Поурочное планирование по литературному чтению "Рассказ "Сова" В.В. Бианки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская средняя общеобразовательная школа
_______________________________________________________________
Урок чтения. Рассказ «Сова» В.В.Бианки.
Цели урока:
1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – сказки-несказки, расширять словарный запас учащихся, совершенствовать технику чтения;
2) развивать речь, мышление, наблюдательность, речевой слух при нахождении рифмы;
3) воспитывать интерес к творчеству В.В.Бианки; любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение читательского кругозора детей.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Литературное чтение. Учебник для 3 класса; презентация; компьютер с проектором; выставка книг. В. Бианки
Оборудование: карточки с напечатанным текстом, портрет Бианки, картинка с изображением совы, презентация
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие учеников и гостей.
- Речевая разминка.
Актуализация знаний.
Учитель: Мы продолжаем изучать раздел «Сказки русских писателей».
Отгадайте, о ком мы будем сегодня читать сказку.
Днём спит, ночью летает
и прохожих пугает.
Дети: Это сова.
Слайд 1, 2.
Учитель: – Что вы знаете об этой птице?
Дети: Сова – хищная птица. Ведёт ночной образ жизни. Летает беззвучно.
Учитель: Есть совы, которые охотятся только днём, например, белая сова. Но в основном совы охотятся ночью. У них очень хороший слух, ориентируются они по звуку. Приносят ли совы пользу?
Дети: Да, совы уничтожают грызунов.
Учитель: В.В.Бианки написал сказку «Сова».
Слайд 3.
III. Биография В.В.Бианки.
Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного биолога. Семья жила рядом с музеем, и маленький Виталий пропадал там целыми днями. В доме Бианки было множество всякого зверья, и не только домашние животные, рыбки, но и змеи. Любовь к природе у мальчика воспитал отец. Он брал сына с собой в лес, приучал записывать все свои наблюдения.
Рассказы и сказки В.Бианки печатались в журналах «Ёж» и «Чиж», а затем – в «Мурзилке».
(Рассматривание книг писателя.)
IV. Постановка проблемы.
Учитель: Сказку В.Бианки можно назвать сказкой-несказкой. А почему? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
V. Работа над темой урока.
1). Словарная работа. Слайд 4.
- волдырь – болезненное образование на коже, наполненное жидкостью вздувшееся место.
- клевер кормовитый – предназначенный для корма скоту.
- Цветень – пыльца.
2). Чтение сказки. Слайд 5
Учитель: Почему сказка называется «Сова»?
Дети: Сова – главный персонаж сказки.
3). Повторное чтение сказки «цепочкой».
1 часть
Учитель: Как обратилась Сова к Старику?
Дети: «Здорово, друг!»
Учитель: А что ответил Старик?
Дети: «Какой я тебе друг!»
Учитель: Как разговаривал Старик с Совой?
Дети: Невежливо, даже грубо.
Учитель: Давайте попробуем передать голосом правильную интонацию в разговоре Старика с Совой.
(Работа в парах. Чтение диалога на с.20 без слов автора. Прослушивание чтения отрывка вслух.)
VI Физкультминутка. (под музыку)
2 часть
Учитель: Почему мыши так расхрабрились?
Дети: Мыши начнут разорять гнезда шмелей и они улетят на другой луг.
-Обеспокоило это старика?
Дети: Нет, старик не обратил внимание.
-Почему шмели улетели с луга?
Дети: Мыши разорили их гнезда.
-Огорчило это старика?
Дети: Нет, его это не огорчило.
Дети: Потому что Сова на них не охотилась, сидела в дупле.
Учитель: Прочитайте, как Сова предупреждала Старика о возможной беде?
Прислушался ли Старик к совету Совы?
Дети: Нет, не прислушался.
Учитель: Как ответ Старика характеризует его?
Дети: Старик легкомысленный, ненаблюдательный
Учитель: Почему клевер не стал родиться на лугу?
Дети: Потому что шмели перестали его опылять.
Учитель: Что стало с коровой?
Дети: Она стала худой.
Учитель: С чем сравнивает автор сено без клевера?
Дети: Сено без клевера, что каша без масла.
Учитель: А какая каша без масла?
Дети: Не вкусная, не сытная, пустая.
Учитель: Прочитайте, о чём предупреждала Сова.
Дети: Корова мало будет давать молока. Старику нечем будет забеливать чай.
Учитель: Изменилось ли поведение Старика?
Дети: Да, он призадумался, замолчал.
4 часть
Учитель: Как дальше изменилось поведение Старика?
Дети: Старик стал браниться.
Учитель: Почему старик ругается?
Дети: Сова оказалась права.
Учитель: Прочитайте, что произошло в результате ссоры Старика с Совой? Кто заметил, что это?
Дети: Невидимые нити.
VII Слайд 6.
Учитель: Что произошло с невидимыми нитями в природе?
Дети: Они были нарушены.
Учитель: Что понял Старик?
Дети: Природа – единое целое. Нельзя нарушать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе.
Учитель: Какая встретилась пословица в сказке?
Дети: Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.
Учитель: Как вы её понимаете?
Дети: Дружить не тяжело, а без друга плохо.
5 часть
Учитель: Чем заканчивается сказка?
Дети: Старик помирился с совой. В природе восстановились невидимые нити.
VIII Слайд 7.
- Речевая работа.
Учитель: Найдите в тексте созвучия (рифмы).
Дети: – уши торчком, нос крючком
– раздолье – приволье
– рыщут – ищут
(поговорка)
Мыши не волки, не зарежут тёлки.
Учитель: Зачем В.Бианки использовал их в сказке?
Дети: Для выразительности речи.
Учитель: Назовите разговорные слова и выражения.
Дети:
- пустой чай
- утекай
- стала тощать
- молоко сбавлять
- кланяться
- дело не клеится
- уваживать
Учитель: Почему В.Бианки выбрал для сказки именно образ Совы?
Дети: Сова – символ мудрости.
IX Слайд 8.
Учитель: Почему это произведение называется сказкой-несказкой? Что в нём сказочного?
Дети: Сова и мыши разговаривают.
Учитель: А что в этой истории несказочного?
Дети: Существующая связь в природе, зависимость одного явления от другого. Старик пьёт чай без молока, потому что Сова перестала летать на луга.
4. Групповая работа.
-Что хотел сказать Бианки, написав этот рассказ? (Чтобы легче было ответить, проводится игра «Закончи предложение». (Приложение 5). Группам дается
-Старик обидел … (сову).
-Сова перестала ловить…(мышей).
-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).
-Шмели перестали опылять …(клевер).
-Без клевера похудела …(корова).
-Корова стала мало давать …(молока).
-Нечем стало забеливать чай …(старику).
Получился круг.
Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.
Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.
Слайд 9.
X. Домашнее задание
читать по ролям с.20-23, - первая группа
подобрать потешки про сову – вторая группа
Слайд 10.
XI. Рефлексия
Учитель: Что понравилось, запомнилось на уроке?
(Ответы детей)
XII. Выставление оценок
Приложение
Карточка группам.
-Что хотел сказать Бианки, написав этот рассказ? (Чтобы легче было ответить, проводится игра «Закончи предложение». (Приложение 5).
-Старик обидел … .
-Сова перестала ловить ,,,.
-Мыши начали разорять гнезда у ….
-Шмели перестали опылять ….
-Без клевера похудела ….
-Корова стала мало давать ….
-Нечем стало забеливать чай ….
Получился круг.
Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс
Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...
Поурочное планирование по литературному чтению.
УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс. Литературное чтение без хрестоматии. 2 часа в неделю....
поурочное планирование по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по учебнику В.А. Лазаревой (система Занкова)...
Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс
Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс...
Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс.
Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс....
Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классе Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Программа Р.Н.Бунеева 136 часов (4 часа в неделю)
Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классеУчебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В Программа Р.Н.Бунеева136 часов (4 часа в неделю)...