Афганистан,ты боль души моей.
классный час (4 класс) на тему
открытый классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afganistan.doc | 60.5 КБ |
samoanaliz_afganistan.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Афганистан, ты боль моей души…»
Цель: Знакомство с представлениями о воинском долге и верности Отчизне.
Задачи:
образовательные:
познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.;
помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения
развивающие:
способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи между событиями, делать соответствующие выводы
воспитательные:
воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжить формирование у подростков активной гражданской позиции; нетерпимости к любому виду насилия.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация «Афганистан, ты боль моей души…», видеоролик «Пусть ПАМЯТЬ говорит...»
Участники: учащиеся 2-9 х классов.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Время неумолимо отсчитывает свои бег: 5, 10,15, 20… Двадцать шесть лет минуло с той поры как завершилась война в Афганистане.
Слайд 2
Восемнадцатилетние парни, надев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернуться домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.
Слайд 3
Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда – то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться.
Слайд 4
Немного об Афганистане.
До середины 70-х годов Афганистан оставался одним из наиболее отсталых государств мира. 86% населения проживали в деревне, почти 3 млн. вели полукочевой образ жизни. Больше половины земли оставалась необработанной, крестьян жестоко эксплуатировали. В Афганистане не было ни современной промышленности, ни железных дорог. В стране были межнациональные противоречия. Страну населяли пуштуны, узбеки, таджики, белиджи, хазарейцы и др. Одни хотели, чтобы страна стала развитой, другие наоборот, чтобы страна оставалась отсталой.
Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия.
Слайды 5,6
12 декабря 1979 года на очередном заседании Политбюро было принято решение о вводе советских войск для оказания интернациональной помощи афганскому народу.
Чтец 1: Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан,
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем ни строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески
И сапогами скалы будем мерить.
В горах у нас один закон, один завет:
Коли – руби душманского бродягу.
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь получишь за отвагу.
Песня «Жизнь- Родине ,честь- никому»-уч-ся 4 класса
Слайд 7
25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан.
На аэродромы в Кабуле и Баграми с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.
Слайд 8
Основные задачи перед бойцами Советской Армии:
1.Ликвидация бандитских формирований.
2.Провод колонн с горючим и продуктами для местных жителей, помощь им.
3.Охрана специалистов.
4.Прочёска кишлаков, операция по изъятию оружия.
Слайд 9
Прежде всего, советские солдаты пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Но не все страны хотели этого укрепления позиций СССР.
Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская армия не была готова к такой войне. Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны, появились спальные мешки, а то и их на всех не хватало, и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем. Наших солдат называли афганцы Шурами.
Слайд 10
Подготовленные в лагерях моджахеды (бандиты) проникали горными тропами на территорию Афганистана, вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы и больницы, разрушали линии электропередач, убивали учителей, врачей.
Отряды моджахедов пытались действовать открыто, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике «из-за угла», потому, что открытые столкновения оказались им не под силу.
Настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.
Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска, лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером».
Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненые, их надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом.
Слайд 11
Сколько жизней было потеряно на этой жестокой беспощадной войне.
Сколько слёз было пролито поседевшим от горя матерями.
Слайды 12,13
15 февраля 1989 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.
Десятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день.
Но самыми невосполнимыми потерями были люди.
Слайд 14
- 9 лет и полтора месяца длилась афганская война.
-Сотни тысяч людей могут сказать: «Афганистан болит в моей душе».
-Афганистан болит в душе тех, кто шагал горными тропами Афганистана.
-Афганистан болит в душе тех, кто терял друзей в той далекой стране.
-Нестерпимой болью и горечью Афганистан болит и будет болеть в душе тех, кто потерял в этой войне сыновей, мужей, братьев, отцов.
5.462.555 человек прошли через Афганистан;
14.353 человека убиты или умерли от ран и болезней
49.985 человек получили различные ранения
6.669 человек стали инвалидами
312 пропали без вести.
Слайд 15
Чтец 2: А во сне я опять в Кабуле,
Где убитой лежит тишина,
Вздрогнет выстрелом, свистнет пулей
Необъявленная война.
Снятся выстрелы, снятся взрывы,
Злых душманских дувалов стена,
Танк, свисающий над обрывом,-
Необъявленная война.
Серпантины снятся Саланга,
Чирикал перевал Хайрхана,
В БТРах- сожжённых останках-
Необъявленная война.
Объясните, зачем этот сон?
Я во сне как- будто в ловушке.
«Духи» лезут, и, как назло,
Два снаряда осталось в пушке.
Вытираю холодный пот
И смотрю вокруг удивлённо:
Что ж такое? Бьёт гранатомёт
Обстреляли опять колонну.
Пулемёт, пулемёт, пулемёт…
Как забыть свист душманской пули?
Засыпаю, а сон вновь ведёт
По знакомым местам в Кабуле.
Слайд 16
Про Афганистан написано много. Чем он стал для нас? Расплатой за легкомыслие политиков, Божьей карой или способом прозренья - истории предстоит ещё ответить, но Родина посылала своих солдат на защиту своих южных рубежей, а не подчиниться приказу они не могли. Это потом развязывание этой колониальной войны было признано трагической ошибкой, авантюрой. Во имя чего мы воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..
Танец со свечами.
Чтец 3: Афганистан… Высоких слов не надо
Его и так - не спрятать, не забыть.
Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,
А кто погиб, тот в песнях будет жить.
Афганистан… Кровавые закаты,
Песок и горечь. Все ни как у нас.
И шли на смерть российские солдаты
Не обсуждая Родины приказ.
Слайд 17
Среди воинов-интернационастов были и наши односельчане:
Аполинарьев Василий Васильевич
Мачалин Александр Вячеславович
Туев Юрий Иванович
-Слово предоставляется Воину –интенационалисту Туеву Юрию Ивановичу.
-Слово предоставляется его маме Туевой М.Ф.
-Чтение стихотворения «Мой отец служил в Афгане»Е.Красицкий
- Оглянись на тех, кто честно и самоотверженно выполнял свой интернациональный долг. Ни одна война не заканчивается тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Она продолжается в душах людей, в душах тех, кто участвовал в этой войне, в душах тех, кто потерял в этой войне сына, мужа, отца, друга.
Чтец 4:
Не берите, парни, не берите
На себя за прошлое вину…
Лучше руку дружбы протяните
Всем, прошедшим через ту войну.
Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане. Но память остается.
Слайд 18
Чтец 5: О сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
Минута молчания.
Слайд 19
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Видеоролик об Афганистане «Пусть ПАМЯТЬ говорит...» (5 минут).
Предварительный просмотр:
Самоанализ мероприятия «Афганистан, ты боль моей души»
Разработан и проведён учителями начальных классов филиала МБОУ
«Покрово-Пригородная СОШ в с. Новосельцево Медведевой Н.М.и КулаковойН.М.
Цели:
образовательная:
способствовать формированию представления о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, Чечне;
развивающая:
развивать умение анализировать исторические события, факты;
способствовать формированию навыков подготовки публичного выступления.
воспитательная:
воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям, чье служение Отечеству является примером мужества и доблести;
способствовать формированию представлений о воинском долге, бережного отношения к историческому прошлому своей страны.
Время13-00 проведения: 45-50 минут
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция
Средства: презентация (ноутбук, проектор, экран); фотографии участников афганской войны; видеоролики «Афганская война», Голубые береты «Память»; стихотворения «Память о войне в Афганистане», «В пыльном Кабуле»,»Мой отец служил в Афгане»
Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести предварительную работу:
подготовить помещение в соответствии с тематикой и создать торжественно-официальную обстановку;
подготовить и оформить мультимедийную презентацию;
подобрать стихи и песни об Афганистане;
подобрать музыкальное сопровождение;
составить с учащимися вопросы для гостей.
Во избежание потери памяти, повторения страшного урока , нашему и будущим поколениям, надо обязательно помнить о тех, кто воевал, о тех, кто уже не придет никогда. Долговременная память основывается на знаниях
Анализ современной ситуации в нашей стране демонстрирует важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина.
Актуальность темы определяется сохранением опасности возникновения крупномасштабных войн в современном мире. От умения самостоятельно анализировать ситуацию, вырабатывать свое отношение к происходящему, занимать соответствующую активную позицию и отстаивать ее зависит сохранение мира. Масштабы и глубина исторического знания являются важным фактором формирования судьбы общества.
Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несет в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс формирования личности правовую и социальную составляющую. Любовь к Родине не должна быть слепой. Необходимо учить историю, учить истории и учить историей. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не исключает знания и анализа ошибок прошлого. Вернуть уважение к прошлому – значит вернуть самоуважение нынешнему поколению. Причем уважать прошлое не значит безоговорочно его одобрять, а значит иметь достоверные знания о нем и стремиться дать им свою оценку.
Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у учащихся личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, укреплению авторитета армии, а также развивает общий кругозор.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.
Данное мероприятие характеризуется публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью действия.
Мероприятие проводится в канун Дня памяти воинов-интернационалистов и приурочено к 28-летию вывода советских войск из Афганистана. Организованное в форме литературно-музыкальной композиции, оно предполагает непосредственное общение с ветераном афганской войны, а также одной из задач имеет ознакомление с фрагментами истории России и Афганистана ХХ века, дает возможность оценить эти неоднозначные события, взглянуть на них глазами участников, возродить чувство истинного патриотизма, сформировать в молодых людях граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в сознательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
В ходе проведения мероприятия учащиеся знакомятся с историей подвига народа в военных конфликтах, с участниками тех событий. Воспитание учащихся в духе боевых традиций старшего поколения, чтение стихов, рассказывающих о примерах массового героизма, мужества, отваги солдат, способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, формирует у них чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Афганистан болит в моей душе"
Классный час в 4 классе посвящён 25 летию вывода войск из Афганистана...
Афганистан - ты боль в моей душе
Ознакомить учащихся с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны; определение исторического значения афганской войны....
Афганистан - ты боль моей души
Классный час для 2 класса...
Классный час "Афганистан болит в моей душе"
Урок Мужества, посвященный годовщине вывода советских войск...
Материал к классному часу на тему: "Афганистан болит в моей душе..."
Материал подготовили: Чурикова Дарья и её бабушка Вера Ивановна....
Классный час, посвященный 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "Афганистан болит в моей душе…"
Классный час "Афганистан болит в моей душе...", посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана для 3 класса...
Презентация к классному часу "Афганистан болит в моей душе…"
Презентация к классному часу «Афганистан болит в моей душе»», посвященному 30-летию вывода советских войск из Афганистана...