Конспект урока по литературному чтению. Н.Н. Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Ходоренко Людмила Николаевна

Конспект урока по литературному чтению. Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Н.Н. Носов "Живая шляпа"28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

     Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: формирование у обучающихся  умения анализировать  художественное произведение и определять его основную мысль, характеризовать действия и поступки героев рассказа; способствовать развитию речи, памяти   и внимания младших школьников.

     Планируемые результаты:

     Предметные умения: осознанное восприятие данного литературного произведения; умение работать с текстом и формулировать ответы на вопросы по его содержанию.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

      Познавательные: умение работать с источником информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализировать  художественное произведение и определять его основную мысль, характеризовать действия и поступки героев рассказа.

      Регулятивные: умение принимать и осуществлять решение учебной задачи урока под руководством учителя; отвечать на  вопросы и и высказывать своё мнение;  оценивать ответы товарища и свои достижения.

       Коммуникативные: умение вести диалог с учителем; овладевать способами  взаимодействия  со сверстниками, выполнять разные роли в группе; оказывать взаимопомощь.

      Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности; эмоциональное восприятие поступков литературных героев; проявление способности выражать свои эмоции при выразительном чтении произведения.

Тип урока: изучение нового материала.

      Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах, в группах, тесты по содержанию.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мобилизация учащихся.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

- Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 - А начнем мы урок с игры, которая называется "Кто я?" ( в различных ситуациях)

-Я начинаю предложение а вы продолжаете.

В магазине я(покупатель),

на улице я(пешеход),        

в транспорте я(пассажир),

для своих вещей я(хозяин),

в библиотеке я( читатель),

для тёти и для дяди я(племянник),

для своих родителей я(ребенок),

для учителя я( ученик).

2. Постановка темы и цели урока.

Учитель: по какому разделу мы работаем?

Учитель: назовите  авторов и  названия произведений раздела «Писатели- детям» с которыми вы уже познакомились.

Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. А тема урока зашифрованная и расшифруете лишь тогда, когда зачеркнете  в строке все буквы Эф.   (ффНффОФФСФФОВФФФЖФФИФВФФАФЯФФШФФФЛФФЯПФФА)

-Что у вас получилось?

- Носов «Живая шляпа»

- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.

3. Изучение нового материала.

а) беседа

 -Будем анализировать литературный текст.

Учитель: Какие еще рассказы Николая Николаевича Носова вам знакомы? Учитель:  Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

-Правильно, эти произведения очень интересные, их читают и они никогда не залеживаются на полках. Вы тоже можете сходить в школьную библиотеку и прочесть эти книги.

б) сообщение о Н.Н. Носове.   

- А сейчас послушайте небольшое сообщение о писателе Н.Н.Носове, его приготовила Шестакова Александра.              

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт.  С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  

-Спасибо!

в) чтение стихотворения учителем.

(учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову

  Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
Что такое шляпа?
Какие бывают шляпы?

   - Ребята ,что такое шляпа?

- Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

- А как называется произведение, с которым мы познакомимся на нашем уроке?

-"Живая шляпа".

- По названию произведения можно догадаться, о чем оно?

-Да. О живой шляпе

-А какое сочетание слов в названии  вызывает интерес, кажется необычным?

-Живая.

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Нет.

- Найдем ответ на этот вопрос в произведении Н.Н.Носова.

г) словарная работа.

- В тексте встретятся слова, значение которых вам может показаться незнакомым. К каким источникам мы можем обратиться если нам нужно узнать лексическое значение слова?(Показ толкового словаря)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Фыркать- с шумом выпускать воздух.

Плюхнулось- тяжело упало.

д) первичное восприятие текста. Аудиозапись.

- Хороший читатель умеет быть внимательным. Сейчас вы посмотрите  произведение и ответите на следующие вопросы:

 -Почему произведение  называется «Живая шляпа»?

е) Проверка первичного восприятия.

- Ребята, понравилось ли вам произведение Н.Н.Носова "Живая шляпа"?

-К какому жанру относится это произведение?

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой.  Двигалась – словно живая).

-Кто главные герои рассказа? 

-Молодцы! А сейчас немножко отдохнем.

8.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Васька

Вот окошко распахнулось,

Вышел Васька на карниз.

Посмотрел наш котик вверх,

Посмотрел наш Васька вниз.

Кот налево повернулся,

И направо повернулся,

Потянулся, улыбнулся,

И уселся на карниз.

5. Проверка понимания и закрепление изученного.

-Чтобы лучше понять характеры героев, отношение к ним автора, мы этот рассказ прочитаем в учебнике на с. 54

-Читать будем с остановками. Будьте внимательны, т.к .после прочтения нужно будет ответить на вопросы. А сейчас читаем  до слов "... что-то плюхнулось- упало на пол."

а)чтение текста с. 54

 Вопросы по тексту.

- Что делал котенок?

- Где лежала шляпа?

- Почему Васька оказался под шляпой?

- Чем занимались мальчики?

- Видели ли они как упала шляпа?

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

б) работа в группах

-Дальше, ребята, вы подготовите в группах чтение по ролям. Распределите, кто из вас будет Володей, Вадиком, а слова автора чередуйте между третьим и четвертым участником группы.

-Читать будете до с. 55, до слов"...и бегом из комнаты." Это предпоследнее предложение на этой странице. Готовимся с помощью жужжащего чтения.

- Я попрошу вашу группу выйти к доске и прочитать.

( Дети выходят к доске и зачитывают отрывок по  ролям)

Молодцы! Садитесь.

Вопросы:

-Что  же случилось с мальчиками?

-Испугались.

Почему?

Вывод: мальчики испугались того, что знакомый предмет ведет себя странно.

- Что испытывали мальчики, когда шляпа вылезла на середину комнаты? Найдите эти строки в тексте и зачитайте их.

- Что значит «трястись от страха»?( Очень сильно бояться)

в) чтение отрывка с. 58

-Возвращаемся к тексту. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

- Продолжайте читать текст по ролям до конца. (Жужжащее чтение текста 1-2 мин)

-К доске читать идут ребята со второй группы.( Чтение детьми отрывка)

Спасибо. Садитесь.

Вопросы:

- Ребята, скажите пожалуйста, как изменилось поведение мальчиков, когда они оказались на кухне?

- осмелели

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)

- Кто попал в шляпу Вадик или Володя?

- Сразу ли котенок выскочил из под шляпы?

- Что испытали ребята?

-Удивление, радость, облегчение.

-А как повел себя котенок?

г) составление картинного плана

-У каждой группы есть конверт с сюжетными картинками . Ваша задача восстановить последовательность событий происходящих в рассказе.

- А сейчас нужно выйти и правильно расположить сюжетные картинки на доске.

 ( Дети выходят и располагают на доске иллюстрации.)

-Скажите, для чего нам понадобиться картинная последовательность событий?(Для лучшего запоминания текста, для пересказа)

д) характеристика героев произведения

Задание на размышление.

-А сейчас дадим характеристику героям нашего рассказа в зависимости от ситуации. Посмотрите на экран.( слайд с прилагательными)

- Какими  Володя и Вадик показали себя в момент встречи с"Живой шляпой"? - Как поменялось их настроение, когда они оказались на кухне?

(страх перерос в  любопытство).

- Какие прилагательные подходят к этой ситуации?

-А при встрече с котенком Васькой какими они были?

-Как автор относится к героям своего рассказа?

е) работа с пословицами
-Прочитайте пословицы.
Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа и раскрывает главную мысль произведения?

Дело мастера боится.

У страха глаза велики.

 Велика голова, да мозгу мало.

Трусливому зайке и пенёк волк.

-Молодцы, ребята.

Вывод:

-Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх  может превратиться в комическую ситуацию.

- Как можно побороть свой страх? (Надо преодолевать страх)

-Как вы думаете, этот рассказ смешной ил страшный?

 -Кто у вас вызвал смех?

-А кого было жалко?

-Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

6. Обобщение и контроль усвоения материала.

а) самостоятельная работа.

-А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.

- Напишите на карточке свое имя.

-Каждый самостоятельно ответит на вопросы теста.

б) взаимопроверка.

-Обменяйтесь и проверьте работу своего товарища по слайду.

-Оцените работу на основе следующих критериев.

-Встаньте, ребята, кто получил оценку "5", "4".

-Ребятам, которые получили другие оценки нужно быть более внимательными.

7. Итог урока.

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась живой?

8.Рефлексия. 

 Если вы считаете, что на уроке вы работали хорошо и у вас все получилось,  выбираете котенка с короной. Если вам нужно быть более внимательным-  выбираете котенка с книгой.
9. Домашнее задание.
-Подготовьте пересказ текста по плану, данному в задании № 6, на с. 59.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению " Н. Носов "Живая шляпа"

Конспект открытого урока по литературному чтению  " Н. Носов "Живая шляпа"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"...

Конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" 2 класс

Данный конспект поможет учителям начальных классов....

Конспект урока по литературному чтению Н.Н.Носов " Живая шляпа"

Технологическая карта по литературному чтению...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа" (Закрепление)

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...