Конспект урока по литературному чтению (ФГОС)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Злоказова Наталья Юрьевна

Цель:

знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок

Задачи:

1.    познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать  беглость, правильность, выразительность чтения;

2.    создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих  способностей детей;

3.    создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;

4.    создать условия для формирования УУД:

·       личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

·       познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

·       коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;

·       регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._chtenie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока    

УМК «Гармония» ФГОС

Предмет:  литературное чтение

Класс (количество учащихся): 2 «Б» класс (29 учащихся)

Дата проведения: 13 февраля 2013г.

Ф.И.О. студента: Наталья Юрьевна Сизова

Ф.И.О. учителя: Татьяна Георгиевна Свистунова

Тема урока: Скороговорки

Тип урока:

Цель: 

знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок

Задачи:

  1. познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать  беглость, правильность, выразительность чтения;
  2. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих  способностей детей;
  3. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  4. создать условия для формирования УУД:
  • личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  • познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  • коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;
  • регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

Основные понятия:

Оборудование:

Литература:

Методы, приёмы, формы организации работы:


Ход урока

Этап урока

Содержание,                        деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.

момент

Мотивация к работе, правильной посадке. (2 мин)

Слайд 1

        -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Мне будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Садитесь за парты.

        -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

Подготовка рабочего места (учебник, тетрадь, пишущие принадлежности)

Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности. (Л)

II. Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. (10 мин)

        -Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе).  параллельно  с работой в группах, записи выводятся на экран

        -Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его,

определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой

целью был создан этот жанр.

ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ.

Докажите свою точку зрения.

Слайд 2-7

Оцените свою работу в группе.        

Слайд 8

+ я внес большой вклад в работу группы;

 я внес вклад в работу группы;

 у меня не получилось сотрудничество.

-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это жанры фольклора, устное народное творчество)

Слайд 9

ученики работают в группах, затем представляют свой ответ

Сопоставление  произведений  по жанру, обобщение и классификация, сравнение жанра произведений, способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления  произведения. (П)

Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество  с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К) 

II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.

(3 мин)

-Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране.

Слайд 10

«ВСЕХ СКОРОГОВОРОК

НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ

И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ»

-Итак, о каком жанре пойдет речь? (скороговорка) 

Слайд 11  (вопросы выходят по щелчку)

-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров)

Молодцы!

Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.

Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра.

Помогать нам будет наш учебник.

В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.

Я предложу вам интересное творческое задание.

И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!

Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. (Р)

Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться. (Л)

Умение обосновывать свои суждения. (П)

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.  (Р)

III.Открытие нового знании (20 мин)

1. Выяснение значения слова скороговорка.               (5 мин)

-Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)

-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)

-Попробуем это сделать. 1,2,3 группы ищут значение слова в словарях;

4,5,6 – в Интернете (открыть 1, 4 и 7 вкладки!!!)

Итак, что нам говорят словари? 

Слайд 12

СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая речь.

2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая, торопливая  речь.

2. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. 

Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства.

А какую информацию вы нашли с помощью сети интернет?

Слайд 13

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки.

Скороговорка шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Слайд 15

Оцените свою работу:                 

                + Я узнал значение слова;

                     Я не совсем разобрался со значением слова;

                     Я пока не могу сказать что такое скороговорка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ДРОВА) (1 мин)

2. Выяснение цели жанра. (5 мин)

-Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро говорить)

-Откройте содержание учебника и найдите название раздела в котором могут содержаться скороговорки. (Читаем быстро)

-На какой странице учебника авторы предлагают нам работу со скороговорками? (с. 143)

-Откройте с.143, прочитайте сведения, подготовленные для вас авторами учебника. (Для того чтобы научиться говорить быстро и чётко, люди придумали много скороговорок. Читай их так:......)

-Для чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко)

-А для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и красивой)

-Какова же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи).

3. Чтение скороговорок. (5 мин)

-Переходим к чтению скороговорок.

Слайд 16 (способ чтения выходит по щелчку)

-Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? (3 раза)

-Как читаем первый раз?

-Как читать второй раз?

-Каким должно быть третье чтение?

-Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное чтение)

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?                                     -В скольких словах встретились звуки [р],  [р,]?

-Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка (с.143)

2 ряд – 3 скороговорка (с.143)

3 ряд – 1 скороговорка (с.144)

-Произнесите скороговорку своему соседу.

-У кого получилось произнести без ошибок?

-Кто готов произнести свою скороговорку вслух?

4. Работа в группах. (5 мин)

-Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

-Договоритесь, кто будет читать  первым.

-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.

Слайд 17

Оцените свои умения произносить скороговорку.

+         я научился говорить скороговорки;

         у меня  бывают ошибки;

         я пока не смог проговорить скороговорку.

5. Выявление особенностей скороговорки. (5 мин)

-Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки.

-Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? (1-2)

-Как вы думаете, почему? (трудно запомнить и произнести)

Мы определили первую особенность жанра:  Краткость (1, 2 предложения)

-Легко ли произносить скороговорки?

-Почему? (путаются звуки, не слушается язык)

И это второй признак: Трудность произношения

-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)

-И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить

-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?

-Итак, назовите все признаки скороговорки.

-Молодцы.

 Слайд 18

Оцените свою работу по выявлению признаков жанра:

+         я сумел увидеть все признаки скороговорки;

√         у меня  возникали небольшие затруднения;

 –          я пока не смог найти признаки скороговорки.

Способность планировать  и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)

Работа с разными источниками информации (П)

Черпать из  учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы   с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения. (П)

Способность планировать  и действовать по намеченному плану для достижения результата,  осознанно выполнять инструкцию (Р)

Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления  произведения. (П)

Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л)

Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р)

IV. Творческое задание.

А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её.

Помните о соблюдении признаков жанра.

Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки.

Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)

Итог. Рефлексия

-Обратимся к нашему плану.

-Какие виды работ мы планировали?

-Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания.

-Какая работа показалась самой интересной?

-Что вызвало затруднения?

-Что вы теперь знаете о скороговорках?

-Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?

Это значит, что вы успешные ученики.

-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем?  (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)

-Для чего это нужно?

-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.

Слайд 19

Запишите домашнее задание: с. 145-146 учебника, поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку; поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти.

Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)

Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и во...

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.

Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....

конспект урока по литературному чтению ФГОС 1 класс

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показ...

Интегрированный урок 1 класс" Окружающий мир и литературное чтение" ФГОС.

Расширить  знания учащихся о птицах перелетных и зимующих в наших краях, о значении природных условий для жизни птиц. Развивать  умения учащихся находить  по  устному описанию...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....