Конспект открытого урока: И.А. Крылов "Зеркало и обезьяна"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

 Данный конспект урока литературного чтения предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu.docx61.13 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Учитель начальных классов: Шамаева Алена Анатольевна

Тема урока: И.А.Крылов  «Зеркало  и  обезьяна»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД:

Личностные:

- проявлять интерес к жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные: 

- понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, фразеологический словарь.

Основные понятия: басня,  мораль.

Ресурсы: 

  • учебник,
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
  • карточки с заданиями.
  • СД-диск (аудиозапись басни И.А. Крылова)

Ход урока

  1. Организационный момент урока

Мы сюда пришли учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно.

- Расшифруйте, фамилию баснописца:        

О

 

Р

В

К

Л

Ы

II. Речевая разминка

Игра «Лесенка» (Слайд 2)

АМ

ТАМ

РОЖА

СОВЕТ

ПРЫЖКИ

СЧИТАТЬ

МАРТЫШКА

ПЕРЕЧЕСТЬ


Задание:

  1. прочитайте спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.
  2. теперь прочитайте «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

III. Проверка домашнего задания

«Корзина идей» (Слайд 3)

-Перед вами «Корзина идей»

-Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп        Крылов        Басня         17 век  

(Учащиеся  высказывают свои предположения. Верные ответы  учащихся появляются на экране.)

-Итог работы: (Слайд 4)

 Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.

Жан де Лафонтен – французский поэт 17 века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери.

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 

В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов.

-Какие басни Крылова вам уже знакомы? («Мартышка и очки»)

(Домашнее задание- театрализованное представление по данной басне)  Прложение 1.

-Пока наша группа готовится к выступлению, проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.

 Приём «Верные и неверные утверждения» лова да – нет появляются по щелчку мыши). (Слайд 5)

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.

да

-Театрализованное представление  «Мартышка и очки» (Слайд 6)

-Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А.Крылов?

(необразованность людей)

-Как еще называют таких людей? (Невежда)

-Вам понравилось выступление?

IV. Работа по теме урока

Знакомство с басней

-Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Зеркало и обезьяна». (Изображ. обезьяны и медведя на экране. Слайд 7)

Стадия осмысления

а) Первичное знакомство с басней.

-А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (Запуск фильма нажатие мыши, начало фильма с 1 мин 17 сек, для перехода на следующий слайд управляющая кнопка)
– Понравилась вам басня?
– Какая же история приключилась с обезьяной? (
Ответы детей.)

-Что вам показалось смешным?

V. Физкультминутка.   Игра «Если нравится тебе»

Ребята поют песню  и показывают движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То делай всё.

Словарная работа

 В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить (работа в парах)

Задание: соедините слово с его определением.

Образ

обличающее, бичующее осмеяние        

Кум

гримасы; неестественные телодвижения

Ужимки

вид, облик

Сатира

нечестен, вороват

Попусту

крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной

На руку нечист

напрасно, бесполезно, зря

(СЛАЙД 8)

ОБРАЗ - вид, облик;

 КУМ - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной;

УЖИМКИ- гримасы; неестественные телодвижения;

САТИРА - обличающее, бичующее осмеяние;

НА РУКУ НЕЧИСТ - нечестен, вороват.

ПОПУСТУ - напрасно, бесполезно, зря.

Отработка техники чтения

ТРУДИТЬСЯ    ЦА

ОБОРОТИТЬСЯ      ЦА

У-А-О-Ю

У-РА-КО-Ю

УК-РАД-КО-Ю

3. - Посмотрите еще раз на заголовок басни и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь в басне? (слайд 9)

- Какую роль играет для вас зеркало?  А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?

 Чтение басни учителем. (слайды 10)

  Выявление первичного восприятия

-Что вам показалось смешным? Сколько героев в басне?

-Что подумала  мартышка, увидев себя в зеркале?

-Какие признаки доказывают, что это басня?

 (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

Самостоятельное чтение учащимися басни (Чтение вполголоса) (слайд 11)

VI. Работа над содержанием басни

Работа с действующими лицами по иллюстрации. (слайд 12)

  • Какой вы представляете обезьяну?
  • Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.
  • А кого она узнала в отражении в зеркале? Докажите словами из текста.
  • Как вы думаете, какой она себя считала? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?
  • А у людей вы встречали такое качество?  А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
  • Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
  • Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.
  • Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
  • Сравните две иллюстрации, скажите,  как вы думаете, почему на одной иллюстрации звери одеты в одежды людей, а на второй изображены просто зверями? (слайд 13)

 Работа над моралью басни.

– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль?

- Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (
Ответы детей.)

VII. Закрепление.        

Работа в парах (слайд 14)

- Кто быстрее и правильнее подберёт карточки, относящиеся к басне.

Карточки лежат на партах

Проверка. (слайд 15)

Оценивание работ в парах

-  Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)

VIII.  Итог урока: (слайд 16)

- Чему учат нас басни И.А.Крылова?

- Что бы вы посоветовали Обезьяне?

- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые

помогут стать лучше.

IX. Рефлексия деятельности на уроке (на листе)

Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»

Х. Домашнее задание. (слайд 17)

Подготовить по выбору:

выразительное чтение басни;

изобразить характер героев с помощью мимики, жестов;

выучить наизусть.

Урок окончен. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...