Собрание для родителей учеников 1-2-ых классов «Как научить ребенка стать самостоятельным?»
методическая разработка (1 класс) по теме
Представление родителям по организации учебной работы детей дома и рекомендации о том, как формировать у них навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Собрание для родителей учеников 1-2-ых классов | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 1-2-х КЛАССОВ
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ?»
Воспитатель: Гаврилова Е. М.
Колледж Русской культуры
Им. А. С. Знаменского
Цели:
• выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
• дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Ход собрания:
Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.
Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания. Обращает внимание родителей на книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.
Избирается из участников собрания рабочая группа.
Предоставляется слово для сообщения классному руководителю.
Выступление классного руководителя:
Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой - рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мин (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30–45 мин занятий нужны 10–15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 ч, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18–19 ч, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.
Следует помнить, что для малышей 6–7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс писъма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навыки письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить прав ильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 мин. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как в школе, не должна быть больше 8–10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.
Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 мин, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.
Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15–20 раз в течение 3 мин) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7–10м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.
Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.
Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов – 3–3,5ч.
ПАМЯТКИ
Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?
• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
• Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
• Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
• В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
• Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
• Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
• Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
• Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
• Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
Садимся за уроки
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри со стола пыль.
- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери все лишнее со стола.
- Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник ...
Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков
Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предмета, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите ребенка по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на «два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».
Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки: и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.
3адачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. 3атем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. 3амечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет все вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Природоведение выполняйте не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодиться в пятом классе.
Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс - второй. Делайте все, как в первом.
Как готовить домашнее задание по русскому языку
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение
• Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
• Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
• Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
• Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
• Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
• После окончания домашней работы еще 2 – 3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
• Перед сном еще раз повтори стихотворение.
• Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
Если на выучивание стихотворения дано 2 дня
Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Если стихотворение большое или трудно запоминается
- Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
- Выучи первый отрывок.
- Выучи второй отрывок.
- Повтори первый и второй отрывки вместе.
- Выучи третий отрывок.
- Расскажи наизусть все стихотворение.
- Повтори стихотворение еще раз перед сном.
- Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Как решать задачи
• Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
• 3апиши задачу кратко или выполни чертеж.
• Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
• Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
• Составь план решения.
• Выполни решение.
• Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
Как нужно готовить задание по окружающему миру
• Вспомни, не открывая учебник:
- о чем узнал на прошлом уроке;
- о чем рассказывал учитель;
- какие ставили опыты;
- какие рассматривали таблицы, картины, карты?
• Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
• Прочитай текст учебника.
• Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа;
- расскажи заданное по этому плану;
- старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
- сделай выводы;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
• Выполни задания учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»
Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Наличие домашних...
Родительское собрание в 4 классе "Как научить ребенка дружить"
Этот материал будет интересен классным руководителям 4 класса....
Презентация для родительского собрания по теме "Домашнее задание. Как научить ребенка стать самостоятельным."
Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания....
Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"
Данный материал предназначен классному руководителю 1 класса. В материале имеются разные виды методик, которые используются для развития внимания ребенка, также, рекомендации, памятки для ...
Разработка родительского собрания: «Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работатб самостоятельно....
Родительское собрание в 3 классе "Как научить ребенка учиться"
Родительское собрание в 3 классе "Как научить ребенка учиться"...
Как научить ребенка стать самостоятельным?
Сценарий родительского собрания (2 класс)...