Саша Чёрный "Воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Валентина Владимировна Румянцева

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx77.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Дата: 13.02.18 г.

Учитель: Румянцева Валентина Владимировна

Класс: 3

УМК «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: Саша Чёрный стихотворение «Воробей»

Цель: продолжить знакомство с творчеством Саши Чёрного на примере изучения стихотворения «Воробей.

Задачи:

  • формировать умения анализировать произведение и  находить изобразительно - выразительные средства и определять их роль;
  • продолжить развитие речи, выясняя лексическое значение отдельных слов, обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, а так же внимание; развивать воображение школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
  • воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные:

  • познакомятся с произведением Саши Черного;
  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

           Метапредметные:

  • познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.
  • коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

      Личностные: 

  • стремиться к повышению культуры речевого общения.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки,  презентация, карточки.

Ход урока

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность обучающихся

Время

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Валентина Владимировна и сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения!

Посмотрите на своё рабочее место, всё ли готово у Вас к уроку? Молодцы, садитесь.

Скажите, чтобы урок прошёл хорошо, что нам нужно?

-Хорошо, вы правильно все рассуждаете! Но главное, чтобы у каждого из Вас было хорошее настроение, ведь это залог успеха и хорошего дня! Ведь только представьте, если мы будем унылые, разве мы будем стремиться к чему-то хорошему? Конечно же нет. Так вот, чтобы сохранить хороший настрой, Вы должны как на уроке работать?

Приветствуют, слушают.

Проверяют рабочее место.

Отвечают на вопрос, рассуждают.

- активно

2 мин

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

-Ребята, сегодня мне пришло письмо! Но  открыть я его не смогла. А знаете почему?

-Чтобы открыть это письмо, нужно справиться с некоторыми заданиями, которые помогут заглянуть в необычный конверт. Но без Вашей помощи, я не справлюсь.

-Вы готовы мне помочь, чтобы узнать, что же там скрыто?

-Итак, скажите, кто любит апельсины?

-Вот закройте глазки и представьте пол-апельсина. Кто смог это сделать поднимите ручки, а теперь представьте целый апельсин. Справились?

-Хорошо, а теперь сможете ли вы сделать тоже самое, только уже со словами? Обратите внимание на доску, перед Вами предложения и они на половину закрыты, сможем ли мы их прочитать так?

-Конечно! Итак, кто желает прочитать?

буквы-прикрыты-линейкой

-Умницы! Вы справились!

-Так конверт уже немного приоткрылся, но все ещё не до конца!

-Посмотрите на экран, что написано?

-Задание: прочитайте с разной интонацией

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • шёпотом
  • грустно;
  • с недовольством
  • со страхом;

-Молодцы! И последнее задание прочитайте скороговорку!

Воробей, воробей,

Лети к кормушке,

Не робей.

-Скажите, ребята справились мы с заданиями или нет?

-Умницы! Посмотрите, конверт открылся. И что в нём!?

-Ребята, тут написано «Саша Чёрный».

-А кто такой Саша Чёрный!?

-Правильно, это поэт. Скажите, а это настоящее его имя и фамилия?

-А почему он так представлялся?

- Поэт Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным».

-С каким произведение Вы познакомились на прошлом уроке?

-Хорошо, а про что там писал Саша Чёрный?

-О бережном отношении к животным, правильно, молодцы!

-Скажите, а утёнок это вообще кто?

- Это один из представителей птиц.

-Скажите, а каких птиц Вы знаете?

- проверим, кто был внимателен и запомнил, когда мы открывали конверт, то какая птица прозвучала в одном из заданий?

-Молодцы! Правильно, мы сегодня продолжим изучать поэзию Саши Чёрного, и прочтём одно очень интересное стихотворение, догадайтесь, как оно называется?

-Правильно «Воробей»!

Слушают, отвечают на поставленные вопросы

-Утром в сосновом бору очень красиво.

-В среду мальчики пошли играть в футбол.

-птицы прилетели.

-выразительно читают фразу, применяя разную интонацию.

-читают скороговорку.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

-нет

-«Что ты тискаешь утёнка..»

Рассуждают

-птенец утки

-перечисляют

-воробей

Рассуждают

7 мин

Первичное усвоение новых знаний

-А теперь протяните одну ладошку вперёд, закройте глазки и представьте, что на Вашей ладошке сидит воробей. (фонограмма) 

-Какой он?

-Молодцы. А сейчас мы узнаем, каким представляет  воробья, поэт Саша Чёрный!

 -Откройте страницу учебника 47-ую. Внимательно послушайте стихотворение Саши Чёрного «Воробей»  (читаю).

-О чём же говорится в стихотворении?

-Итак, а сейчас я дам вам время, внимательно прочитайте про себя это стихотворение.

 -Совпали наши рассуждения с автором?

АНАЛИЗ стихотворения

-Прочитайте первые 4 строчки вслух, кто желает?

-Каким автор представил воробья?

-Какие выразительные слова (эпитеты) помогли представить воробья?

-Что означает слово юркий?

Юркий – быстрый, мгновенный, ловкий.

-А как вы понимаете глазки – бисер?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

-Садитесь, молодцы!

-Продолжим работу с текстом. Итак, кто желает прочитать 2 и 3 абзац?

-Какие здесь новые для Вас слова встретились?( варианты: сыплет – сыпать , насыпать;  злюка - злой)

-Хорошо, завершающие 2 абзаца , кто желает прочитать?

- Какие здесь новые для Вас слова встретились?

Пичужка – маленькая птичка;

-Слово «вьюшкой» , выделено синим цветом, что это значит?

-Правильно найти слово в словарике, в конце книги.

-Итак, откройте словарик и найдите, что означает это слово!

Вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает  печную трубу для сохранения тепла;

-Хорошо, молодцы! Что же означает «фурх»?

Фурх – звук крыльев.

Представляют картинку

 

-лёгкий, маленький, коричневый, взъерошенный, хитрый, пугливый и др.

Слушают

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения

Читают

Читают

Рассуждают

-серый, юркий, сравнение с мышкой.

Рассуждают

Выполняют упражнения

Выразительно читают  

Объясняют значение слов

Ищут слово в словарике

20 мин

Первичная проверка понимания

-Мы сейчас прочитали и разобрали не известные слова, этим самым мы с Вами пополнили нашу «копилочку словарную».

-А сейчас скажите, как же автор относится к воробью?

-Сейчас, прочитайте еще раз стихотворение  выразительно, соблюдая интонацию, паузы, но уже с тем чувством будто Вы сами разговариваете с воробьём.

Рассуждают, слушают, отвечают на вопросы.  

Читают выразительно

5 мин

Первичное закрепление

-В литературном мире, очень много прекрасных стихотворений. Все они по- своему привлекательны и мудры.

-Скажите, ребята, а как вы думаете, что мы можем, кроме как  прочитать стихотворение, что еще мы можем сделать с ним?

-Правильно, выучить. Но многие стихотворения живут, мимолетно, мы можем прочесть, выучить…Но потом, увы они могут исчезнуть  из нашей памяти, а бывает, что некоторые стихотворения вообще остаются в неизвестности…

-Так как, люди научились давать новую жизнь стихотворениям?

-Это музыка. Как музыка помогла это сделать? Да, благодаря ей, появляются песни…И таким образом, стихотворение оживает уже в новом мелодичном образе.

-Сейчас я дам прослушать, в музыкальном исполнении стихотворение Саши Чёрного «Воробей», а Вы слушайте внимательно и почувствуйте то настроение, которое передаёт мелодия… (аудиозапись) 

-Понравилась песня? Какое настроение передаёт она?

-Хорошо! Я надеюсь, у Вас такое же хорошее настроение и оно у Вас сохранится до конца дня!

Рассуждают

-выучить

Слушают, рассуждают и отвечают на вопросы.

Слушают песню

5 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Итак, откройте дневники и запишите домашнее задание…

-Выразительное чтение стихотворения Саши Чёрного «Воробей», и по желанию выучить. Страница учебника 47-ая.

Записывают

1 мин

Рефлексия учебной деятельности

-Скажите, чем же мы сегодня занимались?

-Что нового узнали? Что больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось?

-Скажите, а у кого же сохранилось хорошее настроение ? У кого стало еще лучше?

-Хорошо! Я Вам раздам раскраску «Воробей», Ваша задача сделать необычного воробья, который будет символизировать Ваше настроение! Итак, кто считает, что хорошо сегодня работал на уроке, тот выберет цвет, который это покажет во всей красе! Заодно, у Вас получатся необычные воробышки, которые останутся у вас на память!  

-Покажите (комментирую), молодцы!

-Спасибо за урок!

Слушают и отвечают на вопросы.

Раскрашивают

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе.Саша Черный "Дневник фокса Микки"

Урок осердечивания, главной целью которого является воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения....

Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.

Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг ...

Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный  "Что ты тискаешь утенка?"...

Саша Черный

О жизни и творчестве Саши Черного...

УРОК ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ сАША - ДРАЗНИЛКА

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ...

Н.А. Артюхова "Саша - дразнилка"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по учебнику Горецкого В.Г. ...