Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
С. А. Есенин "Черемуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. Есенин «Черёмуха».
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;
- формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
- развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
развитие внимания, творческого воображения;
- воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока.
- Организационный момент.
– Ребята, cегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем урок.
II. Речевая разминка.
-Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».
-Как вы ее понимаете? – Да, природа может нас удивлять, восхищать,
завораживать своей красотой, необычностью)
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной.
– Прочитайте выразительно.
I I I. Проверка домашнего задания.
– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?
– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.
*Чтение наизусть стихотворений А.А.Блока «Ветхая избушка»
IV. Изучение новой темы.
1. Беседа о поэте.
—Послушайте стихотворение и вспомните, кто автор этих строк.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром...
—Конечно же, это С.А.Есенин. Кто не знает эти строки. Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу.
– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
—Взгляните на лицо этого человека.
Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
- Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах.
2. Актуализация знаний. Постановка цели.
Тема урока: Сергей Есенин „Черемуха”.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха», научимся выразительно читать это стихотворение; будем находить в нём образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение.
Учитель: Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух –прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
- Кто знает, что такое черёмуха?
— Это дерево или кустарник от 2 до 15 м высотой.
— Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Сейчас ребята расскажут нам об этом загадочном дереве.
1. Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев весной, известное в народе как «зелёный шум».
2. Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.
3. В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота (в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.
4. Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат фитонциды, которые не только убивают микробов, но и вредных насекомых.
5. В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.
6. Аромат черёмухи убивает микробов. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова
– А сейчас послушайте стихотворение “Черемуха” в грамзаписи. Мне очень
нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы
почувствовали то же самое.
– Словарная работа. Объясняю значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
- А теперь прочитаем стихотворение .
-Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
чтобы передать радость общения с природой;
чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение изучения темы.
8. Анализ лирического стихотворения «Черемуха».
б) Словесное рисование.
Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (2 картины)
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.
2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.
в) Чтение стихотворения по частям.
Чтение 1-ой части.
Учитель: Давайте прочитаем отрывок к первой картине.
– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная).
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)
Что такое эпитет?
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
Учитель: Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Учитель: С чем автор сравнил ветки черемухи?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.
- Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? Черёмуха олицетворяет образ девушки
Чтение 2-ой части.
Учитель: Прочитайте отрывок ко второй картине.
– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?
Дети: маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).
Учитель: Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юноша)
– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?
Вывод: Это стихотворение о дружбе девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
Чтение 3-ей части.
Учитель: Прочитаем отрывок к третьей картине.
– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая,желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)
– Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)
Чтение 4-ой части.
Учитель: Прочитаем последнюю часть.
– Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали
вешние воды).
– На что стал похож он, если у него появилась волна?
Учитель: Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе?
Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
9. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха».
Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.
Учитель: Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
10. Работа над иллюстрацией на с.55.
Учитель: Обратимся к иллюстрации на с. 55, найдите строки, подходящие к ней?
Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)
Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.
-(Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности. Они сами выбирают уровень сложности.)
-Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?(природа)
-Можете ли вы определить характер музыки, которая могла бы сопровождать это стихотворение? Лирическая песня
-С каким чувством надо читать стихотворение? (радостным)
--Что удивляет автора? (красота природы)
VI. Итог урока. Выставление оценок.
– С каким произведением вы познакомились на уроке?
– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?
– С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)
– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.
Покажите сигнал те, кто за свою работу
- поставил оценку «5»;
- теперь те, кто поставил оценку «4»
VII. Домашнее задание. с. 55 учить наизусть.
с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)
Учитель: Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие композиторы создавали произведения на стихи Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”, давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...