Конспект урока по литературному чтению (ФГОС)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель:
знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок
Задачи:
1. познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;
2. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
3. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
4. создать условия для формирования УУД:
· личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
· познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
· коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
· регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
УМК «Гармония» ФГОС
Предмет: литературное чтение
Класс (количество учащихся): 2 «Б» класс (29 учащихся)
Дата проведения: 13 февраля 2013г.
Ф.И.О. студента: Наталья Юрьевна Сизова
Ф.И.О. учителя: Татьяна Георгиевна Свистунова
Тема урока: Скороговорки
Тип урока:
Цель:
знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок
Задачи:
- познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;
- создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
- создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
- создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Основные понятия:
Оборудование:
Литература:
Методы, приёмы, формы организации работы:
Ход урока
Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент | Мотивация к работе, правильной посадке. (2 мин) Слайд 1 -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Мне будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Садитесь за парты. -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке! | Подготовка рабочего места (учебник, тетрадь, пишущие принадлежности) | Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. (Л) |
II. Актуализация полученных ранее знаний. | Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. (10 мин) -Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе). параллельно с работой в группах, записи выводятся на экран -Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его, определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой целью был создан этот жанр. ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ. Докажите свою точку зрения. Слайд 2-7 Оцените свою работу в группе. Слайд 8 + я внес большой вклад в работу группы; √ я внес вклад в работу группы; – у меня не получилось сотрудничество. -Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это жанры фольклора, устное народное творчество) Слайд 9 | ученики работают в группах, затем представляют свой ответ | Сопоставление произведений по жанру, обобщение и классификация, сравнение жанра произведений, способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П) Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К) |
II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми. (3 мин) | -Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране. Слайд 10 «ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ» -Итак, о каком жанре пойдет речь? (скороговорка) Слайд 11 (вопросы выходят по щелчку) -Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров) Молодцы! Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением. Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра. Помогать нам будет наш учебник. В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха. Я предложу вам интересное творческое задание. И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний! | Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. (Р) Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться. (Л) Умение обосновывать свои суждения. (П) В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р) | |
III.Открытие нового знании (20 мин) | 1. Выяснение значения слова скороговорка. (5 мин) -Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.) -Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете) -Попробуем это сделать. 1,2,3 группы ищут значение слова в словарях; 4,5,6 – в Интернете (открыть 1, 4 и 7 вкладки!!!) Итак, что нам говорят словари? Слайд 12 СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая речь. 2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая, торопливая речь. 2. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства. А какую информацию вы нашли с помощью сети интернет? Слайд 13 Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки. Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Слайд 15 Оцените свою работу: + Я узнал значение слова; √ Я не совсем разобрался со значением слова; – Я пока не могу сказать что такое скороговорка. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ДРОВА) (1 мин) 2. Выяснение цели жанра. (5 мин) -Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро говорить) -Откройте содержание учебника и найдите название раздела в котором могут содержаться скороговорки. (Читаем быстро) -На какой странице учебника авторы предлагают нам работу со скороговорками? (с. 143) -Откройте с.143, прочитайте сведения, подготовленные для вас авторами учебника. (Для того чтобы научиться говорить быстро и чётко, люди придумали много скороговорок. Читай их так:......) -Для чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко) -А для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и красивой) -Какова же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи). 3. Чтение скороговорок. (5 мин) -Переходим к чтению скороговорок. Слайд 16 (способ чтения выходит по щелчку) -Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? (3 раза) -Как читаем первый раз? -Как читать второй раз? -Каким должно быть третье чтение? -Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное чтение) ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ -Что значит тараторить? -Кого называют тараторкой? -Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка? -В скольких словах встретились звуки [р], [р,]? -Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка (с.143) 2 ряд – 3 скороговорка (с.143) 3 ряд – 1 скороговорка (с.144) -Произнесите скороговорку своему соседу. -У кого получилось произнести без ошибок? -Кто готов произнести свою скороговорку вслух? 4. Работа в группах. (5 мин) -Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе. -Договоритесь, кто будет читать первым. -Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух. Слайд 17 Оцените свои умения произносить скороговорку. + я научился говорить скороговорки; √ у меня бывают ошибки; – я пока не смог проговорить скороговорку. 5. Выявление особенностей скороговорки. (5 мин) -Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки. -Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? (1-2) -Как вы думаете, почему? (трудно запомнить и произнести) Мы определили первую особенность жанра: Краткость (1, 2 предложения) -Легко ли произносить скороговорки? -Почему? (путаются звуки, не слушается язык) И это второй признак: Трудность произношения -В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова) -И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить -Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить? -Итак, назовите все признаки скороговорки. -Молодцы. Слайд 18 Оцените свою работу по выявлению признаков жанра: + я сумел увидеть все признаки скороговорки; √ у меня возникали небольшие затруднения; – я пока не смог найти признаки скороговорки. | Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р) Работа с разными источниками информации (П) Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения. (П) Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р) Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П) Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р) | |
IV. Творческое задание. | А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её. Помните о соблюдении признаков жанра. Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки. | Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П) | |
Итог. Рефлексия | -Обратимся к нашему плану. -Какие виды работ мы планировали? -Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания. -Какая работа показалась самой интересной? -Что вызвало затруднения? -Что вы теперь знаете о скороговорках? -Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков? Это значит, что вы успешные ученики. -Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке) -Для чего это нужно? -Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок. Слайд 19 Запишите домашнее задание: с. 145-146 учебника, поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку; поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти. | Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.) Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К) Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению (ФГОС второго поколения)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и во...
Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ
В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....
Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.
Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....
конспект урока по литературному чтению ФГОС 1 класс
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показ...
Интегрированный урок 1 класс" Окружающий мир и литературное чтение" ФГОС.
Расширить знания учащихся о птицах перелетных и зимующих в наших краях, о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умения учащихся находить по устному описанию...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....