Праздничное мероприятие к 140-летию П.П.Бажова «Уральских гор сказочник»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Сказы П.П. Бажова универсальны, они хорошо воспринимаются и взрослыми, и школьниками. Через символические образы сказов дети узнают свой родной край: малахитовую шкатулку, Серебряное копытце, каменный цветок – это символы могучего Урала. В сказах Бажова заложены истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavel_bazhov.ppt | 2.76 МБ |
prazdnichnoe_meropriyatie_po_bazhovu.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить!
Медной горы Хозяйка
14.06.18
14.06.18
14.06.18
14.06.18
14.06.18
Предварительный просмотр:
Цель: приобщение учащихся к великому наследию уральского сказочника П.П.Бажова.
Задачи:
- вызвать интерес к писателю, как к личности через его биографические данные;
- систематизировать знания о волшебных героях сказов;
- воспитывать уважение к людям труда, любовь к родному краю;
- развивать интерес к чтению, артистизм, творчество, фантазию, ораторские способности, мелкую моторику рук;
- поднять настроение учащимся, вызвать у них положительные эмоции, поддержать желание в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.
Планируемый результат:
- полученные знания о жизни и творчестве писателя;
- прочитанные и прочувствованные учащимися сказы;
- узнавание главных героев бажовских сказов среди прочих литературных персонажей;
- вызванный интерес к дальнейшему чтению;
- ученики, желающие выполнять посильные трудовые обязанности в школе и дома, уважающие людей труда и природу родного края;
- умение достойно держаться на сцене, читать стихи и прозу на большую аудиторию с большой сцены;
- качественно выполненные учащимися творческие работы;
- полученное удовлетворение от праздничного мероприятия.
Праздник рассчитан на учащихся начальной школы – на 100 человек. Приветствуются родители. Учащиеся 4-ого класса могут стать главными помощниками и участниками мероприятия: чтецами, артистами, оформителями выставок и ведущими конкурсов.
Качественная подготовка к данному мероприятию – важное условие проведения Праздника на высоком уровне.
- Место проведение: актовый зал школы.
- Время: 27 января с 12.00 до 13.00.
- Оборудование:
- 4 шкатулки, выполненные детьми, с бижутерией;
- презентация «Уральских гор сказочник» в соответствии с праздником;
- иголки с вдетыми ниточками, бусинки – россыпью на блюдце (по количеству девочек, заявленных для конкурса);
- кошка-игрушка;
- грамоты и призы для победителей и участников конкурсов;
- закреплённый ватман с россыпью лепестков (зелёных, жёлтых и красных) и клей для рефлексии на выходе из зала.
- Оформление:
- на сцене имитация горной уральской местности (можно использовать разной высоты коробки, накрытые плотной тёмной тканью);
- слева от сцены сделанная из листа ДВП наружная сторона домика-балагана Коковани с окошком;
- большой портрет Бажова и название праздника «Уральских гор сказочнику – 135 лет»;
- выставка сказов Бажова;
- фотогазета (по возможности) по результатам экскурсии в Екатеринбург в Дом-музей Бажова;
- оформленная выставка рисунков по сказам Бажова;
- выставка «Малахитовых шкатулок».
- Перечень аудио или электронных ресурсов:
- опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (постановка 1950);
- народные песни и наигрыши;
- оркестровая сюита Г. Фрида;
- мультимедийная установка;
- фортепианный цикл П. И. Чайковского "Времена года. Декабрь»;
- видео «Чайковский. Времена года. Февраль. У камелька»;
- Бах И.С. «Шутка» из Французской сюиты № 2;
- минусовка к заключительной песне о Бажове.
- Действующие лица:
- Медной горы хозяйка (ученица старших классов);
- Степан, Дарёнка, Серебряное копытце (четвероклассники);
- Дед Слышко, Кокованя (мальчики старших классов, педагоги или родители);
- Чтецы и танцевальная группа.
- Ведущий – организатор праздника.
- План (описание хода) проведения мероприятия:
- Сбор учащихся в зале.
- Открытие праздника.
- Инсценировка отрывка из сказа «Медной горы хозяйка».
- Литературный монтаж – 1 часть.
- Инсценировка отрывка из сказа «Серебряное копытце».
- Литературный монтаж – 2 часть.
- Загадки от Деда Слышко.
- Литературный монтаж – 3 часть.
- Чтение стихотворения Е. Хоринской «Домик писателя».
- Конкурс «Бажовских сказов дивные слова».
- Конкурс «Бусы для шкатулки».
- Танец Огневушки-Поскакушки.
- Чтение стихотворения В. Радкевича «Земля Бажова».
- Заключительная песня про Бажова.
- Подведение итогов конкурсов.
- Закрытие праздника.
- Рефлексия. Оценка праздника всеми участниками мероприятия.
- Методические рекомендации организаторам.
- Любое крупное мероприятие предусматривает серьёзную подготовку.
- Примерно за месяц до праздника (как раз это время приходится на начало новогодних каникул) ребятам предлагается прочитать сказы, нарисовать к ним иллюстрации, изготовить «малахитовые» шкатулки своими руками из различных материалов.
- Ребятам третьих и четвёртых классов можно предложить «Викторину по жизни и творчеству Бажова». Ученики отвечают на вопросы. Они должны знать, что жюри оценит не только их ответы на вопросы, но качество оформление работы. (Приложение № 1)
- Танцевальная группа из 5-6 девочек готовят танец-подружек Медной горы Хозяйки и вальс снежинок.
- В каждом классе девочкам индивидуально предлагается подготовить танец Огневушки-Поскакушки по музыку Баха «Шутка». Накануне праздника выбирается лучшая танцующая «огневушка», хотя можно по очереди выступать девочкам, если хороших танцев много. В целом должна получиться одна танцевальная композиция.
- На организатора праздника возлагается много функций. Будет замечательно, если педагоги помогут ему подготовить чтецов, инсценировки, выучить с детьми заключительную песню, оформить актовый зал и выставки, оценить творческие работы, подготовить грамоты и призы, подобрать музыкальное сопровождение, декорации и костюмы.
- Очень удобно, что после каникул и отдыха, дети находятся в приподнятом новогоднем настроении. Поэтому желательно их сразу погрузить в атмосферу подготовки к празднику.
Ход проведения мероприятия (сценарий)
- Сбор учащихся в зале.
(Звучит опера К. В. Молчанова «Каменный цветок». Дети собираются в зале.)
- Открытие праздника.
Ведущий: Сегодня, 27 января 2019 года, мы собрали в нашем зале, чтобы все вместе отметить день рождение уральского сказочника, писателя, фольклориста, талантливого человека и очень доброго человека – Павла Петровича Бажова. 135 лет со дня рождения. Вся литературная общественность, любители чтения и книг сегодня вспоминают о нём, о его жизни и творчестве. Ни один образ бажовских сказов сегодня не останется без внимания. Давайте и мы с вами приоткроем малахитовую шкатулку и непременно окажемся в чудесном мире волшебных сказов, удивительной природы, уникальных людей.
( Лето. Выходит Степан из сказа «Медной горы Хозяйка».)
- Инсценировка отрывка из сказа «Медной горы хозяйка»
Степан: Как в лесу хорошо! Пташки поют, радуются. От земли воспаренье, дух лёгкий. Посижу, отдохну, праздник нынче!
(Садится. Вдруг видит (на фоне народных наигрышей)
появляется «девка небольшого росту».)
Степан: Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка!
Хозяйка: Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Степан: Некогда мне разговаривать. Траву надо смотреть, косить скоро будем!
Хозяйка: Будет тебе наигрыш вести. Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
Степан: Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
Хозяйка: Вот и ладно. Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Замуж за тебя хочу выйти.
Степан: Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.
Хозяйка: Ладно, потом поговорим. Может, и надумаешь, когда приданое моё увидишь.
(Выходят девочки в костюмах ящерок и танцуют под оркестровую сюиту
Г. Фрида. В конце танца оставляют шкатулки с богатством.)
Хозяйка: Видал мое приданое?
Степан: Видал.
Хозяйка: Ну, как теперь насчет женитьбы?
Степан: Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.
Хозяйка: Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?
Степан: Не могу, потому другой обещался.
Хозяйка: Молодец, Степанушко. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты - малахитова шкатулка. А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.
Степан: Как же, я с эким местом жить буду?
Хозяйка: Об этом не печалься. Жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ — обо мне, чур, потом не вспоминай.
(Выходят чтецы. На фоне Презентации рассказывают.)
- Литературный монтаж – 1 часть.
1 чтец: Вы, конечно же, узнали отрывок из сказа «Медной горы Хозяйка» Павла Петровича Бажова, чьё 135-летие будет отмечать весь русский народ 27 января 2014 года.
2 чтец: Очень приятно осознавать, что мы живём на уральской земле; на земле, которую воспел в своих сказах П.П.Бажов.
3 чтец: Бажов не любил, чтобы его называли писателем. Он говорил о том, что его сказы – это истории, которые он слышал ещё в детстве от отца и деда, которые работали на Сысертском заводе, что в 70-и километрах от Екатеринбурга.
4 чтец: Особенно запомнились в этих историях фантастические помощники в работе. Много сказов существовало о Хозяйке медной горы. Она помогала людям в трудную минуту, но, если люди были трудолюбивыми, честными, добрыми, бескорыстными, скромными.
5 чтец: Очень часто «тайная сила» помогала детям, больным, сиротам. Посмотрите ещё один отрывок из сказа «Серебряное копытце».
(На сцене мачеха и Дарёнка с кошкой. Девочка гладит кошку, мачеха подметает.)
- Инсценировка отрывка из сказа «Серебряное копытце».
Мачеха: Чего мешаешь? Сядь сюда! Ноги-то убери!
(В дом заходит Кокованя.)
Кокованя: Это у вас Григорьева-то подарёнка?
Мачеха: Она самая. Мало одной-то, так ещё кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да ещё корми её!
Кокованя: Неласковые, видно, твои ребята. У ней вон мурлычет. Ну как, подарёнушка, пойдёшь ко мне жить?
Дарёнка: Ты, дедо, как узнал, что меня Дарёнкой зовут?
Кокованя: Да так, само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
Дарёнка: Ты хоть кто?
Кокованя: Я, вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу.
Дарёнка: Застрелишь его?
Кокованя: Нет. Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
Дарёнка: Тебе на что это?
Кокованя: А вот пойдёшь ко мне жить, так всё и расскажу.
Дарёнка: Пойду. Только ты эту кошку, Мурёнку, тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
Кокованя: Про это, что и говорить. Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
(Уходят. Зимний лес.
Девочки – снежинки танцуют «Вальс снежинок»
под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».)
Дарёнка: Возьми меня, дедо, с собой! Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное Копытце близко подойдёт — я и погляжу.
Кокованя: Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замёрзнешь ещё! Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.
(Кокованя и Дарёнка заходят в дом. Появляется мальчик в костюме Серебряного копытца. Отбивает под музыку народных наигрышей ножкой, разбрасывает камешки, убегает. Дарёнка смотрит в окно, потом выбегает и собирает камешки в шапку. Смотрит вдаль. Появляется Кокованя.)
Дарёнка: Не тронь, дедо! Завтра днём ещё на это поглядим. Только камешков больше нет.
Кокованя: Не переживай, Дарёнка. Камешков, которые мы набрали надолго хватит, ежели с умом жить будем. Пойдём домой, посчастливится, завтра снова Серебряное копытце увидим.
(Уходят. Снова появляются чтецы.)
- Литературный монтаж – 2 часть.
1 чтец: Родился Павел Петрович в самую середину уральской зимы. Родители, бабушка и дедушка называли его Павлушей. Они его очень любили и берегли. В школе он был самым смекалистым и учился на «отлично». Учитель уговорил родителей отдать сына в Екатеринбургское духовное училище. Потом была Пермская духовная семинария. Когда в России началась Гражданская война в 1918 году, Павел Петрович, не задумываясь, тоже пошёл воевать за молодую Россию. Пришлось ему побывать и в белогвардейском плену.
2 чтец: После войны в 1922 году Бажов стал журналистом. У него была задумка: написать книгу о заводах и людях Урала. Вот и стал он ездить по родному краю материал собирать. Заехал он как-то в Полевское, чтобы на Думскую горку подняться. Именно здесь мальчонкой любил истории старого деда слушать.
(Стук дверь.)
Ведущий: Слышите, кто-то стучит.
(Заходит Дед.)
- Загадки от Деда Слышко.
Слышко: Да, здесь я?
Ведущий: Кто вы, дедушка?
Слышко: Сами звали, а теперь спрашиваете: кто я такой. Все меня Дедом Слышко зовут.
Ведущий: То есть вы тот самый Дед, истории которого слушал Бажов детстве. Сам Павел Петрович об этом часто вспоминал.
Слышко: Что было-то было. Обо мне он не мог забыть.
Ведущий: Дедушка, а сколько же вам лет?
Слышко: Может 200, а может 300. Давно я на свете живу. Много я видел и слышал.
Ведущий: Значит, дедушка, вы очень мудрый. Загадок много знаете. Позагадывайте, а мы будем отгадывать с ребятами.
Слышко: Загадки любите? Слушайте! Загадки вам про «тайные силы» да про добрых людей. Слушайте внимательно, о ком я буду говорить.
1 загадка
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится».
(Медной горы Хозяйка)
2 загадка
«Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место. Руки-то все растут да растут. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно».
(Бабка Синюшка)
3 загадка
«Сама чёрненька да басенька, а глазки зелёненьки. Красота-то, красота. Да будто кто подменил девчонку»
(Танюшка из «Малахитовой шкатулки»)
4 загадка
«Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит, смотрит, глазом не моргнёт».
(Данило-мастер)
5 загадка
Что за девчонка такая,
Веселушка озорная?
И танцует, и поёт,
Приговаривает:
- У меня тепло!
У меня светло!
Красно летечко!
А сама волчком,
Сарафанчик пузырьком!
(Огневушка-поскакушка)
6 загадка
«Ростом… не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонька… Травой да листом кормится».
(Козлик из сказа «Серебряное копытце»)
Слышко: Вот, пожалуй, и всё! Засиделся я тут с вами. Слышу, зовут меня другие ребята. В эти дни Павлушу Бажова многие вспоминают. Оставайтесь с миром, любите друг друга, родителей своих, свой край Уральский.
(Уходит. На сцене появляются чтецы.)
- Литературный монтаж – 3 часть.
3 чтец: Горячо любил свой край Павел Петрович Бажов. Куда бы ни уезжал, везде тосковал об Урале. Любил и свой маленький сад. Лучшим отдыхом считал работу в саду. С удовольствием убирал снег, пилил и колол дрова.
4 чтец: Бажовский дом летом весь в зелени. Пышно разрослись посаженные писателям яблони. У окна – стол. На столе письма, которые начинаются со слов: «Дорогому другу и учителю…», «Чудесному мастеру самоцветов…», «Обладателю волшебной шкатулки…»
5 чтец: Помнит Екатеринбург, весь Урал декабрь 1950 г., когда умер Бажов. Десятки людей шли к домику на улице Чапаева. У крыльца стояли дети и взволнованно спрашивали входивших: «Это правда, что умер Павел Петрович?.. А нас к нему пустят?... А цветы можно?...
- Чтение стихотворения Е. Хоринской «Домик писателя».
- Чтец :
Недалёко от Исети —
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник —
Мудрый сказочник седой...
След копыта серебрится,
Вьётся змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данило над цветком...
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год...
К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт…
- Конкурс «Бажовских сказов дивные слова».
Ведущий: Сказы Павла Петровича – пример мастерского использования народного языка.
В своих сказах Бажов использовал слова, которые употребляли местные жители, рабочие горных заводов. Как вы думаете, что они обозначают. Кстати, значение всех этих слов можно найти в конце каждой книги Бажова: укрепа (крепость), хитник (вор), шнырить (искать), тулово (туловище), провинка (ошибка), различка (разница), мешат (мешает), застукать (поймать), завидки (зависть), ватага (группа), басенький (красивенький), остатный раз (последний).
- Конкурс «Бусы для шкатулки».
Ведущий: следующий конкурс исключительно для девочек: перед ними бусинки. Необходимо пока звучит музыка, собрать на нитку, как можно бусинок из малахитовой шкатулки (на фоне видео «Чайковский. Времена года. Февраль. У камелька».)
- Танец Огневушки-Поскакушки.
Ведущий: накануне праздника мы провели конкурс «Огненный танец Огневушки-поскакушки» среди девочек. Представляем победительницу этого конкурса.
(Танцует девочка в костюме Огневушки под музыку И.С.Баха «Шутка».
После танца на сцену выходят все выступающие.)
- Чтение стихотворения В. Радкевича «Земля Бажова».
7 чтец:
То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится делом слово,
В каждом камне — цветы цветут...
Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд!
- Заключительная песня про Бажова.
(Все участники праздника поют заключительную песню о Бажове,
автор слов и музыки неизвестен)
1. Мы сегодня собрались
День большой и важный.
Сказочник Уральских гор
Отмечает праздник.
ПРИПЕВ:
Он прославил наш Урал
В сказах и преданьях.
Мы гордимся с детских лет,
Что Бажова знаем.
2. В гости к нам они спешат.
Бабушка Синюшка.
И хозяйка медных гор
Вместе с Огневушкой.
3. Вот Данила и Степан,
Вот Илья с Федюнькой.
И Дарёнка к нам пришла
Захватив Танюшку.
- Подведение итогов конкурсов.
- Закрытие праздника.
Ведущий: Свои сказы Бажов называл «коротышками». «…Не люблю длинных вещей. Мне, кажется, они похожи на товарный поезд. Первый десяток вагонов пропускаешь с удовольствием, с любопытством, дальше полоса безразличия, а ещё дальше думаешь, когда же это кончится…» Читайте сказы Бажова с удовольствием, проживайте с героями маленькие жизни, учитесь у них трудолюбию, доброте, скромности и щедрости. Гордитесь тем, что мы живём с вами на земле, которую любил и воспевал уральских гор сказочник Павел Петрович Бажов!
Приложение № 1
Викторина по жизни и творчеству П.П.Бажова.
Задание: найдите ответы на вопросы и оформите их по своему усмотрению!
- Где и когда родился П.П.Бажов?
- Кем работал отец Павла Петр Васильевич?
- Чем занималась мама Павла Августа Стефановна?
- Однажды Павлуша прочёл наизусть школьный сборник стихотворений одного известного русского поэта. Он удивил присутствующих при этом учителей и гостей школы? Кто был автором этого Сборника?
- Какие учебные заведения он окончил после земской трёхлетней школы?
- Кем Бажов работал после окончания семинарии?
- Можно ли Бажова назвать счастливым отцом? Почему?
- В свои писательские возможности Павел Петрович поверил не сразу. Свою знаменитую книгу сказов Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Как называлась эта книга сказов?
- Что такое сказ?
- Дед Слышко. Как на самом деле звали этого человека? Чем он дорог П.П.Бажову?
- Какую деятельность осуществляет Бажов, находясь на Урале в годы Отечественной войны?
- Сколько сказов вышло из-под пера Павла Петровича Бажова?
- Что обозначают нижеприведённые слова в сказах Бажова: шмыгало, кричный, гаметь, плеха, смотник, беспелюха?
- Как называли заводские Хозяйку Медной горы в сказе «Медной горы хозяйка»»?
- В кого превращалась Хозяйка Медной горы?
- Как увековечена память П. П.Бажова?
- Закончи слова Бажова: «Бывает ведь, — лицом цветок, а нутром — …» Как вы понимаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздничного мероприятия, посвященного дню 8 марта
Мероприятие проводится в 3 классе. Это и импровизированный концерт для мамочек и игровая программа для девочек. Попробуйте провести - будет интересно всем....
Конспект проведения праздничного мероприятия, посвящённого 8 Марта.
Конспект проведения праздничного мероприятия, посвящённого 8 Марта. Цель: создать у детей радостное, праздничное настроение. Задачи:- помощь детям в раскр...
Праздничное мероприятие "Осень - праздник урожая!"
Мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста (2 и 3 классы)....
конспект праздничного мероприятия "День Матери"
Конспект праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню Матери....
Сценарий праздничного мероприятия в начальной школе
Сценарий праздничного мероприятия в начальной школе посвященный дню матери....
Сценарий открытого праздничного мероприятия "Прощание с начальной школой"
Мероприятие проводится в начальной школе с учениками 4 класса. Участие в поздравлении принимают ученики 1 класса, родители, классный руководитель. Праздник проводится с музыкальным сопровождением (пес...
Сценарий праздничного мероприятия для будущих первоклассников
Сценарий-праздник помогает малышам преодолеть неувереность и страх в новой школьной обстановке. Вместе со сказочными героямия,которых сыграли мои четвероклассники они легко адаптировались и поня...