Создание детского журнала Проект
проект по чтению (2 класс) на тему
Поисковая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный проект Создание детского журнала | 37.14 КБ |
Вовлечение младших школьников в создание литературного журнала | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
(МБОУ «СОШ № 25»)
301650, Тульская область, г. Новомосковск,
ул. Садовского, д. 27.
Учебный проект
Создание детского журнала
(из опыта работы)
Подготовила учитель начальных классов
Серикова Т.В.
г. Новомосковск
2017 г.
Создание детского журнала
Проект
Автор проекта:
Учащиеся 2а класса. Учитель Серикова Т.В.
Тема проекта:
Создание детского журнала «Вот это да!»
Предмет, класс:
Литературное чтение 2 класс
Краткая аннотация проекта:
Данный проект посвящён созданию детского журнала. Проект предполагает организацию издательской деятельности в классе. В ходе реализации проектной задачи учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности. Развивают навыки самостоятельного поиска необходимого материала с помощью информационных технологий. Развивают коммуникативные, аналитические способности. Знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по литературному чтению, информатике. Учатся находить и использовать на практике межпредметные связи. Проект является личностно-ориентированным, т. к. предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся с различными интересами и способностями.
Актуальность проблемы проекта: культура чтения периодических изданий в семьях потеряна. Младшему школьнику интересно все, что происходит вокруг. Детские журналы помогают развивать и обучать ребёнка непринужденно и занимательно, в игровой форме. Проект даст возможность детям ближе познакомиться с различными детскими журналами. А разнообразная тематика позволит каждому выбрать чтение по интересам.
Проблемная ситуация: недостаточные знания детей о детских периодических изданиях.
В процессе реализации проекта участники будут решать проблему: как самим создать свой не только красочный, но и интересный детский журнал.
Планируемые результаты обучения:
личностные:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
метапредметные:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
предметные:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности
конкретный ожидаемый результат:
- учащиеся смогут ориентироваться в разнообразной детской периодике;
- познакомятся с профессиями, участвующими в создании журнала;
- смогут ориентироваться в рубриках детских журналов;
- получат представление о ценности детских периодических изданий для развития кругозора, логики, ума и творческих способностей;
- смогут проявить свои творческие способности и познавательные интересы в процессе создания проекта собственного журнала.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Как творчество влияет на развитие личности
проблемные вопросы:
- какие бывают стихосложения, жанры;
- какими способами можно развить творческие способности;
- какие новейшие технологии можно использовать для формирования творческой деятельности учащихся;
- как создать журнал;
- как привлечь учащихся к созданию журнала;
- какую роль в создании журнала играют обложка и иллюстрации;
- ощущаете ли вы какой-то конкретный результат проекта для себя? Что дал вам проект?
учебные вопросы:
- Люди каких профессий трудятся над создание детских журналов?
- В чём заключается работа редактора, художника и автора журнала?
- Как сотрудники журнала ведут работу с читателями?
- Какие рубрики журнала интересны и чем?
- Что такое иллюстрация?
- Какую информацию должен содержать детский журнал
- Какие типы журналов есть
- История детских журналов
Техническое оснащение:
- Компьютер;
- Принтер;
- Сканер;
- Доступ к интернету;
- Цифровой фотоаппарат.
План проведения проекта:
подготовительный этап:
Урок №1. Литературное чтение по теме " Детские журналы. Кто создаёт журналы?»
Работа над проектом началась с того, что я предупредила детей о том, что на следующей неделе у нас пройдет урок литературного чтения, на который они должны принести свои любимые детские журналы. Было проведено анкетирование, которое показало, что ребята очень мало знают о периодической печати. Большинство детей оказывают предпочтение изданиям, в которых комиксы, головоломки, раскраски…
Урок начался с посещения школьной библиотеки, где была организована
выставка журналов.
Учитель:
-Прочитайте название книжек на выставке.
Ученик:
-«Мурзилка», «Юный натуралист», «Простоквашино» и т.д.
Учитель:
-Почему названия книжек повторяются?
Ученик:
-Это название журнала, а не рассказа или сказки.
Учитель:
-Что же такое журнал?
Ученик:
-Книжка, которая выходит периодически.
Учитель:
-Что печатают в таких книжках?
Ученик:
- В них печатают рассказы, сказки, игры, конкурсы, различные задания, сведения о животных, растениях и т. д.
Учитель:
-Давайте прочитаем в словаре С.И.Ожегова, что такое журнал.
«Журнал - это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения разных авторов».
Учитель:
- Что же мы будем рассматривать и читать сегодня на уроке?
Ученик:
-Мы будем читать сегодня журналы.
Дети рассматривают журналы.
Справочный материал для учителя.
Первый журнал вышел во Франции 340 лет назад. Он содержал обзор книг по литературе, естественным наукам, искусству. В России журналы появились на 100 лет позднее. А первый детский журнал вышел в 18 столетии. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». Издателем его был Николай Николаевич Новиков, писатель, ученый и общественный деятель.
поисковый этап
Урок №2. Работа в группах.
Учитель:
-Выберете журнал, тематика которого вас заинтересовала.
Класс делится на группы по интересам:
- Любители природы («Тошка», «Кот и пес», «Юный натуралист»)
- Любители путешествий («Синдбад», «GEOлененок»)
- Любители развлекательных журналов: («Звездные войны: Войны клонов», «Том и Джерри»)
- Любители познавательных журналов («Познайка», «Знайка», «Отчего и почему»).
- Любители журналов, в которых помимо познавательных статей можно найти литературные странички («Мурзилка», «Колобок», «Простоквашино»).
Каждая группа готовит рассказ о журналах по плану:
- Название журнала.
- Для кого создан журнал?
- Какие рубрики есть в журнале, что можно узнать из них?
- Какая статья, рассказ или заметка особенно понравилась?
- Кому бы посоветовали прочитать журнал?
Дети рассказывают о журналах.
В результате коллективного обсуждения ученики приходят к выводу, что им больше захотелось читать журналы, в которых кроме познавательного материала можно прочитать и литературные странички.
Появилось желание создать свой журнал. Возникли проблемные вопросы:
- Можем ли мы сами создать журнал?
- Что нам нужно узнать, чтобы суметь создать журнал?
- Какой информацией мы будем наполнять наш журнал?
- Как нам назвать свой журнал?
- Эскиз обложки
- Название рубрик
В результате обсуждения решили назвать
журнал «Вот это да!».
Он будет состоять из следующих рубрик:
- поэтическая страничка;
- литературная страничка;
- страничка смеха;
- в мире загадок;
- занимательная страничка.
Домашнее задание: сочинить рассказы, стихи, загадки, составить ребусы, кроссворды, подобрать эскизы обложки.
В классе были созданы 5 папок, в которые на протяжении недели учащиеся складывали материал по своей рубрике.
практический этап:
Урок №3. Практический этап работы над проектом начался с решения проблемы:
- Люди каких профессий трудятся, создавая детские журналы?
- В чём заключается работа редактора, художника и автора журнала? (Приложение)
Началась практическая работа над макетом журнала. Был создан индивидуальный эскиз обложки; оговорено расположение и содержание рубрик с использованием собранного коллективно материала.
Материал передан редактору, корректору и художникам – оформителям, которые трудились над созданием журнала в электронном виде. После было решено обратиться к родителям помочь издать журнал.
презентационный этап:
- Презентация журнала во время литературной недели. Самооценка, взаимооценка.
- Конференция для родителей
Список литературы:
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2010.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2009. - №9.
- Яндекс, каталог детских журналов.
- http://images.yandex.ru (01.12 15г.)
Оглавление
4 Краткая аннотация проекта: 2
5 Планируемые результаты обучения: 3
5.4 конкретный ожидаемый результат: 4
6 Вопросы, направляющие проект: 4
6.1 Основополагающий вопрос: 4
Предварительный просмотр:
Вовлечение младших школьников в создание детского литературного журнала
как условие развития их творческих способностей
Сегодня в мире инновационных технологий проблема развития творческих способностей младших школьников становится очень остро. С каждым днем возрастает потребность общества в активных людях, нестандартно мыслящих, умеющих быстро и качественно принимать решения. Очевидно, чтобы находится на вершине, сегодня нужно быть готовым к ежедневным изменениям, имеющиеся знания важно научиться подвергать постоянному совершенствованию, при этом ценным считается сохранение уникальности и неповторимости своей личности.
Я считаю, что именно в начальной школе формируется основные личностные характеристики детей. Поэтому так важно, чтобы первый учитель смог разглядеть способности ребенка, которые, возможно, скрыты, смог помочь развить эти способности. Особенностью творческой личности является высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Общеизвестно, что творческие способности, получившие свое развитие еще в начальной школе, определяют дальнейшее направление в обучении школьника и его будущее. Поэтому очень важно, начиная с младшего школьного возраста, способствовать развитию творческих способностей детей.
Творческие способности, заложенные в каждом человеке, проявляются по- разному. У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других они спонтанно проявляются в одном из видов деятельности или в одной из ее фаз, а у третьих становятся личностными качествами, называемыми креативностью.
В.Н. Дружинин пишет: «Творческие способности - это индивидуальнопсихологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека. Способности формируются только в какой-либо деятельности»
Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учебы и жизни. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, желание сделать что-то новое, сделать по-новому, по-своему, стремление двигаться вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.
Психология школьников младших классов такова, что она отличается остротой и свежестью восприятия, более развитой наглядно-образной памятью, чем словесно-логической, поэтому и мышление у них опирается на восприятие или представление. Дети эмоциональны, поэтому их психическая деятельность окрашена эмоциями. Необходимо постоянно помнить о влиянии эмоций, как движущей силы воображения, а, следовательно, и выразительности детского творчества.
Важное значение в процессе творчества в любой области деятельности имеет воображение, то есть мысленное представление образов и оперирование ими.
Передо мной встали вопросы, как и с помощью чего начинать развивать творческие способности, как разглядеть эти способности у детей.
В качестве критериев творческих способностей у младших школьников в соответствии с теми компонентами, которые входят в структуру творческих способностей, используются следующие:
- наличие мотивации к осуществлению деятельности творческого характера как потребность в творчестве;
- наличие творческого воображения как активного воображения, в процессе которого сознательно формируются, преобразовываются образы в соответствии с поставленными человеком целями;
- наличие творческого мышления, такого мышления, которое направлено на создание или открытие новых идей или на усовершенствование решения определенной задачи.
Для осуществления данной идеи я решила вовлечь детей в создание совместного детского литературного журнала.
Сначала я решила познакомить младших школьников с литературным журналом как явлением.
Во время урока литературного чтения я познакомила второклассников с такими журналами, как «Мурзилка», «Свиристель», «Чиж и Еж»
Особенность литературного журнала для детей сегодня состоит в том, что в нем произведения детской литературы находят истолкование и оценку с точки зрения современных детей.
Читая различные произведения и выступая в качестве автора литературного журнала, ребенок учится анализировать тексты, выделять основную мысль автора, пытается понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя.
Ребята знакомятся с различными текстами, речевыми жанрами как разновидностями текста, учатся писать просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.
Затем я познакомила детей с тем, кто работает над созданием журнала, предложили учащимся включиться в выполнение разных ролей: главного редактора журнала, корреспондента, технического редактора, художника и др.
Дети могут наметить названия рубрик нового журнала: «Наша школа», «Проба пера», «Детская страничка», «Наша игротека», «Об авторах», «Лабиринты», «Смешинки», «Почемучка».
Затем началась кропотливая работа по подбору материалов для литературного журнала.
Учащиеся подбирали и создавали материал разной направленности: развлекательно-познавательный, научно-познавательный, писали творческие работы (создание текстов в группах). Затем подбирались фотографии, рисунки, иллюстрации. Редколлегия проводила обсуждение подготовленных материалов: соответствуют ли они теме, интересно ли их читать, оптимален ли объем статей. Юные журналисты получали рекомендации по доработке материалов.
В работе над журналом участвовали фотографы, художники-иллюстраторы, предлагавшие свои эскизы для оформления материалов. Все эти материалы впоследствии были включены в печатный вариант журнала, в литературный журнал, выполненный в виде презентации.
Главное ,чтобы дети сами выбирали тот род деятельности, который им близок. Недопустимо принуждать и заставлять, нужно дать свободу, пусть творят, а где необходимо - важно помочь, подкорректировать.
В итоге мы с ребятами получили свой детский литературный журнал «Вот это да!» развлекательно-познавательного характера. В журнале много рубрик, в них не только литературное творчество учащихся (сказки, рассказы, стихи, загадки), но и детские рисунки. Они показывают интересы авторов (школьников), помогают раскрыть их творческие способности, имеют практическое значение - их читают дети - одноклассники.
Я заметила, что детям близка и интересна работа над созданием литературного журнала, у младших школьников накапливается новый речевой опыт и развиваются творческие способности.
Представляю несколько творческих работ детей - авторов детского литературного журнала «Вот это да!».
Естественно, первые творческие опыты в разных жанрах отличаются наивностью, не представляют собой литературной ценности, но если такая работа предлагается младшим школьникам систематически и целенаправленно, то со временем творческие работы обязательно станут оригинальными, выражающими творческую индивидуальность школьника.
Анализируя эмоции и отзывы уч-ся, я заметила также возросший интерес детей к театрализации, рисованию, явное предпочтение дети стали отдавать творческой деятельности, а не репродуктивной.
В творческую деятельность дети входили с увлечением, практически все они сами могли придумать сюжет своих рассказиков, очерков, не обращаясь к учителю за помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Создание детского журнала"
Учебный проект "Создание детского журнала" к уроку "Окружающий мир" 2 класс...
Учебный проект «Создание детского журнала»
Данный проект предполагает создание в течение урока эксклюзивного экземпляра детского журнала. Направлен на организацию издательской деятельности в классе....
Проект «Создание детского журнала «Цветик семицветик»».
Описание работы класса по разработке проектаhttps://my.mail.ru/mail/class-1a/photo/1619...
Проект по теме: Создание детского журнала
Тема проекта: Создание детского журналаПроект выполнили: учащиеся 3 классаРуководитель проекта: учитель начальных классов Рыбачук Таисия АлександровнаВид проекта: исследовательский, творческийЦе...
Педагогический проект «Создание детского журнала» или «Волшебный мир детского журнала»
Проект как форма урока. Тема: «Создание детского журнала» или «Волшебный мир детского журнала»...
Проект "Создание детского журнала "Вот это да!"
Создание книги учениками 2 класса,в которой показана польза продуктов.Поисковая деятельность уч-ся и групповая работа...
Учебный проект Создание детского журнала. Из опыта работы
Создание детского журнала,все его этапы....