Статья : " В душе моей горит свеча."
статья по чтению (1 класс) на тему

Королюк Татьяна Владимировна
Как отмечают многие родители и педагоги, современные дети все реже берут в руки книги. Обилие гаджетов, переизбыток информации и скучные уроки в школе способны отбить охоту к чтению. Что делать, если ребенок не хочет читать? 
 
Почему ребенок не хочет читать?
Часто ли в вашей семье ведется разговор в духе: "Пока не прочитаешь 5-10-20 страниц, гулять не пойдешь / не сядешь за компьютер / не будешь смотреть телевизор и т.д.!"? Если да, поздравляем! Ваш ребенок никогда не полюбит чтение!
Почему? А вы спросите себя: вам самим хочется делать что-то "из-под палки", по принуждению? Наверняка, нет. То же и с чтением. Если вы используете метод "кнута и пряника" — дело не пойдет на лад. Каким бы ни был вкусным "пряник", "кнут" в этом случае перечеркнет все. Любовь к книге невозможно привить через насилие и понукание.
Что делать? Выход один: любовь к книге должна начинаться с интереса, увлечения. Только тогда, когда процесс чтения будет ассоциироваться с удовольствием, дело пойдет на лад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                              « …Если с детства ребёнка не        научили

                                                сострадать, восхищаться, мечтать, фантазировать,

                                             не разбудили в нём дар поэтического воображения,

                                             то по классификации Михалкова, в нём воспитали

                                             только полчеловека».

                                                                                                                     Борис Галанов

За свой педагогический опыт убедилась, что задатки читательского

таланта, т .е. способности к творческому чтению-общению есть у каждого обучаемого, поскольку только в  общении и формируется сам человек как личность и индивидуальность. Они могут и должны быть развиты средствами  обучения и воспитания, хотя уровень восприятия речи в процессе чтения, конечно же, у каждого  читателя  свой, а адекватность восприятия  «чужой речи» в процессе чтения - явление уникальное.

  • Обучение чтению - что это такое? С профессиональной точки зрения ответ однозначен - это массовое обучение и самообучение людей любого возраста , индивидуальной творческой деятельности, специально нацеленной на развитие у них стремления и способности. Общаясь на языке книги сначала с возможно более широким, а затем с избранным кругом себе подобных и «присваивая» в процессе обучения уже накопленный ими опыт, творить самих себя.
  • А поскольку чтение - деятельность речевая, то в ней всегда участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт - говорящий и внимающий ему - слушающий.

Проблема, которую я затронула, волнует не только учителей начальных классов, а всех кто должен научиться «читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить!»

Проблема низкого грамотного чтения состоит в том, что многие наши дети не хотят и не любят читать. Раньше я думала, что читательский  талант задаётся природой: он у   человека либо есть, либо его нет и никакими упражнениями его нельзя развить. Что же нужно учителю, чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника? Я считаю, что прежде всего нужны хорошие и разные книги – собеседники, доступные детям определённого возраста и уровня подготовки. А для чего, спросите вы? Да для того, чтобы эффективно обучать и заинтересовать маленького читателя.  

Что же касается механического чтения, то ему учить и к нему приучать современных детей – просто грешно, так как в результате получаем формально грамотных первоклассников, либо ненавидящих и  книгу, и чтение. Исходя из этого, при наборе детей в подготовительный класс, стараюсь убедить родителей в том, что нет необходимости обучать детей чтению до школы, чтобы не допустить непоправимых ошибок. С первых дней приобщаю ребёнка к литературе, как к искусству  слова. Ведь у детей 6-9 лет нет достаточного жизненного опыта, ни общего  языкового развития, ни собственного  мировоззрения,  чтобы справедливо оценить чужое видение мира. А мои  ребята из урока в урок доказывают мне свою способность и желание не только читать, выделять из текста тончайшие оттенки чужих ощущений и эмоций, но и переживать их вместе с автором и его героями.

Чтобы развивать у школьников умение осмысленно и быстро читать, необходимо соотнести значение слова, хранящееся в долговременной памяти, с контекстом, осознать его смысловую нагрузку.

                                                                                                                                                                                             Королюк Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе " Души моей царицы" о музах А.С.Пушкина

В презентации "Души моей царицы" дается видеоряд портретов женщин, которых любил А.С.Пушкин и которые стали музами, помогающими ему творить....

Внеклассное занятие для учащихся 3-4-х классов по произведениям кубанского поэта и прозаика Евгения Александрова "Уголок души моей"

На земле есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди. Но для нас самым замечательным местом является то место, где мы родились и живем – наша Родина. Родина – значит родная, именно т...

"Души моей создания"

"Я вся в пути, и путь мой неизбежен".  Стихи и фотографии Коваленко Е.Н....

Статья. "Воспитанник - в моей жизни".

Обман и фальш ребенок чувствует как никто другой ... Поэтому быть искренним и преданным это наш долг перед ними....

Афганистан,ты боль души моей.

открытый классный час...

"Город-сад души моей!

Стихотворение посвящено юбилею города Новокузнецка (400 лет)....

Статья "Экскурсия на Зайцеву гору"

Статья посвящена экскурсии на Зайцеву гору, где во время Великой Отечественной войны проходили ожесточённые бои с фашистами....