Афганистан,ты боль души моей.
классный час (4 класс) на тему

Медведева Надежда Михайловна

открытый классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afganistan.doc60.5 КБ
Файл samoanaliz_afganistan.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Афганистан, ты боль моей души…»

Цель: Знакомство с представлениями о воинском долге и верности Отчизне.

Задачи:

образовательные:

познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.;      

помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения

развивающие:

способствовать развитию  логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи между событиями, делать соответствующие выводы

воспитательные:

воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжить формирование у подростков активной гражданской позиции; нетерпимости к любому виду насилия.

Оборудование:

интерактивная доска, презентация «Афганистан, ты боль моей души…», видеоролик «Пусть ПАМЯТЬ говорит...»

Участники: учащиеся 2-9 х классов.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Время неумолимо отсчитывает свои бег: 5, 10,15, 20…  Двадцать шесть лет минуло с той поры как завершилась  война  в Афганистане.

Слайд 2

Восемнадцатилетние парни, надев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернуться домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.

Слайд 3

Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда – то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья  юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться.

Слайд 4

Немного об Афганистане.

        До середины 70-х годов Афганистан оставался одним из наиболее отсталых государств мира. 86% населения проживали в деревне, почти 3 млн.  вели полукочевой образ жизни. Больше половины земли оставалась необработанной, крестьян жестоко эксплуатировали. В Афганистане не было ни современной промышленности, ни железных дорог. В стране были межнациональные противоречия. Страну населяли пуштуны, узбеки, таджики, белиджи, хазарейцы и др. Одни хотели, чтобы страна стала развитой, другие наоборот, чтобы страна оставалась отсталой.

Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия.  

Слайды 5,6

12 декабря 1979 года на очередном заседании Политбюро было принято решение о вводе советских войск для оказания интернациональной помощи афганскому народу.

Чтец 1:                   Всего лишь час до вылета нам дан,

                                Всего лишь час последней передышки.

                                Сказали нам: летим в Афганистан,

                                В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем ни строки.

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески

И сапогами скалы будем мерить.

                                  В горах у нас один закон, один завет:

                                  Коли – руби душманского бродягу.

                                  И если не поймаешь в грудь свинец,

                                 Медаль на грудь получишь за отвагу.

Песня «Жизнь- Родине ,честь- никому»-уч-ся 4 класса

Слайд 7

25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан.

На аэродромы в Кабуле и Баграми с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.

Слайд 8

Основные задачи перед бойцами Советской Армии:

1.Ликвидация бандитских формирований.

2.Провод колонн с горючим и продуктами для местных жителей, помощь им.

3.Охрана специалистов.

4.Прочёска кишлаков, операция по изъятию оружия.

Слайд 9

Прежде всего, советские солдаты пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Но не все страны хотели этого укрепления позиций СССР.

Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская армия не была готова к такой войне. Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны,  появились спальные мешки, а то и  их на всех не хватало,  и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем.  Наших солдат называли афганцы  Шурами.

Слайд 10

              Подготовленные в лагерях моджахеды (бандиты) проникали горными тропами на территорию Афганистана, вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы  и больницы, разрушали линии электропередач, убивали учителей, врачей.

             Отряды моджахедов пытались действовать открыто, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике «из-за угла», потому, что открытые столкновения оказались им не под силу.

               Настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.

               Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска, лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером».

              Но, несмотря на опасность, вертолеты  и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненые, их надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом.

Слайд 11

Сколько жизней было потеряно на этой жестокой беспощадной войне.

Сколько слёз было пролито поседевшим от горя матерями.

Слайды 12,13

             15 февраля 1989 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.

             Десятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день.

Но самыми невосполнимыми потерями были люди.

Слайд 14

- 9 лет  и полтора месяца длилась афганская война.

-Сотни тысяч людей  могут  сказать:  «Афганистан болит в моей душе».

-Афганистан болит в душе тех, кто  шагал горными тропами Афганистана.

-Афганистан болит в душе тех,  кто терял друзей в той  далекой стране.

-Нестерпимой болью  и горечью Афганистан  болит и будет болеть в  душе тех, кто потерял в этой  войне сыновей, мужей, братьев, отцов.

 5.462.555 человек прошли через Афганистан;

14.353 человека убиты или умерли от ран и болезней

49.985 человек получили различные ранения

6.669 человек стали инвалидами

312 пропали без вести.

Слайд 15

Чтец 2:    А  во  сне  я  опять в Кабуле,

                 Где  убитой  лежит  тишина,

                 Вздрогнет  выстрелом, свистнет  пулей

                 Необъявленная  война.

Снятся выстрелы, снятся  взрывы,

                                               Злых душманских дувалов стена,

                                              Танк, свисающий  над  обрывом,-

                                             Необъявленная  война.

           Серпантины  снятся Саланга,

           Чирикал  перевал Хайрхана,

           В БТРах- сожжённых  останках-

           Необъявленная  война.

                                      Объясните, зачем  этот  сон?

                                     Я во  сне  как- будто  в  ловушке.

                                    «Духи» лезут, и, как назло,

                                    Два  снаряда  осталось  в  пушке.

         Вытираю  холодный  пот

         И  смотрю  вокруг  удивлённо:

        Что ж  такое? Бьёт  гранатомёт

       Обстреляли  опять  колонну.

Пулемёт, пулемёт, пулемёт…

                Как  забыть  свист  душманской  пули?

                                                  Засыпаю, а сон вновь  ведёт

По  знакомым  местам  в Кабуле.

Слайд 16

Про  Афганистан  написано  много. Чем  он  стал  для  нас? Расплатой  за  легкомыслие  политиков, Божьей  карой  или  способом  прозренья - истории  предстоит  ещё  ответить, но Родина  посылала  своих  солдат  на  защиту  своих  южных  рубежей, а не подчиниться приказу они  не могли. Это потом развязывание этой колониальной войны было признано  трагической  ошибкой, авантюрой. Во имя чего мы воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..

Танец со свечами.

Чтец 3:                                       Афганистан… Высоких слов не надо

Его и так - не спрятать, не забыть.

Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,

А кто  погиб, тот в песнях будет жить.

Афганистан… Кровавые закаты,

Песок и горечь. Все ни как у нас.

И шли на смерть российские солдаты

Не обсуждая Родины приказ.

Слайд 17

Среди воинов-интернационастов были и наши односельчане:

Аполинарьев Василий Васильевич

Мачалин Александр Вячеславович

Туев Юрий Иванович

-Слово предоставляется Воину –интенационалисту Туеву Юрию Ивановичу.

-Слово предоставляется его маме  Туевой М.Ф.

-Чтение стихотворения «Мой отец служил в Афгане»Е.Красицкий

- Оглянись на тех, кто   честно и самоотверженно выполнял свой интернациональный долг. Ни одна война не заканчивается тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Она продолжается в душах людей, в душах тех, кто участвовал в этой войне, в душах тех, кто потерял в этой войне сына, мужа, отца, друга.

Чтец 4:  

Не берите, парни, не берите

                                                          На себя за прошлое вину…

  Лучше руку дружбы протяните

    Всем, прошедшим через ту войну.

Время неумолимо делает своё дело.  Вглубь истории уходит война в Афганистане. Но память остается.

Слайд 18

Чтец  5:                                        О сколько было подвигов на свете,

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

И в каждом этом подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима.

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

                                 

Минута молчания.

Слайд 19

Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.

Видеоролик об Афганистане «Пусть ПАМЯТЬ говорит...» (5 минут).



Предварительный просмотр:

Самоанализ мероприятия «Афганистан, ты боль моей души»

Разработан и проведён учителями начальных классов филиала МБОУ

«Покрово-Пригородная СОШ в с. Новосельцево  Медведевой Н.М.и КулаковойН.М.

Цели:
образовательная:

способствовать формированию представления о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, Чечне;
развивающая:
развивать умение анализировать исторические события, факты;
способствовать формированию навыков подготовки публичного выступления.
воспитательная:
воспитывать у учащихся  уважительное отношение к людям, чье служение Отечеству является примером мужества и доблести;
способствовать формированию представлений о воинском долге, бережного отношения к историческому прошлому своей страны.

Время13-00 проведения: 
45-50 минут

Форма проведения: 
литературно-музыкальная композиция

Средства: 
презентация (ноутбук, проектор, экран); фотографии   участников афганской войны;  видеоролики «Афганская война», Голубые береты «Память»; стихотворения «Память о войне в Афганистане», «В пыльном Кабуле»,»Мой отец служил в Афгане»

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести предварительную работу:
подготовить помещение в соответствии с тематикой и создать торжественно-официальную обстановку;
подготовить и оформить мультимедийную презентацию;
подобрать стихи и песни об Афганистане;
подобрать музыкальное сопровождение;
составить с учащимися  вопросы для гостей.

Во избежание потери памяти, повторения страшного урока , нашему и будущим поколениям, надо обязательно помнить о тех, кто воевал, о тех, кто уже не придет никогда. Долговременная память основывается на знаниях

Анализ современной ситуации в нашей стране демонстрирует важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина.
Актуальность темы определяется сохранением опасности возникновения крупномасштабных войн в современном мире. От умения самостоятельно анализировать ситуацию, вырабатывать свое отношение к происходящему, занимать соответствующую активную позицию и отстаивать ее зависит сохранение мира. Масштабы и глубина исторического знания являются важным фактором формирования судьбы общества.

Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несет в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс формирования личности правовую и социальную составляющую. Любовь к Родине не должна быть слепой. Необходимо учить историю, учить истории и учить историей. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не исключает знания и анализа ошибок прошлого. Вернуть уважение к прошлому – значит вернуть самоуважение нынешнему поколению. Причем уважать прошлое не значит безоговорочно его одобрять, а значит иметь достоверные знания о нем и стремиться дать им свою оценку.

 Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у учащихся личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, укреплению авторитета армии, а также развивает общий кругозор.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

Данное мероприятие характеризуется публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью действия.


Мероприятие проводится в канун Дня памяти воинов-интернационалистов и приурочено к 28-летию вывода советских войск из Афганистана. Организованное в форме литературно-музыкальной композиции, оно предполагает непосредственное общение с ветераном афганской войны, а также одной из задач имеет ознакомление  с фрагментами истории России и Афганистана ХХ века, дает возможность оценить эти неоднозначные события, взглянуть на них глазами участников, возродить чувство истинного патриотизма, сформировать в молодых людях граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в сознательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

В ходе проведения мероприятия учащиеся знакомятся с историей подвига народа в военных конфликтах, с участниками тех событий. Воспитание учащихся в духе боевых традиций старшего поколения, чтение стихов, рассказывающих о примерах массового героизма, мужества, отваги солдат, способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, формирует у них чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите своей страны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Афганистан болит в моей душе"

Классный час в 4 классе посвящён 25 летию вывода войск из Афганистана...

Афганистан - ты боль в моей душе

Ознакомить учащихся с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны; определение исторического значения афганской войны....

Афганистан - ты боль моей души

Классный час для 2 класса...

Классный час "Афганистан болит в моей душе"

Урок Мужества, посвященный годовщине вывода советских войск...

Материал к классному часу на тему: "Афганистан болит в моей душе..."

Материал подготовили: Чурикова Дарья и её бабушка Вера Ивановна....

Классный час, посвященный 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "Афганистан болит в моей душе…"

Классный час "Афганистан болит в моей душе...", посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана для 3 класса...

Презентация к классному часу "Афганистан болит в моей душе…"

Презентация к классному  часу «Афганистан болит в моей душе»», посвященному  30-летию вывода советских войск из Афганистана...