Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Цель – организовать полную готовность учащихся к уроку. | - Я проведу у вас урок обучения письму. Проверьте свою готовность к уроку - у вас на парте должены лежать пропись, дневник и пенал. - Эту букву, как тебя, Называют буквой «я». «Я» кончает алфавит, Тихо после всех стоит. |
Садятся | РУУД: Планировать своё действие. КУУД: Уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |
Появление героя. Подготовка руки к письму. Цель – организовать готовность учащихся к письму. | Звучит мелодия Незнайки. На доске: иллюстрация Незнайки. - Винни-Пух – гость прошлого урока, вернувшись в свою страну, рассказал о смышленых первоклашках, и все жители захотели посетить ваши уроки. Всех шустрее оказался Незнайка. Наша утка – крякалка, А Незнайка – яколка: «Я сумею, я смогу, Я быстрее прибегу! Своего не упущу И ребят я удивлю». - Вот такой Незнайка. Но как бы громко он не якал, он всё-таки многого не знает. Например, он не знает как писать букву Я. - Ребята, а вы знает? - А что вы делаете перед тем, как начать писать буквы? - Верно. Давайте же сделаем пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, пять, | Загибать пальчики. | Будем листья собирать. | Сжать и разжать кулачки | Листья березы, | Загибать пальчики. | Листья рябины, | Листики тополя, | Листья осины, | Листики дуба мы соберем, | Маме осенний букет отнесем. | «Идти» по столу. |
- Давайте покажем Незнайке, как нужно писать Я. Возьмите ручки в руку и попробуйте написать букву в воздухе. Ещё раз. - Теперь откройте пропись на странице 38-ой и пропишите верхнюю строчку. Обратите внимание – сначала пишем заглавную букву Я, а с середины строки начинаем писать строчную Я. |
- Да.
- Готовим руку к письму с помощью зарядки.
Прописывают букву в воздухе.
Прописывают букву в прописях.
| ЛУУД: Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; проявляют старание в освоении новых учебных действий. РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. ПУУД: Написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания. |
Постановка темы урока. Цель – мотивировать учащихся на изучение темы. | - Незнайка очень удивлён. Почему в двух словах под картинками не написаны буквы. Какая же буква пропущена? - Что означают две фишки: зелёная и красная? Какие звуки означают эти фишки? - Напишите пропущенную букву. Какие слова у вас получились? Прочитайте. |
- Пропущена буква Я. - Зелёная фишка – означает мягкий согласный звук [йʼ], а красная – гласный звук [а]. - Получились слова: Якорь и маяк. | ЛУУД: Проявляют старание в освоении новых учебных действий; осуществляют самоконтроль при проведении графических работ. |
Совместное открытие знаний.
Цель - способствовать максимальному использованию действий для достижения знаний. | - Пока мы выполняли задание, Незнайка напроказничал. - Посмотрите на шарики, он вписал лишние буквы и элементы. Рассмотрите жёлтый шар. Почему зачёркнута одна буква? - Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему? - Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему? - Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему?
Зрительная гимнастика. - Наши глазки устали, поэтому сейчас мы будем отдыхать. - Следите за моей рукой. Что я нарисовала в воздухе? (Круг, квадрат, треугольник). - Представьте, что вы Буратины. Закройте глазки и «посмотрите» на кончик своего носа. Я буду считать от 1 до 8, а вы должны представить, что ваш носик растёт и следить за ними глазами. Теперь я считаю от 8 до 1, а вы «следите» как ваш носик уменьшается. - Ну вот. Буковки так испугались шалуна Незнайки, что потеряли свои элементы. Ребята, теперь мы должны собрать буквы, а то так и останутся одни палочки да крючочки. - Первый вариант будет искать элементы буквы А – на первой строчки, второй вариант – элементы буквы Я – вторая строчка. - Первый вариант, возьмите красный карандаш и подчеркните только те элементы, из которых состоит буква А. - Второй вариант, возьмите розовый карандаш и подчеркните только те элементы, из которых состоит буква Я. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. |
- Потому что буква Я здесь лишняя, т.к. все остальные буквы – это А.
- Элемент Л, т.к. это элемент буквы А.
- Элемент 9, т.к. это не элемент буквы Я.
- Букву Я, т.к. она печатная.
Выполняют задание самостоятельно с дальнейшей проверкой. | ЛУУД: Осуществляют самоконтроль при проведении графических работ. РУУД: Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие. ПУУД: Осуществление анализа поэлементного состава слова Аи Я; моделирование звуковой схемы. КУУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действии, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |
Физкультминутка |
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
Выполняем движения по стихотворению. |
|
|
Самостоятельное письмо букв и элементов. Цель – организовать самостоятельное письмо букв и элементов. | - Букву Я мы вспомнили как писать, а вот букву А нам Незнайка помешал вспомнить. - Давайте же не будем букву А обижать и её тоже попишем. Покажите мне в воздухе как писать букву А. - Но если маленькая и большая буквы Я очень похоже, то большая А и маленькая – отличаются. Пропишите в воздухе и строчную А. - Теперь пропишите буквы А и Я на стр. 39-ой в прописях. |
Прописывают букву в воздухе.
Прописывают букву в прописях.
| ПУУД: Написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания.
|
Самостоятельное применение знаний. Цель – способствовать применению учениками полученных знаний самостоятельно и осознано. | На доске написаны печатные буквы. - А что за удивительные буквы написал Незнайка на доске? - Сможете ли вы преобразить их в письменные буквы? Выполните задание в прописях. |
- Это печатные буквы.
- Сможем. Выполняют задание. | ЛУУД: Осуществляют самоконтроль при проведении графических работ. РУУД: Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. |
Итог урока. Рефлексия. Цель – создать условия для полного осознания своих действий на уроке и формированию, на основе этого, самооценке учеников. | - Все молодцы. Устал Незнайка учиться, ушёл, но оставил нам загадку. Давайте её отгадаем. - Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? - А знаете ли вы, что слово «имя» - очень древнее? Имена – слова особые. В древности люди давали друг другу имена, которые что-то значили. Например, индейцы Америки могли назвать ребёнка Хома-Хомани – «утреннее облачко», Ун-Уис – «совёнок». У древних греков встречались имена Пётр – «камень», Хризис – «золото». - А вы знаете, что означает ваше имя? - Нет? Дома обязательно попросите родителей помочь вам в расследовании под кодовым названием «Что моё имя означает?», а потом вы расскажите своим одноклассникам, что оно значит. - А пока мы должны отгадать, как зовут ребят, которые изображены у нас в прописи. Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Запишите имена самостоятельно. - Проверяем. Что же вам помогло узнать имена детей? Это имена полные или краткие?
- Сегодня на уроках у вас в гостях побывал Винни и Незнайка. - Что нового вы узнали: с какой особенностью буквы Я вы познакомились? - Верно. Вы сегодня хорошо потрудились. В благодарность Винни и Незнайка подготовили вам последнее задание, с которым, они уверены, вы быстро справитесь. Они предлагают вам раскрасить бочонок с мёдом. Послушайте, как это нужно сделать. Если вы хорошо запомнили особенность буквы Я, то раскрасьте бочонок зелёным карандашом, если вы неуверенны, что помните особенности буквы Я, то раскрасьте бочонок жёлтым цветом, а если вы ничего не помните об особенностях буквы Я, то – красным цветом. |
- Имя.
- Нет.
- Выполнить задание нам помогли фишки и письменные буквы.
- Буква Я в начале слова означает два звука.
| ЛУУД: Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы. РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД: Сравнение звукового состава слов; моделирование звуковой схемы. КУУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действии, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |