Русская народная сказка "Рукавичка"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Методическая разработка урока ( УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukavichka.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская народная сказка «Рукавичка». (УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)
Тип урока: Открытие нового знания.
Русская народная сказка «Рукавичка»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: книга «Рукавичка», карточки: для подготовки к чтению, с пословицами, для доски с названиями персонажей сказки.
Х о д у р о к а
- Организационный момент
- Всем доброе утро. Улыбнитесь друг другу. Желаю всем удачного рабочего дня.
- Проверка домашнего задания
- С какой сказкой познакомились вчера на уроке? - Чем отличается сказка Е.Чарушина «Теремок» от русской народной сказки «Теремок».(Народная – звери построили новый теремок; автор – звери разбежались. У автора звери разговаривают. Названия героев перечислите: одинаковые, но разная характеристика)
Автор Народная
Мышка-норушка мышка – норушка
Лягушка – квакушка лягушка – квакушка
Заяц – на горе увёртыш зайчик-побегайчик
Лисичка – сестричка лисичка-сестричка
Волк – из-за кустов хватыш волчок-серый бочок
Медведь – тяпыш-ляпыш медведь косолапый
- Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Сегодня мы отправляемся с вами в гости…догадайтесь куда, прослушав музыку.(аудио «В гостях у сказки»)
- Да, музыка так и называется «В гостях у сказки», композитор Владимир Дашкевич.
- Узнаем как называется сказка, если правильно подберём рифму.
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под… (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зелёная… (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, -
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка).
Всем хватило места в нем,
Вот какой чудесный… (дом).
Дзынь-ля-ля – поет синичка!
Это сказка… («Рукавичка»)
- С какой сказкой мы сегодня будем знакомиться?
- Верно. Сегодня на уроке мы будем работать над русской народной сказкой «Рукавичка». Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, пересказывать сказку по составленному плану.
4. Работа по теме урока
1) Слушание сказки (аудиозапись)
- Послушайте внимательно сказку «Рукавичка» и подумайте почему она так называется.( Эта сказка рассказывает как звери нашли для себя дом – рукавичку и поселились в ней)
2) Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
- В сказке встречаются длинные и трудные слова для чтения. Потренируемся их читать сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
бре-дёт – бредёт
не по-вер-нуть-ся (ца) - не повернуться
ра-зор-вёт-ся (ца) – разорвётся
по-ше-ве-лти-ва-ет-ся (ца) – пошевеливается
врас-сып-ну-ю - врассыпную
- В сказке встретились слова, значения которых я не поняла. Помогите мне объяснить значение непонятных слов, они подчёркнуты. Где мы можем найти их значение. ( В словаре)
Бредёт – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
Физкультминутка
Скачут, скачут по лесочке,
Зайцы – серые клубочки.
Прыг-скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенёк.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Тир! Присели , дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд.
Зашагали как отряд.
5. Чтение сказки учащимися
Упражнение для глаз
- Наши глазки устали, дадим им отдохнуть. Встаньте, чтобы можно было посмотреть вдаль. Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3, откройте, посмотрите вдаль, сосчитайте до 5. Повторите 5 раз.
6. Продолжение работы по теме урока
- Назовите действующих лиц сказки.
(На доске прикрепляю карточки: мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, кабан-клыкан, медведюшка-батюшка)
- Найдите задание 2. Читаем и выполняем его.
7. Пересказ сказки
- У нас с вами на доске есть план сказки. Он поможет нам пересказать сказку «Рукавичка».
8. Задание домой.
Сравните сказки: Е.Чарушина «Теремок « и русскую народную сказку «Рукавичка». Чем они похожи и чем различаются. Это задание 3.
9.Итог урока
-С какой сказкой познакомились?
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Сила сломит всё, а ум – силу.
- Жить – Родине служить.
- Учение – свет, а неученье – тьма.
- В тесноте, да не в обиде.
-Чему учит сказка «Рукавичка»? (Доброте, отзывчивости)
10. Оценка деятельности
- Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.
Приложение
- Карточки для подготовки к чтению
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-чик – побегайчик
бре-дёт – бредёт
не по-вер-нуть-ся - не повернуться (ца)
ра-зор-вёт-ся – разорвётся (ца)
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся – пошевеливается (ца)
врас-сып-ну-ю – врассыпную
- Карточки для пересказа сказки (прикрепляю на доске)
Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок
кабан, медведюшка
- Карточки с пословицами.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Сила сломит всё, а ум – силу.
- Жить – Родине служить.
- Учение – свет, а неученье – тьма.
- В тесноте, да не в обиде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит...
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...
Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.
Конспект урока внеклассного чтения...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...