Собрание для родителей учеников 1-2-ых классов «Как научить ребенка стать самостоятельным?»
методическая разработка (1 класс) по теме

Гаврилова Екатерина Михайловна

 

Представление родителям по организации учебной работы детей дома и рекомендации о том, как формиро­вать у них навыки самоконтроля, умение работать са­мостоятельно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ 1-2-х КЛАССОВ

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ?»

Воспитатель:  Гаврилова Е. М.

Колледж Русской культуры

Им. А. С. Знаменского

Цели:

• выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

• дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход собрания:

Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.

Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания. Обращает внимание родителей на книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.

Избирается из участников собрания рабочая группа.

Предоставляется слово для сообщения классному руководителю.

Выступление классного руководителя:

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой - рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мин (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30–45 мин занятий нужны 10–15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 ч, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18–19 ч, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6–7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс писъма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навыки письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить прав ильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 мин. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как в школе, не должна быть больше 8–10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 мин, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15–20 раз в течение 3 мин) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7–10м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов – 3–3,5ч.

ПАМЯТКИ

Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

• Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь     над линией собственного поведения.

• Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

• В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

• Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.

• Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

• Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

• Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

• Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.

Садимся за уроки

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Сотри со стола пыль.
  5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
  6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
  9. Убери все лишнее со стола.
  10.  Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник ...

Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков

Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предмета, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите ребенка по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на «два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки: и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

3адачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. 3атем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. 3амечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет все вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Природоведение выполняйте не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодиться в пятом классе.

Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс - второй. Делайте все, как в первом.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение

• Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

• Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

• Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

• Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

• Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

• После окончания домашней работы еще 2 – 3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

• Перед сном еще раз повтори стихотворение.

• Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание стихотворения дано 2 дня

Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминается

  1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
  2. Выучи первый отрывок.
  3. Выучи второй отрывок.
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи третий отрывок.
  6. Расскажи наизусть все стихотворение.
  7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.
  8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Как решать задачи

• Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.

• 3апиши задачу кратко или выполни чертеж.

• Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

• Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?

• Составь план решения.

• Выполни решение.

• Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Как нужно готовить задание по окружающему миру

• Вспомни, не открывая учебник:

- о чем узнал на прошлом уроке;

- о чем рассказывал учитель;

- какие ставили опыты;

- какие рассматривали таблицы, картины, карты?

• Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.

• Прочитай текст учебника.

• Подготовься отвечать по теме урока:

- продумай план ответа;

- расскажи заданное по этому плану;

- старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

- сделай выводы;

- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

• Выполни задания учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Наличие домашних...

Родительское собрание в 4 классе "Как научить ребенка дружить"

Этот материал будет интересен классным руководителям  4 класса....

Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Данный материал предназначен классному руководителю 1 класса. В материале имеются разные виды методик, которые используются  для развития внимания ребенка, также,  рекомендации, памятки для ...

Разработка родительского собрания: «Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работатб самостоятельно....

Родительское собрание в 3 классе "Как научить ребенка учиться"

Родительское собрание в 3 классе "Как научить ребенка учиться"...

Как научить ребенка стать самостоятельным?

Сценарий родительского собрания (2 класс)...