Обогащение речи младших школьников
статья по чтению (4 класс) на тему

Терновых Елена Алексеевна

Описание приёмов обогащения речи младших школьников синтаксическими конструкциями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание приёмов обогащения речи младших школьников синтаксическими конструкциями

Для начальной школы можно выделить следующие методические приемы, которые, по нашему мнению, позволят улучшить и значительно обогатить речь учащихся начальной школы.

  1. Прием особой работы с текстом.

Данный методический прием предполагает, что при рассмотрении синтаксического материала знакомство с ним следует осуществлять на текстовой основе, а не на материале отдельных, разрозненных конструкций.

  1. Прием сознательного усложнения материала. 

Данный методический прием предполагает, что даже тот синтаксический материал, который используется для знакомства с синтаксическими конструкциями, должен быть существенно богаче в качественном и количественном отношениях: синтаксические единицы должны быть объемнее и сложнее со структурно-семантической точки зрения.

Основной упор при использовании методического приема сознательного усложнения материала все же должен составлять подбираемы учителем материал для работы на уроке. Так как именно от используемого материала будет зависеть как усвоение темы урока, так и богатство речи младшего школьника. К сожалению, современные учебные пособия используют в качестве материала крайне небольшие и простые синтаксические единицы, использование которых не может научить учащихся начальной школы полно, грамотно, красочно и богато излагать свои собственные мысли.

  1. Прием включения.

Данный методический прием предполагает включение в работу с синтаксическим строем языка элементов работы по знакомству и усвоению элементов грамматико-синтаксических норм, которые в свою очередь влияют на процесс обогащении речи.

  1. Прием «трансформация».

Данный методический прием предполагает включение в работу особых видов заданий и упражнений, направленных на структурное трансформирование синтаксических конструкций.

К таким видам заданий мы относим следующее:

•        Создание синтаксических трансформеров (из двух простых создать сложное предложение)

•        Добавление в простое элементарное предложение элементов осложнения

•        Изменение порядка слов в предложении

•        Изменение объема синтаксических конструкций

•        Трансформация сложносочиненных предложений в сложноподчиненные предложения

•        Редактирование чужих и своих текстов

•        Сравнение текста, написанного изначально, и отредактированного

5.        Прием создания «жизненных» ситуаций

Данный прием предполагает специальное создание проблемных ситуаций как в урочное, так и во внеурочное время, использования синтаксических конструкций в ситуации общения. Такая работа может осуществляться не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Более того, работа может вестись на всех уроках начальной школы.

Для реализации методического приема создания «жизненных» ситуаций необходимы такие упражнения, которые будут способны научить младшего школьника применять весь свой синтаксический опыт в различных ситуациях общения и не ограничиваться односложными или элементарными ответами.

Выявленные нами приемы, мы заложили в разработанную систему упражнений.

Прием особой работы с текстом предполагает использование следующих упражнений:

Упражнение 1.

Напишите сочинение о запомнившемся событии прошедшей недели.

Каждый наш день наполнен какими-то событиями. Одни из них мелкие и незначительные, другие же вызывают в нас бурю эмоций. Вам предлагается завести дневник и в конце недели описывать какие-то события из вашей школьной и общественной жизни.

Данное упражнение является долгосрочным и предполагает постоянное исполнение.

Упражнение 2.

Продолжите начатый учителем рассказ.

Общий рассказ. Учитель предлагает учащимся предложение на определенную тему, а затем передает право на новое предложение ученику. Тот в свою очередь называет предложение учителя и добавляет свое и так происходит от ученика к ученику. Сначала можно по ходу передачи эстафеты менять темы, способ изложения, так как словарный запас младших школьников не настолько велик, чтобы создавать слишком объемные тексты, но к четвертому классу можно попробовать создать один большой текст, например, о событии произошедшее в классе и в котором участвовали все ученики.

Прием сознательного усложнения материала предполагает использование следующих упражнений:

Упражнение 3.

Прочитайте два текста. Сравните их.        

Перед вами текст. Прочитайте его и скажите смогли ли вы нарисовать у себя в голове картинку происходящего в тексте. Все ли у вас получилось.

Теперь прочитайте второй текст. Что вы можете сказать о картине происходящего теперь.

Учащимся в такой типе упражнений предлагается два текста, один из которых элементарен и скуден на синтаксический материал, а второй, наоборот, представляет собой богатый на синтаксис текст. Учащиеся смогут самостоятельно убедиться в необходимости усложненного изложения собственных мыслей.

Упражнение 4.

Придумайте и запишите небольшой текст, который будет состоять только из простых предложений. Затем замените все простые предложения на сложные предложения. Сравните полученные тексты.

Работа осуществляется следующим образом: учащимся предлагается составить небольшой текст на заданную тему, используя при этом только простые предложения, а после предлагается переделать свой же текст так, чтобы предложения были сложными. Далее тексты сравниваются.

Прием включения предполагает использование следующих упражнений:

Упражнение 5.

Исправьте ошибки в предложенном тексте.

Перед вами текст, в котором содержатся ошибки, но не орфографические ошибки, а ошибки, связанные с построением предложений. найдите их и исправьте.

Уроки я делаю по-разному. Бывает я сижу час над одним заданием. Бывает за полчаса делаю русский язык, математику или еще что-нибудь. Все зависит от сложности задания и настроения. Но любое задание я делаю с интересом.

Обычно я сначала делаю русский. Потом английский. Потом математику. Затем я делаю окружающий мир. А напоследок чтение или ИЗО. Я с удовольствием выполняю задания, но не растягиваю их на долгое время. Ведь несмотря на учебу должно оставаться свободное время.

Сначала подобные упражнения должны выполняться под руководством учителя, а затем учащиеся сами смогут находить и грамотно исправлять ошибки в построении текста.

Упражнение 6.

Отредактируйте текст.

Вы являетесь редактором школьной газеты. И вот один из учеников школы приносит вам свою статью о недавнем событии в школе. Вы не можете сразу же отправить ее печатать. Для начала вам надо отредактировать текст.

Это упражнение является аналогичным предыдущему, но преподносится в игровом виде и предполагает самостоятельную работу ученика, то есть наличие у него уже некоторых грамматико-синтаксических норм.

Упражнение 7.

Придумайте и исполните постановку на тему «Вместе нам не скучно никогда».

Театрализация события. Сегодня у нас в классе событие. Будет представлена театральная постановка. И непростая, в ней все роли исполните вы сами, а также придумаете сценарий.

Учащимся предлагается сделать небольшую постановку на заданную тему. В подобного типа упражнениях ученики усваивают нормы согласования слов в предложении, учатся сохранять последовательность. Они смогут наглядно понять, почему важно соблюдение грамматико-синтаксических норм.

Упражнение 8.

Измените порядок слов в предложении. Как изменялось предложение?

Учащимся дается предложение (обязательно распространенное и, возможно, осложненное) и предлагается менять местами слова. После каждой смены слов, происходит общее обсуждение, в котором учащиеся должны прийти к выводу: можно так употреблять предложение или нельзя.

Упражнение 9.

Добавьте в предложение, там где это возможно, эпитеты. Как изменилось предложение с появлением в содержании этого средства выразительности.

Включение в предложение средств выразительности. Это упражнение позволяет не только отработать навык употребления того или иного средства выразительности, но и служит усвоению правильного, грамматико-синтаксически обоснованного употребления их в созданных предложениях.

Упражнение 10.

Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в их построении.

Перед вами предложения. Прочитайте их. Что вы заметили необычного в предложениях? Исправьте предложения. Зачем нам нужно правильное построение предложений?

Я недавно ходил на конкурс я в соло занял 1 место.

Один раз была зима я пошел к своему другу я поскользнулся и ударился об каменный порог.

Прием «трансформации» предполагает использование следующих упражнений:

Упражнение 11.

Соедините два предложения, чтобы получилось одно.

Перед вами два предложения. Какие они? Что нам нужно сделать чтобы из этих двух предложений сделать одно?

Мой лучший друг Игорь.

Я и Игорь учимся в одном классе.

Учащимся предлагается переконструировать предложение одного типа в другой, например, как в данном случае сделать из двух простых предложений одно сложное предложение.

Упражнение 12.

Составьте предложения по предложенным схемам.

Перед вами схема предложений. Ваша задача, опираясь на вопросы схемы, поступательно составить предложение.

Кто? Что сделал? Зачем?

Какой? Кто? Где? Что сделал? Что?

Конструирование предложений по схемам. Учащимся предлагается схема, которая состоит из вопросов, ответив на которые, младшие школьники составляют предложения.

Упражнение 13.

Преобразите предложение так, чтобы мы смогли получить полную информацию о событии в предложении.

Перед вами предложение. Все ли мы можем узнать из этого предложения? Преобразите предложение так, чтобы мы смогли получить полную информацию о событии в предложении.

Мы идем. (мы идем куда?)

Мы идем в парк. (мы идем в парк с кем?)

Мы с друзьями идем в парк. (мы с друзьями идем в парк зачем?)

Мы с друзьями идем в парк погулять.

Учащимся предлагается только грамматическая основа предложения, а затем вместе с учениками учитель задает вопросы на уточнение событий. дети отвечают на вопросы, причем каждый ребенок может ответить на вопрос самостоятельно, тем саамы создавая исключительно свое предложение. Тем самым происходит распространение предложения.

Упражнение 14.

Прочитайте начало предложения и продолжите его.

Перед вами начало предложения. Вам необходимо продолжить данное предложение.

Осень мы идем в школу, потому что…

Это упражнение позволяет создавать причинно-следственные связи и является хорошим тренажером для создания сложноподчиненных предложений и внедрения их в сою речь.

 Упражнение 15.

Произведите редакцию своего сочинения, опираясь на заметки учителя.

Недавно мы с вами писали сочинение. Сейчас вы получили свои тетради и увидели заметки на полях. Это значит, что вам необходимо подумать и переделать то место, которое отмечено. Или по-другому отредактировать свой текст.

Почему я люблю английский язык? Потому что английский язык самый веселый. Но не только за это я его так люблю. Вообще я не знаю за что я его так люблю наверное за красочные презентации которые делает нам учитель или за то, что мы учим английский язык в песнях или… Я не могу сказать за что я его так люблю. Потому что в школе ребенок должен любить каждый предмет, но посвоему. И каждый любит посвоему.

При проверке написанных школьниками текстов учитель делает пометки на полях. После, во время выполнения работы над ошибками, учащиеся должны отредактировать текст, учитывая замечания учителя. Затем учащимся предлагается проанализировать оба текста и посмотреть, как изменился текст после редакции и зачем она была нужна.

Прием создания «жизненных» ситуаций предполагает использование следующих упражнений:

Упражнение 16.

Произведите редакцию предложенного текста.

Интервью. Это упражнение можно проводить вместо обычного опроса на уроке как русского языка, так и любого другого предмета. Подобное задание учит учеников пользоваться специальной лексикой, строить грамотные предложения как для ответов интервьюеру, так и задавать грамотные и понятные вопросы, самому находясь в образе интервьюера.

Упражнение 17.

Создание ситуаций, в которых необходимо применить тот или иной синтаксический материал. Возможный вариант такого упражнения состоит в виде игры, когда учащимся предлагается поучаствовать в ситуации, где нужно попросить подсказать дорогу и объяснить дорогу, принести свои извинения, вести споры, дебаты, правильно общаться с разными людьми будь то мама, учитель, прохожий. Главным в этом упражнение является то, что дети узнают и применяют разный синтаксический материал.

Список литературы

1. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львов, В.И. Капинос. – Москва: Дрофа, 2004. – 240 с.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С. Валгина. – Москва: Высшая школа, 2003. – 432 с.

3. Киселева Е.А. Развитие синтаксического строя речи младших школьников / Е.А. Киселева, Е.А. Жесткова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2. – С. 141-145.

4.  Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – Москва: «Педагогика», 1975. – 256 с.

5. Лекант П.А. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков. – Москва: Высшая школа, 2014. – 462 с.

6. Петрова М.В. Особенности развития речи детей 9-10 лет / М.В. Петрова // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С. 42-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с лексическими множествами на уроках иностранного языка как фактор обогащения словаря младших школьников (на примере тематических групп слов)

Обучение лексической стороне речи не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Нами рассмотрены этапы работы над лексикой...

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных....

Обогащение речи младших школьников синонимами в 1 классе.

Требования к речи младших школьников:1. Правильность речи.2. Ясность речи.3. Чистота речи.4. Точность речи.Основная задача начальной школы - развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи являетс...

РОЛЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ В ОБОГАЩЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе....

Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы име­ет огромное значе...

Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно...

Психолого-педагогические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка

Фразеология как один из разделов русского языка имеет большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития к...