Библиотечно-информационные игры для детей младших классов /из опыта подготовки и проведения творческого конкурса «Страна Читалия»/
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Конкурсная программа «Страна Читалия» - это совокупность разнообразных конкурсов, объединенных одной темой, направленных на активное продвижение книги и чтения в детской среде, повышение престижа и качества чтения, авторитета Человека Читающего.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Процесс воспитания культурного, грамотного читателя — это долговременная программа. Библиотечно- библиографические занятия, игры и конкурсы, направленные на приобщение к чтению, развитие читательской культуры, навыков и умений пользоваться различными источниками информации, в первую очередь книгой, позволяют вырастить талантливого человека. В работе с книгой проявляется самостоятельность, инициатива, личностные особенности учащихся.
В библиотеке Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных накоплен опыт проведения творческих библиотечно-библиографических конкурсов «Страна Читалия» для учащихся начальных классов.
Конкурсная программа «Страна Читалия» - это совокупность разнообразных конкурсов, объединенных одной темой, направленных на активное продвижение книги и чтения в детской среде, повышение престижа и качества чтения, авторитета Человека Читающего.
Знакомство с основами библиотечно-библиографических знаний, овладение начальными приемами информационно-поисковой деятельности способствуют повышению качества общеучебных знаний, помогают учащимся подняться на более высокий уровень читательской культуры.
Основные задачи конкурса:
- Усиление мотивации к чтению книги как источнику доброго нравственного начала; развитие мышления детей на основе вдумчивого чтения;
- развитие информационной культуры, расширение образовательных горизонтов учащихся посредством знакомства с научно-популярной, природоведческой и энциклопедической литературой;
- пробуждение творческой читательской активности учащихся младших классов.
Конкурс «Страна Читалия» проводится с 2009 года. Обращение к книге как источнику нравственно-духовного начала в становлении личности ребенка отражаются в темах, отборе литературы, содержании конкурсных заданий.
Темы: «Лоцманы книжных морей» (2012 г.), «Мы — петербуржцы: к 310-летию Санкт- Петербурга» (2013 г.). «Что такое хорошо, и что такое плохо» (2014 г.), «Виват, Победа!» (2015 г.), «Хочу все знать!» (2016 г.)
Конкурс командный: участвуют 6 команд учащихся 3-их классов ОУ города по 5 человек в команде.
Форма проведения: КВН (Конкурс Внимательных и Начитанных).
В период подготовки учащимся предлагается «Памятка», включающая необходимую информацию о конкурсе, а также «Список литературы для самостоятельного домашнего чтения» (10-15 произведений по теме конкурса).
Учащиеся самостоятельно знакомятся с литературой из «Списка». В коллективных обсуждениях прочитанного учатся анализировать, оценивать, сравнивать, находить поэтические детали, развивать собственную творческую мысль, отстаивать свою точку зрения.
Творческая составляющая конкурса включает следующие компоненты: «Приветствие» (название команды, девиз, эмблема), представление домашнего творческого задания (тема и форма представления определены в «Памятке»).
По содержанию конкурсные задания могут быть творческими, интеллектуальными, информационно-поисковыми. Использование разнообразных игровых методов и приемов привносит в процесс конкурсной состязательности элемент эмоциональной приподнятости, радости от участия, а не только от результата.
Во время конкурса участники располагаются за столиками (по командам). Все конкурсные задания выполняются командами одновременно, под руководством ведущего. Педагоги, библиотекари, родители получают на руки все задания и, таким образом, могут наблюдать и анализировать конкурсное действо. К каждой команде прикреплен член жюри, который сразу оценивает работу по шкале баллов от 1 до 10.
У каждого учащегося свой читательский опыт, природные и психологические возможности. Поэтому, хотя в конкурсе участвует команда, но на подготовительном этапе необходим акцент на индивидуальную работу, и в итоге важен личностный образовательный результат.
Конкурсная программа «Страна Читалия»:
- Представление команд - «Приветствие» (название, девиз, эмблема)
- Конкурс Внимательных и Начитанных включает конкурсные задания:
*«Грамотный читатель» (основы библиотечно-библиографических знаний и умений)
*«Внимательный читатель» (литературные жанры, герои, языковые средства, словарная работа)
*«Эрудит» (понимание смысла прочитанного и авторской позиции).
- Творческое домашнее задание (тематическая творческая презентация на основе художественных произведений)
Критерии оценки: правильность и оперативность ответа; умение работать в команде, культура поведения; творческий подход к выполнению заданий.
Ответы оцениваются на основании общего количества баллов.
Все конкурсные задания разрабатываются на основе литературного материала из «Списка литературы для самостоятельного домашнего чтения».
*Конкурс «Грамотный читатель».
Конкурсные задания соответствуют возрасту, уровню подготовки учащихся и требованиям программы информационно-библиографической грамотности. В рамках конкурса активно используются тесты, позволяющие воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать конкретный объект в ряду других, а также применять данные знания на практике.
Примеры конкурсных заданий
Тест «Титульный лист» и библиотечно- библиографические игры «Что есть что?» (определение понятия), «Недостающий элемент» помогают учащимся продемонстрировать знания и грамотные действия при выборе книг.
Тест «Титульный лист»
Задание. Отметьте (+), какие сведения о книге не указываются на титульном листе.
Титульный лист включает сведения: автор, аннотация (+), название, издательство, год издания, количество страниц (+), жанр произведения, художник- иллюстратор.
Библиотечная игра «Что есть что?»
Задание. Соедините линиями понятие и его определение.
Первый лист книги, на котором указаны все послесловие
основные сведения о ней.
Небольшая статья, расположенная после титульный
основного текста книги. лист
Статья, расположенная до основного
текста книги. Предисловие.
Библиотечная игра «Недостающий элемент».
Учащиеся знакомятся с содержанием макета титульного листа книги, которую они прочитали дома. В нем определены места для следующих элементов: автор, заглавие, жанр произведения, выходные данные. Один из элементов отсутствует. Учащимся предлагается задание: определить, какой элемент отсутствует, выбрать правильный из 3-х предлагаемых вариантов ответа и наложить его в соответствующем месте (?) на макете.
Крылов И. А. |
…..........................................? |
Басня |
М. «Детская литература» 2005 |
Не достает элемента «заглавие» произведения. Предлагаемые варианты ответа:
- «Хвосты»
- «Карасик»
- «Квартет» (+)
Носов Н. Н. |
Фантазеры |
….....................................? |
М. «Детская литература» 2005 |
Не достает элемента «жанр произведения». Предлагаемые варианты ответа:
- Рассказ (+)
- Басня
- Сказка
…...................................? |
Сорока |
Рассказ |
М. «Детская литература» 2005 |
Не достает элемента «автор произведения». Предлагаемые варианты ответа:
- Бианки В. В.
- Чарушин Е. И. (+)
- Сахарнов С. В.
Библиотечные игры «Дайте мне, пожалуйста, книгу...» и «Ищу книжку» помогают закрепить теоретические знания самостоятельного выбора книги в библиотеке.
Библиотечная игра «Дайте мне, пожалуйста, книгу...»
Задание: Вы просите у библиотекаря нужную книгу. Как Вы ее назовете? Предлагаем 3 варианта ответа: один правильный, два неправильных. Отметьте правильный вариант (+).
Учащийся: «Уважаемый библиотекарь, дайте мне, пожалуйста, …»
- сказку о птичьих домиках (сказать, о чем эта книга)
- зелененькую книгу В. В. Бианки (указать фамилию автора)
- сказку В. В. Бианки «Лесные домишки» (указать фамилию автора и название книги)
Библиотечная игра «Ищу книжку» .
Задание: «Уважаемые участники конкурса! Просмотрите набор карточек «Автор и название» и осуществите тематический поиск книжки.»
Вариант № 1.
- Веселое стихотворение о жизни детей
- Сказка о природе
- Рассказ о Петре I
Вариант № 2.
- Веселый рассказ о школе.
- Рассказ о жизни зверей в зоопарке.
- Стихотворение о защитниках земли русской.
Карточки:
Алексеев С. П. Небывалое бывает | Алексеев С. П. Золотой рубль | ||
Бианки В. В. Хвосты | Драгунский В. Ю. Куриный бульон | ||
Драгунский В. Ю. Главные реки | Заходер Б. В. Вьюшка | ||
Заходер Б. В. Мы — друзья | Заходер Б. В. Кит и Кот | ||
Илья Муромец и Соловей — разбойник | Лермонтов М. Ю. Бородино | ||
Чаплина В. В. Волк вернулся в клетку | Чаплина В. В. Тайна маленького геккона | ||
Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. |
Учащиеся в 3-4 классах начинают знакомиться со справочным аппаратом книги: аннотация, оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Понимание информационного назначения каждого из этих понятий помогут ребятам при самостоятельном выборе книг в библиотеке или книжном магазине.
Тест «Что такое аннотация, зачем ее читать?»
Задание. Отметьте (+) правильный ответ.
- Первый лист в книге, на котором указаны основные сведения.
- Статья, расположенная до основного текста, рассказывающая об авторе, героях книги, об истории ее создания.
- Небольшой текст, рассказывающий, о чем эта книга (+)
Тест «Оглавление книги»
Ответьте на вопрос: «Какую задачу выполняет «Оглавление», и где оно расположено в книге?» Отметьте (+)
- расположено в начале или в конце книги (+)
- расположено в середине книги
- расположено на обложке вместе с названием
- рассказывает об авторе
- кратко описывает основное содержание книги
- подсказывает нужную страницу (+)
Библиотечная игра «Что есть что?»
Задание. Соедините линиями в правильном порядке.
Пояснение непонятного слова, встречающегося абзац
в самом низу страницы.
Минимальная смысловая часть текущего
текста. подзаголовок
Слово или выражение. Уточняющее
название текста. сноска
Умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы можно продемонстрировать в работе с тестами «Жанры устного народного творчества», «Литературные жанры».
Игра «Что есть что?» (литературные жанры).
Задание. Соедините линиями названия жанров и их признаки.
Повествовательность; небольшой объем; небольшое
число героев; описание одного эпизода. Басня
Небольшой объем; о животных говорится,
как о людях; высмеивание недостатков; часто Рассказ
стихотворная форма; поучительность (обычно
выделяется мораль)
Изображение чувств, переживаний;
стихотворная форма; небольшой объем. Стихотворение
Тесты «Жанры устного народного творчества.»
Выберите правильный ответ (+)
Загадка — это:
- небольшой стишок;
- подробное описание какого-либо предмета с указанием его особенностей;
- краткое произведение (часто в стихах), в котором предмет или явление не называют, а указывают их важные признаки (+)
Считалка — это:
- художественное стихотворное произведение;
- небольшой стишок со строгим соблюдением ритма (часто с выдуманными словами); (+)
- смешной рассказ о том, чего не было.
Скороговорки служат для того, чтобы...
- уметь быстро их произносить;
- уметь произносить их быстро и четко;
- вырабатывать четкую, ясную речь. (+)
Сказка. Среди указанных признаков отметьте только те, которые относятся к сказке.
- наличие законченного сюжета (+)
- стихотворная форма
- название важнейших признаков скрытого объекта
- наличие вымысла (+)
- наличие своих постоянных героев (+)
- необычность (+)
- изображение переживаний и чувств
- троекратный повтор (+)
Игра «Что есть что?»
Задание. Соедините линиями названия жанров и их признаки.
Цель — подразнить; обидное указание на
недостатки внешности, характера, поведения; загадка
короткие рифмованные фразы.
Предмет не назван, специально скрыт;
перечислены лишь важнейшие скороговорка
признаки.
Говорится очень быстро; трудное
сочетание звуков; цель - дразнилка
выработать ясную, четкую речь.
Учащиеся 3- 4 классов знакомы с понятием «герой книги». Для развития умения выбирать из списка объекты и персонажи, являющиеся (не являющиеся) героями книги им предлагается тест «Кого называют героями книги?» и библиотечная игра «Знаете ли Вы героев детских книг?»
Тест «Кого называют героями книги?»
Задание. Выберите правильный ответ (+)
Герои книги — это люди, совершающие героические поступки.
Герои книги — это люди, животные или «ожившие» предметы, которые принимают активное участие в развитии сюжета книги. (+)
Герои книги — это люди, животные или предметы, о которых упоминается в книге.
Библиотечная игра «Знаете ли Вы героев детских книг?»
Задание. Выберите (подчеркните) из предложенного списка героев одной книги:
В. В. Бианки «Хвосты»: муха, слизняк, речка, рыба, рак, лес, корова, человек.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»: лебедь, витязи, бочка, море, комар, Гвидон.
А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»: старик, старуха, корыто, море, невод, рыбка.
Игра «Я хочу рассказать...»
Игра позволяет объединить знания учащихся о книге и продемонстрировать умение устно представлять произведение. Учащимся предстоит грамотно выполнить работу с таблицей. Для каждого названия произведения (графа «заглавие») выбрать свой цвет и частично закрасить: 4 названия — 4 цвета. Затем соединить вместе сведения: автор - заглавие - жанр - аннотация (закрасить все графы определенным цветом). Устно представить одно произведение: «Уважаемый член жюри, из этих произведений мне больше всего ...» Устное представление проводится по порядку: автор — заглавие — жанр — аннотация — читательские впечатления (почему (не) нравится)
автор | заглавие | жанр | аннотация |
Бианки Виталий Валентинович | Куриный бульон | Рассказ | О сражении отца и сына с синей птицей. |
Заходер Борис Владимирович | Небывалое бывает | Рассказ | О знаменитом морском сражении в Финском заливе. |
Алексеев Сергей Петрович | Хвосты | Сказка | О мухе, которая мечтала стать красавицей. |
Драгунский Виктор Юзефович | Мы - друзья | Стихотворение | О настоящей дружбе. |
*Конкурс «Внимательный читатель»
Конкурс акцентирует внимание на содержании произведений, языковых средствах, включает работу со словарем.
Примеры конкурсных заданий.
1. Вставьте в текст «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца пропущенные
слова: «Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в … часов … сюда к нам и повернут стрелку ходиков на … кругов …, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.»
2. Отвечая на вопрос, продолжите предложение: «Какую клятву дал Дениска Кораблев в рассказе В. Драгунского «Главные реки»?
«И теперь я дал клятву, что …......................................................................................»
3. Вспомните, что происходит с героями сказки Б. Заходера «Кит и Кот», впишите ответы. Найдите в «Фразеологическом словаре русского языка» значение выражения «бить баклуши».
… плывет по океану
… из блюдца ест сметану
ловит … мышей на суше,
… на море бьет баклуши.
4. В предисловии книги «Старик Годовик» рассказывается о замечательном русском писателе и ученом Владимире Ивановиче Дале. Вспомните литературный псевдоним
В. И. Даля. Впишите ответ в клеточки.
к | а | з | а | к | XXX | л | у | г | а | н | с | к | и | й |
5. В различных текстах можно встретить необычные названия знакомых нам птиц, животных, насекомых. Попробуйте их угадать. Впишите ответы в клеточки.
В «Орфографическом словарике» найдите эти слова. Подумайте, о героях какой басни И. А. Крылова идет речь?
- «Живой вертолетик»
с | т | р | е | к | о | з | а |
- «Строитель небесных небоскребов»
м | у | р | а | в | е | й |
Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
6. В отрывке стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» подчеркните
образные выражения:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Какое настроение родилось в Вашей душе после прочтения этих строк?: радость, испуг, нежность, уныние, грусть, злость, печаль, надежда, ожидание (подчеркните)
7. Кроссворд «Победа» (детские писатели — участники Великой Отечественной войны)
Задание: Прочитайте текст и определите, о каком писателе идет речь; впишите фамилию писателя в клеточки кроссворда (по горизонтали); прочитайте слово в выделенных клетках (по вертикали).
- Когда будущему писателю было всего 17 лет, он стал разведчиком в танковой армии; в мае 1945 года штурмовал Рейхстаг. Автор многих рассказов и повестей о детях и для детей. Вам знакомы его рассказы «Шутка», «Что у Сеньки было». (Р. П. Погодин)
- Автор умных и веселых рассказов для детей: «Фантазеры», «Дружок», «Карасик» - в годы Великой Отечественной войны работал режиссером военно-технических фильмов. За эту, очень важную для фронта работу, был награжден в 1943 году орденом Красной звезды. (Н. Н. Носов)
- В годы войны стихи этой поэтессы часто печатались в газетах, солдаты слушали их на фронте. После войны она вела программу «Найти человека», помогая тысячам советских людей в поисках своих близких и родных. Ее стихи знакомы детям с ранних лет. (А. Л. Барто)
- Автор замечательных рассказов для детей об истории нашей Родины. Во время войны был инструктором: учил летать молодых летчиков. Герои его рассказов храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны, брали Рейхстаг, а одному солдату, спасшему немецкую девочку, был даже установлен памятник в Берлине. (С. П. Алексеев)
- Две войны - финская и Великая Отечественная - стали суровым испытанием для военного корреспондента и храброго воина — добровольца, будущего детского писателя. Вам хорошо знакомы его стихи и сказки: «Серая Звездочка», «Вредный кот», «Перемена». (Б. В. Заходер)
- Ученик В. В. Бианки. За воинскую храбрость и службу военным топографом в годы войны был награжден десятью медалями, в том числе «За победу над Германией». Читатели знают и любят его сказки и рассказы о природе. Сказка «Кто в моем доме живет?» - одна из таких природоведческих сказок. (Н. И. Сладков)
п | о | г | о | д | и | н | |||||||||
н | о | с | о | в | |||||||||||
б | а | р | т | о | |||||||||||
а | л | е | к | с | е | е | в | ||||||||
з | а | х | о | д | е | р | |||||||||
с | л | а | д | к | о | в |
* Конкурс «Эрудит»
Конкурс способствует развитию речевой компетенции младших школьников: расширение и активизация словарного запаса, диалоговое общение, риторические умения. При подготовке к конкурсу библиотекарь вместе с юными участниками проводит серьезную работу по обсуждению и осмыслению прочитанного, помогает увидеть проблему, дать нравственную оценку поступков литературных героев, обращает внимание на детали. Совместное думание, обсуждение и осмысление прочитанного формируют коммуникативные свойства личности учащихся: действенное общение, умение ставить вопросы, слушать и слышать других, аргументировать, принять чужое мнение, умение работать сообща для достижения общей цели. Создаются условия для возникновения коммуникативного мотива: желание рассказать, поделиться впечатлениями, объяснить свою точку зрения.
Конкурс проводится в форме игры «А. Б. В.»: ведущий озвучивает небольшой текст с вопросом и предлагает 3 варианта ответа, каждый из которых выглядит правдоподобным. Участникам конкурса дается время подумать и по команде поднять букву с правильным ответом. Все вопросы построены на основе произведений из «Списка литературы для самостоятельного домашнего чтения». Ведущий может предложить дополнительные (проблемные, уточняющие) вопросы, на которые представители команд дают свои обоснованные ответы (за дополнительные баллы).
Примеры из конкурсной программы.
*В «Сказке о потерянном времени» Е. Шварца раскрыта тайна важнейшего закона Вселенной: «Человек напрасно теряющий время, не замечает, как стареет». Несколько ребят нарушили закон и … стали старичками и старушками — их молодость забрали себе злые волшебники. Но оказывается, «от любого несчастья можно спастись». Петя Зубов в лесном домике узнал тайну злых волшебников: «Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».
Библиотекари и педагоги отмечали, что при подготовке к конкурсу обращали внимание детей на такие вопросы: «Что значит «напрасно терять время»? Почему все старички-деточки захотели вернуть свою молодость? Как Пете удалось найти своих друзей по несчастью, ведь внешне они не отличались от настоящих старичков и старушек?»
В игре «А.Б.В.» для конкурсантов прозвучал вопрос: «Кто в сказке Е. Шварца из встретившихся Пете Зубову старичков и старушек оказался «состарившейся деточкой?»
А. - старичок с портфелем.
Б. - старик- колбасник (+)
В. - старушка с корзинкой
Методика «чтение с остановками» позволяет обратить внимание учащихся на некоторые детали истории развлечений наших бабушек и дедушек: «игра в трешки», «игра в классики», «катание на колбасе». «Катание на колбасе» было очень опасным развлечением мальчишек, которое часто заканчивалось трагически, но мальчишкам в то время казалось, что они - настоящие герои. Для учащихся за дополнительные баллы прозвучали вопросы: «Почему именно старик — колбасник оказался среди заколдованных детей? Всегда ли нужно рисковать, чтобы доказать свою смелость и взрослость?»
*У Веры Васильевны Чаплиной есть удивительный рассказ о дружбе людей и зверей - «Волк вернулся в клетку».
В зоопарк из Казахстана охотник привез двух волчат. Волку дали кличку Каскыр, а его сестре Каскырка. Волчата выросли в могучих зверей, но несмотря на рост и силу по-прежнему оставались ручными. Их без всякой опаски выпускали погулять во двор или водили на ремне по многолюдной улице в полной уверенности, что волки никого не тронут. Даже брали для показа зрителям на выездные лекции. Особенно хорошо держал себя на сцене Каскыр: во время лекции в нужный момент он сам открывал свою пасть, показывал свои огромные клыки, а затем подбегал к лектору, прыгал ему на грудь и лизал лицо. По возвращении в зоопарк волчица с бурной радостью встречала брата, она очень по нему скучала.
И вот однажды по дороге в пионерский лагерь волк неожиданно начал волноваться, а затем вдруг рванулся и «одним прыжком на полном ходу машины выскочил из окна» и убежал в лес. Напрасно его искали люди - «зверь словно сгинул». Работники зоопарка очень переживали: ласковый и ручной волк особенно опасен на свободе, он привык к хорошим людям и поэтому ничего не боялся. Никто не знал, как он поведет себя дальше.
Неожиданно волк вернулся и сразу же направился к своей клетке. Встрече были рады все: и люди и зверь и волчица.
Вопрос ведущего: «Почему волк Каскыр вернулся в зоопарк?»
Варианты ответа:
А — волк испугался, так как не умел жить один в лесу
Б — волк соскучился по своей сестренке волчице
В — для Каскыра зоопарк стал родным домом, а человек — другом
Если подумать, то каждый вариант ответа может быть признан как правильный. Волк — ручной, никогда не жил самостоятельно в лесу, не знает волчьих законов жизни; волк очень дружен со своей сестрой Каскыркой. Но именно в конце рассказа
В. В. Чаплиной мы читаем: «А мы смотрели на волка и удивлялись: подумать только, как велика была его привязанность к людям, если она заставила его вернуться в зоопарк, в свою клетку!»
При оценке ответов на этот вопрос члены жюри распределили баллы следующим образом: варианты «А» и «Б» - 1 балл, вариант «В» - 2 балла.
**В конкурсную программу 2013 года, посвященную 310-летию Санкт-Петербурга, были включены произведения петербургских детских писателей, в том числе рассказ
Р. П. Погодина «Жаба», сказка С. В. Сахарнова «Как краб кита из беды выручил» и рассказ С. В. Махотина «Ты смог бы без меня обойтись?». Каждое из этих произведений по-разному обыгрывалось в конкурсных библиотечно - библиографических заданиях. Для конкурсной игры «Эрудит» были подготовлены проблемные вопросы, предполагающие подчас неоднозначные ответы.
*Кит, герой сказки С. Сахарнова, лежит на песке, как черная скала — ни туда, ни сюда. Огромный морской зверь, питающийся рыбьей мелюзгой. В воде, как рыба плавает, без воды не помрет, но убежать не может. Увидели его голодные волки, хотели сразу съесть, да не удалось.
Конкурсный вопрос: «Чего не знали волки?»
А — что на море-океане бывают отливы и приливы
Б — что волк крабу не товарищ
В — что кита можно есть только при полной луне
На что следовало обратить внимание учащихся на подготовительном этапе при чтении данной сказки? Сказка познавательная. Волки, действительно, не знали, что на море-океане бывают приливы -отливы, и что их добыча с приливом может уплыть: «чем луна выше, тем приливы сильнее». Поэтому ответ детей - вариант «А» - получил 1 балл.
Однако более глубокое понимание содержания этой сказки заключается в отношении маленького краба к происходящему. Увидел краб, как волки подбежали к киту и прикидывают, с какого бока начинать его есть, и подумал: «Конец киту! Свой морской зверь — надо выручать». Находчивость маленького краба: «Не знаете разве: кита только при полной луне едят. Чем луна выше, тем китятина вкуснее!» - спасла жизнь огромному киту. Благородное желание маленького и слабого помочь сильному и большому, попавшему в беду — главный ключик к пониманию нравственной основы сказки. Взаимовыручка и дружеская поддержка, находчивость и смелость очень важны в жизни и зверей, и людей. Поэтому ответ «Б» - волк крабу не товарищ — получил 2 балла.
*В рассказе Р. П. Погодина «Жаба» главный герой, Коля Уральцев, бросил в черную толстую, бородавчатую жабу камнем. Почему? Некрасивая. Дорогу не уступила, рот до ушей, большущий — вдруг укусит. Бабушка Елизавета Антоновна не похвалила мальчика, а наоборот огорчилась: «Если всех некрасивых камнями побить, тогда и красоты на земле не останется».
Рассказ Р. П. Погодина вызывает у думающего юного читателя много вопросов: о праве обижать слабого, о красоте внешней и внутренней, о ценности жизни, о совести и ответственности за свои поступки. В повествовании под воздействием разговора с бабушкой у Коли Уральцева меняется отношение не только к жабе, но и к людям, и к самому себе. И когда ночью жаба вновь шлепнулась ему на ногу, мальчик не испугался, а обрадовался, что жаба жива, что не пострадала от его злого поступка.
Перед нами маленькая беззащитная жаба и еще юный человек со своими страхами и суевериями (бородавки, укусит). Даже для некоторых взрослых жаба - враг уже потому, что противная, скользкая, некрасивая. Разве допустимо по человеческим законам унижать, обижать тех, чья внешность нам почему-то не нравится? Человек важен своими делами, поступками, характером. Это же относится и к жабе, которая «всю ночь шлепает, трудится, чистит землю для утренней красоты». Глубинный нравственный смысл повествования проявляется вместе с прекрасными образами: руки, глаза, морщины стариков, всю жизнь трудившихся для «красоты на земле».
Конкурсный вопрос: «Почему нельзя обижать жабу, даже самую противную на вид?»
А. - жаба не может себя защитить: человека не укусит, бородавок не подарит
Б. - жаба не виновата, что некрасивая и не нравится мальчикам и девочкам
В. - жаба много трудится, «чистит землю для утренней красоты»
Каждый из вариантов ответа имеет право быть признан как правильный.
Но с нашей точки зрения можно сделать акценты в баллах: варианты «А» и «Б» - 1 балл; вариант «В» - 2 балла.
*Рассказ С. А. Махотина «Ты смог бы без меня обойтись?» (Махотин С.А. Вирус ворчания .- М., 2009). Для мальчишек, главных героев рассказа, этот вопрос оказался таким трудным, что чуть не разрушил их дружбу: «Ты что, не понимаешь, что ли!» - закричал Юрка. - «Нет меня, и никогда не было! Смог бы?» «Наверное, смог бы, - честно ответил я — Если тебя нет, я с тобой вообще бы не познакомился никогда.»
Сам Юрка на этот вопрос также честно ответил, что не знает. Мальчишки растерялись, до конца уроков не разговаривали, им стало грустно, даже противно от такой горькой правды.
Два друга задают себе важный вопрос: «Без кого нельзя в жизни обойтись?» Оказывается, каждый человек дорожит теми, кто его любит, кто ему радуется, кто ему дорог, о ком он сам заботится, с кем ему интересно. Это, конечно, родители, домашние питомцы (в рассказе собака Пират). Мальчишкам до этого вопроса было всегда легко и интересно вместе: разговаривать, смеяться, быть в школе, гулять, мастерить модель парусника. Неужели дружбе конец? Шутка про муху с ушами, летящую в самолете, помогла вернуть хорошее настроение. И только поздно вечером по телефону ребята честно признались: «В общем, я, наверно, не смог бы без тебя обойтись».
Конкурсный вопрос: «Как вы поняли, без кого нельзя обойтись в жизни героям рассказа?»
А. - без мухи с ушами в самолете
Б. - без любимой собаки Пирата, которая ждет дома
В. - другая тока зрения
Все команды подняли букву «В» и состоялся мини-диспут.
**В конкурсной игре «Эрудит- 2014» прозвучал вопрос по рассказу
В. Осеевой «Бабка». Образ бабки вызвал у юных читателей глубокое уважение и искреннее сочувствие: теплая, тихая, «словно виноватая в чем-то», пережившая много горестей старушка. Горькое чувство родилось в душе читателей от высказываний внука Борьки о том, что с этой «старой старушенцией» даже здороваться незачем. Все в семье называли ее бабкой. А она, любящая и кроткая, многие годы трудилась с утра до вечера, терпела несправедливое обращение, отвечая на резкие и подчас грубые слова своих близких мудрыми пословицами и добротой.
Библиотекари и педагоги при подготовке к конкурсу пользовались методическими рекомендациями к.п.н., доцента СПб Университета культуры и искусств И. И. Тихомировой (Тихомирова И. И. Добру откроем сердце. -М., 2014.)
Мы в конкурсной игре сформулировали вопрос по-своему: «Когда бабка умерла, Борька пришел домой поздно, с распухшими от слез глазами. К коленкам пристала свежая глина. О чем плакал Борька?»
Варианты ответов:
А. - Борька испугался, что теперь некому о нем, бедном, заботиться.
Б. - Борька понял, что навсегда потерял свою бабушку, которая любила его.
В. - Борьке было стыдно за свое поведение: он так часто обижал и огорчал бабушку.
Все варианты ответов можно считать правильными. Юные конкурсанты получали дополнительные баллы за грамотные объяснения своего выбора. Очень хороший рассказ для обсуждения в детской и в родительской аудиториях.
Подготовка и участие в конкурсе эрудитов способствуют успешной реализации важной педагогической задачи: появлению у ребенка интереса к общению с книгой, овладение приемами осознанного чтения. Нравственная оценка поступков литературных героев в конкретной ситуации влияет на формирование внутренней установки собственного поведения юного читателя, его понимание добра и зла, чувства ответственности, справедливости, милосердия, великодушия.
Творческое задание
Для домашнего творческого тематического задания тема и форма представления определяются заранее. Это могут быть: «Живая иллюстрация» ; инсценирование стихотворения (о Великой Отечественной войне), защита проекта памятника литературному герою; «Страничка Дневника читателя рассказывает...», творческая презентация («Мой Петербург» , «Что такое хорошо и что такое плохо»).
Участие детей в подготовке творческих домашних заданий позволяет попробовать себя в роли автора-сочинителя, художника, актера; преодолеть страхи и тревоги публичного выступления.
Награждаются все участники конкурса независимо от занимаемого места. Как показало анкетирование, в результате участия в конкурсе у учащихся повысилась самооценка, были приобретены новые знания и умения, получен новый социальный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "По морям, по волнам..."
Внеклассная работа. Познавательная игра "По морям, по волнам..." для детей младшего школьного возраста....
Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "Знатоки природы"
Внеклассная работа. познавательная игра "Знатоки природы" для детей младшего школьного возраста....
Психологические игры для детей младшего школьного возраста
Психологические игры дял детей начальных классов...
Речевые игры для детей 6-7 лет при подготовке к школе
Школа будущего первоклассника. Рекомендуемые речевые игры на занятиях при подготовке к школе....
Подвижные игры на воздухе для детей младших классов.
Подвижные игры на воздухе с детьми....
«60 лет со дня полета в космос» Работа по подготовке к Международному творческому конкурсу "Эра космических фантазий"
Цель: знакомить с праздником, закреплять и расширять знания учащихся о празднике, посвященному 12 Апрелю, «Дню Космонавтики». https://konkursydetyam.ru/news/priem_rabot_na_konkur...
Формирование установок толерантного сознания у обучающихся начальных классов в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий
В статье рассказывается об опыте работы с обучающимися разных национальностей в процессе воспитательной работы школы....