Урок литературного чтения в 4-м классе Сельма Лагерлеф «Святая ночь»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шишкина Ирина Петровна

Тема:  Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

 

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;

         - развитие словарного запасы учащихся;

- воспитывать любовь и добро  к ближнему;

- воспитывать уважительное отношение к православной культуре.


Используемая методическая литература:

1. Библия

2. Журнал "Воспитание школьника" №7, 2006г. 

 

Используемое оборудование: 

Ноутбук, учебники 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selma_lagerlef.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;

        - развитие словарного запасы учащихся;

- воспитывать любовь и добро  к ближнему;

- воспитывать уважительное отношение к православной культуре.


Используемая методическая литература: 

1. Библия

2. Журнал "Воспитание школьника" №7, 2006г. 

 

Используемое оборудование: 

Ноутбук, учебники 

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-         Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.

     Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.

    2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

-         Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в

области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.

3.РАССКАЗ ОБ АВТОРЕ.

  -  Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

        Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

         Но,  увы,  легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

          Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

           Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», «Сага о Йесте Берлинге», трилогия о Левеншельдах.

            В книге «Сказания о Христе» писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.

4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.

(Чтение детьми законченными частями)

-         Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?

(О чем-то  таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

. «Когда мне было…» до слов  «Не было детей более счастливых…»

-         От чьего имени идет повествование?

(Повествование идет от имени автора рассказа.)

-         Какое настроение автора вы почувствовали?

(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)

-         Что было для детей настоящим счастьем?

( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

-         Прочитайте, как об этом пишет автор?

(Выборочное чтение.)

. «Я смутно помню…» до слов «Как холодно веет ветер…»

-         Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

(Выборочное чтение.)

-         Прочитайте  слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение.)

-         Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

. «Вспоминаю я …» до слов «…когда она умерла.»

-         Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

4ч. «Я помню то утро, …» до конца.

-         Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)

-         Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение.)

-         Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

СЛОВАРЬ:  псалом – религиозное песнопение

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

                               А сейчас мы встанем дружно

                              Отдохнуть немножко нужно.

                              Повернитесь вправо, влево,

                              Наконец присядьте смело!

                              Поработайте ногами,

                              Поработайте руками!

                              Улыбнемся, день хороший!

                              И похлопаем в ладоши!   

                  

6. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ.

                           Помню я, как в детстве  в первый раз,

                           Слышала о Рождестве рассказ.

                           Я была взволнована до слез,

                           Ведь родился маленький Христос.

                           Не в богатом именитом доме

                           И лежал не в пышной колыбели,

                           А в глухой пещере на соломе…

-         Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.

1 пастух:  Как темно было – и вдруг такой яркий свет!

2 пастух:  В небе звезда зажглась новая, большая.

(появляется Светлый ангел.)

Светлый ангел:  Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали   

                           пророки! 

                           Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

1 пастух:  Смотри, та  далекая пещера вся словно в огне!

2 пастух:  Чтоб на Христа взглянуть,

                  Чтоб поклониться Богу,

                  Отправимся мы в путь,

                  В опасную дорогу.

1 пастух:   В дар Младенцу принесем

                   Меду, трав душистых.

                   Путь по звездочке найдем

                   Яркой, серебристой.

(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)

 Мария:  Как пылают звезды над горами,

               Пастухи в долинах бродят со стадами.

               Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,

               Спит Младенец в яслях, догорает свечка.

Ослик:  Постой-ка, может Младенец немного озяб?

Вол:  Мы нашим дыханьем согреем его.

Ослик:  Гляди-ка, кажется, кто-то идет?

Вол:  Пришли пастухи и стоят у ворот.

Мария:  Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!

1 пастух:  А где новорожденный?

2 пастух:  Да вот же он!

1 пастух:  Прими, Христос, дары простые.

                  Вот хлеб и мед, а вот вода,

                  Мы люди бедные, но верим –

                  Грядут иные времена.

(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета «Ночь тиха..» 

*       *        *

Ночь тиха. По тверди зыбкой             Ясли тихо светят взору,

Звезды южные дрожат.                        Озарен Марии лик,

Очи Матери с улыбкой                        Звездный хор к иному хору

В ясли тихие глядят.                            Слухом трепетным приник.

 

Ни ушей, ни взоров лишних,-             И над Ним горит высоко

Вот пропели петухи-                            Та звезда далеких стран:

И за ангелами в вышних                      С ней несут цари Востока

Славят Бога пастухи.                            Злато, смирну и ладан.

7. ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.

(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)

 

СЛОВАРЬ:  Рождественский сочельник-канун церковного     праздника Рождества;

                     лампада –небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.

8. ОБОБЩЕНИЕ.

-         Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?

(Родился Иисус Христос и вся природа  радовалась этому.  Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

-         Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на

землю?

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

-         А в чем, по - вашему, счастье?

(Счастье-это когда люди не болеют.

Когда на земле нет войны – это тоже счастье.

 Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге.

Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)

-         Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:

«Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной»,- как вы их понимаете?

-         Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

(«Рождество». «Ночь перед Рождеством». «Рождение Господа».)

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

-         Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

(Высказывания детей.)

-         Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?

                         (Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор)

-         Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

 

У наших предков была традиция: в Святки «сжигать» все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Сельма Лагерлеф Святая ночь"

коенспект урока чтения...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....