«По страницам сказок братьев Гримм»
методическая разработка (3 класс) по теме
В рамках проекта "Дни немецой культуры" с моими коллегами (Мышляевой Н.Д. и Плиско С.С.) был разработан и проведен конкурс знатоков по сказкам братьев Гримм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_po_stranitsam_skazok_bratev_grimm_.docx | 97.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное образовательное учреждение
гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина
Конкурс знатоков творчества Братьев Гримм
«По страницам сказок братьев Гримм»
В рамках проекта «Дни немецкой культуры»
Подготовили:
Мышляева Наталья Давыдовна,
Плиско Светлана Сергеевна,
Шейдорова Лариса Валентиновна
Калининград, 2018 г.
Цель: расширить представление детей о литературных сказках немецкого народа на примере творчества братьев Гримм.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.
2.Создать ситуацию способствующую повышению познавательного интереса учащихся к сказкам разных народов.
3.Создать условия для совершенствования УУД.
Планируемые результаты:
личностные:
- умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
предметные:
- умение устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий;
- умение находить в тексте материал для характеристики героя.
Предварительная подготовка: формирование списка произведений рекомендованных для прочтения, иллюстрирование сказок братьев Гримм, просмотр мультипликационных фильмов, созданных по мотивам сказок братьев Гримм, проведение конкурса-викторины в параллели 3 – 4 классов, определение победителей – участников итогового конкурса.
Примерный список рекомендованной литературы:
«Бременские музыканты»
«Госпожа Метелица»
«Семеро храбрецов»
«Храбрый портной»
«Заяц и еж»
«Молодой великан»
«Три змеиных листочка»
«Золотой гусь»
«Три перышка»
«Король-лягушонок»
«Дружба кошки и мышки»
«Гензель и Гретель»
«Соломинка, уголёк и боб»
«Мальчик с пальчик»
«Волшебный горшочек»
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
«Бременские музыканты»
«Спящая красавица»
«Рапунцель»
«Вор и его учитель»
«Стоптанные туфельки»
«Шесть лебедей»
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Постановка цели и задач мероприятия.
В гимназии традиционно проводятся Дни национальных культур, в рамках которых учащиеся имеют возможность познакомиться с особенностями национального достояния стран-соседей Калининградской области. Наше мероприятие проходит в рамках проекта «Дни немецкой культуры».
При подготовке к нашей встрече вы познакомились с произведениями братьев Гримм, иллюстрировали, смотрели мультипликационные фильмы, созданные по мотивам их сказок, а сегодня у финалистов предварительного отбора есть возможность определить лучших знатоков сказок братьев Гримм.
2. Актуализация знаний
Друзья, сейчас поговорим
О добрых сказках братьев Гримм.
Не думали ли вы вначале:
Все братья Гримм насочиняли?
На самом деле сказки эти
Давным-давно живут на свете.
А братья славно потрудились,
Чтоб сказки нами не забылись.
Сегодня и представить трудно
Наш мир без этих сказок чудных.
В начале XIX века в маленьких городах и селах Германии можно было встретить двух молодых людей, которые расспрашивали о чем-то местных жителей. Что же они искали? Клад, который хотели отыскать эти два господина, роясь в древних манускриптах, расспрашивая людей во всех уголках страны, таился не в земле. Имя этому кладу — народные сказки. Сказки с феями и великанами, остроумными простаками, принцами и принцессами и, конечно же, с королями.
Вот как сам Якоб говорил о своём занятии: «Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней».
Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей. За 10 лет братья Гримм собрали больше двухсот сказок.
И в 1812 году решили их напечатать. Эти книжки назывались «Детские и семейные сказки». Король Дроздовик, король с Золотой горы, король из сказки «Белая змея», король из сказки «Удачная торговля» — вот их сколько, поселившихся в сказках, собранных немецкими учеными братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом.
Якоб и Вильгельм Гримм родились в Берлине, в семье чиновника. Получили юридическое образование в Марбурге, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
24 февраля 2018 года исполнилось 232 лет со дня рождения Вильгельма Гримма, младшего из братьев – сказочников.
Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века и сразу же их полюбили. Книжки издавались огромными тиражами, позднее по ним снимались фильмы, мультфильмы, ставились спектакли.
Братья Гримм написали немало научных трудов, но прославили ученых именно три сборника бережно собранных немецких народных сказок. И хотя Вильгельм и Якоб сами сказок не сочиняли, а только обрабатывали записанное, в знак особой благодарности народные сказки, сохраненные ими, стали повсюду называть «Сказками братьев Гримм».
3. Интерактивная викторина (см. приложение 1)
4. Тест: «Знаешь ли ты сказки братьев Гримм»
1. Назовите имена братьев Гримм.
А) Ганс и Якоб Б) Фридрих и Вильгельм В) Вильгельм и Якоб
2. В каком городе находится бронзовый памятник персонажам сказки «Бременские музыканты»?
А) Лейпциг Б) Бремен В) Берлин
3. Какая из сказок не принадлежит перу братьев Гримм?
А) «Храбрый портняжка» Б) «Калиф-аист» В) «Лиса и гуси» Г) «Умная Эльза»
4. По основным словам вспомни и запиши название сказки.
А) Король, дочка, женихи, нищий, гусар, замок, королевский праздник.
(«Король Дроздобород»)
Б) Мельник, осёл, собака, кот, петушок, дом, разбойники.
(«Бременские музыканты»)
В) Мать, две дочки, розовые кусты, медведь, карлик, борода, ножницы.
(«Беляночка и Розочка»)
5. По началу угадай название сказки.
А) « Много лет тому назад жил на свете отец с тремя сыновьями. Выросли сыновья молодцами, один другого лучше. Вот и говорит им отец…» («Три брата»)
Б) Была у одной вдовы дочь, была у неё ещё и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочь и лицом нехороша, и лентяйка страшная…» («Госпожа метелица»)
В) в одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил…» («Храбрый портняжка»)
6. Через какой вход попадали к госпоже Метелице трудолюбивая падчерица и ленивая дочка?
А) через окно Б) через колодец В) через дверь
7. Какие слова надо было сказать для получения каши в волшебном горшочке?
А) Раз, два, три, горшочек, вари! Б) Раз, два, три, четыре, пять, каша на столе опять!
В) Варись, варись, кашка, варись, не ленись!
8. В кого был превращён прекрасный королевич в сказке «Беляночка и Розочка»?
А) в орла Б) в медведя В) в волка
9. В каких сказках братьев Гримм встречаются перечисленные ниже волшебные предметы:
Перина - _____________________________________
Веретено - ____________________________________
Пряничный домик - ______________________________________
Глиняный горшок - ______________________________________
Зеркало - _______________________________________________
Клубок ниток - _________________________________________
Топор - _______________________________________________
Слова для справок: «Госпожа Метелица», «Спящая красавица», «Гензель и Гретель», «Золотой гусь», «Белоснежка и семь гномов», «Король-дроздовик», «Шесть лебедей».
10. Прочитайте отрывок из сказки братьев Гримм, вспомните и запишите точное название подобной народной русской сказки или сказки какого-либо писателя.
А) Ушли братец и сестрица от злой мачехи - и зашли в дремучий лес. И сказал тогда братец:
- Сестрица, мне хочется пить, - если б знать, где тут ручеек.
Стали они искать ручеек, но злая мачеха была ведьмой и заколдовала все родники лесные. И вот, когда они нашли родничок, что прыгал, сверкая, по камням, захотел братец из него напиться, услыхала сестрица, как родничок, журча, говорил:
- Кто из меня напьется, тот тигром обернется!
И крикнула сестрица:
- Братец, не пей, пожалуйста, из него воды, а не то диким зверем обернешься и меня разорвешь.
«Братец и сестрица» -
_______________________________________________________________
Б) Была у одной вдовы падчерица, красивая и работящая, и родная дочь, уродливая и ленивая.
Бедная падчерица должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах,
И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду.
Стала мачеха ее сильно бранить и была такою жестокой, что сказала:
- Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать.
«Госпожа Метелица» -
_______________________________________________________________
В) Разбойник зашел в кухню, чтобы зажечь свет, и показались ему сверкающие глаза кота горящими угольками, он ткнул в них серник (серную спичку), чтоб добыть огня. Но кот шуток не любил, он кинулся ему прямо в лицо, стал шипеть и царапаться. Тут испугался разбойник и давай бежать через черную дверь; а собака как раз за дверью лежала, вскочила она и укусила его за ногу. Пустился он бежать через двор да мимо навозной кучи, тут и лягнул его изо всех сил осел задним копытом; проснулся от шума петух, встрепенулся да как закричит с насеста: «Кукареку!».
Побежал разбойник со всех ног назад к своему атаману и говорит:
- Ох, там в доме страшная ведьма засела, как вцепится в меня своими длинными пальцами; а у двери стоит человек с ножом, как полоснет он меня по ноге; а на дворе лежит черноте чудище, как ударит оно меня своей дубинкой; а на крыше судья сидит и кричит: «Тащите вора сюда!». Тут я еле-еле ноги унес.
«Бременские уличные музыканты» ~
_______________________________________________________________
С) Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. Вот затопила печь и, чтоб огонь скорей разгорелся, подбросила пучок соломы. Стала пересыпать бобы в горшок, и вдруг один из них невзначай выскочил и улегся на полу рядом с соломинкой, а вскоре выскочил к ним из печи и горящий уголек.
«Соломинка, уголек и боб» -
Д) Вскоре и солнце зашло, и услыхала девочка шум и увидела, что прилетело к окну шесть лебедей. Они уселись на окошко и стали дуть друг на друга, и вот перья с них после- тали. Глянула на них девочка и узнала своих братьев, обрадовалась. Братья, увидав свою сестрицу, не меньше ее обрадовались.
Заплакала сестрица и говорит:
- А неужто нельзя вас расколдовать?
- Ах, - ответили они, - выполнить это слишком трудно. Ты не должна будешь шесть лет ни говорить, ни смеяться и должна сшить нам за это время шесть рубашек из звездоцвета. А если ты вымолвишь хоть одно слово, то вся твоя работа пропала.
«Шесть лебедей» -
_______________________________________________________________
Е) Жила-была женщина, и было у нее три дочери; старшую звали Одноглазкой, оттого, что был у нее один только глаз на лбу; средняя звалась Двуглазкой, оттого, что у ней, как и у всех людей, было два глаза; а младшую звали Трехглазкой, потому что было у ней три глаза, и третий был у нее посреди лба. И оттого, что Двуглазка выглядела так же, как и все остальные люди, сестры и мать очень ее не любили.
«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка» -
_______________________________________________________________
11) Разгадай кроссворд
По горизонтали:
1. Кто из этих животных бременский музыкант: индюк, козел, петух?
2. Кто из этих животных бременский музыкант: бык, кот, заяц?
3. Дерево, под которым расположились ночью бременские музыканты: дуб, ель, ива.
4. Кто жил в доме, который приглянулся бременским музыкантам: милиционер, разбойники, шахматисты?
5. Кто бременский музыкант: корова, лошадь, собака?
6. Кто бременский музыкант: гусь, осел, утка?
7. Кто хозяин старого осла: лесоруб, мельник, стрелец?
8. Разбойник сказал товарищам, что в их доме поселились страшные: богатыри, великаны, генералы.
9. Кто хозяин старой собаки: лесоруб, охотник, портной?
10. Что, по словам разбойника, исцарапало ему лицо: копье, спица, шишка?
По вертикали: Место, куда поставил передние ноги осел, намереваясь напугать разбойников.
5. Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорогой сказок братьев Гримм
Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....
Внеклассное мероприятие по немецкому языку "По страницам сказок братьев Гримм. "Золотой гусь". Адаптированная сценка сказки на немецком языке
Данная инсценировка подходит для проведения внеклассного мероприятия на немецком языке в начальной школе. Дети очень любят играть, они с удовольствием участвуют в сценках, им нравится говорить н...
Урок устного слова «Урок–игра»: « По дорогам сказок Братьев Гримм».
laquo;Урок–игра»: « По дорогам сказок Братьев Гримм»....
Игра-путешествие "По страницам сказок братьев Гримм"
внеклассное мероприятие...
Игра-путешествие "По страницам сказок братьев Гримм"
презентация...
Братья Гримм «Умная дочь крестьянская». Второй урок. Сравнительный анализ сказок», 3 класс
Конспект и презентация урока по литературному чтению Братья Гримм «Умная дочь крестьянская». Второй урок. Сравнительный анализ сказок», 3 класс...
Литературное чтение 4 класс. Братья Гримм - собиратели народных сказок
Вводный урок по содержанию раздела.Братья Гримм - собиратели народных сказок...