Закрепление потребности ребенка к самостоятельному чтению. 1 год обучения.
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

Андрюхович Анна Юрьевна

Начальный этап самостоятельного чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: закрепление потребности ребенка самостоятельно прочитать приглянувшуюся книгу.

Слайд 2

Основной вид деятельности - самостоятельное чтение под руководством учителя и его наблюдением. Но это не исключает регулярного чтения учителем вслух. В связи с тем, что в это время у большинства детей еще не сформирован навык беглого чтения, задавать на дом чтение книг самостоятельно нельзя.

Слайд 3

Метод чтения-рассматривания на начальном этапе Рассматривание предшествует первому чтению. Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор — название — иллюстрации — содержание . Во втором полугодии I класса на каждом уроке организуется рассматривание «коллективок» под руководством учителя. Помимо этого используются книги для индивидуального рассматривания.

Слайд 4

Коллективки – комплекты книг одного названия и издания в количестве экземпляров по числу учащихся класса, т. е. на каждого ребенка по книге.

Слайд 5

Отбор книг для чтения на данном этапе должен быть наиболее тщательным, так как предполагается самостоятельное чтение. На этом этапе можно использовать серии: « Мои первые книжки » , « Читаем сами » , « Для маленьких » . Тематика и жанры произведений остаются теми, что и на подготовительном этапе.

Слайд 7

Кроме книг с типовым оформлением обложки, вводятся книги с осложненным оформлением, а именно: с графически осложненным начертанием надписей, с несколькими фамилиями авторов или с дополнительными надписями на первой странице обложки, с отсутствием надписей на первой странице обложки (рис. 4) —в этом случае их надо искать на третьей или четвертой странице обложки, с непривычным расположением надписей (рис. 5).

Слайд 9

Структура занятия на начальном этапе: Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин) Чтение учителем художественного произведения вслух (до 7 мин) Рассуждения о прочитанном (до 5 мин) Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать (до 5 мин) Чтение учащимися названного учителем произведения про себя ( до 10 — 12 мин) Выявление и оценка качества самостоятельного чтения- рассматривания (до 7 — 10 мин) Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю (1 — 2 мин)

Слайд 10

Особенности методики Чтобы организовать самостоятельное знакомство учащихся с книгами, отобранными к уроку учителем, рекомендуется выставлять эти книги или часть книг (в зависимости от цели обучения) у доски и приучать детей рассматривать книги до урока, в перемену. Чтобы дети у доски не толпились и не мешали друг другу, книги одинакового названия лучше выставлять стопкой по пять-шесть экземпляров. Взяв книгу и рассмотрев ее, индивидуально или с товарищем, ребенок затем сразу же возвращает ее на место и берет другую книгу, если книг несколько.

Слайд 11

Особенности методики На уроке для индивидуального самостоятельного чтения-рассматривания надо предлагать учащимся (всем и каждому) одну и ту же книгу и одно и то же художественное произведение. Для этого в классе к каждому уроку должны быть приготовлены «коллективки».

Слайд 12

Как только детская книга оказывается перед ребенком на парте, он, не дожидаясь никакой дополнительной команды, может и должен сразу же приступать к работе: рассмотреть, перелистать книгу, предположительно по внешним приметам определить, о чем ему предстоит читать, по оглавлению найти нужное произведение, прочесть заглавие, настроиться на чтение и затем тихо, не мешая соседу по парте, самостоятельно читать произ­ведение, стараясь его понять.

Слайд 13

На каждом уроке внеклассного чтения на этом этапе обучения учитель последовательно приучает детей воспринимать и воспроизводить в записи названия книг , с которыми класс работает на уроке: фамилию автора на первой строке и заглавие произведения или книги на второй строке, отступая от края, примерно под третьей буквой фамилии автора. Сначала учи­тель делает такую запись на доске сам, а первоклассники при­выкают ее осмысленно прочитывать, обдумывать, «расшифро­вывать». Затем через четыре-пять недель к такого рода записи привлекаются и учащиеся. Образец записи: Кассиль. Твои защитники.

Слайд 14

Жариков Л.М. Последняя ночь Рис. В.Шеглова. М., «Дет. лит.», 1980, 30 стр. с илл. Серия «Книга за книгой» «Это грустный и героический рассказ о событиях гражданской войны, о помощи двух мальчиков красноармейцам в борьбе с белогвардейцами, о подвиге одного из них».

Слайд 15

Вся учебная деятельность учащихся по внеклассному чтению на любом этапе обучения обязательно проверяется и оценивается учителем. Систематическому учету подлежит: во-первых, осведомленность учащихся в круге детского чтения, во-вторых, отношение детей к книгам и к самостоятельному чтению, в-третьих, сформированность типа самостоятельной читательской деятельности у учащихся на момент обучения. Основной принцип проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по внеклассному чтению — разностороннее изучение учителем каждого ребенка с точки зрения динамики овладения им требованиями школьной программы.

Слайд 16

План наблюдений может быть следующим: Внимательно ли ребенок рассматривал книгу до чтения? Не отвлекается ли во время самостоятельной работы с книгой? Справляется ли с объемом общего задания за отведенное время (10—15 мин.) или требует индивидуального подхода — сокращенных заданий?

Слайд 17

Система помет: (+)— все хорошо; (р) — страдает рассматривание; (ч) — ребенок отвлекается от работы, когда класс читает; (и) — с общим заданием за отведенное время не справляется, хотя работает усердно по индивидуальному заданию.

Слайд 18

К концу начального этапа ученики должны уметь правильно назвать полюбившиеся книги; перечислить несколько книг одного автора или одной тематики; понять и пересказать небольшое произведение; самостоятельно читать предложенную книгу, предваряя чте­ние ее рассматриванием

Слайд 19

Записи в классном журнале При проведении занятий внеклассным чтением (первое полугодие) или уроков (второе полугодие) учитель фиксирует дату, отсутствие того или иного ребенка на занятии, а в графе «Что пройдено на уроке» — изученный с детьми учебный материал. В первом полугодии записывается название детской книги, которая коллективно рассматривалась (ее дети должны знать и уметь узнавать среди других книг), и заглавие художественного произведения, которое из этой книги читалось вслух (его содер­жание первоклассники должны усвоить, а само произведение уметь найти в книге).

Слайд 20

Число и месяц Краткое содержание материала что пройдено на уроке домашнее задание 8/IX Берестов. «Мастер Птица» - «Аист и Соловей» Домашнее задание по внеклассному чтению на первом году обучения в классном журнале не фиксируется, так как оно является для учащихся желательным, но не обязательным. Например:

Слайд 21

Во втором полугодии в графе «Что пройдено на уроке» фиксируются только две основные книги, с которыми учащиеся работали коллективно и индивидуально и в знании которых они по первому же требованию должны уметь отчитаться (найти в каждой книге знакомое произведение, правильно назвать книгу и произведение, передать по памяти содержание произведения — «о чем оно»).

Слайд 22

ЧИСЛО и месяц краткое содержание материала что пройдено на уроке домашнее задание 14 / I Чарушин. «Рассказы»; Осеева. «Три сына» 2I / I Барто. «Стихи для детей»; Чуковский. «Федорино горе» Образец записи в журнале: Книга для индивидуального чтения рассматривания указывается второй.

Слайд 23

Следует отметить основные требования к книгам, используемым на этом этапе. 1. Крупный (4,5 мм) шрифт. 2. Текст на странице должен занимать не более 50 % площади (остальное — поля, иллюстрации). 3. Книга должна быть доступной для понимания, но относительно новой по тематике. 4. Книги для рассматривания должны иметь ярко выраженные элементы. 5. Книги должны быть разнообразными по структуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Домашние задания. Как научить ребенка быть самостоятельным?"

Цель родительского собрания : выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать ...

Собрание для родителей учеников 1-2-ых классов «Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Представление родителям по организации учебной работы детей дома и рекомендации о том, как формиро­вать у них навыки самоконтроля, умение работать са­мостоятельно....

Пять основных потребностей ребенка

Пять основных потребностей ребенка...

Конспект урока чтения (период обучения грамоте) в 1 классе Тема: « Повторение и закрепление"

Работа над развитием речи учащихся; обогащение словарного запаса учащихся, развитие фонематический слуха, воображения, логического мышления.работу по формированию навыка чтения работу по формиров...

"Потребности ребенка"

Методический материал для работы с педагогами и родителями "Потребности ребенка в разные периоды жизни"...