Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе. УМК Л.В. Занкова. Соответствует требованиям ФГОС. В конце даны контрольно-измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской области
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08. 2016г. | Утверждаю Директор С.В. Шикова «____»_______________ 2016г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
в 4 В классе
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель Марищенкова И.В.
Рассмотрена
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 26.08. 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по литературному чтению, на основе авторской программы по литературному чтению В.Ю. Свиридовой.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачами предмета являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношений, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного
художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с примерным учебным планом Учреждения в 4 классе на уроки литературного чтения отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество часов по разделам программы может быть вариативным (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и характеристики усвоения учащимися учебного материала).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
4 класс
- заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
- интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
- основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
- основы для принятия культурных традиций своей страны;
- основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;
Учащийся получит возможность для формирования:
4 класс
- потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
- осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
- ориентации в системе личностных смыслов;
- ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
- способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
- понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств - вины, совести как основы морального поведения;
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится
4 класс
- осознавать этапы организации учебной работы;
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
4 класс
- самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих;
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится
4 класс
- полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.
Учащийся получит возможность научиться:
4 класс
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
- находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме
(в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же
писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится
4 класс
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
- сотрудничать с учителем и сверстниками;
- грамотно формулировать вопросы;
- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
- принимать участие в коллективных проектах;
Учащийся получит возможность научиться:
4 класс
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,
творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
- открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание
и условия коллективной деятельности;
- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга
Предметные результаты.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится
4 класс
- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;
- эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- находить известные средства художественной выразительности;
- отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
- осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
- самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя;
Учащийся получит возможность научиться
4 класс
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;
- вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
- самостоятельно читать тексты большого объема;
- выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
- воспринимать юмор, иронию в литературе;
- воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования;
Круг детского чтения
Учащийся научится:
4 класс
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;
- отличать сборник произведений от книги одного автора;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке
- по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации
к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
Учащийся получит возможность научиться
4 класс
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов
и познавательных потребностей;
- писать отзывы и аннотации на прочитанные книги; вести читательский дневник;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
4 класс
- отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
- распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
- практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
Учащийся получит возможность научиться
4 класс
- самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя;
- различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
- видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении;
- видеть развитие настроения;
- создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями;
- знать о существовании «бродячих сюжетов» в мировой литературе;
- понимать особенности жанра басни, былинного повествования;
- эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;
- называть основных героев русских былин;
Творческая деятельность учащихся
Учащийся научится
4 класс
- выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;
- участвовать в чтении по ролям литературных произведений;
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
Учащийся получит возможность научиться
4 класс
- пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;
- самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения,
участвовать в конкурсах чтецов;
- участвовать в инсценировках литературных произведений;
- писать сочинения-рассуждения на свободную тему, сочинения - описания природы;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
- находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме
(в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же
писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс (102 часа)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному,
художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Мини-сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных
материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.
Библиографическая культура. Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно-иллюстративный материал книги.
Типы изданий: произведение, сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее
представление о новом типе отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в
былине.
Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.
Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки.
Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.
Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально-бытовая сказка.
Пословица. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение).
Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы.
Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.
Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни.
Авторская литература. Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии, драмы.
Проза. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.
Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия, превращения, испытания и подвиги героев.
Волшебные помощники, предметы, числа. Реальность переживаний героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные коллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.
Рассказ. Событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени.
Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.
Поэзия. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).
Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).
Драма. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев - ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы - это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Четвёртый год обучения
Устное народное творчество: былины. Русские народные волшебные и бытовые сказки: "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо", "Семь Симеонов", "Солдат и смерть", "Солдат и чёрт", "Кобылье яйцо", "Петухан Куриханыч", "Каша из топора".
Басни: Эзоп, Л. Толстой, И. Крылов, С. Михалков.
Классики русской литературы:
И. Тургенев, А. Блок, С. Есенин, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Ходасевич, В. Хлебников, Н. Гумилёв, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак;
А. Пушкин "Сказка о Попе и его работнике Балде", А, Погорельский "Чёрная курица"; А. Чехов "Белолобый", "Каштанка", "Ванька", Н. Гарин-Михайловский "Детство Темы", А. Толстой "Детство Никиты", С. Аксаков "Детские годы Багрова-внука"; М. Светлов, Н. Рубцов, Д. Кедрин, Н. Заболоцкий, А. Твардовский, М. Симонов, В. Соколов, Б. Окуджава, В. Высоцкий.
Русские и зарубежные авторские сказки:
Л. Чарская "Сказки", Е. Шварц "Два брата", К. Паустовский "Стальное колечко"; Г. X. Андерсен "Гадкий утёнок", В. Гауф "Карлик Нос", "Маленький Мук", "Калиф-аист", О. Уайльд "Мальчик-звезда", Э. Т. А Гофман "Щелкунчик", А Сент-Экзюпери "Маленький принц", Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес".
Приключения и фантастика:
В.Некрасов "Приключения капитана Врунгеля", Ю. Коваль, Ю. Сотник, Ю. Яковлев, В. Железников, В. Каверин, Л. Кассиль, А Алексин, А Рыбаков, А Митяев, А Маркуша, С. Сахарнов "Рассказы и повести"; Л. Лагин "Старик Хоттабыч", К. Булычёв, Е. Велтистов, А. Мошковский "Пятеро в звездолёте", М. Твен "Приключения Тома Сойера", Д. Дефо "Приключения Робинзона Крузо", Д. Свифт ``Путешествие Гулливера", Ж. Верн "Дети капитана Гранта", Л. Стивенсон "Остров сокровищ".
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Глава 1. Волшебная старина (24ч) | ||
1 | Волшебная старина. Обращение автора. «Крутим барабан времени». Путешествие во времени с помощью произведений искусства. | 1 |
2 | С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», М. Шагал «Часы с синим крылом». | 1 |
3 | Пословицы и поговорки о времени и природе. Портрет В. И. Даля кисти В. Перова. | 1 |
4 | Народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Признаки и законы волшебной народной сказки. | 1 |
5 | Художественные особенности волшебной народной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк». | 1 |
6 | В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» Сочинение по картине. | 1 |
7 | Русская народная сказка «Летучий корабль». Анализ сочинений. | 1 |
8 | Волшебные помощники в русской народной сказке «Летучий корабль». Испытания сказочного героя. | 1 |
9 | Язык сказки. Русская народная сказка «Летучий корабль». Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность. | 1 |
10 | Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла. | 1 |
11 | Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы (по древнегреческим мифам о Геракле в учебнике). Образ Кербера. | 1 |
12 | Подвиги русских богатырей. Былина. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Картина В. Васнецова «Гусляры». | 1 |
13 | «Как Илья из Мурома Богатырем стал». Композиция и особенности языка, красота и своеобразие русской былины. | 1 |
14 | «Как Илья из Мурома Богатырем стал». | 1 |
15 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Черты древней сказки и исторические подробности в былине. Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри». | 1 |
16 | Мотивы былины в художественном произведении А.К. Толстого «Илья Муромец». | 1 |
17 | Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка». | 1 |
18 | Жанр бытовой сказки: время возникновения, проблематика. Русские народные сказки «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег». | 1 |
19 | Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата» | 1 |
20 | Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Я. Маршак «Кашица из топора». | 1 |
21 | Особенности авторской сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 |
22 | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 |
23 | Образ стойкого солдатика в произведениях современных писателей. Сочинение - рассуждение «Кто может совершить подвиг» | 1 |
24 | Обобщающий урок по теме «Волшебная старина» Тестирование | 1 |
Глава 2. Пленительные напевы (20ч) | ||
1 | Пленительные напевы. Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского В.А. Жуковский «Там небеса и воды ясны!». | 1 |
2 | А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный». | 1 |
3 | Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». | 1 |
4 | Образ рассказчика в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Художественные особенности стихотворения. | 1 |
5 | Позиция автора, «спрятанная» за иносказанием. Басня И.А. Крылова «Слон и Моська». | 1 |
6 | Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети». | 1 |
7 | Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П. Чехова «Ванька»). | 1 |
8 | И.А. Бунин «Детство». | 1 |
9 | Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание». | 1 |
10 | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Композиция, система героев. | 1 |
11 | Два мира в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче». | 1 |
12 | Главный герой Рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»: его возрождение и возвращение, предположительное будущее героя. Сравнительный анализ картин М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно» | 1 |
13 | Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет...». | 1 |
14 | Образ реального мира в волшебной сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» | 1 |
15 | Реальное и чудесное в волшебной сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Особенности Волшебного мира в авторской сказке | 1 |
16 | М.Я. Бородицкая «В школу». Мир драмы. Общее представление о пьесе. С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» | 1 |
17 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев» | 1 |
18 | Саша Чёрный «Рождественское». | 1 |
19 | Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т. Янссон «Ель». | 1 |
20 | Обобщающий урок по теме «Пленительные напевы» Тестирование | 1 |
Глава 3. Огонь волшебного рассказа (28ч) | ||
1 | Огонь волшебного рассказа. Д. Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..». Картина К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». | 1 |
2 | П.П. Бажов «Огневушка - Поскакушка» | 1 |
3 | Общее представление о жанре сказа. П.П. Бажов «Огневушка - Поскакушка» | 1 |
4 | Деталь как средство выражения авторского отношения П.П. Бажов. «Огневушка - Поскакушка» . | 1 |
5 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки. | 1 |
6 | Художественные образы в стихотворении А.С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Виды рифмы. | 1 |
7 | Мир «детей» и мир «взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П. Чехова «Белолобый». | 1 |
8 | Комическое и драматическое в рассказе А.П. Чехова «Белолобый». | 1 |
9 | А.С. Пушкин «Зимнее утро. » | 1 |
10 | А.И. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». | 1 |
11 | Нравственные уроки рассказа А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Картина Б. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». | 1 |
12 | Бережное отношение к миру в шуточной интерпретации Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?..». | 1 |
13 | Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». | 1 |
14 | Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Событийный план повести. | 1 |
15 | Исцеляющая сила мечты и любви. А.И. Куприн «Слон». | 1 |
16 | Мир глазами ребенка. Взаимопонимание взрослых и детей А.И. Куприн «Слон». | 1 |
17 | Обобщающий урок по произведениям А.И. Куприна. | 1 |
18 | Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение по картине. | 1 |
19 | Анализ сочинений. Н.Н. Асеев «Февраль». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | 1 |
20 | М.М. Пришвин «Земля показалась». | 1 |
21 | Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама». | 1 |
22 | Сочинение-рассуждение «Родина начинается с семьи». | 1 |
23 | Картины П. Филонова «Семья крестьянина», А. Матисса «Семейный портрет». В.Д. Берестов «Семейная фотография». | 1 |
24 | Лирический герой В. Д. Берестова в стихотворении «Разлука». | 1 |
25 | Разнообразие интонации в рассказе В. Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». | 1 |
26 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 |
27 | Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Федина задача». | 1 |
28 | Обобщающий урок по теме «Огонь волшебного рассказа» Тестирование | 1 |
Глава 4. Все, что сердцу мило (29ч + 1 резервный час) | ||
1 | Все, что сердцу мило. А.А. Фет «Это утро, радость эта...». Образ весны и ручья в стихотворении Н.Н. Матвеевой «В лощинах снег…». | 1 |
2 | С.Г. Козлов «Как ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Лисичка». | 1 |
3 | Секреты творчества. К.Д. Бальмонт «Как я пишу стихи» М. Шагал «Над городом». | 1 |
4 | М.И. Цветаева «Красною кистью…». Хокку японских поэтов. | 1 |
5 | Необычный герой и необычный мир. Ю.И. Коваль «Писатель - путешественник». | 1 |
6 | М.Ю. Лермонтов «Парус». | 1 |
7 | В.П. Крапивин «Старый дом». Рождение творческого взгляда на мир. | 1 |
8 | Романтический мир современного подростка. В.П. Крапивин «Старый дом». | 1 |
9 | Романтический мир современного подростка. В.П. Крапивин «Старый дом». | 1 |
10 | Художественный мир В.П. Крапивина. «Мальчик со шпагой» | 1 |
11 | Художественный мир В.П. Крапивина. «Всадники со станции Роса» | 1 |
12 | Е.А. Баратынский «Чудный град...». А.А. Фет «Воздушный город». | 1 |
13 | Б.В. Заходер «Воздушные замки». Картина М. Чюрлёниса «Корабли». | 1 |
14 | Контрольная работа за учебный год. | 1 |
15 | Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Проблематика и основное содержание. | 1 |
16 | Композиция и система образов в авторской сказке-повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». | 1 |
17 | Изобразительно-выразительные средства в авторской сказке-повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». | 1 |
18 | С. Л. Проофьева «Лоскутик и Облако». Домысливание сюжета, развитие характеров героев. | 1 |
19 | Мир сказок С.Л. Прокофьевой. Отрывки из сказки «Желтый чемоданчик» | 1 |
20 | Мир сказок С.Л. Прокофьевой. Отрывки из сказки «Волшебник Алеша». | 1 |
21 | Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах...». | 1 |
22 | Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах...», картина А. Матисса «Красные рыбы». | 1 |
23 | В. Хлебников «Мне мало надо!..», Т. М. Белозеров «Кладовая ветра». | 1 |
24 | Сочинение по картине В. Поленова «Московский дворик». | 1 |
25 | Анализ сочинений. Шутя говорим о серьезном. Ю. Драгунский «Куриный бульон». | 1 |
26 | Твое место в мире школы, города, страны. Фантастические произведения Е.С. Велтистова. | 1 |
27 | Твое место в мире школы, города, страны. Фантастические произведения Е.С. Велтистова, А.И. Мошковского. | 1 |
28 | Притча Ф.Д. Кривина «Часы, минуты, секунды». Образ времени в скульптурах С. Дали. Духовно-нравственный урок притчи В.А. Солоухина. | 1 |
29 | Итоговый урок. | 1 |
30 | Резервный час. | 1 |
Всего | 102 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
(4 класс)
Вид контроля | Количество |
Тест (тематический) | 3 |
Контрольная работа за учебный год | 1 |
Всероссийская проверочная работа – 1
Приложение №1
Материалы для итогового контроля
4 класс
1. Тест по разделу «Волшебная старина»
Фамилия, имя __________________________________________
- Как ты понимаешь смысл пословицы: Жизнь прожить – не поле перейти.
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Видна ли в этой пословице зависимость человека от природы?
1) да 2) нет
- Кто является создателем уникального «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»?
1) Владимир Даль 3) Александр Пушкин
2) Александр Афанасьев 4) Иван Крылов
- Соедини произведение с названием жанра, к которому оно относится:
Иван – царевич и серый волк миф
Илья Муромец и Соловей – разбойник русская народная сказка
Кербер былина
- Кто является первым в России издателем сборника русских народных сказок?
1) Александр Пушкин 3) Корней Чуковский
2) Александр Афанасьев 4) Самуил Маршак
- Какие черты волшебной сказки встретились в сказке «Иван – царевич и серый волк»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- К какому жанру сказки относится русская народная сказка « Кашица из топора»?
1) волшебная 2) бытовая 3) сказка о животных
- За что русская народная сказка вознаградила своего героя – дурня? В чём состоит награда? ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое путешествие совершает Геракл во время двенадцатого подвига?
- в сады Гесперид 2) на гору Олимп 3) в царство Аида
- Былина – это ...
1) краткий иносказательный нравоучительный рассказ;
2) художественное прозаическое повествовательное произведение;
3) русская народная эпическая песня - сказание о богатырях.
- Какие черты сказочного жанра тебе удалось обнаружить в былине «Как Илья из Мурома богатырём стал»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему странники не спорить с богатырями: соедини имя и причину:
Святогор его любит мать сыра земля
Микула Селянинович он не силой возьмёт,
так хитростью – мудростью
Вольга Всеславьевич его через силу носит земля
- Какие приёмы использованы для создания образа Ильи Муромца?
- звукоподражания 3) эпитеты
- образные сравнения 4) гиперболы
- Соедини название произведения с его автором:
Сказка про короля и солдата Г. Х. Андерсен
Илья Муромец С. Я. Маршак
Стойкий оловянный солдатик А. К. Толстой
- О чём говорит нам сказка «Стойкий оловянный солдатик? Как ты считаешь, какой у неё конец? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Тест по разделу «Пленительные напевы»
Фамилия, имя __________________________________________
- Какой литературный прием использует Ф. И. Тютчев в стихотворении:
«Смотри, как роща зеленеет…»?
звукопись эпитет
сравнение контраст
- Какие виды рифмовки применяет А. С. Пушкин в стихотворении «Москва… как много в этом звуке…»?
парная кольцевая
перекрёстная разные виды
- О каком историческом событии говорится в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»?
Отечественная война 1812 года
Отечественная война 1941-1945 гг.
Гражданская война 1918-1920 гг.
- Соедини стрелками прием выразительности с выражением из стихотворения «Бородино»
эпитет «гора кровавых тел»
сравнение «поле грозной сечи»
гипербола «носились знамена как тени»
- Как надо читать стихотворение В. А. Жуковского «Там небеса и воды ясны!»?
весело, радостно напевно, плавно грустно, медленно
- Отметь то, что относится к Петьке – герою рассказа Андреева
Петьке 10 лет Петьке 11 лет
Его мать барыня Петька жил у доктора
Петька жил у парикмахера Его мать кухарка
- Какой прием использует Андреев, показывая два мира жизни Петьки – в городе и на даче?
метафора сравнение контраст
- Кому в учение отдали Ваньку Жукова-героя рассказа А. Чехова?
парикмахер сапожник кузнец
- Кому писал письмо Ванька из рассказа А. П. Чехова?
дедушке бабушке тетушке
- Что обозначает выражение из рассказа А. Чехова «на деревню дедушке»?
в дальнюю деревню, где живет дедушка
в соседнюю деревню, где живет дедушка
неизвестно куда и кому
- О чем рассказы Андреева, А. Чехова?
о трудном детстве героев о жизни богатых людей
об отдыхе на даче
- Какие слова относятся к героям басни И. А. Крылова «Слон и Моська»
сильный
спокойный
Слон трусливый
благородный
Моська задиристый
уверенный
хвастливый
терпеливый
вздорный
- Как ещё называют стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»?
«Мужичок с мизинчик» «Мужичок с ноготок»
«Мальчик с пальчик»
- Как звали главную героиню сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»?
Мари Мария Марта
- На кого был похож Щелкунчик Гофмана?
учителя моряка гусара
- Сколько голов было у мышиного короля из сказки «Щелкунчик и мышиный король» Э.-Т.-А. Гофмана?
пять шесть семь
- Как назывался волшебный орех в сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»?
фундук кракатук фисташки
- Что подарил молодой Дроссельмейер Мари и Фрицу? Соедини стрелками
вкусный марципан
МАРИ замечательную саблю
ФРИЦ красную розу
красивое ружье
- Что такое ПЬЕСА?
литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене
стихотворное произведение на историческую или героическую тему
литературное повествовательное произведение
- Когда происходит действие пьесы «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака?
в новогоднюю ночь
в Рождественскую ночь
в день Знаний
- Кому из героев пьесы «Двенадцать месяцев» подходит характеристика «своенравный»?
Падчерица Мачеха Королева
- Напиши, за что наградили месяцы Падчерицу, и в чём состоит награда.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Тест по разделу «Огонь волшебного рассказа»
1) Соедини произведение с названием жанра, к которому оно относится:
Зимнее утро сказ
Огневушка – Поскакушка стихотворение
Земля показалась рассказ
Мысли Сапсана о людях, животных, сказка
предметах и событиях миф
2) Как ты понимаешь слова дедко Ефима о счастье: «Наше-то счастье – людям смех»?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Сказ – это…
А) краткий иносказательный нравоучительный рассказ;
Б) художественное прозаическое повествовательное произведение;
В) особый жанр, в котором есть и реальность, и сказка;
Г) волшебная сказка.
4) В чём особенность «онегинской строфы»? ________________________________________________________________
________________________________________________________________
5) Кто является рассказчиком в произведениях А. И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях» и Саши Чёрного «Дневник фокса Микки»? ___________________ Почему авторы доверяют размышления о жизни этим существам?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие основы жизни утверждают авторы через этих героев? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Соотнеси название произведения с его автором
А. П. Чехов Слон
В. Ю. Драгунский Федина задача
А. И. Куприн Сверху вниз, наискосок!
Н. Н. Носов Белолобый
7) Из какого произведения эти строки?
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска… ______________________________________________
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке. ___________________________________________
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. __________________________________________________
Кто автор этих строк? _________________________________________
8) О чём произведение А. И. Куприна «Слон»?
А) о капризной девочке;
Б) о болезни Нади;
В) о способности понять человеческую душу;
Г) о дружбе Нади со слоном.
9) Почему рассказы Виктора Драгунского и Николая Носова вызывают у нас смех?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Контрольная работа (годовая)
Фамилия, имя _________________________________________________
Задание 1.
Поглядела на него царица и задала Ивану такую задачу:
- А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу я тебя, живи, так и быть.
Пошел Иван искать себе тайного места, а навстречу ему Дарья - прислужница.
- Обожди, - велит она, - я тебя укрою. Я твое добро помню. Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван, превратился он в теплое дыхание женщины. Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. Пошла потом Дарья в горницу, взяла Царицыну книгу со стола, отерла пыль с нее да открыла ее и дунула в нее: тотчас дыхание ее обратилась в новую заглавную букву той книги, и стал Иван буквой. Сложила Дарья книгу и вышла вон.
Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и глядит в нее: где Иван. А книга ничего не говорит. А что скажет, непонятно царице; не стало, видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от новой заглавной буквы все слова в книге переменились.
Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила ее оземь.
Все буквы рассыпались из книги, а первая, заглавная буква ударилась, так и обратилась в Ивана.
Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему. И стала еще прекраснее, чем прежде была.
(А. Платонов «Иван Бесталанный и Елена Премудрая)
1. Прочитай отрывок из сказки тихо, вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь, простым карандашом.
3. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) древние представления о мировом дереве;
в) действия волшебного помощника;
г) наличие волшебного предмета;
д) волшебные превращения.
4. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтвержу твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую букву.
5. Встречались ли тебе в других сказках похожие события, когда герой выполняет очень трудные задания? В каких? Напиши_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Береза
Зеленым облаком береза
В ржаное поле забрела.
Ей носят новости стрекозы
Из леса, где она жила.
Она стоит на перепутье,
Чуть отражается в ручье,
Наполненная тихой грустью,
С гнездом грачиным на плече.
Г. Новицкая
1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво;
б) трагически, с грустью и печалью;
в) весело, задорно, с торжеством в голосе?
3. В каких строчках выражено настроение березки? Подчеркни волнистой чертой.
4. Каким литературным приемом автор пользуется чаще всего? Напиши, как он называется. Подчеркни карандашом в тексте соответствующие слова.
5. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
Задание 3.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долге прислушивался и наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
(К. Паустовский)
1. Прочитай отрывок из произведения тихо, вполголоса
2. Что произошло в природе, что так удивило героя:
а) прилетела необычная птица;
б) стало вдруг очень тихо;
в) выпал снег и все за окном преобразилось?
3. Найди в тексте олицетворения, при помощи которых создается образ мертвой тишины, подчеркни их прямой линией.
4. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить описанное? Подчеркни их волнистой линией.
5. Найди сравнение, обведи его карандашом.
6. Определи жанр этого текста:
а) рассказ;
б) авторская сказка;
в) научно-популярный рассказ.
Уровни выполнения работ
Задание 1.
Проверка техники чтения. Темп чтения:
4-й уровень - 80-90 слов в минуту;
3-й уровень - 70-80 слов;
2-й уровень - 60-70 слов;
1-й уровень - менее 60 слов.
Понимание содержания, жанровой специфики сказки:
4-й уровень - даны ответы на все вопросы.
Обнаружены характерные особенности волшебной сказки: магические числа (третье задание выполняет Иван), у героя есть волшебный помощник - Дарья-прислужница, у царицы есть волшебный предмет - книга, волшебным превращением можно считать преображение Ивана в дыхание женщины, в букву книги. В данном фрагменте нет представлений о Мировом дереве. Отвечая на пятый вопрос, дети могут вспомнить, что в других сказках («Царевна-лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая») герой тоже выполняет трудные задания.
3-й уровень - в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты, например, не указана одна из черт волшебной сказки;
2-й уровень - выполнена половина задания;
1-й уровень - задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 2.
Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации. Важно, чтобы дети уловили тихую, задумчивую интонацию стихотворения, отметили прием олицетворения («Береза в ржаное поле забрела», «жила в лесу», «наполненная грустью»), увидели рифмы (береза - стрекозы, забрела - жила и т. д.)
4-й уровень - даны ответы на все вопросы;
3-й уровень - даны ответы на три из четырех вопросов;
2-й уровень - выполнена половина задания;
1-й уровень - задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 3.
Знание особенностей художественного текста, умение узнавать выразительные средства литературы.
В рассказе Паустовского описывается чудесный приход зимы и преображение всего мира. Дети могут отметить самые яркие олицетворения: умер дождь, умер ветер, умер сад, увидеть красочные прилагательные: странный, белый, ровный, одинокий и др. Не надо требовать, чтобы ученики выделили все олицетворения и эпитеты текста.
4-й уровень - даны ответы на все вопросы;
3-й уровень - в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень - выполнена половина задания;
1-й уровень - задание не выполнено или выполнено неверно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
- Мне нравится (1)