Разнотемный однопредметный урок литературного чтения 2-4 класс
план-конспект урока по чтению (2, 4 класс) на тему
Урок литературного чтения в малокомплектной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotemnyy_odnopredmetnyy_urok.docx | 24.06 КБ |
prezentatsiya.pptx | 257.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнотемный однопредметный урок
План – конспект урока по учебникам «Литературного чтения. 3,4 класс».
Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Темы: «Б. Житков «Храбрый утенок»» (2 кл.), «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»» (4 кл.). (Школа России)
Технологическая карта урока.
Цель темы: | Знакомство учащихся с творчеством Б. Житкова. | Знакомство учащихся с творчеством Е. Л. Шварца |
Планируемые результаты | Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у обучащихся целостного представления об основной идее произведений; организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста. Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала. Воспитательные: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива; | предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); : осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час». |
Ресурсы: |
|
Ход урока.
Этапы урока | Задания каждого этапа. 2 класс | Задания каждого этапа. 4 класс | УУД |
Организационный момент. | Прозвенел у нас звонок, Начинается урок, Вы за парты тихо сели И на меня все посмотрели. Выровняли спинки, сели ровно, красиво. И по традиции, урок литературного чтения мы начнем с проведения небольшой речевой зарядки. Произнесем звук «С» (Слайд №1) сна – сно – сне снег снегови́к ас – ос – ис пу-шис-тый пуши́стый пуши́стый снег Посмотрите, за окном сейчас холодная зима, давайте придумаем предложение с этим словосочетанием. (Учащиеся придумывают 2-3 предложения со словосочетанием «пушистый снег») - Молодцы! | Личностные УУД (чувство необходимости учения) | |||
| Вводная беседа. – Ребята, что вы выполняли дома? | Коммуникативные, регулятивные УУД | |||
3 класс - рисовали иллюстрацию к понравившемуся произведению раздела. | 4 класс - подготовить выразительное чтение по ролям 2 части рассказа Д.Н. Мамина - Сибиряка «Приемыш» | ||||
- Что такое сказка? - Какие бывают сказки? (Дают определение понятия «сказка», отмечают виды сказок по авторству и теме. (Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев.)) Сейчас мы построим работу таким образом: пока учащиеся 4 класса еще раз глазками пробегают по тексту, а с 3 классом мы начнем работу по теме, но сначала сдайте свои рисунки. | |||||
3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. | - Мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями о животных. Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.) - Откройте учебник ,прочитайте название рассказа (с. 139). («Храбрый утенок».) Подумайте: какие события могут в нем развиваться? Проверим ваши предположения, прочитав рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 139-141). – учащиеся самотоятельно читют текст. | - (Обращается к 4 классу) А с вами сейчас проверим домашнее задание. После проверки домашнего задания. — Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.) УЛЕД ЯМЕРВ - ЕХЕТОП САЧ – название раздела — Как вы понимаете его смысл? — О чем должны быть произведения в данном разделе? Как вы считаете? — Откройте начало раздела. Прочитайте, с чем мы в нем познакомимся. — Чему научимся? — Чему будем учиться? | Регулятивные УУД. Познавательные УУД (выполнение логических операций), | ||
| Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца — Что вы знаете об этом писателе? — Какие его произведения читали? Дальше учитель показывает презентацию с кратким обзором биографии писател. Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинциальном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал». В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что зародилось в майкопские годы». | Регулятивные УУД (самостоятельность) познавательные УУД (работа с информацией). | |||
Физминутка «Деревья». (1 мин.)
| - Я вижу 3 класс закончил чтение стихотворения, давайте отдохнем.(После того как учитель познакомил 4 класс с биографией автора.) | ||||
Продолжение. |
- ( Показ презентации)Давайте более подробно познакомимся с автором. Б.Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским, который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по – французски, увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии».
– Ребята, понравился вам рассказ? – Какое впечатление произвел на вас рассказ? - как хозяйка кормила кур? Почему они не ели? Почему утята боялись стрекозу? - О чем думала хозяйка? - Кто помог утятам избавиться от стрекозы? Как ему это удалось? 2. - Вы отметили слова. Назовите их. Рубленые (яйца)- мелко порезанные (слайд) Насилу- еле-еле 3. Молодцы, со словами поработали. Что хотите сказать об утенке Алеши? Какой он? -Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом? - Охарактеризуйте стрекозу. - Составьте синквейн про Алешу и стрекозу. (Учитель вывешивает карточки) Молодцы, хорошо поработали! | - Давайте откроем учебник на с. 4 и самостоятельно в пол голоса начнем читать эту замечательную сказку. (Учащиеся читают сказку со с.4 по 16) - Те, кто не дочитал сказку, ставит галочку там, где закончили. | |||
| - Какие разделы мы изучаем? - С какими произведениями знакомились? — С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? — За что бы вы себя похвалили сегодня? - Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? О чём вспомнили? - Хотели бы вы продолжить читать произведения о зиме? | Познавательные УУД, регулятивные УУД | |||
| - У каждого из вас на партах лежат снежинки – веселая и грустная. Я предлагаю вам выбрать ту, которая соответствует вашему настроению после урока и прикрепить её к доске. | Личностные УУД (самооценка). | |||
| Прочитать сказку, сделать иллюстрации. | Перечитать сказку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восстановите предложение УЛЕД ЯМЕРВ-ЕХЕТОП САЧ
Родители и юный Шварц Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинциальном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».
В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что зародилось в майкопские годы».
Б.Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским , который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.
В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по – французски , увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии».
Рубленые (яйца)- мелко порезанные Насилу- еле-еле
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»....