Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
|
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
Организационный момент. Словесн.: приветствие | 1 мин. | - Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно. Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Пенал, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте? | Приветствуют учителя. | Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Работа над словами с непро-веряемым написанием | 10 мин
| Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте предложения, объясните написание пропущенных местоимений. – Укажите над местоимениями, употребленными в косвенных падежах, их начальную форму. – Как вы поняли смысл последнего предложения?
– Запишите буквосочетания. Выполняют чистописание. – Продолжите ряд однокоренных слов. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Определите род, число и падеж имени прилагательного.
Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают предложения. Указывают начальную форму местоимений. Ты скажешь курице, а она всей улице. Не хвали себя сам, пусть тебя (ты) народ похвалит. О том кукушка кукует, что гнезда у нее (она) нет. Луна светла, да нет от нее (она) тепла. Его (он) и след простыл. Объясняют значение последнего предложения. Фразеологизм «и след простыл» употребляют в значении «кто-либо исчез, сбежал, бесследно скрылся». Происхождение оборота связано с охотой. Горячий, или свежий, след на языке охотников – след, оставленный недавно и еще сохраняющий запах животного. Если след простыл, то есть утратил запах животного, охотничьей собаке весьма трудно обнаружить зверя. Фразеологизм «и след простыл» является крылатым выражением. Выполняют чистописание.
Только верному другу доверишь свою тайну.
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
| Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. |
Сообщение темы урока. Определение целей урока. | 3 мин | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке выполним проверочную работу по теме «Изменение личных местоимений по падежам»
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
Объяснение нового материала Наблюдение над языковым материалом. Работа в парах.
Работа по учебнику (раздел «Проверь себя»Упражнение 2) | 10 мин | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников – Прочитайте отрывки из стихотворений. Спи- шите; местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме. Определите падеж место- имений. Вот этот стол – сосновый стол – К (мы) из лесу пришел. (Я) хорошо, колосья раздвигая, Прийти сюда вечернею порой. Ласточка с весною В сени к (мы) летит. Солнце жарче припечет, Небо дождь на (мы) польет. – Какой вывод можно сделать? – Из данных местоимений с предлогом вычеркните те, которые употреблены неверно. около него возле ней к ней у неё к ему для неё у ней от ней к нему к ей
– Составьте сообщение на тему «Что я знаю о личных местоимениях» | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на мате- риале связных текстов. Выполняют задание в парах. Вот этот стол – сосновый стол – К нам (Д. п.) из лесу пришел. Мне (Д. п.) хорошо, колосья раздвигая, Прийти сюда вечернею порой. Ласточка с весною В сени к нам (Д. п.) летит. Солнце жарче припечет, Небо дождь на нас (В. п.) польет. – Личные местоимения изменяются, как и имена существительные, по падежам, то есть склоняются. Рассказывают о написании местоимений с предлогами: предлоги с местоимениями, как и с другими словами, пишутся отдельно; приставок у местоимений не бывает. После предлогов в начале местоимений 3-го лица в косвенных падежах пишется буква «н» и произносится звук [н’] для благозвучия.
Рассказывают о личных местоимениях. | Осуществлять анализ объектов |
Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (раздел «Проверь себя» упражнение 2).
Работа по учебнику (раздел «Проверь себя» упражнение 3) | 10 мин | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова «Доброта». Определите главную мысль текста. – Спишите. Найдите и подчеркните личные местоимения. Укажите над каждым из них лицо. – Выпишите местоимение 3-го лица, женского рода в форме дательного падежа единственного числа. В скобках запишите, какое имя существительное оно заменяет.
– Прочитайте предложения из басен И. А. Крылова. Назовите басни. Спишите, вставляя в предложения пропущенные местоимения.
– Разберите любое местоимение как часть речи
| Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают. Подчеркивают личные местоимения, указыают их лицо. Если друг твой в словесном споре Мог обиду тебе (2-е л.) нанести, Это горько, но это не горе, Ты (2-е л.) потом ему (3-е л.) всё же прости. В жизни всякое может случиться, И коль дружба у вас (2-е л.) крепка, Из-за глупого пустяка Ты (2-е л.) не дай ей (3-е л.) зазря разбиться. Выписывают местоимение 3-го лица, женского рода в форме дательного падежа единственного числа. Ей – дружбе.
Списывают, вставляя в предложения пропущенные местоимения. Называют басни: «Чиж и Голубь», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Выполняют разбор местоимения как части речи. Мне – местоимение, кому?, нач. ф. – я, 1-е л., ед. ч., Д. п., дополнение. (В) ней – местоимение, в ком?, нач. ф. – она, 3-е л., ед. ч., ж. р., П. п., дополнение
| Осознанно и произвольно строить речевое вы- сказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и при-ходить к общему мнению. Осуществлять контроль по результату |
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Определение падежа место-имений.
Групповая работа.
Работа в тетради (задание 82) | 10 мин | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте стихотворение «Скрипка» С. Фруга. Укажите падеж местоимений. Старик на скрипке играет, И слушают дети его; Даже Барбос навострился – Стоит и глядит на него. Всех эта скрипка пленяет; В ней чудная сила лежит, Хоть и без слов, а так ясно, Так внятно душе говорит.
Организует работу в группах. – Восстановите сравнительную таблицу об имени существительном и местоимении.
| Существтельные | Местоимения | На какие вопросы отвечают? |
|
| Что обозначают? |
|
| Имеют категорию лица? |
|
| Имеют категорию рода? |
|
| Изменяются по числам? |
|
| Изменяются по падежам? |
|
| Как пишутся с предлогами? |
|
|
Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Назовите сказку. – Вставьте пропущенные буквы. Выпишите три местоимения и укажите их признаки
| Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Указывают падеж местоимений. Старик на скрипке играет, И слушают дети его (В. п.); Даже Барбос навострился – Стоит и глядит на него (В. п.). Всех эта скрипка пленяет; В ней (П. п.) чудная сила лежит, Хоть и без слов, а так ясно, Так внятно душе говорит. Заполняют таблицу Существительные | Местоимения | Кто? Что? | Кто? Что? | Называют предмет. | Указывают предмет, не называя его. |
| Бывают 1, 2, 3-го лица | Имеют постоянный род | Изменяются по родам в 3-м лице единственного числа. | Изменяются по числам | Имеют единственное и множественное чило. | Изменяются по падежам | Изменяются по падежам | С предлогами пишутся раздельно | С предлогами пишутся раздельно |
Выполняют задание в рабочей тетради. «Благословите меня (я; 1-е л., ед. ч., В. п.), государь мой батюшка родимый: я (я; 1-е л., ед. ч., И. п.) поеду к зверю лесному, чуду морскому и стану жить у него (он; 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.). Для меня (я; 1-е л., ед. ч., Р. п.) достал ты (ты; 2-е л., ед. ч., И. п.), аленький цветочек, и мне (я; 1-е л., ед. ч., Д. п.) надо выручить тебя (ты; 2-е л., ед. ч., В. п.)».
| Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
|
Итог урока. Рефлексия | 2 мин | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Хорошо, молодцы, урок окончен.
| Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |