Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.docx65.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и авторской программыЛ. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.

       Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 г.

В федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение курса «Литературное чтение»  отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 140 часов и обеспечена следующим методическим комплектом:

-Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2013.

-Литературное чтение. 3 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 Ч. / Л. Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. М.ВА. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2013.

-Э.Н. Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова. Литературное чтение. 3 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России». Москва «Просвещение». 2011

-Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» М. Просвещение 2012год.

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  •  «обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

                

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» 3 класс

Данная программа обеспечит формирование УУД

Личностные УУД:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

•        воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

•        развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•        овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

•        осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

•        восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;

•        готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные УУД:

•        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

•        освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

•        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•        овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;

•        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

•        готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные УУД:

•        овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

•        осознание значимости чтения для личного развития;

•        формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

•        достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:

•        умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;        

•        умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;        

•        умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:        

•        умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

•        умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

•        умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Ученик научится:

- понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средств сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребности в систематическом чтении;

- понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достигать необходимого для продолжения образовательного уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладевать техникой чтения в слух и про себя, элементарным приемам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

- самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания, прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту

- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

 - применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание тем учебного курса «Литературное чтение» 3 класс

  1. Самое великое чудо на свете (4 ч)

Вводный урок по курсу литературного чтения. Вступительная статья.   Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Урок-путешествие в прошлое.  Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете».

  1. Устное народное творчество (13 ч)

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.  Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».  Русская народная сказка «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.  Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Тест №2  по теме «Устное народное творчество».

  1. Поэтическая тетрадь № 1 (11 ч)

Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).  Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».  И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …».  И. С. Никитин «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство». И. Суриков «Зима».  Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»)

  1. Великие русские писатели (24 ч)

Знакомство с названием раздела. А. С.  Пушкин. А. С.  Пушкин За весной, красой природы… А. С.  Пушкин Уж небо осенью дышало…В тот год осенняя погода. А. С.  Пушкин В тот год осенняя погода Опрятней модного паркета… А. С.  Пушкин. Зимнее утро. А.С.Пушкин «Зимний вечер». А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Рисунки И. Билибина к сказке. И.А. Крылов. И.А. Крылов «Мартышка и очки». И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». И.А. Крылов «Ворона и Лисица». М.Ю. Лермонтов. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Л. Н. Толстой «Детство». Л.Н. Толстой «Акула». Л.Н. Толстой «Прыжок». Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»). Тест № 4 по теме «Великие русские писатели».

  1. Поэтическая тетрадь №2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К. Бальмонт «Золотое слово». И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».  Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь2»). Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»

    6. Литературные сказки (8ч)

Знакомство с названием раздела. Д. Мамин -Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В. Гаршин «Лягушка-путешественница».  В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». КВН (обобщающий урок по I части учебника).

     7. Были-небылицы (10 ч)

 Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».  К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон». «Были-небылицы».

    8. Поэтическая тетрадь № 1 – 2часть (8 ч)

 С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». С. Чёрный «Воробей». С. Чёрный «Слон». А. Блок «Ветхая избушка». А. Блок «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха».

    9. Люби живое (16 ч)

М. Пришвин «Моя Родина». И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. Белов «Малька провинилась». В. Белов «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик».  Б. Житков «Про обезьянку». В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский «Он живой и светится…».

   10. Поэтическая тетрадь №2- 2 часть (6 ч)

 С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А. Барто «Разлука». А. Барто «В театре». С. Михалков «Если», «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

    11. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (14 ч)

Б. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. А. Платонов «Цветок на земле». А. Платонов «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова». М. Зощенко «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача». Н. Носов «Телефон». В. Драгунский «Друг детства».

    12. По страницам детских журналов (8 ч)

 Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился». Ю. Ермолаев «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы». Г. Остер «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

13. Зарубежная литература (12 ч)

Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». «Зарубежная литература».

Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение» 3 класс

Раздел

Кол-во

 часов

Кол-во часов на контрольные, лабораторные, практические работы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1. Введение. Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете

4 часа

1 час

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и уметь систему условных обозначений при выполнении задания. Предполагать на основе названия содержания главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Прогнозировать содержание раздела. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений. Осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Различать виды устного народного творчества. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведений, язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план. Находить в тексте олицетворения, метафорыгиперболы.

2.Устное народное творчество

13 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл и жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. 

3.Поэтическая тетрадь  №1

11 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.  Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение.

4.Великие русские писатели

24 часа

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

5.Поэтическая тетрадь № 2

6 часа

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.  Характеризовать героев разных жанров.  Сравнивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. 

6.Литературные сказки

8 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7.Были-небылицы

10 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.  Характеризовать героев разных жанров.  Сравнивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. 

8.Поэтическая тетрадь № 1         

8 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

9.Люби живое

16 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и по себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать тест подробно и выборочно.

10.Поэтическая тетрадь № 2

6 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.  Характеризовать героев разных жанров.  Сравнивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. 

11.Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

14 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. 

12.По страницам детских журналов

8 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение.  Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя и самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

13.Зарубежная литература

12 часов

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Итого:

140 часов

13 часов

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе

№ п/п

Тема учебного занятия (урока)

Формы организации учебных занятий

Материально - техническая база, ЭОРы

Дата проведения по плану

Дата

проведения по факту

Самое великое чудо на свете (4 часа)

1

Введение. Знакомство с учебником.

Знакомство  с названием раздела.

Электронное приложение к учебнику

4.09

2

Рукописные книги древней Руси.

Комбинированный

урок

ЭОР

5.09

3

Первопечатник Иван Фёдоров.

Комбинированный

урок

ЭОР

7.09

4

Урок-путешествие в прошлое. Проверь себя и оцени свои достижения.

Урок -  путешествие.

ЭОР

8.09

Устное народное творчество (13 часов)

5

Русские народные песни: «Жаворонки, жавороночки», «Солнышко, покажись».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

11.09

6

Русские народные песни:  «Как на тоненький ледок».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

12.09

7

Докучные сказки.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

14.09

8

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Комбинированный урок

Презентация

15.09

9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

18.09

10

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

19.09

11

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Образ главного героя.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

21.09

12

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».

Последовательность событий в сказке.

Урок обобщение

Электронное приложение к учебнику

22.09

13

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

25.09

14

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Образ главного героя

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

28.09

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин

Комбинированный урок

ЭОР

26.09

16

Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля

ЭОР

28.09

17

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Урок-проект

ЭОР

29.09

Поэтическая тетрадь № 1 (11 часов)

18

Я. Смоленский. «Как научиться читать стихи».

Урок открытия новых знаний

5.10

19

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

2.10

20

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

3.10

21

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

5.10

22

И. С. Никитин «Встреча зимы».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

6.10

23

И. С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

9.10

24

И.З. Суриков «Детство».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

10.10

25

И.З. Суриков «Детство». Образ главного героя.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

12.10

26

И. Суриков «Зима».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

13.10

27

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1.

Урок рефлексии

ЭОР

16.10

28

Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок контроля.

ЭОР

17.10

Великие русские писатели (24 часа)

29

А. С.  Пушкин.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

19.10

30

Стихи А. С. Пушкина.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

20.10

31

А. С.  Пушкин. «Зимнее утро».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

23.10

32

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

24.10

33

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Образ салтана.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

26.10

34

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Образы поварихи, ткачихи и Бобарихи.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

27.10

35

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Образ Гвидона.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

7.11

36

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Образ царевны Лебедь.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

9.11

37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Картины природы.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

10.11

38

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Чудеса сказки.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

13.11

39

И.А. Крылов.

Урок открытия новых знаний

ЭОР

14.11

40

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

16.11

41

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

17.11

42

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

20.11

43

М.Ю. Лермонтов.

Урок открытия новых знаний

ЭОР

21.11

44

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

23.11

45

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

24.11

46

Л. Н. Толстой «Детство».

Урок открытия новых знаний

ЭОР

27.11

47

Л.Н. Толстой «Акула».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

28.11

48

Л.Н. Толстой «Прыжок».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

30.11

49

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

1.12

50

Л.Н. Толстой

«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

4.12

51

Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

Урок рефлексии

Электронное приложение к учебнику

5.12

52

Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок контроля.

ЭОР

7.12

Поэтическая тетрадь  № 2 (6 часов)

53

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

8.12

54

Н. Некрасов  «Не ветер бушует над бором…». Образ Мороза.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

11.12

55

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

12.12

56

К. Бальмонт «Золотое слово».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

14.12

57

И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

15.12

58

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

18.12

Литературные сказки (8часов)

59

Д. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

19.12

60

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

21.12

61

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

22.12

62

В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Образ главной героини.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

25.12

63

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

26.01

64

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Образ главного героя.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

28.12

65

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Картины природы.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

29.12

66

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

15.01

Были-небылицы (10 часов)

67

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

16.01

68

М. Горький «Случай с Евсейкой». Образ главного героя.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

18.01

69

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

19.01

70

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Образ воробья.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

22.01

71

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Картины природы.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

23.01

72

А. Куприн «Слон».

Образ главной героини.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

25.01

73

А. Куприн «Слон».

Образ отца девочки.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

26.01

74

А. Куприн «Слон».

Друзья.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

29.01

75

А. Куприн «Слон».

Чтение по ролям.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

30.01

76

Обобщение по разделу «Были-небылицы». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

1.02

Поэтическая тетрадь  №1  II часть(8 часов)

77

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

2.02

78

С. Чёрный «Воробей».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

5.02

79

С. Чёрный «Слон».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

6.02

80

А. Блок «Ветхая избушка».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

8.02

81

А. Блок «Сны».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

9.02

82

А. Блок  «Ворона».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

12.02

83

С. Есенин «Черёмуха».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

13.02

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

15.02

Люби живое (16 часов)

85

М. Пришвин «Моя Родина».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

16.02

86

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

19.02

87

И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Картины природы.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

20.02

88

В. Белов «Малька провинилась».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

22.02

89

В. Белов «Ещё раз про Мальку».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

26.02

90

В. Бианки «Мышонок Пик». Как мышонок Пик попал в мореплаватели.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

27.02

91

В. Бианки «Мышонок Пик». Кораблекрушение.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

1.03

92

В. Бианки «Мышонок Пик». Страшная ночь.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

2.03

93

В. Бианки «Мышонок Пик». Соловей – разбойник.

Урок рефлексии

5.03

94

Б. Житков «Про обезьянку».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

6.03

95

Б. Житков «Про обезьянку». Характер обезьянки.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

8.03

96

Б. Житков «Про обезьянку». Гости.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

12.03

97

Б. Житков «Про обезьянку». Проказы Яшки.

Урок рефлексии

13.03

98

В. Астафьев «Капалуха».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

15.03

99

В. Драгунский «Он живой и светится…».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

16.03

100

Обобщение по разделу «Люби живое». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

19.03

Поэтическая тетрадь № 2  II часть (6 часов)

101

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

20.03

102

А. Барто «Разлука», «В театре».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

22.03

103

С. Михалков «Если».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

23.03

104

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

5.04

105

Проект «О времени года», «О природе».

Урок- проект

ЭОР

6.04

106

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь

№ 2». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

9.04

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (14 ч)

107

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

10.04

108

А. Платонов «Цветок на земле».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

12.04

109

А. Платонов «Цветок на земле». Образ деда.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

13.04

110

А. Платонов «Ещё мама».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

16.04

111

А. Платонов «Ещё мама». Образ главного героя.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

17.04

112

М. Зощенко «Золотые слова». Образ Миньки.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

19.04

113

М. Зощенко «Золотые слова». Образ Лели.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

20.04

114

М. Зощенко «Золотые слова». Чтение по ролям.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

23.04

115

М. Зощенко «Великие путешественники». Степка.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

24.04

116

М. Зощенко «Великие путешественники». Леля и Минька.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

26.04

117

М. Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль рассказа.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

27.04

118

Н. Носов «Федина задача».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

30.04

119

Н. Носов «Телефон».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

3.05

120

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

4.05

По страницам детских журналов (8 ч)

121

Знакомство с детскими журналами.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

7.05

122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

8.05

123

Ю. Ермолаев «Проговорился».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

10.05

124

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

11.05

125

Г. Остер «Вредные советы».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

14.05

126

Г. Остер «Как получаются легенды».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

15.05

127

Р. Сеф «Весёлые стихи».

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

17.05

128

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

18.05

Зарубежная литература (12 ч)

129

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Медуза Горгона.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

21.05

130

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей».

Битва.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

22.05

131

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Андромеда.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

24.05

132

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Индюшиное яйцо.

Урок открытия новых знаний

Электронное приложение к учебнику

25.05

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Птичий двор.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

28.05

134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Одиночество.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

29.05

135

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Лебеди.

Комбинированный урок

Электронное приложение к учебнику

30.05

136

Обобщение по разделу «Зарубежные писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

Урок рефлексии и контроля.

ЭОР

31.05

137 - 140

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....