Рабочая программа по «Литературному чтению» УМК "Перспектива" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по «Литературному чтению» УМК "Перспектива" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по «Литературному чтению» УМК "Перспектива" 4 класс | 90.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе:
- ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Учебный план МАОУ «СОШ № 8» г. Улан-Удэ на 2017-2018 учебный год;
- Календарный учебный график МАОУ «СОШ № 8» на 2017-2018 уч. год;
- Положение о структуре, порядке рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МАОУ «СОШ № 8» г. Улан-Удэ.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, свое образное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы).
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 136 часа (из расчета 4 ч./нед.) для изучения литературного чтения в 4 классе, что соответствует ОБУП в 4-х классах (1-4).
Количество часов в неделю по программе - 4
Количество часов в неделю по учебному плану - 4
Количество часов в год – 136
Фактически – 136
ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведений, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
результаты изучения литературного чтения
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Формирование эстетических чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
- Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
- Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
- Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
- Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
- Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающиеся научатся:
- Читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
- Читать про себя произведения различных жанров;
- Читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
- Передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
- Находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
- Находить метафоры и сравнения на примере загадки;
- Различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
- Пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
- Соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
- Составлять план, озаглавливать текст;
- Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
- Находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
- Находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
- Пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
- Определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
- Произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.;
- Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
- Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
- Пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
- Придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
- Устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
- Предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
- Воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
- Самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
- Передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;
- Самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- либо предмета.
- Знать наизусть 10-12 стихотворений;
- Знать 5-6 книг по темам детского чтения;
- Различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
- Различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
- Сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
- Сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета
- ( лилии, ромашки, щенка и т. д);
- Сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- Работать с тематическим каталогом;
- Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);
- Точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
- Придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;
- Описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
- Создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
- Составлять загадки с использованием метафор;
- Составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;
- Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
- Сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения
содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст.
Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли, структуры текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения (с помощью учителя) с использование художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев; понимание главной мысли произведения.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (обор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению (учебному, научно-познавательному, художественному) с опорой на текст и личный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор и использование выразительных речевых средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, фантастические, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре и зле, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, сказочные герои, выразительные средства, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; драматизация; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Тематическое планирование
№п.п | Название темы, раздела | Формирование УУД |
Виды речевой и читательской деятельности | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом). Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом). Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги. Группировать высказывания по темам. Участвовать в работе группы, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом). Читать вслух и про себя. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы. Читать вслух и про себя. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Участвовать в работе группы. Выбирать произведения для заучивания наизусть. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. | |
Круг детского чтения | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Выявлять особенности былинного текста. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. | |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Выявлять особенности литературной сказки. Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и и поговорки по темам. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности юмористического текста. Объяснять нравственный смысл притч. Рассказывать о картине. Называть особенности исторической песни. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Выявлять особенности притч. | |
Творческая деятельность | Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе, оценивать в соответствии с представленными образцами. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Соотносить содержание текста и пословицу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. |
материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Дидактическое обеспечение:
- Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч I: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина, изд. Просвещение. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014
- Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч II: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина, изд. Просвещение. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Методическое обеспечение:
- Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М. В. Бойкина; Рос.акад. наук, изд. Просвещение.– М.: Просвещение, 2014
Технические средства обучения:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Компьютер
Экранно-звуковые пособия:
- CD. Литературное чтение. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой и др. – М.: Просвещение, 2014
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению
Оборудование класса:
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
календарно-Тематическое планирование уроков литературного чтения
4класс
к учебникам:
1.Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч I: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина, изд. Просвещение. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014
2.Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч II: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина, изд. Просвещение. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014
по программе – 136, число возможных – 134
№п.п | Название раздела и тема | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||
Вводный урок . Знакомство с учебником. | ||||
Книга в мировой культуре – 6ч. | ||||
Вн.чт. Книги, прочитанные за лето. | ||||
Из Повести временных лет. Летописец Нестор. | ||||
История книги. Подготовка сообщения по теме. | ||||
Удивительная находка. Пересказ текста. | ||||
Вн. Чт. Стихи об осени. | ||||
Экскурсия в библиотеку. Обобщающий урок по теме «Книга в мировой культуре» | ||||
Истоки литературного творчества – 20 ч. | ||||
Библия - главная священная книга христиан. | ||||
Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета). | ||||
Вн. чт. Б.Житков .Рассказы. | ||||
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. | ||||
Комплексная работа с текстом. | ||||
Анализ работ. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | ||||
Вн. чт. М. Пришвин «Лесная капель», «Охотничьи былины» | ||||
Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | ||||
Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок» | ||||
Мифы Древней Греции. Деревянный конь. | ||||
Вн. чт. Былины. | ||||
Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | ||||
Славянский миф. Особенности мифа. | ||||
Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. | ||||
Вн. чт. П.Бажов.Медной горы хозяйка. | ||||
Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. | ||||
Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии | ||||
Вн. чт.И. И. Акимушкин «Природа – чудесница» | ||||
Обобщение по разделу «Истоки литературного творчества». | ||||
О Родине, о подвигах, о славе – 165ч. | ||||
Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | ||||
Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | ||||
Вн. чт. В. Бианки «Синичкин календарь» | ||||
Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище Ледовом. | ||||
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | ||||
Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | ||||
Вн. чт. «Ожившие страницы прошлого» М. Горький «Дед Архип и Лёнька» Чехов «Ванька», «Беглец» | ||||
А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение..Е. Благинина. Папе на фронт. | ||||
Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. | ||||
Самостоятельное чтение. С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | ||||
Вн. чт. Детская приключенческая книга. А. Волков «Волшебник и зумрудного города» | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. | ||||
Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе». | ||||
М. Климанова. Стих «Небо голубое, дальние края…». Творческий проект на тему « Нам не нужна война» | ||||
Вн. чт. Родные поэты. Стихи поэтов-классиков | ||||
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия. | ||||
А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. | ||||
И.Суриков. Стих «Детство». | ||||
Вн. чт. Фантастические повести Кир Булычев «Приключения Алисы» | ||||
А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. | ||||
А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | ||||
М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | ||||
Вн. чт. Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес» | ||||
Н.Носов. Дневник Коли Синицына. | ||||
Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. | ||||
Семейное чтение. В. Драгунский. «…бы». | ||||
Вн. чт. Сказочные повести Р. Киплинг «Маугли» | ||||
Проект «По совести жить, век не тужить» | ||||
Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Знакомство с произведением. | ||||
Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. | ||||
Вн. чт. Книги-справочники. Доклады о новогодних праздниках в странах мира, стихи | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | ||||
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. | ||||
Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой. | ||||
Вн. чт. Сказки Братьев Гримм. | ||||
Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. | ||||
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. | ||||
Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки. | ||||
Вн. чт. Страны и народы (доклады, рассказы о различных странах и народах) | ||||
Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Герои сказки. | ||||
Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. | ||||
Г.- Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. | ||||
Вн. чт. Сказки Г.- Х. Андерсена. | ||||
Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. | ||||
Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | ||||
Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. | ||||
Вн. чт. Книги-справочники (доклады о великих людях и их изобретениях) | ||||
Г.- Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. | ||||
Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | ||||
Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье. | ||||
Вн. чт. С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. | ||||
Наш театр. Э. Хоггарт. Мафин печёт пирог. Знакомство с произведением. | ||||
Наш театр. Э. Хоггарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | ||||
Вн.чт. Составление каталога на тему. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. | ||||
Проверочная работа по теме «Литературная сказка». | ||||
Вн. чт. Стихи, посвященные международному женскому дню | ||||
. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. | ||||
К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. | ||||
Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» | ||||
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Знакомство с произведением. | ||||
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. | ||||
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенности литературной сказки. | ||||
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки. | ||||
Вн. чт. Стихи А. С. Пушкина | ||||
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. | ||||
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок. | ||||
А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. | ||||
Вн. чт. А. Лингрен «Малыш и Карлсон» | ||||
А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны. | ||||
Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | ||||
Вн. Чт.Сказки А.С.Пушкина | ||||
Устное сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон» | ||||
М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. | ||||
М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. | ||||
Вн. чт. Книги А. П. Гайдара | ||||
М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. | ||||
М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. | ||||
М.Ю. Лермонтов. Бородино. | ||||
Анализ работ. Вн. чт. Рассказы Л. Н. Толстого | ||||
Л. Н. Толстой. Maмan (из повести «Детство»). Герои рассказа. | ||||
Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. | ||||
И.Никитин. Вечер ясен и тих. Когда закат прощальными лучами… И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы. | ||||
Вн. чт. Стихи поэтов-классиков о весне | ||||
И. Бунин Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. | ||||
И. Бунин. Ещё холодно и сыро… | ||||
Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. | ||||
Вн. чт. Стихи и рассказы о дне Победы | ||||
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. | ||||
Л.Н. Толстой. Басни. | ||||
Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Знакомство с произведением. Пересказ. | ||||
Вн. чт. Ю. Олеша .Три толстяка. | ||||
Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. Знакомство с произведением. | ||||
Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование. | ||||
Комплексная работа с текстом. | ||||
Вн. чт. Рассказы о детстве | ||||
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения – 3 ч. | ||||
Анализ комплексной работы. И. Тургенев. Голуби (стихотворение в прозе) | ||||
А. Пушкин. Деревня. | ||||
И. Тургенев. Рассказ «Воробей» | ||||
Повторение за год-7 ч. | ||||
Вн. чт. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | ||||
Повторение. Истоки литературного творчества | ||||
Повторение. Жить по совести любя друг друга | ||||
Повторение. Великие русские писатели | ||||
Вн.чт Григорович «Гуттаперчевый мальчик» | ||||
Что читать летом. | ||||
Викторина «Страна Литературия» | ||||
Проверка техники чтения (входной контроль) | ||||
Проверка техники чтения (итоговый контроль) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...