«Приключения Электроника»
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Исаева Марина Сергеевна

Урок литературного чтения по теме "Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_cht_4_kl_prikl_el.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в 4А классе по теме:

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

(по УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой).

Учитель начальной школы

первой квалификационной категории

Исаева М.С.

2017г.


Формальная часть урока.

Тема:

Литературное чтение: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

Цели:

- развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра научно-фантастическая литература.

- знакомство с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова.

- развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

- развивать память , речь, мышление.

- формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;

- обогащать словарный запас учащихся.

- прививать любовь к книге.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма: урок – практикум.

Оборудование: мультимедийное оборудование Microsoft Point 2003, Microsoft Excel 2003; компьютер; проектор; книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»; «Толковый словарь русского языка» п/р С.И.Ожегова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Целеполагание. Введение в тему и актуализация знаний.

II. Обобщение и закрепление ранее изученного материала.

1. Работа с толковым словарём.

III. Работа в группах.

1. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова.

2. Словарная работа.

IV. Работа с книгой.

1. Коллективная работа (выборочное чтение)

V.Физминутка.

1. Инсценировка

2. Тест «Проверь себя» (взаимопроверка).

3. Сообщение о современных достижениях.

4. Вывод учащихся.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Домашнее задание.


Первичная диагностика и проектирование урока

Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»

При формировании урока выделяю несколько этапов:

        диагностирование         прогнозирование

проведение        (планирование проектирование)

Основу подготовки к уроку составляет использование дидактических принципов обучения сознательность и активность, наглядность, системность и последовательность, прочность, научность, связь теории с практикой.

Готовя урок, я должна помнить об основных требованиях к уроку: дидактических, психологических, к технике ведения урока, гигиенических.

С чего начать подготовку к уроку?

1.Определить и сформулировать тему, тип, форму урока.

Тема: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Тип: Обобщение и систематизация знаний.

Цели:

- развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра научно-фантастическая литература;

- знакомство с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова;

- развивать творческие способности учащихся.

 

 2. Определить место темы в учебном курсе.

Урок Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» - закрепление в разделе «Страна Фантазии»

3.Ведущие понятия, определяющие данный урок.

- Научно фантастическая литература.

4.Связь учебного материала урока с будущими темами. Урок должен стать основой изучения фантастики, фантастической литературы.


Как спланировать учебный материал?

1. Подобрать литературу по теме.

«Толковый словарь русского языка» п/р С.И.Ожегова

Книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»

2.Подобрать учебные задания, которые помогут раскрыть тему:

Опорный конспект, тест «Проверь себя»

Использование проблемно-поискового метода, творческий подход к работе.

Продумать «изюминку» урока

Хочется, чтобы урок вызвал удивление и восторг учеников и надолго запомнился.

Выбрала урок в форме практикума, где учащиеся работают в группах.

Сгруппировать учебный материал.

При группировке выбрала такую форму, которая должна вызвать повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие информации, смена видов деятельности выборочное чтение и тестирование , инсценировка, выделить яркие моменты, ввести физминутку.

Контроль за деятельность учащихся на уроке.

Что и как контролировать?

Контроль за усвоением полученных знаний, закрепление материала по опорному конспекту, работа с книгой, взаимопроверка (как можно больше поощрять ребят улыбкой, добрым словом).

Подготовка оборудования для урока

Мультимедийное оборудование Microsoft Point 2003.

Microsoft Excel 2003; компьютер; проектор;

книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»;

«Толковый словарь русского языка» п/р С.И.Ожегова

Задание на дом.

Представьте себя в роли Электроника. Придумайте свою интересную историю.

Цели:

1. Развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра научно-фантастическая литература.

2. Знакомство с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова.

3. Развивать творческие способности учащихся и прививать любовь к книге.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма: урок–практикум.

Оборудование: Мультимедийное оборудование Microsoft Point 2003, Microsoft Excel 2003; компьютер; проектор; книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»; «Толковый словарь русского языка» п/р С.И.Ожегова.


Ход урока.

I. Целеполагание. Введение в тему и актуализация знаний.

(слайд 1.звучит музыка)

Вот мы и прочитали повесть Е.С.Велтистова «Приключения Электроника», никого из нас не оставила она равнодушным.

Сегодня мы с вами на Крыльях Фантазии на нашем необычном уроке переносимся в сказочную, пока ещё маленькую страну. В нашей стране бьют хрустальные родники, несут прозрачные воды ясные реки, воздух чист и напоен запахами цветов и лесов.

Протяните мне свои руки, ребята. И давайте строить эту страну вместе. По законам Добра и Красоты. Пусть она станет большой во всю Землю.

II. Обобщение и закрепление раннее изученного материала.

Учитель:

- Кто может попасть в эту страну?

- Как вы понимаете слово «фантазия»?

Ответы детей.

Использование толкового словаря (слайд 2, 3)

Фантазия-

  1. Способность к творческому воображению; само такое воображение.
  2. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
  3. Прихоть, причуда.

Фантазёр –

 1.Человек который любит фантазировать., мечтатель.

 2. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика - художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.

Фантастика исследует в первую очередь поведения человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «Обыкновенной «литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далёкое будущее (Слайд 4)

III.Работа в группах на основе выполненного – практикума.

1.группа:подготовить презентацию об авторе повести.

2.группа: расположить рисунки повести и «озвучить каждый эпизод».(выборочное чтение)

3.группа:подготовить инсценировку фрагмента повести.(Ты – это я).

4.группа:подготовить сообщение о современных достижениях в области кибернетики.

5.группа: подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.


А. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С Велтистова. (Слайд 5-6)

Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.

Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В много этажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. (слайд 7)

Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю-фантасту Станиславу Лему – увидеть атомный реактор в Дубне. (Слайд 8)

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960). «Электроник - мальчик из чемодана» (1961).

За ней вышли и другие произведения. Их было немало: «Тяпа, Борька и ракета» (1962), «Глоток солнца» (1967), «Гум–гам» (1970), «Победитель невозможного» (1975), «Ресси - неуловимый друг» (1971), «Миллион и один день каникул» (1979), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985), «Новые приключения Электроника» (1988). (Слайд 9)

Как возник мальчик из чемодана?

Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к тёплому морю.

Несёт чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжёлый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать:

«Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошёл в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст обладал настоящим умением говорить о сложном просто.

Е.С.Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения Электроника» он получил в 1982 году Государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.

Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой, спроецированной в электронный век.


Б) Физминутка (фонограмма «До чего дошёл прогресс…», слайд 10 гиперссылка на фото, где Электроник на велосипеде)

В) Работа над повестью (коллективная работа 2 группа, слайд 10 гиперссылка на фото с друзьями)

иллюстрация:

Выборочное чтение по вопросам.

1. иллюстрация: При каких обстоятельствах исчез сюрприз?

2. иллюстрация: Почему за Сергеем бежали люди?

3. иллюстрация: Что показал рентген?

4. иллюстрация: С кем беседовал Громов?

5. иллюстрация: Где встретился Электроник с медведем?

6. иллюстрация: Какую фигуру нарисовал Электроник на уроке геометрии?

7. иллюстрация: Как Серёга попал в необычную страну? Кто его спас?

8. иллюстрация: Чему была удивлена бабушка?

Г) Инсценировка повести (Ты – это я) 3 группа. Слайд 10, гиперссылка на фото Серёжа и Электроник.

Д)Тест по повести «Проверь себя»

1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом?

(Алиса, Карлсон, Громов).

2. Что находилось в чемодане?

(Электроник, Спящая красавица, кукла)

3. Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника?

(Светловидов, Галустян, Куклачёв)

4. К какому экзамену в «Новых приключениях» готовились Сыроежкин и Электроник?

(к алгебре, физике, анатомии).

5. Куда спрятал Серёжа своего друга дав ему полную стопку книг?

(в шкаф, под кровать, в холодильник)

6. Что любил поесть Электроник?

(часы, обычная еда)

7. Как звали друга- собаку Электроника?

(Ресси, Чарли, Тотошка)

8. На каких языках умел разговаривать Электроник?

(немецкий, звериный)

9.Какие черты характера присущи Электронику?

(злость и трусливость, доброта и внимание)

10. Какую вещь спрятал Серёжа показывая фокус рыжему мальчику?

(спичку, часы, машинку)

Взаимопроверка на местах.


Е)Сообщение о современных достижениях в области кибернетики.

(презентация «Роботы – это…» ) 4 группа.

(Слайд 10 гиперссылка на 1982г.)

Робот – это машина, автомат, способный заменять человека в осуществлении некоторых производственных операций. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески, а вместо разума у них стоит компьютер с ограниченным набором операций. Слайд 2

В 2055 году роботы оставят людей без работы. К 2055 году роботы будут повсюду. Переворот этот будет очень быстрым. В том же 2055 году нацию ожидает знаменательная веха – более половины рабочей силы окажется без работы, и безработица будет постоянно расти. Почти любая «нормальная» работа, которая в 2001 году выполнялась человеком, будет отдана роботу». Слайд 3

Новинка: Интерактивная тележка для покупок.

КАК РАБОТАЕТ?

У тележки есть интерактивный монитор. Микрочип «помнит» где хранятся все товары и сколько они стоят.

ЧТО ЭТО ДАЕТ?

Лучше в футбол погонять, чем ходить по магазинам? С этой «умной» тележкой ты в два счета сделаешь все покупки. Не можешь найти овсяные хлопья для завтрака? Бип–бип: стеллаж №11. Тележка проследит, чтобы ты ничего не пропустил по списку!

Новинка: Собака робот.

КАК РАБОТАЕТ?

Робот новейшего поколения «соображает» куда быстрее своих предшественников – оснащён мощным микрочипом. Стоит, например, цифровой камере на кончике собачьего носа сфотографировать твоё лицо, и компьютерный мозг мгновенно сообщит роботу, что перед ним хозяин.

ЧТО ЭТО ДАЁТ?

Этот пёс-робот с искусственным интеллектом сам подбегает к источнику подзарядки и не испытывает потребности задирать лапу у ближайшего столба. Он узнаёт тебя – твоё лицо и голос – и выполняет 100 команд!

Новинка: ткань «Люминекс»

КАК РАБОТАЕТ?

В ткань вплетены тонкие гибкие оптические волокна, работающие от батарейки. Если на концах этих волокон поместить светодиоды – что-то вроде крохотных лампочек, - они начнут светиться.

ЧТО ЭТО ДАЕТ?

Ищешь модную вещичку? Не волнуйся – мимо не пройдешь: эти вещи светятся! Ткань «Люминекс» заставляет сиять плащи, куртки и сумки. Может быть, в один прекрасный день засияет и рабочая одежда.


Ж) Результаты работы групп. 5 группа.

Подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть (Слайд 10, гиперссылка на фото фильм)

На протяжении всего урока весь класс хорошо работал.

Мы узнали много интересного о творчестве Е.С.Велтистова.

Смогли правильно подобрать нужные слова к данным иллюстрациям – кадрам.

Юные артисты сумели показать характеры героев.

4 группа подготовили интересную презентацию о современных достижениях в области кибернетики.

Прочитав книгу «Приключения Электроника», Я в который раз убеждаюсь , что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже несмотря на то, что он робот.

Стихотворение «Элек» автор Аня Синякова, г.Баку.

Расскажи, дитя науки,

Лучший в мире ученик,

Расскажи, что значит – другом

Быть и с другом - плыть

К звёздам детства - напрямик!

Ты, прошел огонь и воду,

Распахнувший в небо дверь,

Пред великими не дрогнув,

Что ты скажешь мне теперь?

И в улыбке шевельнулась

Линия спокойных губ,

Чуть заметно всколыхнулось

Золото волос на лбу:

«Ты же знаешь, нерушимость

Моей формулы проста:

Труд, добро и справедливость;

Верность долгу – высота.

Ты же помнишь клятву жизни:

Дружба клад, а лень порок,

За утрату вечных истин

Наказанье – тяжкий рок.

Ты же веришь в силу света,

Света, бьющего сквозь мрак!

Ты смогла поверить в это,

Значит, всё в руках – не так!

Из полесий полуночных

К свету ты меня привёл,

Ты – учитель…»- «Я помощник

Вечный. Я лишь путь нашёл».-

«Ты – маяк Фаросский в море!»-

«Нет! Я сам за ним иду!»

Вот упрям! Или - упорен?

«Просто никогда не лгу…»

«Кормчий – ты».- «Это неверно!»-

Бесконечен был бы спор,

Но стремительнейшей серной

Хронос мчит во весь опор.

IV.Заключение. Слово учителя.

Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Ведь Электроник остался для нас каким-то загадочным, таинственным. Я тоже имею дело с такими же загадочными и таинственными ребятами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Электроник, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я ,ваша учительница, должна вам в этом деле помочь. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то , за что-то.

Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Сергей. Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу. И я хочу, чтобы в этом пути вам нужны были чистая вода глубоких колодцев и бубенцы звёзд в ночном небе.

V.Домашнее задание.

Представьте себя в роли Электроника. Придумайте свою интересную историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс "Велтистов "Приключения Электроника"

Конспект урока литературного чтения по теме Велтистов "Приключения Электроника"...

Урок литературного чтения «Чемодан с четырьмя ручками» (Отрывок из фантастической повести Е. С. Велтистова «Приключения Электроника») 4 класс

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие, пр...

Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Литературное чтение, 4 класс

Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Литературное чтение, 4 класс...

Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"

тестовая работа по рассказу Е. С. Велтистова "Приключения Электроника".Чемодан с 4 ручками....

Приключение электроника

О книге Е. С. Ветлистого "Приключение электроника."...

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Велтистов "Приключение Электроника"

Данный урок знакомит учеников с творчеством замечательного писателя-фантаста Е. С. Велтистова. Ученики читают на уроке всего одну главу из произведения "Электроник - мальчик из чемодана",  из кра...