Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Л.Ф.Климанова и др. УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для III класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, обеспечивается завершенной предметной линией учебников «Литературное чтение» (авт. Л.Ф.Климанова и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 69.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от «___» __________ 2013 г. | Согласовано с Методсоветом Протокол № _____ от «___» __________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор школы: ______________/Раднажапова НВ/ Приказ № _____ от «___» __________ 2013 г. |
Рабочая программа по литературному чтению
Тайшихина Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
у. Тохой
2013 – 14 уч.год
Паспорт программы
Учитель | Тайшихина Ольга Михайловна |
Категория | Первая |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 3 «а» |
Название программы, автор | Л.Ф.Климанова и др. Программа по литературному чтению. |
Учебник, автор, издательство, год издания | «Литературное чтение» Учеб. для 3 кл. в 2 ч. Л.Ф.Климанова и др., М: Просвещение, 2013. |
Количество часов по учебному плану | 2 часа в неделю |
Количество часов по программе | 68 |
| |
| |
-контрольные работы | |
-диктанты |
|
-контрольные списывания | |
-сочинения |
|
-изложения |
|
-уроки развития речи |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для III класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, обеспечивается завершенной предметной линией учебников «Литературное чтение» (авт. Л.Ф.Климанова и др.).
Данный курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Цели курса:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся
Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания курса.
Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.
Содержание
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Самое великое чудо на свете Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | 3 ч. |
2. | Устное народное творчество Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки. | 7 ч. |
3. | Поэтическая тетрадь 1 (часть 1) Стихи русских поэтов XIX – XX века Ф. Тютчева, А. Фета, И.С.Никитина, И.З.Сурикова. | 6 ч. |
4. | Великие русские писатели Творчество А.С. Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю.Лермонтова. | 11 ч. |
5. | Поэтическая тетрадь 2 (часть 1) Стихи Н.А.Некрасова, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина. | 4 ч. |
6. | Литературные сказки Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.М.Гаршина, В.Ф.Одоевского. | 5 ч. |
7. | Были-небылицы Произведения М. Горького, К.Г.Паустовского, А.И.Куприна. | 4 ч. |
8. | Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) Стихи Саши Черного, А.А.Блока, С.А.Есенина. | 4 ч. |
9. | Люби живое Произведения М. Пришвина, И.С. Соколова-Микитова, В.В.Бианки, Б.С.Житкова, В.П.Астафьева, В.Ю. Драгунского. | 7 ч. |
10. | Поэтическая тетрадь 2 (часть 2) Стихи С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Е.А. Благининой для детей. | 4 ч. |
11. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок Произведения Б.В.Шергина, А.П.Платонова, М.М.Зощенко, Н.Н.Носова. | 6 ч. |
12. | По страницам детских журналов Знакомство с детскими журналами «Мурзилка», «Веселые картинки». Веселые стихи Ю.Ермолаева, Г. Остера, Р. Сефа. | 4 ч. |
13. | Зарубежная литература Древнегреческие мифы, сказки Г.-Х.Андерсена. | 3 ч. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | ||
план | факт | |||||
Самое великое чудо на свете – 3 ч. | ||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 2.09 | Личностные: - осознавать себя гражданином России; - объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России; - оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Сравнивать самостоятельно | ||
2 | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. | 4.09 | ||||
3 | Первопечатник Иван Федоров. Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений | 9.09 | ||||
Устное народное творчество – 7 ч. | ||||||
4 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | 11.09 | общечеловеческие ценности - объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу; - признавать свои плохие поступки и отвечать за них. - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия; - проявлять заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов; - осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово. - отзываться на чувства других людей доброжелательно, эмоционально-нравственно, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; | прочитанный текст (художественный, научно- популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, | ||
5 | Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | 16.09 | ||||
6 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 18.09 | ||||
7 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 23.09 | ||||
8 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | 25.09 | ||||
9 | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). | 30.09 | ||||
10 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений | 2.10 | ||||
Поэтическая тетрадь 1(часть 1) – 6 ч. | ||||||
11 | Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) | 7.10 | - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Регулятивные: - работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; - осознавать уровень и качество выполнения работы; - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; - сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека учителя, одноклассника, родителей | герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. Интонировать предложения на основе знаков препинания. Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий). При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, | ||
12 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 9.10 | ||||
13 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 14.10 | ||||
14 | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы» | 16.10 | ||||
15 | И. Суриков «Детство», «Зима». | 21.10 | ||||
16 | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). Оценка достижений | 23.10 | ||||
Великие русские писатели – 11 ч. | ||||||
17 | Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Лирические стихотворения | 28.10 | - пробовать самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; - определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы. - выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - готовить план выступления на основе заданной цели; - аргументировать свою точку зрения - участвовать в учебном диалоге; - строить монологическое высказывание; - проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения - уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе - уметь договариваться о распределении функций и | главным и второстепенным героям. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Составлять план текста:делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Конструировать монологическое высказывание: | ||
18 | А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 30.10 | ||||
19,20 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 11,13.11 | ||||
21 | И. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица» | 18.11 | ||||
22 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 20.11 | ||||
23 | М. Лермонтов «Утес», «Осень» | 25.11 | ||||
24 | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя), «Акула» | 27.11 | ||||
25 | Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка» | 2.12 | ||||
26 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 4.12 | ||||
27 | Оценка достижений. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») | 9.12 | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (часть 1) – 4 ч. | ||||||
28 | Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | 11.12 | ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих - определять общую цель и пути её достижения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. - готовность слушать собеседника и вести диалог, | формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, | ||
29 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 16.12 | ||||
30 | К. Бальмонт «Золотое слово». Стихи И. Бунина. | 18.12 | ||||
31 | Развивающий час (обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений | 23.12 | ||||
Литературные сказки – 5 ч. | ||||||
32 | Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). | 25.12 | признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Познавательные: - владеть общим приемом анализа литературного произведения. - извлекать информацию, представленную в разных формах; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. - определять причины и следствия простых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний. - строить речевое высказывание в устной и письменной | отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать | ||
33 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 13.01 | ||||
34 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 15.01 | ||||
35 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 20.01 | ||||
36 | Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника) | 22.01 | ||||
Были-небылицы – 4 ч. | ||||||
37 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 27.01 | форме. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Интернета; - переносить взаимосвязи и закономерности. - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; - определять последовательность действий для решения | пословицу, отражающую главную мысль произведения. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. Выразительно читать небольшие стихотворные | ||
38 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 29.01 | ||||
39 | А. Куприн «Слон» | 3.02 | ||||
40 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений | 5.02 | ||||
Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) – 4 ч. | ||||||
41 | Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» «Воробей», «Слон» | 10.02 | предметной задачи; - осуществлять простейшее планирование своей работы; - находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос. - самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи. | произведения. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. | ||
42 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». | 12.02 | ||||
43 | С. Есенин «Черемуха» | 17.02 | ||||
44 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений | 19.02 | ||||
Люби живое – 7 ч. | ||||||
45 | Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста | 24.02 | Метапредметные - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в | |||
46 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 26.02 | ||||
47 | В. Белов «Малька провинилась». «Еще раз про Мальку» | 3.03 | ||||
48 | В. Бианки «Мышонок Пик» | 5.03 | ||||
49 | Б. Житков «Про обезьянку» | 12.03 | ||||
50 | В. Астафьев «Капалуха», В. Драгунский «Он живой и светится…» | 17.03 | ||||
51 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Оценка достижений | 19.03 | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (часть 2) – 4 ч. | ||||||
52 | Знакомство с названием раздела. C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» | 2.04 | соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, | |||
53 | А. Барто «Разлука», «В театре» | 7.04 | ||||
54 | С. Михалков «Если», «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котенок» | 9.04 | ||||
55 | «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений | 14.04 | ||||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 6 ч. | ||||||
56 | Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 16.04 | определять наиболее эффективные способы достижения результата. - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Предметные - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; | |||
57 | А. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» | 21.04 | ||||
58 | А. Платонов «Еще мама» | 23.04 | ||||
59 | М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» | 28.04 | ||||
Н. Носов «Федина задача», «Телефон» | 30.04 | |||||
60 | В. Драгунский «Друг детства». Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений | 5.05 | ||||
По страницам детских журналов – 4 ч. | ||||||
61 | Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 7.05 | - использование знаково-символических средств представления информации.- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; информации из семейных архивов, от окружающих - освоение доступных способов изучения природы и | |||
62 | Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | 12.05 | ||||
63 | Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 14.05 | ||||
64 | Р. Сеф «Веселые стихи». Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений | 19.05 | ||||
Зарубежная литература – 3 ч. | ||||||
65 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции | 21.05 | общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением людей, в открытом информационном пространстве); | |||
66 | Мифы Древней Греции | 26.05 | ||||
67 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 28.05 |
Планируемые результаты обучения
Учащиеся научатся:
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
- читать по ролям литературное произведение;
Учащиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
- наизусть не менее 15 стихотворений;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
- бегло, выразительно читать текст;
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту;
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- определять тему и главную мысль произведения;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточная диагностика по тестам и проверочным работам, а также итоговые контрольные работы проводятся по пособию для учащихся С. В. Кутявиной «Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс», М: «ВАКО», 2013. Здесь же имеются тексты для проведения диагностики усвоения прочитанного, включающего вопросы, проверяющие уровень начитанности школьников.
№ | Вид контроля | № страницы в пособии | Дата |
Промежуточная диагностика | |||
1 | Тест 1 Самое великое чудо на свете | стр. 4,5 | 9.09 |
2 | Тест 2 Устное народное творчество | стр. 6,7 | 30.09 |
3 | Проверочная работа 1 Устное народное творчество | стр. 36,37 | 2.10 |
4 | Тест 3 Поэтическая тетрадь 1(часть 1) | стр 8,9 | 23.10 |
5 | Проверочная работа 2 Поэтическая тетрадь 1(ч 1) | стр. 37-39 | 23.10 |
6 | Тест 4 Великие русские писатели А.С. Пушкин | стр. 10,11 | 13.11 |
7 | Тест 5 Великие русские писатели И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов | стр. 12,13 | 25.11 |
8 | Тест 6 Великие русские писатели. | стр. 14,15 | 9.12 |
9 | Проверочная работа 3 Великие русские писатели. | стр. 39-41 | 9.12 |
10 | Тест 7 Поэтическая тетрадь 2 (часть 1) | стр. 16,17 | 23.12 |
11 | Проверочная работа 4 Поэтическая тетрадь 2 (ч 1) | стр. 41-43 | 23.12 |
12 | Тест 8 Литературные сказки | стр. 18,19 | 22.01 |
13 | Проверочная работа 5 Литературные сказки | стр. 43,44 | 22.01 |
14 | Тест 9 Были-небылицы | стр 20,21 | 5.02 |
15 | Проверочная работа 6 Были-небылицы | стр. 45-47 | 5.02 |
16 | Тест 10 Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) | стр. 22,23 | 19.02 |
17 | Проверочная работа 7. Викторина. Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) | стр. 47-51 | 19.02 |
18 | Проверочная работа 8 Поэтическая тетрадь 1 (ч 2) | стр. 51,52 | 19.02 |
19 | Тест 11 Люби живое. В.И.Белов, В.В.Бианки И.С.Соколов-Микитов, М.М.Пришвин, | стр. 24,25 | 26.02 |
20 | Тест 12 Люби живое. Б.С.Житков, В.Л.Дуров, В.П.Астафьев, В.Ю.Драгунский | стр. 26,27 | 19.03 |
21 | Тест 13 Поэтическая тетрадь 2 (часть 2) | стр. 28,29 | 14.04 |
22 | Тест 14 Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | стр. 30,31 | 5.05 |
23 | Проверочная работа 9 Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | стр. 52-54 | 5.05 |
24 | Тест 15 По страницам детских журналов | стр. 32,33 | 19.05 |
25 | Тест 16 Зарубежная литература | стр. 34,35 | 28.05 |
Итоговые контрольные работы | |||
1 | Контрольная работа за I полугодие | стр. 55-59 | 25.12 |
2 | Контрольная работа за II полугодие | стр. 59-63 | 28.05 |
Тексты для диагностики усвоения прочитанного | |||
1 | I четверть | стр. 64-66 | 28.10 |
2 | II четверть | стр. 67-68 | 25.12 |
3 | III четверть | стр. 69-71 | 19.03 |
4 | IV четверть | стр. 71-73 | 26.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Книгопечатная продукция |
Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Рабочая программа. 1 – 4 классы. Учебники Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
Рабочие тетради Л.Ф. Климанова Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Материалы для проведения проверочных работ С. В. Кутявина Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс. Методические пособия С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Книги для учителя 1. Т.Д. Полозова Как сформировать читательскую активность. 2. Н.Г. Чутко Формирование познавательной активности у младшего школьника. |
Печатные пособия |
1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе. 2. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. 3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). 4. Детские книги разных типов из круга детского чтения. 5. Портреты поэтов и писателей. |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой «Литературное чтение». 3 класс Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. |
Игры и игрушки |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. |
Оборудование класса |
Ученические двуместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 136 часов: 3 часа в неделю + 1 час внеклассного чтения и содержит пояснительную записку, тематическое планирование, средства контроля.Расчасовка строго...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Л.Ф. Климанова
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (к учебнику Климановой) ФГОС
Программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий 2 часа в неделю.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана для общеобразовательной школы на основе Федерального государственного образовательного стандарта УМК "Школа России" в соответст...
Рабочая программа по литературному чтению (4 класс, Л.Ф.Климанова и др.)
УМК "Школа России", 4 часа в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...