Поурочное планирование по литературному чтению "Рассказ "Сова" В.В. Бианки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Санаа Онермаа Барбаановна

Открытый урок по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_.bianki_sova.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хондергейская средняя общеобразовательная школа

_______________________________________________________________

Урок чтения. Рассказ «Сова» В.В.Бианки.

Цели урока: 

1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – сказки-несказки, расширять словарный запас учащихся, совершенствовать технику чтения;

2) развивать речь, мышление, наблюдательность, речевой слух при нахождении рифмы;

3) воспитывать интерес к творчеству В.В.Бианки; любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  •  формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • расширение читательского кругозора детей.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Литературное чтение. Учебник для 3 класса; презентация; компьютер с проектором; выставка книг. В.  Бианки

Оборудование: карточки с напечатанным текстом, портрет Бианки, картинка с изображением совы, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учеников и гостей.
  2. Речевая разминка. 

Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем изучать раздел «Сказки русских писателей».

Отгадайте, о ком мы будем сегодня читать сказку.

Днём спит, ночью летает

и прохожих пугает.

Дети: Это сова.

Слайд 1, 2.

Учитель: – Что вы знаете об этой птице?

Дети: Сова – хищная птица. Ведёт ночной образ жизни. Летает беззвучно.

Учитель: Есть совы, которые охотятся только днём, например, белая сова. Но в основном совы охотятся ночью. У них очень хороший слух, ориентируются они по звуку. Приносят ли совы пользу?

Дети: Да, совы уничтожают грызунов.

Учитель: В.В.Бианки написал сказку «Сова».

Слайд 3.

III. Биография В.В.Бианки.

 Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного биолога. Семья жила рядом с музеем, и маленький Виталий пропадал там целыми днями. В доме Бианки было множество всякого зверья, и не только домашние животные, рыбки, но и змеи. Любовь к природе у мальчика воспитал отец. Он брал сына с собой в лес, приучал записывать все свои наблюдения.

Рассказы и сказки В.Бианки печатались в журналах «Ёж» и «Чиж», а затем – в «Мурзилке».

(Рассматривание книг писателя.)

IV. Постановка проблемы.

Учитель: Сказку В.Бианки можно назвать сказкой-несказкой. А почему? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.

V. Работа над темой урока.

1). Словарная работа. Слайд 4.

  • волдырь – болезненное образование на коже, наполненное жидкостью вздувшееся место.
  • клевер кормовитый – предназначенный для корма скоту.
  • Цветень – пыльца.

2). Чтение сказки. Слайд 5

Учитель: Почему сказка называется «Сова»?

Дети: Сова – главный персонаж сказки.

3). Повторное чтение сказки «цепочкой».

1 часть

Учитель: Как обратилась Сова к Старику?

Дети: «Здорово, друг!»

Учитель: А что ответил Старик?

Дети: «Какой я тебе друг!»

Учитель: Как разговаривал Старик с Совой?

Дети: Невежливо, даже грубо.

Учитель: Давайте попробуем передать голосом правильную интонацию в разговоре Старика с Совой.

(Работа в парах. Чтение диалога на с.20 без слов автора. Прослушивание чтения отрывка вслух.)

VI Физкультминутка. (под музыку)

2 часть

Учитель: Почему мыши так расхрабрились?

Дети: Мыши начнут разорять гнезда шмелей и они улетят на другой луг.

-Обеспокоило это старика?

Дети: Нет, старик не обратил внимание.

-Почему шмели улетели с луга?

Дети: Мыши разорили их гнезда.

-Огорчило это старика?

Дети: Нет, его это не огорчило.

Дети: Потому что Сова на них не охотилась, сидела в дупле.

Учитель: Прочитайте, как Сова предупреждала Старика о возможной беде?

Прислушался ли Старик к совету Совы?

Дети: Нет, не прислушался.

Учитель: Как ответ Старика характеризует его?

Дети: Старик легкомысленный, ненаблюдательный

Учитель: Почему клевер не стал родиться на лугу?

Дети: Потому что шмели перестали его опылять.

Учитель: Что стало с коровой?

Дети: Она стала худой.

Учитель: С чем сравнивает автор сено без клевера?

Дети: Сено без клевера, что каша без масла.

Учитель: А какая каша без масла?

Дети: Не вкусная, не сытная, пустая.

Учитель: Прочитайте, о чём предупреждала Сова.

Дети: Корова мало будет давать молока. Старику нечем будет забеливать чай.

Учитель: Изменилось ли поведение Старика?

Дети: Да, он призадумался, замолчал.

4 часть

Учитель: Как дальше изменилось поведение Старика?

Дети: Старик стал браниться.

Учитель: Почему старик ругается?

Дети: Сова оказалась права.

Учитель: Прочитайте, что произошло в результате ссоры Старика с Совой? Кто заметил, что это?

Дети: Невидимые нити.

VII Слайд 6.

Учитель: Что произошло с невидимыми нитями в природе?

Дети: Они были нарушены.

Учитель: Что понял Старик?

Дети: Природа – единое целое. Нельзя нарушать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе.

Учитель: Какая встретилась пословица в сказке?

Дети: Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.

Учитель: Как вы её понимаете?

Дети: Дружить не тяжело, а без друга плохо.

5 часть

Учитель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Старик помирился с совой. В природе восстановились невидимые нити.

VIII Слайд 7.

  1. Речевая работа.

Учитель: Найдите в тексте созвучия (рифмы).

Дети: – уши торчком, нос крючком

 – раздолье – приволье

 – рыщут – ищут

(поговорка)

Мыши не волки, не зарежут тёлки.

Учитель: Зачем В.Бианки использовал их в сказке?

Дети: Для выразительности речи.

Учитель: Назовите разговорные слова и выражения.

Дети: 

  • пустой чай
  • утекай
  • стала тощать
  • молоко сбавлять
  • кланяться
  • дело не клеится
  • уваживать

Учитель: Почему В.Бианки выбрал для сказки именно образ Совы?

Дети: Сова – символ мудрости.

IX Слайд 8.

Учитель: Почему это произведение называется сказкой-несказкой? Что в нём сказочного?

Дети: Сова и мыши разговаривают.

Учитель: А что в этой истории несказочного?

Дети: Существующая связь в природе, зависимость одного явления от другого. Старик пьёт чай без молока, потому что Сова перестала летать на луга.

4. Групповая работа.

-Что хотел сказать Бианки, написав этот рассказ? (Чтобы легче было ответить, проводится игра «Закончи предложение». (Приложение 5). Группам дается

-Старик обидел … (сову).

-Сова перестала ловить…(мышей).

-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).

-Шмели перестали опылять …(клевер).

-Без клевера похудела …(корова).

-Корова стала мало давать …(молока).

-Нечем стало забеливать чай …(старику).

Получился круг.

Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.

Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.

Слайд 9.

X. Домашнее задание

читать по ролям с.20-23, - первая группа

подобрать потешки про сову – вторая группа

Слайд 10.

XI. Рефлексия

Учитель: Что понравилось, запомнилось на уроке?

(Ответы детей)

XII. Выставление оценок

Приложение

Карточка группам.

-Что хотел сказать Бианки, написав этот рассказ? (Чтобы легче было ответить, проводится игра «Закончи предложение». (Приложение 5).

-Старик обидел … .

-Сова перестала ловить ,,,.

-Мыши начали разорять гнезда у ….

-Шмели перестали опылять ….

-Без клевера похудела ….

-Корова стала мало давать ….

-Нечем стало забеливать чай ….

Получился круг.

Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по литературному чтению.  УМК "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по литературному чтению.

УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс. Литературное чтение без хрестоматии. 2 часа в неделю....

поурочное планирование по литературному чтению 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по учебнику В.А. Лазаревой (система Занкова)...

Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс

Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс...

Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс.

Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс....

Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классе Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Программа Р.Н.Бунеева 136 часов (4 часа в неделю)

Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классеУчебник «Маленькая дверь в большой мир»  Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В Программа Р.Н.Бунеева136 часов (4 часа в неделю)...