ФИО учителя: Солодовникова Светлана Николаевна
УМК: «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика героев.
Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством А. И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, выбирать опорные слова для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.
Личностные: Понимать понятия «автор - рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: портрет автора, карточки, проектор, компьютер, выставка книг А.И. Куприна.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
| Добрый день и добрый час, Я очень рада видеть вас. Но что бы нам урок начать, Добра всем нужно пожелать. Мы друг к другу повернемся И друг другу улыбнемся. - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. -Тихо садитесь.
-Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения?
-Что ждёте, от сегодняшнего урока? Начните свой ответ так: Сегодня на уроке мне хотелось бы…
-Мы с вами настроились на серьезную работу. Пусть у вас все получится. | Приветствуют учителя, отвечают на вопрос.
+Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.
+познакомиться с новым произведением, новым автором, хороших отметок.
|
2. Проверка домашнего задания. Цель: проверка усвоения материала предыдущего урока. | -Прежде чем познакомится с новым произведением, проверим старый материал, домашнее задание.
-Выполните тест.
-Обменяйтесь работами, проверьте и оцените работу «соседа». Ответы и критерии оценки на слайде. Верните проверенные работы.
-Поднимите руку кто выполнил работу на «5». На «4». На «3». Молодцы! Отложите тесты в сторону. |
Выполнение тестовых заданий по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Проверка и оценка работ.
Дети поднимают руки. |
3. Речевая разминка. Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.
| -Посмотрите на слайд. Проведем небольшую разминку. Читаем медленно: Ы А О У Э И . Читаем быстрее. Добавляем эмоции: ы – испугали товарища, а – испугались сами, о- удивились, у – разочаровались, э – задумались, и – улыбнулись.
Знакомый Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Гляжу – навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. И вот мы радости не прячем, Мы – неразлучные друзья. Визжим, и прыгаем, и скачем – И он, и я, и он, и я! Валентин Берестов - Прочитайте это стихотворение по слогам, грустно, весело, с ускорением, выразительно. - Догадались ли вы, о ком идёт речь? - О чём хотел рассказать нам автор?
|
Читаю по заданию учителя.
Читают стихотворение по заданию учителя.
+ о собаке + о дружбе человека с животными
|
4. Актуализация знаний. Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| - А теперь посмотрите внимательно на доску. Вспомним авторов произведений. Соотнесите портрет с именем автора. Дмитрий Наркизович Мамин-Сибиряк | Михаил Михайлович Пришвин | Евгений Иванович Чарушин | ? |
- А знаете ли вы фамилию писателя на последнем портрете? - Отгадайте.
-Это - Александр Иванович Куприн. - Какие произведения Куприна мы читали в 3 классе? | Слушают выступление одноклассника.
Работают у доски по 3 человека над каждым портретом.
- ответы детей. Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а. -добавление надписи под портрет + «Слон»
|
5. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач. Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.
| -А с каким произведением мы сегодня познакомимся вам предстоит отгадать. -Назовите тему урока. -Какие цели поставим на уроке? - Углубить знания о …
- Познакомиться с …
- Учиться …
- Что вы знаете об Александре Ивановиче Куприне? - Он родился 7 сентября 1870 г. В городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, который умер от холеры. Семья осталась без денег и в возрасте 4 лет маленький Саша с матерью переехала в Москву. Из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена была отдать сына в сиротское училище. В 10 лет Куприн поступил в военную гимназию, а 18 лет - в военное училище.
- А теперь сами найдите интересные факты о жизни и творчестве Куприна. Обсудите в группах.
- 1 группа работает со статьей: Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать. Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах. - 2 группа с выставкой книг:
Вопросы 1 группе: – Что узнали нового о жизни Куприна? – Что узнали про характер писателя? Вопросы 2 группе: – О ком или о чём были его произведения? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Сегодня мы познакомимся с произведением «Барбос и Жулька». - Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ? - Как вы себе представляете Барбоса? - Как вы себе представляете Жульку?
| -Дети складывают слова 1 группа - Барбос, 2 группа – Жулька. + А.И.Куприн «Барбос и Жулька» - Углубить знания о творчестве Куприна
- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька»
- Учиться правильно и выразительно читать, понимать прочитанное, сравнивать внешность и характеры героев, их поведение и поступки.
- Ответы детей
-Чтение и обсуждение.
Рассмотреть выставку и обсудить.
Ответы детей
+Писал о животных. Много произведений о собаках. + о жизни собак, о дружбе, о ссоре, о помощи. Ответы детей Ответы детей |
6. Подготовка к чтению Цель: словарно-лексическая работа
| В этом рассказе вам встретятся непонятные слова. - Посмотрите на слайд: СТАЛАКТИТ. Что это? Где можно узнать значение непонятных слов? - Я немного поработала с толковым словарем Владимира Даля. Прочитайте статью к слову.
А теперь вы найдите лексическое значение слов. Поработайте со словарем Ожигова: 1 группа – слово ЛАВР 2 группа - ФЕСТОН
|
+ в толковом словаре
СТАЛАКТИТ–сосульки, известковые наросты, свисающие с потолка пещеры. ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ЛИЦЕМЕРНЫЙ – неискренний. КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победный. ИСКОНИ – издавна. ПРИЗЕМИСТЫЙ – маленького роста.
ЛАВР – южное вечнозеленое дерево или кустарник, душистые листья которого употребляются как специи. Венок из них – символ победы, славы, награды. ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. |
7. Первичное знакомство с произведением Цель: понимание прочитанного | Откройте учебник с. 85. Я начну читать, а вы внимательно следите. 1 абзац: - Что в этом абзаце нам рассказывает автор? - Какой он? -Какие в нем отрицательные качества? -Какие положительные? 2 абзац – читает …(сильный ученик) - Что в этом абзаце нам рассказывает автор? - Какая она? - Что вы можете сказать о ее характере? 3 абзац читает … - О чем абзац? - Что описано?
4 абзац читает … -Жульку все считали комнатной собакой, а Барбоса нет, почему? - Почему Барбос был разбойником?
5 абзац ... -Можно ли назвать Барбоса хитрым? Прочитайте, какая у него была тактика. 6 и 7 абзац (читает учитель) -Какие отношения были между ними? - Как они играли между собой? 8 абзац читает … - Почему Барбос так вел себя при виде этой собаки? - Как вели себя люди? Бешенство – это смертельно-опасное инфекционное заболевание…. 9 абзац … -Как вы оцениваете подвиг Жульки? 10 абзац … -Что случилось с Жулькой после подвига? 11 абзац… -Как родители поступили с Жулькой? -Как вы думаете, почему? А теперь послушайте, что же случилось дальше. - Почему Барбосу было жалко Жульку? -Почему Барбос смог почувствовать, что она умерла? | Следят за чтением учителя.
+описание Барбоса. +небольшого роста, широкогрудый, похож на белого пуделя. +неряшлив, драчлив. +верность, независимый характер, тонкий слух.
+описание Жульки. +маленькая, тонконогая, с гладкой шерсткой, чистоплотная. +деликатная, застенчивая, вежливая.
+более подробное описание Жульки. +как она знакомилась с людьми, кушала. Она вежливая, благородная, не унижается ни перед кем.
+нет, потому что…
+он не разбирался, а …
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
+ она была бешенная.
Читают информацию на слайде «Бешенство»
Выборочное чтение +отнесли в сарай.
Дети слушаю аудиозапись. +они дружили, Жулька защитила его. +присушивался к тому, что делается в сарае. |
8.Закрепление. Применение новых знаний. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах; выявить проблемы и провести коррекцию. | – Посмотрите на карточки, я составила план, проверьте, правильно ли я это сделала? Найдите ошибки. План. 1. Описание Жульки. 2. Описание Барбоса. 3. Дружба собак. 4. Бешеная собака. 5. Болезнь Жульки. 6. Поступок Жульки. 7. Прощание собак. (поменять 1 и 2, 5 и 6)
-Рассмотрите рисунок на стр.90. Кого изобразил художник? - Какой эпизод изображен? - Каким мы видим Барбоса в этот момент? - Какие чувства он испытывает? Почему? - Выберите характеристику для героев и отметьте «+». 1 группа- Жульки, 2 группа – Барбоса.
| Выполняют задание самостоятельно на листочках в парах. Выполняют самопроверку.
Находят ошибки, высказывают свои мысли.
+Барбоса и Жульку +болезнь Жульки, прощание с Жулькой +сочувствие, сострадание, печаль, горе. Они дружили. № п/п | Характеристика | Барбос | Жулька |
| Невелик ростом | + |
|
| Деликатная, застенчивая вежливость |
| + |
| Сходство с белым пуделем | + |
|
| Никогда не попрошайничает |
| + |
| Имеет смутные понятия о праве собственности | + |
|
| Светлые и умные глаза |
| + |
| Гладкая черная шерсть |
| + |
| Не отличался аккуратностью в туалете | + |
|
| Уши превращались в причудливые фестоны | + |
|
| Желтые подпалины над бровями |
| + |
|
9.Подведение итога урока. Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью.
| – Так какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? – Что он хотел донести до нас? Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. Судить нужно не по внешности, а по поступкам. - А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? | +Куприн в этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытывать "человеческие" чувства - дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными.
+(«Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др). |
10. Домашнее задание
| Стр. 85-90 перечитать, изменить концовку. Дополнительно: Иллюстрация к рассказу.
| Записывают д/з в дневник. |
11.Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -Кому на уроке было интересно? (поднимание рук) -У кого возникли трудности? -Кто узнал для себя что-то новое? -Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»
-Оцените свою работу на уроке. | Самооценка на основе критериев успешности.
Сигнальные карточки |
Приложение 1
Тест. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
1.Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?
а) Грязное озеро; б) Светлое озеро; в) Синее озеро.
2. В какое время года происходят описываемые события рассказа?
а) осенью; б) зимой; в) весной.
3. Сколько лет жил старик на озере?
а) 30 лет; б) 40 лет; в) 20 лет.
4. Как звали старика, который жил на озере?
а)Тарас; б)Семён; в)Иван.
5. С кем Тарас жил на озере?
а) с кошкой; б) с собакой; в) с семьёй.
6. Какое животное приютил старик?
а) гуся; б) утку; в) лебедя.
7. Как старик называл лебедя?
а) Приёмыш; б) Соболько; в) Прикормыш.
8. Как звали собаку Тараса?
а) Соболько; б) Шарик; в) Тузик.
9. Куда делись родители Приёмыша?
а) застрелены охотниками; б) пойманы в сети; в) улетели в тёплые края.
10. Как вели себя друг с другом собака и птица?
а) кусали друг друга; б) не обращали друг на друга внимания; в) дружили;
11. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?
а) улетел от Тараса; б) застрелили охотники; в) остался жить с Тарасом.
12. Почему Тарас отпустил лебедя?
а) затоскует и заболеет; б) продал его; в) Тарасу было всё равно.
Приложение 2
Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать. Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.
| Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать. Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.
|
Приложение 3
Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а.