Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика |
УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный: рассказ учителя | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь. Хочу начать наш урок вот с таких строк Виктора Мари Гюго: В творении поэта, Как в эхе горестном, нашли себе исход Все чаянья земли, всё то, о чём планета Кричит, поёт, твердит, пока во мраке ждёт.
| Воспринимать информацию на слух. | Л. – умение выделить нравственный аспект поведения. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Фронтальная беседа | 2 мин. | - На прошлом занятии мы закончали изучение раздела. Как он называется? («Страна детства») Вспомните, с какими произведениями мы познакомиоись? («Как я ловил человечков», «Корзина с еловыми шишками», «Белый лес») - Что объединяло все эти произведения? (произведения о детях) - Хорошо ребята, что еще объединяет эти произведения? В какой форме они написаны? (в прозаической) - Что такое проза? (нестихотворное произведение, рассказ) - А, что является в литературе противопоставлением прозы? (поэзия) - А чем отличается поэзия от прозы?( в стихах есть ритм, рифма; отличаются краткостью, точностью)
А какие мысли и чувства передал поэт в стихотворении под названием «Детская»?(игривое настроение,теплое воспоминание о детстве) Как его надо читать?(обращать на воскрицательные знаки, темп должен быть быстрый, шустрый и к концу предложение интонация поднимается вверх) Кто хочет попытаться донести чувства поэта всему классу? (чтение двух учащихся) Удалось ли передать чувства поэта? С какой интонацией прочитано стихотворение? Тихо или громко?(+ комментарии учителя) | Отвечать на вопросы учителя.
| Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. - общение и взаимодействие |
III. Постановка учебной задачи
Словесный
беседа | 2 мин.
| - Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? (о поэзии) Какой раздел начнем? («Поэтическая тетрадь) Верно ребята. - Чтобы понять какие стихотворения мы будем читать, отгадайте загадки. Очень нужен он нам всем, Без него нельзя совсем. К каждому он в дом войдет, За собою позовет И уложит на кровать, Глазки станет закрывать. С ним бороться бесполезно, И совсем не интересно, Он сильнее всех на свете! Кто же это? Кто ответит? (сон) | Мир сказочной загадки, Короткий миг наивных без забот. В чудесном мире этом нет жестокости, нет бед. Там правит непосредственность желаний. (детство) |
- Кто догадался о чем будут стихотворения, с которыми мы познакомимся? (о детстве, о сне) - Сегодня мы познакомимся с произведениями Валерия Яковлевича Брюсова «Опять сон», «Детская». (слайд) - Какие цели мы поставим на урок? (-познакомимся с творчеством и жизнью В.Я. Брюсова; - будем выразительно читать и анализировать стихотворения;)
| Отвечать на вопросы учителя.
Предполагать тему урока.
Ставить цели урока.
| Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
IV. Открытие нового знания
Наглядный Беседа
Словесный
Наглядный Беседа | 10 мин.
| Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Читать Валера научился в 4 года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида. Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком Первая публикация Валерия Яковлевича была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. (слайд)
- Что вас удивило в биографии Брюсова? Что вызвало интерес?
- Посмотрите, пожалуйста, на изображение, что вы видите? (лес, дебри) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (таинственности, сказачности, страх) А теперь подумайте, как может называться стихотворение об этот лесе? Вы правильно думаете! Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова называется «Опять сон» | Рассматривать портрет автора.
Анализировать биографию поэта.
Воспринимать информацию на слух.
Рассматривать иллюстрацию.
Отвечать на вопросы по иллюстрации
| П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
П. – осуществлять операции для решения учебных задач. |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Беседа
Практический: чтение стихотворения
Словарная работа
Динамическая пауза
Практический: чтение стихотворения
Словесный :Беседа
| 15 мин.
1 мин.
| - Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них? - А вот какой сон приснился поэту. Откройте учебник на странице 68, я буду читать это стихотворение, а вы следите глазками и приготовтесь отвечать на вопросы. - Какие картины вам представились? (Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам) - Видели ли вы что-нибудь подобное? (Нет) - Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? («Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём)
Словарная работа. Объясните значения слов (слайд): ДЕБРИ (Место, заросшее непроходимым лесом) ГИППОПОТАМ (Бегемот) УТЁС (Высокая скала) ВОРОХ (Куча, груда) ВИДЕНЬЯ (Что-то возникшее в воображении) СУМРЧНЫ (СУМРАК) (неполная темнота) ЗАТМИТЬ (закрыть)
Прочитайте самостоятельно это стихотворение. Как его надо читать?(первая часть стихотворения – прослеживаются сомнения, таинственность, видны плавные переходы; вторая часть стихотворения - более прерывистая, лаконичная,) Давайте, потренируемся .(2-3 учащихся)
Видеофизминутка.
- Начнем мы со стихотворения «Детская» О чем это стихотворение? Что может быть детским? Это стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр. Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах). - Каким настроением проникнуто стихотворение? (весёлым, задорным) - О какой игре рассказал поэт? (Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки) - В какие игры вы любите играть? - Как его надо читать?(обращать на воскрицательные знаки, темп должен быть быстрый, шустрый и к концу предложение интонация поднимается вверх) Кто хочет попытаться донести чувства поэта всему классу? (чтение 2-3 учащихся) - Давайте проанализируем, верно ли ребята прочитали и донести чувства автора? | Слушать чтение.
Определять конкретный смысл слова.
Читать про себя и вслух
Объяснять значение слов.
Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.
Выполнять двигательные упражнения.
Отгадывать ребус. Обсуждать в паре работу над четверостишием
Читают стихотворение всему классу. | Р. - принимать и сохранять учебную задачу.
П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод
|
VI. Включение в систему знаний
Фронтальная беседа
Д/З | 5 Мин
1 мин. | - С произведением какого автора мы сегодня с вами познакомились? - Как называются эти произведения? Какое настроение передает нам Валерий Брюсов своим стихотворением «Детская»? (веселое, игривое) А какое настроение в стихотворение «Опять сон» (таинственности, сказочности)
Учебник с.68-70, выразительное чтение. | Отвечать на вопросы. Подводить итоги урока.
Записывать домашнее задание | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К.- формулировать собственное мнение и позоцию. |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту)
Практический | 3 мин. | Ребята, давайте подведем итоги! Закончите фразу: «Мне понравилось стихотворение …, потому что …. | Анализировать работу на уроке. | Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей. |