Конспект урока. Тема: В.П. Драгунский. "Он живой и светится" 3 класс.
учебно-методический материал по чтению на тему

Воронкова Елена Анатольевна

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 «В»

Цель урока: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;

- уметь видеть и понимать поступки героев, рассказывать о героях;
- подбирать в произведении слова определения, характеризующие 

его поступки и описывающие характер;

- уметь определять жанр произведения.

Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий с. 98 – 102 , 

рабочая тетрадь, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wd0000030.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Кто готов, может садиться.

- приветствовать учителя;

- проверять готовность к уроку

Включение  в учебную деятельность.

Мотивационный

Словесный: речевая разминка

3 мин

- Прочитайте и отгадайте загадку.

То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый (Светлячок)

- Прочитайте шёпотом, громко, скороговоркой, выразительно.

- отгадывать загадку;

- читать разными способами

Проявлять учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу.

3.Постановка учебных задач

Словесный: слово учителя, рассказ об авторе

5 мин

- Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, где-нибудь в траве или на кустах увидеть крохотный фонарик, который горит зеленоватым  светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

- Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светлячок закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошёл воздух, и фонарик загорелся. На свете существует много видов светящихся жучков. Так выглядят светлячки.

- Прочитайте автора, с чьим рассказом мы с вами сегодня познакомимся.

- Как вы думаете с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся?

- Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую , но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. Он рано потерял отца и поэтому шестнадцатилетнему  юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе. Но актёром он всё-таки стал и не без успеха играл на сцене. Он писал  сценарии для театра, создавал монологи для клоунов. В детской литературе  известен как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».

- слушать рассказ о светлячках;

- слушать рассказ о писателе.

Умение слушать и понимать учителя.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Динамическая пауза

1 мин

Видеофрагмент

- повторять движения

4. Решение частных задач

Практический: разбор слов

Словесный: чтение произведения

Практический: разбор произведения

Практический: выделение абзацев

Практический: ответы на вопросы по произведению 

30 мин

- Прежде, чем начнём читать, давайте разберём слова.

Словарная работа:

Брынза – сыр из овечьего молока.

Моментально – мгновенно, очень быстро.

Доблесть – мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь марки, выпущенные этими государствами.

- А теперь давайте откроем учебники и начнём читать.

- Назовите главных героев рассказа.

- Кто из них вам больше понравился? Почему?

- Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями? Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?

- А чтобы ответить на этот вопрос мы сравним двух героев, а для этого выберем  черты характера присущие нашим мальчикам.

– Какой Мишка и какой Дениска? Можно сказать, что ребята разные по характеру?

- Возможна ли дружба между такими разными ребятами? (Нет потому что у ребят разные интересы; да, ведь ребята остались довольны друг другом)

                             Повторное чтение

- Сейчас мы будем медленно и вдумчиво читать текст небольшими отрывками и находить то главное, что хотел нам поведать  автор.

- Отметьте карандашиками:

Первая часть заканчивается ( …и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

Вторая часть (…тогда увидишь)

Третья часть (И я забыл про всех на белом свете)

Четвёртая часть (До конца)

1 часть

Вопросы: Как чувствовал себя Денис и как относился к тому, что мама опаздывала? (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

2 часть

Вопросы: О чём рассказывается в этой части? (Вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска не давал и ни на что не соглашался поменяться) Как вы думаете, Дениска был жадным? (Нет он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости – ведь ему было очень плохо без мамы)

Каким был Мишка? (Завистливым, эгоистичным, любил машинки, настырным и бестактным, он был нечестным - предлагал за новую игрушку  поломанный круг, Мишка говорил, что он добрый. Но это  не так.  Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он самому ему очень нравился и был дорог. Его то он и предложил в последнюю очередь. Значит обмен был честным и бескорыстным)

3 часть.

Вопросы: Почему  Дениска согласился отдать папин подарок за светлячка?

Как выдумаете  обмен был равноценным? (Да мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка или даже дороже)

- Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок. (А я остался со своим светлячком..) –был счастливым, испытывал восторг, восхищался красотой, испытывал волнение.

4 часть.

Вопросы: Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? Мама считала обмен равноценным?

Найдите в тексте ответы на мамины вопросы. Как вы можете  их истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал. Дениска считал живого светлячка дороже мёртвой игрушки. Поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой и светится)

- Как вы можете  объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принёс мальчику радость в минуты одиночества)

- Почему Денис не стал упрекать маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом)

- высказывать предположения;.

- читать произведение;

 Отвечать на вопросы;

- читать, выделять части;

- отвечать на вопросы по произведению;

- отвечать на вопросы по произведению

.

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Совершенствование уровня читательской компетенции.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.

5.Рефлексия

5 мин

 - Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

Д/з: читать и готовить пересказ рассказа.

- подводить итог;

- записывать домашнее задание

Уметь излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема:«Имя прилагательное » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс)

Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя В. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»;формировани...

Конспект урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки природы, уст...

Конспект урока по окружающему миру "Неживая и живая природа" 2 класс

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки п...

Конспект урока литературное чтение В. Драгунского "Он живой и светится..."

Урок с применением технологии критического мышления: «Кубик Блума», приём «Инсерт», «Корзинка идей», приём «Рассказ - предположение по ключевым словам&ra...