Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_dlya_2_klassa.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса
учителя Пилипенко Елены Николаевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы/ Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. – М.: «Просвещение», 2016.
2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч./ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. – М.: «Просвещение», 2016.
3. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.В.Бойкина. – М.: «Просвещение», 2016.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Основные цели обучения литературному чтению:
– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Задачи:
• освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
• помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
• воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы – «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» – ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребенка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70–80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение ко мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел – «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение – произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму все богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощенный в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребенку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. Формируется готовность учащихся эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 132 часов (4 часа в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты.
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения с замедлением его или ускорением в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объему и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приемов контроля и коррекции путем воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чем говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображенных картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат свое слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать свое мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объема с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нем основной мысли и ее доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу свое высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нем темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приемов описания и рассуждения.
ХАРАКТЕРИСТИКА 2 «Е» КЛАССА
В классе обучаются 26 девочек. Учебная мотивация к предмету сформирована у 83,2% учащихся. У учащихся происходит формирование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; приобретается умение работать с разными видами информации. У учеников формируется потребность в систематическом чтении литературных произведений, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг. Девочки учатся определять жанр произведения, главную мысль, составлять план, инсценировать произведения, пересказывать прочитанное.
У 91,6 % учеников сформирован навык осмысленного чтения. Для работы с детьми, у которых не сформирован этот навык, используются индивидуальные дополнительные задания.
Ученики используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ι четверть (36 часов)
№ урока | Число | Тема урока |
Тема: «Любите книгу» (8 часов) | ||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | |
2 | Основные понятия: рукописная книга, иллюстрация. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель. | |
3 | Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах. | |
4 | Книги из далёкого прошлого. Н. Кончаловская. В монастырской келье… | |
5 | Рукописные книги Древней Руси. | |
6 | Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. Мои любимые художники-иллюстраторы. | |
7 | Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. | |
8 | Сокровища духовной народной мудрости. | |
Тема: «Краски осени» (13 часов) | ||
9 | Основные понятия раздела: сравнение, сборник. Осень в художественных произведениях А. С. Пушкина, С. Аксакова. | |
10 | Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи. | |
11 | Эпитет и сравнение – средства художественной выразительности (на примере произведений А. Майкова, С. Есенина, Ф. Васильева). | |
12 | Повтор как одно из основных средств художественной выразительности (на примере произведений И. Токмаковой, А. Плещеева) | |
13 | Средства художественной выразительности | |
14 | Произведения устного народного творчества об осени. Народные приметы. Осенние загадки. | |
15 | Цвета осени. Произведения С. Маршака, Л. Яхнина, Н. Сладкова. | |
16 | С. Образцов. Стеклянный пруд. | |
17 | Создание текста по аналогии. | |
18 | Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень». | |
19 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |
20 | Проверочная работа. | |
21 | Обобщение по разделу | |
Тема: «Мир народной сказки» (15 часов) | ||
22 | Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. | |
23 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ по серии иллюстраций. | |
24 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Пересказ по серии иллюстраций. | |
25 | Корякская сказка «Хитрая сказка». Сравнение героев сказки. | |
26 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение сказки по ролям. | |
27 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. | |
28 | Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок. | |
29 | Хантыйская сказка “Идэ”. Краткий пересказ. | |
30 | Русская народная сказка «Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника. | |
31 | Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога. | |
32 | Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки. | |
33 | Наш театр. Инсценирование сказки «Лиса и журавль». | |
34 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Сочинение-описание лисы на основе опорных слов. | |
35 | Проверочная работа (проверка техники чтения). | |
36 | Обобщение по разделу. |
ΙΙ четверть (28 часов)
Тема: «Весёлый хоровод» (9 часов) | ||
37 | Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. | |
38 | Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. | |
39 | Экскурсия в музей народного творчества. | |
40 | Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. | |
41 | Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. | |
42 | Д. Хармс. Весёлый старичок. Небывальщина. | |
43 | К. Чуковский. Путаница. Небылица. | |
44 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |
45 | Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод». | |
Тема: «Мы – друзья» (10 часов) | ||
46 | Основные понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. | |
47 | Стихотворения о дружбе М. Пляцковского, В. Орлова. | |
48 | Сочинение на основе рисунков. | |
49 | Н. Носов. На горке. План-пересказ. | |
50 | Идём в библиотеку. Рассказы о детях. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль. | |
51 | Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Как найти друзей? | |
52 | А. Гайдар. Чук и Гек. | |
53 | А. Гайдар. Чук и Гек. | |
54 | Наш театр. Инсценирование басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». | |
55 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |
Тема: «Здравствуй, матушка-зима!» (9 часов) | ||
56 | Основные понятия: выразительное чтение. | |
57 | Лирические стихотворения о зиме Ф. Тютчева, А. Пушкина, С. Есенина. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | |
58 | Праздник Рождества Христова. | |
59 | Саша Чёрный. Рожденственское. К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… | |
60 | К. Бальмонт. К зиме. С. Маршак. Декабрь. | |
61 | А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении. | |
62 | С. Дрожжин. Улицей гуляет… | |
63 | Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. | |
64 | Проверочная работа. Обобщение по разделу. |
ΙΙΙ четверть (40 часа)
Тема: «Чудеса случаются» (16 часов) | ||||
65 | Основное понятие раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. | |||
66 | А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Особенности литературной сказки. | |||
67 | А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка? | |||
68 | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Герои сказки. | |||
69 | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка? | |||
70 | Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. | |||
71 | Сравнение сказок Д. Мамина-Сибиряка и Дж. Харриса. | |||
72 | Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхаузена». | |||
73 | Особенности литературной сказки. | |||
74 | Идём в библиотеку. Литературные сказки. | |||
75 | Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского. | |||
76 | К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». | |||
77 | Л. Толстой. Два брата. | |||
78 | Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце». | |||
79 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |||
80 | Проверочная работа. | |||
Тема: «Весна, весна! И всё ей радо!» (12 часов) | ||||
81 | Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф. Тютчев. Зима недаром злится… | |||
82 | Приём контраста в лирическом стихотворении. | |||
83 | Весна в лирических стихотворениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова. | |||
84 | Весна в произведении живописи А. Куинджи. | |||
85 | Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. | |||
86 | Составление вопросов на основе прочитанных произведений. | |||
87 | Идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. | |||
88 | С. Маршак, И. Токмакова, С. Чёрный. Стихи о весне. | |||
89 | Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». | |||
90 | Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». | |||
91 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |||
92 | Проверочная работа. | |||
Тема: «Мои самые близкие и дорогие» (8 часов) | ||||
93 | Основные нравственные понятия: семья, согласие, ответственность. | |||
94 | Стихи о маме и папе. Р.Рождественнский, Ю.Энтин, Б.Заходер. | |||
95 | А.Барто. Перед сном. Р. Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме. Дж. Родари. | |||
96 | Идём в библиотеку. Книги о маме. | |||
97 | Э. Успенский. Если был бы я девчонкой… Разгром. Б. Заходер. Никто. | |||
98 | Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек. | |||
99 | Наш театр. Е.Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. | |||
100 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |||
Тема: «Люблю всё живое» (16 часов) | ||||
101 | Основные нравственные понятия раздела: сочуствие, сопереживание. С. Чёрный. Жеребёнок. | |||
102 | С. Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания текста. | |||
103 | Г.Снегирёв. Отважный пингвинёнок. | |||
104 | М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана. |
ΙV четверть (28 часов)
105 | Е. Чарушин. Страшный рассказ. | |
106 | Составление плана на основе опорных слов. | |
107 | Сравнение художественного и познавательного текстов. Н. Рубцов. Про зайца. Заяц (из энциклопедии). | |
108 | Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом. | |
109 | Идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. | |
110 | Маленькие рассказы Н. Сладкова. | |
111 | Составление рассказа на основе серии картинок. | |
112 | В. Сухомлинский. Почему плачет синичка? | |
113 | Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту. | |
114 | Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок – колючий бок. | |
115 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Шутки-минутки. В. Берестов. Заяц-барабанщик. | |
116 | Проверочная работа (проверка техники чтения). | |
Тема: «Жизнь дана на добрые дела» (16 часов) | ||
117 | Основные нравственные понятия: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. | |
118 | Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. | |
119 | В. Осеева. Просто старушка. Э. Шим. Не смей! Заголовок. | |
120 | А. Гайдар. Совесть. | |
121 | Е. Григорьева. Во мне сидит два голоса… В. Осеева. Три товарища. | |
122 | Работа со словом. Дискуссия на тему: «Что значит поступать по совести?» | |
123 | И. Пивоварова. Сочинение. Составление рассказа на тему: «Я помогаю маме». | |
124 | Составление рассказа на тему: «Я помогаю маме». | |
125 | Идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка. | |
126 | Н. Носов. Фантазёры. Чтение по ролям. | |
127 | И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни. | |
128 | И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни. | |
129 | Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности. | |
130 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |
131 | Проверочная работа. | |
132 | Обобщение по курсу. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Бо.юб. родина В.А. Учим читать/ В.А.Бородина, С.М.Бородина. – Л.: «Лениздат», 2000.
2. Воюшина М.П. Критерии и уровни литературного развития / М.П.Воюшина// Литературное и речевое развитие школьников: межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 2002.
3. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем/ О.В.Кубасова. – М.: «Астрель», 2004.
4. Лазарева В.А. Технологии анализа художественного произведения/ В.А.Лазарева. – М., 2006.
5. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ В.А.Левин. – М.: «Лаида», 1999.
6.Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст / Е.И.Матвеева. – М.: «Вако», 2005.
7. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы/ О.И.Никифорова. – М.: «Книга», 1972.
8. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников/ М.И.Оморокова. – М.: «Вентана-Граф», 2005.
9. Романовская,З. И. Чтение и развитие младших школьников / З.И.Романовская. – М.: Педагогика, 1999.
12. Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школьника/ авт.-сост. Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева. – Изд. 2-е. – Волгоград: «Учитель», 2011.
13. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – Изд. 2-е. – М.: «Просвещение», 2010.
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. – М.: «Просвещение», 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival.1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371
3. Наглядные пособия.
1. Комплект наглядных пособий «Литературное чтение. 2 класс» (16 табл.).
2. Народные сказки.
3. Пушкин А.С. и его сказки.
4. Крылов И.А. и его басни.
4. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Компьютер.
5. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...