Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Дроздова Юлия Александровна

Рабочая программа
по литературному чтению
для 3 в класса
(с учетом требований ФГОС)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авт. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_chtenie_3_v.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ  Школа № 426

Рассмотрено

28 августа 2015 г
Председатель ШМО
________________
Новрузова С.Н.

Согласовано
28 августа 2015 г.
Зам. директора по УВР
________________
Першагина Т.Ю.

Утверждено
31 августа 2015 г.
Директор школы № 426
_________________
Петрова Н.И.

Рабочая программа
по литературному чтению
для 3 в класса
(с учетом требований ФГОС)

Разработчик программы

Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Полушкина Ю.А.

2015-2016 учебный год

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авт. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. 

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

 Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. 

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»  ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». 

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

 В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

 Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувствщ сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения[1] отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).


Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе

УМК «Перспектива» Автор: Л.Ф. Климанова

4 часа в неделю (136 часов в год)

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

страницы

Предметные

Метапредметные, личностные УУД

Книги – мои друзья (5 ч.)

1

Обращение авторов учебника.

1

Научатся:

- определять структуру учебника и в нем ориентироваться;

Получат возможность научиться:

- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;

- распределять книги по разным основаниям;

- отвечать на поставленные к тексту вопросы;

- планировать свою деятельность;

- самостоятельно работать с текстом;

- находить ключевые слова в тексте;

- подбирать книги для выставки, презентовать книгу;

- работать с библиотечным каталогом;

- соотносить иллюстрацию с текстом;

- использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.

Личностные:

- проявлять интерес и ценностное отношение к книге как источнику знаний, мудрому наставнику и другу;

- позитивно относиться к чтению, книге;

- творчески относиться к составлению рассказа о прочитанном произведении.

Познавательные:

- определять значение и смысл новых слов и понятий4

- осмысливать прочитанный текст;

- определять тему, главную мысль и обосновывать свое мнение;

- составлять пословицу о книге и объяснять ее смысл;

- использовать приобретенные умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- определять конкретный смысл понятий «книжная мудрость», «печатная книга»;

- обсуждать наставления детям Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии;

- составлять свою книгу наставлений;

- находить необходимые слова в тексте;

- на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- работать в паре, выслушивая мнение друг друга;

- отбирать информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

2

Наставления детям Владимира Мономаха.

1

4-5

3

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.

1

7-8

4

Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии.

1

9

5

Проект. Мы идем в музей.

1

Жизнь дана на добрые дела (17 ч.)

6

Вводный урок. Работа с выставкой книг.

1

Научатся:

- определять понятия: добрые дела, доброта, добренький, добро, жизнь дана на добрые дела, поступок, честность, верность слову;

- правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- читать текст по ролям;

- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию;

- осмысленно читать учебный текст;

- обобщать пройденный материал.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- определять конкретный смысл понятий «поступок», «честность», «верность слову»;

- представлять одну из книг по заданным параметрам;

- составлять рассказ по аналогии;

- составлять план текста, делить текст на части;

- подробно пересказывать текст на основе плана;

- писать отзыв на прочитанную книгу;

- определять тему и название выставки книг;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

12-13

7

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

13

8

В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

1

14

9

Н. Носов «Огурцы».

Смысл поступка.

1

15-19

10

Н. Носов «Огурцы».

Характеристика героя.

1

15-19

11

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

1

12

М. Зощенко «Не надо врать».

Смысл поступка.

1

20-25

13

М. Зощенко «Не надо врать».

Пересказ.

1

20-25

14

Л. Каминский «Сочинение».

1

26-29

15

Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

1

16

М. Зощенко «Через тридцать лет».

Поступок героя.

1

30-33

17

Мы идем в библиотеку.

Рассказы о детях.

1

34

18

Самостоятельное чтение.

Н. Носов «Трудная задача».

1

35-38

19

Семейное чтение.

Притчи.

1

39

20

Наш театр.

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»

1

40-45

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

46-47

22

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

1

Волшебная сказка (15 ч.)

23

Вводный урок раздела.

1

Научатся:

- находить в сказках отражения быта, традиций, культуры определенного народа;

- работать с тематическим каталогом;

- находить книги по различным основаниям;

- самостоятельно находить ответы на заданные вопросы;

- правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- читать текст по ролям;

- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию;

- осмысленно читать учебный текст;

- обобщать пройденный материал.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- определять конкретный смысл понятий народные сказки, присказка, сказочные предметы;

- представлять одну из книг по заданным параметрам;

- определять отличительные особенности волшебной сказки;

- составлять рассказ по аналогии;

- составлять план текста, делить текст на части;

- подробно пересказывать текст на основе плана;

- писать отзыв на прочитанную книгу;

- определять тему и название выставки книг;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

48-49

24

Русская сказка.

«Иван-царевич и серый волк».

Особенности волшебной сказки.

1

50-61

25

Русская сказка.

«Иван-царевич и серый волк».

Характеристика героя.

1

50-61

26

В. Васнецов. Иван-царевич на сером волке.

Рассказ по картине.

1

51,61

27

Русская сказка.

Летучий корабль.

Особенности волшебной сказки.

1

62-73

28

Русская сказка.

Летучий корабль.

Характеристика героев сказки.

1

62-73

29

Мы идем в библиотеку.

Сборник сказок.

Тематический каталог.

1

74-75

30

Самостоятельное чтение.

Русская сказка. Морозко.

Характеристика героев сказки.

1

76-80

31

Русская сказка. Морозко.

Пересказ.

1

76-80

32

Семейное чтение.

Русская сказка. Белая уточка.

Смысл сказки.

1

81-85

33

Русская сказка. Белая уточка.

Пересказ.

1

81-85

34

Русская сказка. По щучьему веленью.

1

86-93

35

Наш театр.

Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование.

1

86-93

36

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

94-95

37

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка»

1

Люби все живое (20 ч.)

38

Вводный урок раздела.

1

Научатся:

- слушать и слышать читаемый текст;

- находить общее и отличия;

- самостоятельно находить ответы на заданные вопросы;

- сравнивать художественный и научно-познавательный тексты;

- правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;

- делить текст на смысловые части;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- читать текст по ролям;

- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию;

- осмысленно читать учебный текст;

- обобщать пройденный материал.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- определять конкретный смысл понятий художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература;

- представлять одну из книг по заданным параметрам;

- составлять рассказ по аналогии;

- составлять план текста, делить текст на части;

- подробно пересказывать текст на основе плана;

- писать отзыв на прочитанную книгу;

- определять тему и название выставки книг;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

96-97

39

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

1

96-97

40

К. Паустовский. Барсучий нос.

Особенности художественного текста.

1

98-102

41

К. Паустовский. Барсучий нос.

Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук.

1

98-102

42

В. Берестов. Кошкин щенок.

Особенности юмористического произведения.

1

103-104

43

Б. Заходер. Вредный кот.

Смысл названия стихотворения.

1

105-106

44

В. Бианки. Приключения Муравьишки.

Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

1

107-114

45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.

1

114

46

О. Полонский. Муравьиное царство.

Особенности научно-популярного текста.

1

115-116

47

Тим Собакин. Песни бегемотов.

Постановка вопросов к тексту стихотворения.

1

117

48

Мы идем в библиотеку.

Сборник произведений о природе.

1

118

49

Периодическая печать.

Журналы для детей.

1

119

50

Самостоятельное чтение.

Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка.

Герои художественного произведения.

1

120-127

51

Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка.

Пересказ.

1

120-127

52

Семейное чтение.

Н. Носов. Карасики.

Смысл поступка героя.

1

128-134

53

Н. Носов. Карасики.

Характеристика героев произведения.

1

128-134

54

Наш театр.

М. Горький. Воробьишко.

1

135-138

55

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

139-141

56

Отзыв на книгу о природе.

1

139-141

57

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

1

Картины русской природы (12 ч.)

58

Вводный урок раздела.

1

Научатся:

- видеть средства художественной выразительности;

- работать с различными источниками информации;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- высказывать свое суждение в группе или паре;

- работать с книгой;

- проверять и давать оценку собственным знаниям.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- составлять рассказ по аналогии;

- составлять план текста, делить текст на части;

- подробно пересказывать текст на основе плана;

- писать отзыв на прочитанную книгу;

- определять тему и название выставки книг;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

142

59

И. Шишкин. Зимой в лесу.

Устное сочинение по картине.

1

143

60

Н. Некрасов. Славная осень.

Средства художественной выразительности: сравнение.

1

144

61

М. Пришвин. Осинкам холодно.

Прием олицетворения как средство создания образа.

1

146

62

Ф. Тютчев. Листья.

Контраст как средство создания образа.

1

146-147

63

А. Фет. Осень.

Настроение стихотворения.

1

148

64

И. Бунин. Первый снег.

В. Поленов. Ранний снег.

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

149

65

Мы идем в библиотеку.

Сборники произведений о природе.

1

150

66

Самостоятельное чтение.

К. Бальмонт. Снежинка.

Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

1

151

67

Семейное чтение.

К. Паустовский. В саду уже поселилась осень…

1

152

68

Картины природы в произведениях живописи.

И. Остроухов. Парк.

А. Саврасов. Зима.

1

153

69

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

154

Великие русские писатели (30 ч.)

70

Вводный урок по содержанию раздела.

1

Научатся:

- видеть средства художественной выразительности;

- работать с различными источниками информации;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- высказывать свое суждение в группе или паре;

- работать с книгой;

- участвовать в коллективной беседе;

- находить слова, которые помогают представить картины, изображенные автором;

- высказывать свое суждение;

- передавать свои чувства при чтении;

- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;

- определять главную мысль произведения;

- сравнивать героев и их поступки в разных произведениях;

- осмысливать содержание басни;

- определять характер героев, события, картины, представленные в баснях;

- выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;

- определять мораль басни;

- проверять и давать оценку собственным знаниям.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- осознавать значение книг в жизни человека;

- проявлять интерес к изучаемой теме;

- составлять словесный портрет литературного героя для викторин;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять тему, главную мысль басни;

- сравнивать героев сказок, басен;

- анализировать иллюстрации к сказке, басне;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- работать над лексическим значением слов;

- создавать сочинение по картине;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- составлять рассказ по аналогии;

- составлять план текста, делить текст на части;

- подробно пересказывать текст на основе плана;

- писать отзыв на прочитанную книгу;

- определять тему и название выставки книг;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Часть 2

4

71

Великие русские писатели.

В. Берестов об А.С. Пушкине.

1

5

72

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

Картины зимней природы.

1

6-7

73

И. Грабарь. Зимнее утро.

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

6

74

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

Картины зимней природы.

1

8-9

75

Ю. Клевер. Закат солнца зимой.

Зимний пейзаж с избушкой.

1

8-9

76

А.С. Пушкин Опрятней модного паркета…

П. Брейгель. Зимний пейзаж.

1

10-11

77

В. Суриков. Взятие снежного городка.

Устное сочинение по картине.

1

10

78

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Сравнение с народной сказкой.

1

12-42

79

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Нравственный смысл литературной сказки.

1

12-42

80

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Особенности сюжета.

1

12-42

81

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Характеристика героев произведения.

1

12-42

82

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Особенности языка литературной сказки.

1

12-42

83

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Прием звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

1

12-42

84

Урок работы с книгой.

Сказки А.С. Пушкина.

1

85

И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

1

43

86

И.А. Крылов. Басни.

Викторина по басням И.А.Крылова.

1

44-47

87

И.А. Крылов. Слон и Моська.

Особенности структуры басни.

1

48

88

И.А. Крылов. Чиж и голубь.

Особенности структуры басни.

1

49

89

Великие русские писатели.

Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.

1

50-51

90

Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Быль. Особенности сюжета.

1

52-53

91

Л.Н. Толстой. Лебеди.

Составление плана.

1

54-55

92

Л.Н. Толстой. Акула.

Смысл названия. Составление плана.

1

56-58

93

Мы идем в библиотеку.

Книги великих русских писателей.

1

59

94

Самостоятельное чтение.

Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза.

Особенности жанра.

1

60-61

95

Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли.

Особенности жанра.

1

61

96

Наш театр.

И. Крылов. Квартет.

1

63-64

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

65-67

98

Что такое согласие?

1

65-67

99

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели».

1

Литературная сказка (19 ч.)

100

Вводный урок по разделу.

1

Научатся:

- видеть средства художественной выразительности;

- работать с различными источниками информации;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- высказывать свое суждение в группе или паре;

- работать с книгой;

- участвовать в коллективной беседе;

- находить слова, которые помогают представить картины, изображенные автором;

- высказывать свое суждение;

- передавать свои чувства при чтении;

- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;

- определять главную мысль произведения;

- сравнивать героев и их поступки в разных произведениях;

- выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;

- проверять и давать оценку собственным знаниям.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- составлять словесный портрет литературного героя для викторин;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- работать над лексическим значением слов;

- создавать сочинение по картине;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- составлять рассказ по аналогии;

- составлять план текста, делить текст на части;

- подробно пересказывать текст на основе плана;

- писать отзыв на прочитанную книгу;

- определять тему и название выставки книг;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

68-69

101

В. Даль. Девочка Снегурочка.

Сравнение с народной сказкой.

1

70-75

102

В. Даль. Девочка Снегурочка.

Особенности литературной сказки.

1

70-75

103

В. Одоевский. Мороз Иванович.

Сравнение с русской народной сказкой «Морозко».

1

76-85

104

В. Одоевский. Мороз Иванович.

Сравнение героев.

1

76-85

105

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.

1

86-94

106

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.

1

86-94

107

Переводная литература для детей.

Выставка книг.

1

95

108

Б. Заходер. Винни-Пух (предисловие).

Особенности переводной литературы.

1

96

109

Р. Киплинг. Маугли.

Особенности переводной литературы.

1

97-110

110

Р. Киплинг. Маугли.

Герои произведения.

1

97-110

111

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Особенности переводной литературы.

1

111-116

112

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Сочинение возможного конца сказки.

1

111-116

113

Мы идем в библиотеку.

Литературные сказки.

1

117

114

Самостоятельное чтение.

Тим Собакин. Лунная сказка.

1

118-119

115

Семейное чтение.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.

1

120-127

116

Наш театр.

С. Михалков. Упрямый козленок.

1

128-134

117

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

135-137

118

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка».

1

Картины родной природы (18 ч.)

119

Вводный урок раздела.

1

Научатся:

- видеть средства художественной выразительности;

- работать с различными источниками информации;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- высказывать свое суждение в группе или паре;

- работать с книгой;

- участвовать в коллективной беседе;

- находить слова, которые помогают представить картины, изображенные автором;

- высказывать свое суждение;

- передавать свои чувства при чтении;

- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;

- определять главную мысль произведения;

- сравнивать героев и их поступки в разных произведениях;

- выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;

- проверять и давать оценку собственным знаниям.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

- проявлять свои чувства к герою при выразительном чтении художественного произведения;

- проявлять интерес и творческое отношение к составлению рассказа о добром поступке;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- составлять словесный портрет литературного героя для викторин;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результаты выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и высказывать свое мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений;

- работать над лексическим значением слов;

- создавать сочинение по картине;

- рассказывать об отношении автора к герою произведения;

- соотносить смысл произведения и пословицы.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и выражать собственное мнение;

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

- предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматривать в данном разделе;

- составлять рассказ по аналогии;

- составлять план текста, делить текст на части;

- подробно пересказывать текст на основе плана;

- писать отзыв на прочитанную книгу;

- определять тему и название выставки книг;

- распределять роли, договариваться друг с другом;

- инсценировать произведение;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

138

120

Б. Заходер. Что такое стихи.

Особенности поэтического жанра.

1

139

121

И. Соколов-Микитов. Март в лесу.

Лирическая зарисовка.

1

140

122

Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса».

1

140

123

А. Майков. Весна.

Е. Волков. В конце зимы.

Е. Пурвит. Последний снег.

1

141-142

124

С. Есенин. Сыплет черемуха…

В. Борисов-Мусатов. Весна.

Сравнение произведений живописи и литературы.

1

143

125

С. Есенин. С добрым утром!

1

144

126

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

1

145

127

А. Васнецов. После дождя.

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.

1

146

128

О. Высоцкая. Одуванчик.

З. Александрова. Одуванчик.

Сравнение образов.

1

147

129

М. Пришвин. Золотой луг.

Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

148

130

А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные…

1

149

131

Саша Черный. Летом.

А. Рылов. Зеленый шум.

Сравнение произведений живописи и литературы.

1

150-151

132

Ф. Тютчев. В небе тают облака…

А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки.

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

152

133

Мы идем в библиотеку.

Сборник произведений о природе.

1

153

134

Самостоятельное чтение.

Г. Юдин. Поэты.

1

154

135

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Очерковая литература.

1

155

136

Обобщающий урок по разделу «Красота родной природы».

1


[1] Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...