проектная задача
проект по чтению (3 класс) на тему
работа в группах предполагает решение проектных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_zadachi.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача по литературному чтению
Мир глазами животных
Предмет
Литературное чтение
Класс 2
Тип задачи
Предметная рефлексивная одновозрастная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Использование предметных знаний в модельной (квазиреальной) ситуации.
2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
1. Владение понятием «точка зрения».
2. Умение преобразовывать художественные тексты от лица героя.
3. Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.
Общеучебные умения
· Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
· Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной.
Планируемый педагогический результат (указать конечный «продукт»)
Демонстрация учащимися:
· усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
· умения, работая в малой возрастной группе, создавать конечный «продукт» - набор иллюстрированных текстов, объединенных общей темой и позиционностью изложения
Способ и формат оценивания результатов работы (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.
Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лит с заданными критериями
Методическое обеспечение (учебные пособия, автор), оборудование, материалы
Замысел задачи: ключевым понятием в курсе литературное чтение 2 класс является «точка зрения», дети учатся находить точку зрения героев в тексте, учатся ее понимать, а главное – вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения.
Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют таким понятием как точка зрения, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты, а также способствует развитию навыков кооперации.
Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак, пользуясь предложенными художественными и энциклопедическими текстами. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.
Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Цель, которую должны достичь дети: создать иллюстрированный «журнал», все тексты и изображения которого представляют мир глазами собак.
Текст задачи с комментариями к отдельным заданиям.
Проектная задача «Мир глазами животных»
В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть посвящен собакам. Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот какие материалы поступили в редакционную коллегию для нового журнала:
Предок собаки — волк; эти животные очень похожи, что их легко спутать. Ученые полагают, что к 3500 до н.э. в Европе уже существовало 4 их основных типа, давших начало большинству современных пород. Существует более 200 пород собак.
Размер. Рост собак в холке от 100 см у огромного ирландского волкодава до 15 см у крошечной чихуа-хуа. Масса собаки зависит от ее телосложения и количества жировых запасов. Например, один ожиревший сенбернар весил 113 кг, а потом похудел до 72 кг.
Сила. При регулярной тренировке собаки удивительно сильны для своих размеров — некоторые способны переносить на спине тяжелую поклажу, таскать за собой сани, бревна и другие большие грузы. Эти животные также очень выносливы. Ездовым собакам часто приходится вшестером буксировать повозку массой в одну тонну по нескольку часов подряд, поисковые собаки могут идти по следу 48 ч без передышки.
Чутьё. Некоторые собаки способны учуять даже такие слабые запахи, которые не улавливает ни один прибор. Например, бладхаунды различают запах конкретного человека среди следов сотен людей.
Зрение. Собаки не различают цвета; в остальном их зрение, вероятно, близко к человеческому. Однако некоторые породы видят хуже, чем мы, особенно вдали.
Умственные способности. Физиологи считают собак одними из самых умных домашних животных. Однако в этом смысле они несколько уступают некоторым диким видам и значительно «глупее» обезьян. У собак превосходная память, особенно на запахи, и они быстро обучаются методом проб и ошибок.
Проектные задачи в начальной школе:
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования, а это поможет в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной школе. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.
Проектные задачи являются важным звеном при инклюзивном подходе в обучении. Использование педагогами проектных задач на уроках, где есть дети с ОВЗ, помогает активно включать таких обучающихся в учебную деятельность, дети чувствует себя полноценными участниками образовательного процесса во всех видах деятельности, существенно снижается изолированность, если она имела место при образовательном процессе. Таким образом, проектные задачи не только помогают формировать у учащихся универсальные учебные действия, основные навыки, необходимые для успешного проведения исследовательских работ, но и помогают активно включать в образовательный процесс детей с ОВЗ, что на сегодняшний день остро необходимо для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Итак, тема моего выступления «Решение проектных задач в начальной школе», и начать мне его хотелось бы со слов:
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Выготский
Что мы понимаем под термином «Проектная задача»?
По мнению Алексея Борисовича Воронцова проектная задача в начальной школе – задача, в которой через определенный набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение определенного продукта. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
( далее по слайдам)
Особенности проектной задачи:
1.Создание проблемной ситуации;
2.Для решения ПЗ все необходимые материалы предоставляются;
3.Работа в группах;
4.Краткосрочность (1-2 урока);
5.Результат решения задачи – продукт, созданный конкретной группой учащихся.
Структура проектной задачи:
1.Проблемный блок (имеется проблема, максимально приближенная к жизненной или требующая решения).
2.Информационный (блок ресурсов для поиска решения: набор текстов, диаграмм, таблиц, справочных материалов + план работы для группы учеников).
3.Критериально-оценочный блок (вопросы для анализа проделанной работы).
Типы проектных задач:
1.Предметная (встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету).
2.Межпредметная (находит точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса).
3.Одновозрастная или межвозрастная.
4.Стартовая, текущая, итоговая.
Алгоритм решения проектной задачи:
1.Познакомиться с условием задачи.
2.Познакомиться с инструкцией (содержанием заданий).
3.Обсудить организацию работы в группе по решению ПЗ. Определить роль каждого участника групповой работы.
4.Выполнить задания, сформулированные инструкцией. В 1-м классе (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.
5.Подготовиться к презентации продукта ПЗ.
6.Презентация готового продукта.
7.Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
8.Оценивание своего продукта.
Этапы создания ПЗ:
1.Сформулировать цель ПЗ.
2.Придумать продукт, который будут конструировать ученики.
3.Сформулировать проблему.
4.Составить путь решения через выполнение заданий (инструкцию).
5.Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом,…).
6.Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
7.Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Светлана Викторовна Самыкина, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой
начального образования Самарского
областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Вебинар от ноября 2017 года. Рабочие тетради по литературному чтению «Что я знаю. Что я умею».
Собери страницу учебника.
Собери страницу словаря.
Покажи спектакль.
Игра «Ходилка» (моделирование).
Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как»
Инновации могут быть успешными, только при условии, если они носят системный характер, затрагивают многие стороны образовательного процесса, вызывая необходимость его модернизации в целом.
Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного предмета, ориентированного на освоение предметных способов действий и средств), и в способах построения обучения и учения (через формирование учебной деятельности младших школьников), и в организации образовательного процесса с учетом образовательных переходов (1 и 5 классы) и специфических фаз учебного года. Из этого следует переход на динамическое расписание, отказ от классно-урочной формы как единственной в обучении и введение коллективных (групповых, парных и т.д.) форм работы учащихся, принципиально другая система оценивания и т.д.
Проектная задача по окружающему миру
Название проектной задачи | Тайны океана |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 |
Тип задачи | Предметная проектная одновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Выявление понимания учащимися метода изолиний как общего способа изображения рельефа через перенос его как средства описания рельефа суши на описание рельефа дна океана. 2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | 1.Изображение рельефа с помощью изолиний. 2. Применение нового способа (послойная окраска) по описанию, приведенному в тексте задания. 3. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками). 4. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей |
Планируемый педагогический результат | 1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее известный способ изображения неровностей земной поверхности (изолинии) в новую ситуацию. 2. Умение создать конечный продукт — карту «Животный мир участка океана Великий», работая в малой группе |
Способ и формат оценивания результатов работы | В процессе решения задачи оценивается: • владение учащимися необходимым предметным материалом; • умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом; • умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе |
Замысел проектной задачи
Центральным действием при решении проектной задании «Тайны океана» является создание карты «Животный мир участка океана Великий». Для того чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо создать карту глубин океана, пользуясь известным методом изображения рельефа – методом изолиний и новым способом, описанным в тексте, – послойной окраской. Таким образом, учащимся предстоит побывать не только в роли ученых-картографов, но и в роли ученых-океанологов размещающих на карте представителей животного мира в соответствии с условиями их обитания.
Данная проектная задача рассчитана на участие четырех человек в каждой малой группе, так как на начальном этапе предполагается работа каждого участника с ним из четырех фрагментов карты. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 2 ч.
Описание проектной задачи
Океан, который многим из нас кажется просто огромной массой воды, на самом деле представляет собой с лож организм, о котором человек хочет узнать как можно больше. Океанографы расширяют наши знания об оке постоянно изучая все, из чего он состоит и что в нем держится. Благодаря им мы узнаем, что дно океана же разнообразно, как и поверхность суши. Разнообразя обитатели океана. Здесь живут как мельчайшие организмы, так и крупные морские животные — рыбы, киты и др.
Вам предлагается создать карту «Животный мир участника океана Великий», используя следующие материалы:
1. Описание некоторых животных и условий их местообитания в океане
Глубоководная голотурия. Обитает на дне океана на oгромной глубине. Способна выдерживать колоссальное давление воды.
Морской котик. Охотится за рыбой в океане. Может 3aплывать довольно далеко в океан в поисках рыбы, но все же ему нужен берег для отдыха. Маршруты его перемещений проходят вдоль берегов.
Осьминог. Живет на морском дне на средних глубинах.
Пескожил. Этот червь живет в норках в песке в зоне приливов и отливов.
Тунец. Обитает в открытом океане на небольшой глубине.
Кашалот. Обитает в открытом океане. Проводит большую часть времени на небольшой глубине. Иногда опускается очень глубоко.
Удильщик. Это глубоководная рыба. Она обитает в толще воды на таких глубинах, где уже царит вечный мрак. Для привлечения добычи и других рыб своего вида многие глубоководные бы имеют светящиеся органы.
2. Фрагменты карты участка океана
(Термин «карта» здесь и в дальнейшем употребляется с определеной долей условности. Более строго следовало бы называть материалы, с которыми работают дети, картосхемами. Географические карты в полном смысле этого слова появляются в б классе).
Сформулируйте задачу, которую вам предстоит решить, и поясните, что для этого нужно сделать.
Примечание. Каждой группе дается набор изображений животных и фрагменты карты с подписанными значениями глубины океана в разных точках.
Задание 1.Вам предлагаются четыре разных фрагмента карты одного участка океана Великий с данными измерений глубины. Упростите эти изображения и сделайте их более наглядными, используя известные вам способы.
Комментарий к заданию 1
Группе из четырех учащихся предлагаются четыре фрагмента карты участка океана, на которые нанесены только лишь отметки глубин. Учащиеся должны, используя известный им способ изолиний, соединить отметки глубин на своих фрагментах. Важным диагностическим моментом является то, будут ли учащиеся пытаться уже на этом этапе увязывать разные фрагменты карты между собой, удерживают ли они, что это составные части единого целого.
Задание 2. Познакомьтесь с описанием того, как ученые-картографы изображают рельеф дна морей и океанов.
«...Неровности земной поверхности изображаются на карте с помощью послойной окраски...
Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин показывают цифрами. Чем глубже место, тем интенсивнее (насыщеннее) цвет...»
Энциклопедия для детей «Аванта +»
Обсудите в группе, как должна выглядеть шкала глубин. Раскрасьте шкалу глубин на своих листах.
|
|
|
2000 м 3000 м 5000 м 6000 м
Комментарий к заданию 2
На столах у учащихся набор цветных карандашей различных синих оттенков. Учащиеся должны раскрасить шкалу глубин на своих фрагментах карты в соответствии с описанием. При проведении экспертного оценивания следует обратить внимание, согласовывают ли учащиеся между собой используемые оттенки синего цвета. Если они этого не делают, у них, скорее всего, возникнут трудности на более позднем этапе — при объединении фрагментов в общую карту.
Задание 3.Изобразите с помощью послойной окраски глубины своих фрагментов океана Великий.
Комментарий к заданию 3
Раскрашивая свои фрагменты участка океана, учащиеся должны придерживаться тех оттенков синего цвета, которые они нанесли на шкалу.
Задание 4. Соедините между собой фрагменты карты океана таким образом, чтобы в результате появилась единая карта «Рельеф дна участка океана Великий».
Комментарий к заданию 4
На данном этапе очень важно, чтобы изолинии плавно соединялись и карта рассматриваемого участка океана была единой, несмотря на то что каждый учащийся работал с ее отдельным фрагментом. При соединении фрагментов, если учащиеся не согласовывали свои действия на предыдущих этапах работы, у них могут возникнуть следующие проблемы, требующие обсуждения: 1)нестыковка отдельных фрагментов по изолиниям в общую карту; 2) несовпадение оттенков цветов, показывающих одинаковые глубины. Если эти проблемы действительно возникли, они должны быть устранены на данном этапе.
Задание 5.Перестройте созданную вами карту «Рельеф дна участка океана Великий» в карту «Животный мир участка океана Великий». Для этого расположите (наклейте) изображения животных на карте в возможных местах их обитания.
Комментарий к заданию 5
Учащиеся по описанию животных, приведенному выше, размещают животных в возможных местах обитания. После данного этапа группами проводится предъявление результатов выполненной работы, которая может оцениваться разными способами: например, написанием отзывов на работу, выполненную другой группой, или публичной защитой «продуктов» своей работы.
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф. И. эксперта______________ № группы_________________
Вопросы | Ответы |
Формулировка задачи в группе |
|
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания и т. д.) |
|
Перенос метода изолиний как общего способа изображения рельефа на описание рельефа дна океана |
|
Понимают ли учащиеся, что фрагменты карты — это составные части единого целого |
|
Согласуют ли учащиеся между собой используемые оттенки синего цвета при изображении глубин методом послойной окраски |
|
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т. д.) |
|
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу и т. п.) |
|
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т. п.) |
|
Проектная задача для 1 класса по математике
«Построй дом»
Название задачи | Построй дом |
Предмет | Математика |
Класс | 1 |
Вид задачи | Итоговая предметная проектная задача. |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1) Оценить возможность учащихся применять освоенные в курсе математики первого класса основные способы действия (измерение, отмеривание величин) в квазиреальной (модельной) ситуации. 2) Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | 1) Владение различными средствами моделирования (чертежи, схемы, формулы, числовая прямая) отношений равенства/неравенства, разностного отношения; 2) Построение и измерение величины по заданной модели; 3) Комбинирование фигур по образцу. 4) Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: 1) освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; 2) умения, работая в малой группе, создать конечный продукт – «построить дом» из отдельных составных частей, индивидуально выполненных каждым участником группы. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Оценивается: – владение предметными знаниями и умениями; – умение применить их для решения практической задачи; – умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист (см. приложение). |
Необходимый материал к уроку | Разноцветные полоски одинаковой ширины и одинаковой длины – брёвна; мерка Е - площадь фигуры прямоугольной формы размером 2×2 см; листы картона формата А4; «заготовка» - крыша для каждой группы. |
Проектная задача «Построй дом»
Основной замысел задачи.
Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении курса математики 1 класса в течение учебного года, а также общеучебные умения (работа в малой группе, работа по образцу и т.п.).
В течение первого года обучения математике учащиеся учились выделять различные признаки предметов, в том числе и величины, характеризующие эти предметы, а также выполнять действиями с величинами (сравнение, измерение, сложение, вычитание). Результатом измерения величины некоторой меркой является число.
Полученные в результате сравнения и измерения величин отношения моделировались с помощью различных графических моделей – чертежей, построенных из отрезков, числовой прямой и знаковых моделей – буквенных формул (равенства, неравенства, неравенства с указанием разности), стрелочных схем.
В предложенной задаче учащимся необходимо не просто продемонстрировать сформированные навыки действия с величинами, перечисленные ранее, а показать применимость известных способов действий в модельной (квазиреальной) ситуации.
Данная задача является естественным развитием и продолжением линии, заданной в начале года. На старте учащимся было предложено выложить «брёвнами» (бумажными полосками) стенку дома, выбрав подходящие по длине «бревна» из заданного набора. На том этапе задание выполнялось на интуитивном уровне с опорой на стартовые возможности учащихся, которые у разных детей различны. В конце года выполнение похожего задания позволяет учителю проследить динамику у учащихся относительно старта и оценить непосредственно не только результат обучения в плане усвоения предметного материала, но и возможность учащихся работать в малой группе, распределяя свои действия, а затем объединяя полученные результаты в целостный продукт при решении одной общей задачи.
Данная проектная задача рассчитана на участие четырёх человек в каждой малой группе, так как предполагается работа каждого участника группы с четырьмя разными стенками одного дома. При решении данной задачи учащимся (в отличие от старта) необходимо изготовить самим материал – «брёвна» для укладки стен дома в соответствии с заданными требованиями. Изготавливать материал – брёвна требуемой длины учащиеся будут с помощью различных моделей по предложенной мерке Е. В процессе работы учащиеся должны самостоятельно договориться внутри группы о цвете брёвен. На последнем этапе работы должна быть выполнена сборка всех полученных составных частей дома и проведена его презентация.
Цель (результат), которую должны достичь дети. Построить дом, изготовив самостоятельно материал для строительства.
Описание проектной задачи:
Дорогие друзья!
В течение учебного года вы работали с величинами, измеряли их и записывали результат измерения различными способами.
В самом начале года мы все вместе строили дом из готовых деталей – «бревен» заданной длины. В то время вы еще не умели самостоятельно изготавливать нужные детали.
За год вы многому научились: измерять и строить величины, показывать результат измерения с помощью схем, чертежей, формул, числовой прямой.
Теперь вам под силу построить дом, не подбирая подходящие детали – «брёвна», а изготовив их самостоятельно.
Примечание: 1) известно, что крышу для дома привезут в готовом виде;
2) « брёвна» – полоски разного цвета находятся на «столе помощников».
Сформулируйте, что вам необходимо сделать, чтобы вместе построить весь дом. Не забывайте, что на всю постройку вам отводится всего 45 минут.
Отдельные задания и комментарии к ним
Задание 1.
Вам необходимо изготовить «бревна» (полоски) заданной длины для каждой стенки дома. Для этого придется воспользоваться меркой Е и найти (длины полосок), описываемые с помощью формул, чертежей и схем.
Комментарий к заданию 1:
Данное задание состоит в изготовлении требуемого материала – полосок нужной длины для дальнейшего строительства – укладки стенок дома. На этом этапе предполагается распределение между учащимися полученных комплектов (4 участника – 4 комплекта) и выбор цвета полосок для всех участников малой группы. В арсенале у каждого ученика полоски одинаковой длины (со «стола помощников»), мерка для измерения – построения величин, различные модели. Отмеривание нужных длин полосок производится по их описанию с помощью различных модельных средств: чертежей, формул, числовой прямой.
Здесь, при заполнении экспертного листа, необходимо обратить внимание, как учащийся выполняет переходы от одной модели к другой, с чего он начинает, верно ли он проводит построение «нужных» полосок.
Задание 2.
Теперь у вас есть весь необходимый материал для строительства. На рисунке представлены сборочные чертежи для четырёх стенок дома.
Уложите изготовленные полоски – брёвна на листе картона по заданным сборочным чертежам.
Комментарий к заданию 2:
Данный этап работы – это непосредственная укладка полученных полосок – «брёвен» по образцу – плану. Для этого у каждого ученика имеется сборочный чертёж, лист картона формата А4.
Во-первых, по комплектам изготовленных полосок-брёвен учащиеся должны подобрать подходящие к ним сборочные чертежи. Во-вторых, этот этап работы включает в себя не только действие по образцу, но и контрольную функцию. При укладке стенки дома учащийся, если он ошибся в выполнении первого задания, может увидеть это и вернуться к первой части работы, что позволяет судить о сформированном действии контроля со стороны учащегося.
Если учащийся не умеет читать знаковые и графические модели, но умеет действовать по образцу, то в результате он расположит полоски, полученные из визуальных соображений, по всему формату А4, следуя только плану расположения брёвен. Это приведёт его к неверному построению стенки. В такой ситуации важно, проявят ли участники малой группы действие взаимоконтроля и взаимопомощи, что необходимо отразить в экспертном листе. Некоторые учащиеся не удерживают того момента, что полоски-брёвна можно укладывать только по горизонтали, что может привести к неверной укладке. Данная ситуация также может быть решена другими участниками малой группы.
Задание 3.
Отрежьте лишние части картона, как показано на рисунке (эти части показаны «чешуйками»), оставив справа от полученной стенки полоску шириной 1 см.
Соберите в группе все элементы – стенки дома, крышу (со «стола помощников») и сложите полученные элементы в единый дом. Если возникнет необходимость, обратитесь за помощью к учителю.
Обсудите, что у вас получилось.
Комментарий к заданию 3:
Данное задание предполагает возможность помощи со стороны взрослого в сборке стен дома. Чтобы собрать дом, необходимо отогнуть правый край стенки (белую часть картона) на всех полученных заготовках и соединить её с левым краем другой заготовки, скрепить место наложения двух заготовок – стенок двумя скрепками снизу и сверху.
Выбрав подходящую по размерам крышу со «стола помощников», учащиеся устанавливают её на каркас своего дома. «Подходящая» крыша дома для каждой группы изготавливается учителем до проведения урока. Она получается из двух прямоугольников размером 15×22 см. Другие, неподходящие, крыши учитель изготавливает произвольных размеров.
Презентация. Презентация результатов работы групп может быть построена следующим образом. На одном столе выставляются все построенные дома. Учащиеся задают возникшие у них вопросы к участникам других групп. Выступают наблюдатели. После чего каждый участник процесса может отдать голос за понравившийся ему дом и прокомментировать своё решение.
Чей дом тебе понравился больше всего?________________
Почему?_____________________________________________________
Приложение
Экспертный лист для оценки работы группы
ФИ эксперта ____________________________________ № группы _____________
Вопросы | Ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)? Опишите подробнее. |
|
Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы? |
|
Как осуществлялись переходы от одной модели к другой при отмеривании полосок требуемой длины? Опишите подробнее с указанием всех участников группы. |
|
Кто из участников при укладке полученных фигур по сборочному чертежу возвращался к моделям из задания 1 и отмеривал величину заново? |
|
Был ли в группе лидер? Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)? |
|
Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)? |
|
Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)? |
|
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? |
|
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |
Предметная проектная задача:
Рассмотрим тип предметной проектной задачи по русскому языку во втором классе.
Для этого нам необходимо разделиться на три группы.
В каждой группе будет по одному эксперту, которые будут наблюдать за деятельностью участников.
Тема ПЗ: «Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм».
- Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие для обучающихся 1 классов, на тему «Способы проверки орфограмм». Для того, чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1:
Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей, которые будут ответственны за определённый вид работы.
(Раздать листки А4, на которых написаны способы действия во время решения ПЗ)
Комментарий:
Первое задание это распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого ученика или стихийно, без существенных оснований.
Задание 2:
Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.
( Раздать тексты, при помощи которых необходимо будет определить тип орфограммы).
- Какой тип орфограмм вы определили, прочитав текст?
Рассказ об одной ошибке- с помощью изменения слова – безударная гласная в корне слова;
Где искать секрет- способ проверки по словарю;
Чаща и чудовище- способ проверки по правилу.
Комментарий:
В этом задании ученики знакомятся с текстами, которые подсказывают им, о каком способе идёт речь.
Задание 3:
Составьте рассказ о своём способе проверки орфограмм.
Послушаем участников, какие рассказы у них получились.
Комментарий:
Здесь ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.
Задание 4:
Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.
Участники, поделитесь описанными вами способами проверки орфограмм.
Комментарий:
В этой части задания ребята приводят примеры к способу.
Задание 5:
Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
Комментарий:
Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания и какого уровня придумают ребята. Скорее всего, ученику, ответственному за этот вид работы понадобится помощь.
Задание 6:
Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Комментарий:
Вновь глубокая рефлексия. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа проверки.
Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы.
Задание 7:
Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстративный текст на тему « Способы проверки орфограмм».
Комментарий:
Все группы объединяются для создания общего продукта, в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и на наш взгляд должно приносить моральное удовлетворение всем участникам.
Итоги решения проектной задачи:
Тип задачи с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.
Цели и задачи:
Обучению учащихся совместному решению задач.
Более глубокое усвоение детьми способов проверки орфограмм.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Формирование коммуникативных компетентностей.
Второклассники в течение учебного года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы:
А) с помощью орфографического словаря;
Б) с помощью изменения слова;
В) по правилу.
Планируемый педагогический результат в ходе решения ПЗ:
каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год;
часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Следующая проектная задача предметная – литературное чтение, класс 2 или 3
Тема ПЗ: «Мир глазами животных».
Задание 1:
В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно- публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть о собаках.
Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот материалы, поступившие в редакционную коллегию для нового журнала.
Ознакомьтесь с материалами.
Редакционная коллегия тоже ознакомилась с материалами , но не допустила их к печати.(слайд)
Комментарий:
Данное задание позволяет поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо прочитать его название – «Мир глазами животных», а также проанализировать тексты, которые не вошли в номер. Дети делают первый вывод: предложенные тексты не отражают мир глазами животных и выражают только точку зрения человека.
На основе сделанных замечаний дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединённых общей темой, в которых рассказчик герой-собака.
Задание 2:
Дорогие ребята! Издательство «Горизонт просит вас помочь и принять участие в создании первого номера художественно- публицистического журнала «Мир глазами животных».
Объединитесь и придумайте название первому выпуску журнала, запишите его на ватмане.
Задание 3:
В журнале могут быть разные рубрики, какие рубрики будут в вашем журнале?
Названия рубрик можно придумать самим.
Задание 4:
Заполните рубрики своего журнала.
Комментарий:
Детям необходимо подобрать или придумать тексты самим, но помнить о важном – всё должно быть написано от лица рассказчика-героя – собаки.
Задание 5:
Оформите странички своего журнала фотографиями, рисунками.
Задание 6:
Наклейте листы на ватман, напишите имя главного редактора и авторский коллектив.
Итоги решения проектной задачи:
Тип задачи: предметная, рефлексивная, одновозрастная.
Цели: использование полученных знаний в квазиреальной ситуации, развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача:
владение понятием «точка зрения»;
умение преобразовывать тексты от лица героя;
умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.
Общеучебные умения:
работа в малой группе;
организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.
Планируемый педагогический результат:
усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
умение, работая в малых группах, создавать конечный «продукт» .
Способ и формат оценивания результата:
оценка взаимодействия учащихся проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе
Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе. В с...
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...