебник | ||
97 | Сопоставление изображения Родины в стихотворениях поэтов ХIХ века: В.А. Жуковского и Е.А. Баратынского. | наизусть | Электронный учебник Аудиохрестоматия | |||
98 | Итоговая комплексная (контрольная) работа | 21.05-25.05 | ||||
99 | Некрасовские думы о Родине. Н.А. Некрасов «Саша». Передача поколениям вечных ценностей. Стихи Д.Б. Кедрина и Н.М.Рубцова. | наизусть | Интернет-ресурсы: http://eor-np.ru Электронный учебник Аудиохрестоматия | |||
100 | Контрольная работа №5 по теме: «Россия, Родина моя» | Тематический контроль и оценка знаний | Электронный учебник | |||
101 | Читательский дневник. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | - самостоятельное чтение и понимание произведения с дальнейшим обсуждением идеи рассказа | 28.05-31.05 | |||
102 | Итоговое занятие. Летнее чтение. | - подведение итогов самостоятельной деятельности учащихся в четвертом классе, осознание детьми, чему они научились |
Формы и средства контроля
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Назначение контрольных и проверочных работ заключается в том, чтобы отслеживать продвижение детей по отношению к стартовому уровню и фиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Отметкой оцениваются только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
Контрольные работы по литературному чтению проводятся после изучения определенных разделов. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о системе оценок. Всего предусмотрено 4 творческие работы, 1 проектная работа, 5 контрольных работ, 4 тематических тестов, 1 годовая контрольная. Используется четырёхбалльная система отметок.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование и приборы
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
2.Компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
4.Интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия
- Комплект портретов писателей демонстрационный
Мультимедийные средства обучения
1. Различные презентации к урокам по темам курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...