Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Пилипенко Елена Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. УМК "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            При составлении рабочей программы календарно–тематического и поурочного планирования  по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Москва «Просвещение», 2011).

           Обучение  грамоте   (обучение чтению), литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Азбука» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2015 г., Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011г.  Учебники «Азбука» и «Литературное чтение» для 1 класса  обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.

   Программа рассчитана  на 132  часа (92 часа на обучение грамоте и 40 часов литературное чтение), 4 часа в неделю.  

   Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

     Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.

Основные задачи курса:

 -  формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;

 -   развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;

 -  формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;

 - преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;

 -   чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.

    В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения.

    Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).

    В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение — общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе.

    В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

      Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе.

          При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1—4 классов авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы учебного курса

1 КЛАСС  (40 ч)

    Круг детского чтения. Тематика

1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.

2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).

    Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения.

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.

— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.

— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.

— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.

— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Формирование умения слушать собеседника.

— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.

— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.

— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.

— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

    Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.

— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.

— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.

— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного.

— Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.

— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.

— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.

— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу.

— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.

— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.

— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.

— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

— автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;

— имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

— читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;

— читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

— отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

— воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

— высказать свое отношение к прочитанному.

  1. Календарно – тематическое планирование

уроков обучения грамоте на  2015/2016 уч.г.

Дата

№ урока

Тема

Кол – во часов

1 четверть

1

«От пера до компьютера». Знакомство со школой, классом и первым школьным учебником «Азбука»

1

2

Речь устная и письменная

1

3

Предложение. Слово

1

4

Слово. Слог

1

5

Деление на слоги

1

6

Слог и ударение

1

7

Упражнение в определении ударения

1

8

Звук. Звуки в окружающем мире

1

9

Гласные и согласные звуки

1

10

Гласные и согласные звуки

1

11

Как образуется слог?

1

12

Закрепление знаний о звуках русского языка

1

13

Закрепление пройденного материала

1

14

Буквы гласного Аа. Звук [а]

1

15

Буквы гласного Аа. Звук [а]

1

16

Буквы гласного Оо. Звук [о]

1

17

Буквы гласного Оо. Звук [о]

1

18

Буквы гласного Ии. Звук [и]

1

19

Буквы гласного Ии. Звук [и]

1

20

Буква гласного ы. Звук [ы]

1

21

Буква гласного ы. Звук [ы]

1

22

Буквы гласного Уу. Звук [у]

1

23

Буквы гласного Уу. Звук [у]

1

24

Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н']

1

25

Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н']

1

26

Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с']

1

27

Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с']

1

28

Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к']

1

29

Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к']

1

30

Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т']

1

31

Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т']

1

32

Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л']

1

33

Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л']

1

34

Закрепление пройденного материала.

1

35

Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р']

1

36

Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р']

1

2 четверть

37

Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в']

1

38

Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в']

1

39

Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э]

1

40

Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э]

1

41

Буква е – показатель мягкости согласного звука

1

42

Закрепление пройденного материала.

1

43

Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п']

1

44

Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п']

1

45

Закрепление пройденного материала.

1

46

Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м']

1

47

Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м']

1

48

Закрепление пройденного материала.

1

49

Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з']

1

50

Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з']

1

51

Закрепление пройденного материала.

1

52

Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б']

1

53

Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б']

1

54

Закрепление пройденного материала.

1

55

Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д'].

1

56

Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д'].

1

57

Закрепление пройденного материала.

1

58

Буквы гласного Яя, обозначающие звуки [йа] ['а]

1

59

Буква я – показатель мягкости согласного звука

1

60

Проверочная работа за 1 полугодие

1

61

Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г']

1

62

Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г']

1

63

Буквы согласного Чч. Звук [ч'].

1

64

Буквы согласного Чч. Звук [ч']. Сочетание ча, чу

1

65

Буква ь - показатель мягкости согласного.

1

3 четверть

66

Ь – показатель мягкости согласного. Повторение пройденного.

1

67

Разделительный ь. Повторение пройденного

1

68

Буквы согласного Шш. Звук [ш].

1

69

Чтение слов, текстов с буквами Шш. Шутки, скороговорки, загадки.

1

70

Буквы согласного Жж. Звук [ж].

1

71

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Жж.

1

72

Чтение слов, предложений, текстов и пересказ прочитанного.

Буквосочетания ЖИ, ШИ.

1

73

Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]

1

74

Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]

1

75

Буква ё – показатель мягкости согласного звука.

Повторение и закрепление материала.

1

76

Буквы  Йй, обозначающие согласный звук [й']

1

77

Буквы  Йй, обозначающие согласный звук [й']

1

78

Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].

1

79

Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Хх.

1

80

Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]

1

81

Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]

1

82

Буквы согласного Цц. Звук [ц].

1

83

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Цц.

1

84

Буквы гласного Ээ. Гласный звук  [э].

1

85

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ээ.

1

86

Буквы согласного Щщ. Звук [щ'].

1

87

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Щщ.

1

88

Формирование навыков чтения.

Сочетания чу, щу. Повторение и закрепление материала.

1

89

Буквы согласного Фф. Звуки [ф], [ф'].

1

90

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Фф.

1

91

Буква ъ. Разделительный ъ.

1

92

Разделительные ь и ъ. Повторение и закрепление материала.

1

93

Обучение литературному чтению (40 часов)

Вводный урок. Знакомство с книгой и условными обозначениями.

1

94

С.Я Маршак. Кто говорит молча. Загадки о книге.

1

95

С. Михалков. Герои детских книг.

1

96

К. Чуковский  Айболит. Инсценирование.

1

97

Песни, пословицы, загадки, считалки.

1

98

Пословицы и поговорки.

1

99

Произведения устного народного творчества.

1

100

Наш театр. Инсценирование.

1

101

Сказка. Виды сказок.

С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. РНС Курочка Ряба.

1

102

РНС Кот, лиса и петух.

1

103

Т. Коти. Катя и буквы.

1

104

Л. Пантелеев. Две лягушки.

1

105

С. Михалков.  Сами виноваты. Инсценирование.

1

4 четверть

106

В. Лунин. Никого не обижай.

Е. Благинина. Котенок.

1

107

И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла.

В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

1

108

И. Пивоварова. Всех угостила.

С. Михалков. Зяблик.

1

109

С. Маршак. В зоопарке.

Н. Сладков. Без слов.

1

110

Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

1

111

С. Маршак. Волк и лиса.

1

112

Рассказ, герой рассказа.

Е. Пермяк. Самое страшное.

1

113

С. Михалков. Песенка друзей.

1

114

Е. Благинина Паровоз, паровоз…

1

115

М. Пляцковский. Солнышко на память.

1

116

Э .Шим. Брат и младшая сестра.

1

117

Л. Толстой. Косточка.

1

118

П. Воронько. Лучше нет родного края.

1

119

Стихи С. Есенина, А. Плещеева, С. Дрожжина  о русской природе.

1

120

Стихи И. Сурикова, А. Пушкина, Н. Грекова о  русской природе.

1

121

С. Сухомлинский. Четыре сестры.

1

122

Г. Виеру. Сколько звезд на ясном небе!

1

123

Н. Бромлей. Какое самое первое слово?

А. Митяев. За что я люблю маму.

1

124

Е. Пермяк. Первая рыбка.

1

125

И. Косяков. Все она.

1

126

Л. Толстой. Мальчик и отец.

1

127

К. Ушинский. Лекарство.

1

128

В. Маяковский. Тучкины штучки.

1

129

Резервный урок.

1

130

Резервный урок.

1

131

Резервный урок.

1

132

Резервный урок

1

Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

1. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение»,  2011г. в 2-х частях.

2. Л.Ф.Климанова.  Читалочка. Дидактический материал. М.: «Просвещение», 2011г.

3.Л.Ф.Климанова. Уроки чтения. 1 класс.  Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010г.

4. Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)

5. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

6. Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru

7. Kidsbook: электронная библиотека.

(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/

8. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

9. Русская и зарубежная литература для школы. (Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru

10. Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3

11. Детская литература на Куличках.

(Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...