Конспект урока по литературному чтению. Н.Н. Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению. Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Н.Н. Носов "Живая шляпа" | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи: формирование у обучающихся умения анализировать художественное произведение и определять его основную мысль, характеризовать действия и поступки героев рассказа; способствовать развитию речи, памяти и внимания младших школьников.
Планируемые результаты:
Предметные умения: осознанное восприятие данного литературного произведения; умение работать с текстом и формулировать ответы на вопросы по его содержанию.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: умение работать с источником информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализировать художественное произведение и определять его основную мысль, характеризовать действия и поступки героев рассказа.
Регулятивные: умение принимать и осуществлять решение учебной задачи урока под руководством учителя; отвечать на вопросы и и высказывать своё мнение; оценивать ответы товарища и свои достижения.
Коммуникативные: умение вести диалог с учителем; овладевать способами взаимодействия со сверстниками, выполнять разные роли в группе; оказывать взаимопомощь.
Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности; эмоциональное восприятие поступков литературных героев; проявление способности выражать свои эмоции при выразительном чтении произведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах, в группах, тесты по содержанию.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мобилизация учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- А начнем мы урок с игры, которая называется "Кто я?" ( в различных ситуациях)
-Я начинаю предложение а вы продолжаете.
В магазине я(покупатель),
на улице я(пешеход),
в транспорте я(пассажир),
для своих вещей я(хозяин),
в библиотеке я( читатель),
для тёти и для дяди я(племянник),
для своих родителей я(ребенок),
для учителя я( ученик).
2. Постановка темы и цели урока.
Учитель: по какому разделу мы работаем?
Учитель: назовите авторов и названия произведений раздела «Писатели- детям» с которыми вы уже познакомились.
Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. А тема урока зашифрованная и расшифруете лишь тогда, когда зачеркнете в строке все буквы Эф. (ффНффОФФСФФОВФФФЖФФИФВФФАФЯФФШФФФЛФФЯПФФА)
-Что у вас получилось?
- Носов «Живая шляпа»
- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.
3. Изучение нового материала.
а) беседа
-Будем анализировать литературный текст.
Учитель: Какие еще рассказы Николая Николаевича Носова вам знакомы? Учитель: Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?
-Правильно, эти произведения очень интересные, их читают и они никогда не залеживаются на полках. Вы тоже можете сходить в школьную библиотеку и прочесть эти книги.
б) сообщение о Н.Н. Носове.
- А сейчас послушайте небольшое сообщение о писателе Н.Н.Носове, его приготовила Шестакова Александра.
Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
-Спасибо!
в) чтение стихотворения учителем.
(учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
Что такое шляпа?
Какие бывают шляпы?
- Ребята ,что такое шляпа?
- Какие бывают шляпы?
(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
- А как называется произведение, с которым мы познакомимся на нашем уроке?
-"Живая шляпа".
- По названию произведения можно догадаться, о чем оно?
-Да. О живой шляпе
-А какое сочетание слов в названии вызывает интерес, кажется необычным?
-Живая.
- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Нет.
- Найдем ответ на этот вопрос в произведении Н.Н.Носова.
г) словарная работа.
- В тексте встретятся слова, значение которых вам может показаться незнакомым. К каким источникам мы можем обратиться если нам нужно узнать лексическое значение слова?(Показ толкового словаря)
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Фыркать- с шумом выпускать воздух.
Плюхнулось- тяжело упало.
д) первичное восприятие текста. Аудиозапись.
- Хороший читатель умеет быть внимательным. Сейчас вы посмотрите произведение и ответите на следующие вопросы:
-Почему произведение называется «Живая шляпа»?
е) Проверка первичного восприятия.
- Ребята, понравилось ли вам произведение Н.Н.Носова "Живая шляпа"?
-К какому жанру относится это произведение?
– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
-Кто главные герои рассказа?
-Молодцы! А сейчас немножко отдохнем.
8.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Васька
Вот окошко распахнулось,
Вышел Васька на карниз.
Посмотрел наш котик вверх,
Посмотрел наш Васька вниз.
Кот налево повернулся,
И направо повернулся,
Потянулся, улыбнулся,
И уселся на карниз.
5. Проверка понимания и закрепление изученного.
-Чтобы лучше понять характеры героев, отношение к ним автора, мы этот рассказ прочитаем в учебнике на с. 54
-Читать будем с остановками. Будьте внимательны, т.к .после прочтения нужно будет ответить на вопросы. А сейчас читаем до слов "... что-то плюхнулось- упало на пол."
а)чтение текста с. 54
Вопросы по тексту.
- Что делал котенок?
- Где лежала шляпа?
- Почему Васька оказался под шляпой?
- Чем занимались мальчики?
- Видели ли они как упала шляпа?
- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
б) работа в группах
-Дальше, ребята, вы подготовите в группах чтение по ролям. Распределите, кто из вас будет Володей, Вадиком, а слова автора чередуйте между третьим и четвертым участником группы.
-Читать будете до с. 55, до слов"...и бегом из комнаты." Это предпоследнее предложение на этой странице. Готовимся с помощью жужжащего чтения.
- Я попрошу вашу группу выйти к доске и прочитать.
( Дети выходят к доске и зачитывают отрывок по ролям)
Молодцы! Садитесь.
Вопросы:
-Что же случилось с мальчиками?
-Испугались.
Почему?
Вывод: мальчики испугались того, что знакомый предмет ведет себя странно.
- Что испытывали мальчики, когда шляпа вылезла на середину комнаты? Найдите эти строки в тексте и зачитайте их.
- Что значит «трястись от страха»?( Очень сильно бояться)
в) чтение отрывка с. 58
-Возвращаемся к тексту. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
- Продолжайте читать текст по ролям до конца. (Жужжащее чтение текста 1-2 мин)
-К доске читать идут ребята со второй группы.( Чтение детьми отрывка)
Спасибо. Садитесь.
Вопросы:
- Ребята, скажите пожалуйста, как изменилось поведение мальчиков, когда они оказались на кухне?
- осмелели
– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)
- Кто попал в шляпу Вадик или Володя?
- Сразу ли котенок выскочил из под шляпы?
- Что испытали ребята?
-Удивление, радость, облегчение.
-А как повел себя котенок?
г) составление картинного плана
-У каждой группы есть конверт с сюжетными картинками . Ваша задача восстановить последовательность событий происходящих в рассказе.
- А сейчас нужно выйти и правильно расположить сюжетные картинки на доске.
( Дети выходят и располагают на доске иллюстрации.)
-Скажите, для чего нам понадобиться картинная последовательность событий?(Для лучшего запоминания текста, для пересказа)
д) характеристика героев произведения
Задание на размышление.
-А сейчас дадим характеристику героям нашего рассказа в зависимости от ситуации. Посмотрите на экран.( слайд с прилагательными)
- Какими Володя и Вадик показали себя в момент встречи с"Живой шляпой"? - Как поменялось их настроение, когда они оказались на кухне?
(страх перерос в любопытство).
- Какие прилагательные подходят к этой ситуации?
-А при встрече с котенком Васькой какими они были?
-Как автор относится к героям своего рассказа?
е) работа с пословицами
-Прочитайте пословицы. Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа и раскрывает главную мысль произведения?
Дело мастера боится.
У страха глаза велики.
Велика голова, да мозгу мало.
Трусливому зайке и пенёк волк.
-Молодцы, ребята.
Вывод:
-Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию.
- Как можно побороть свой страх? (Надо преодолевать страх)
-Как вы думаете, этот рассказ смешной ил страшный?
-Кто у вас вызвал смех?
-А кого было жалко?
-Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?
6. Обобщение и контроль усвоения материала.
а) самостоятельная работа.
-А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.
- Напишите на карточке свое имя.
-Каждый самостоятельно ответит на вопросы теста.
б) взаимопроверка.
-Обменяйтесь и проверьте работу своего товарища по слайду.
-Оцените работу на основе следующих критериев.
-Встаньте, ребята, кто получил оценку "5", "4".
-Ребятам, которые получили другие оценки нужно быть более внимательными.
7. Итог урока.
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Кто его автор?
- Почему шляпа оказалась живой?
8.Рефлексия.
Если вы считаете, что на уроке вы работали хорошо и у вас все получилось, выбираете котенка с короной. Если вам нужно быть более внимательным- выбираете котенка с книгой.
9. Домашнее задание.
-Подготовьте пересказ текста по плану, данному в задании № 6, на с. 59.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению " Н. Носов "Живая шляпа"
Конспект открытого урока по литературному чтению " Н. Носов "Живая шляпа"...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"...
Конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" 2 класс
Данный конспект поможет учителям начальных классов....
Конспект урока по литературному чтению Н.Н.Носов " Живая шляпа"
Технологическая карта по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа" (Закрепление)
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...