Конспект открытого урока: И.А. Крылов "Зеркало и обезьяна"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Данный конспект урока литературного чтения предназначен для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu.docx | 61.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: «Школа России»
Учитель начальных классов: Шамаева Алена Анатольевна
Тема урока: И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;
выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
- Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
- Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
- Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
- Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
- Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
- Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.
Воспитательные:
- Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
- Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
- Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД:
Личностные:
- проявлять интерес к жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, фразеологический словарь.
Основные понятия: басня, мораль.
Ресурсы:
- учебник,
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
- карточки с заданиями.
- СД-диск (аудиозапись басни И.А. Крылова)
Ход урока
- Организационный момент урока
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Расшифруйте, фамилию баснописца:
О |
Р | В | К | Л | Ы |
II. Речевая разминка
Игра «Лесенка» (Слайд 2)
АМ
ТАМ
РОЖА
СОВЕТ
ПРЫЖКИ
СЧИТАТЬ
МАРТЫШКА
ПЕРЕЧЕСТЬ
Задание:
- прочитайте спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.
- теперь прочитайте «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.
III. Проверка домашнего задания
«Корзина идей» (Слайд 3)
-Перед вами «Корзина идей»
-Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
Эзоп Крылов Басня 17 век
(Учащиеся высказывают свои предположения. Верные ответы учащихся появляются на экране.)
-Итог работы: (Слайд 4)
Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.
Жан де Лафонтен – французский поэт 17 века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери.
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.
-Какие басни Крылова вам уже знакомы? («Мартышка и очки»)
(Домашнее задание- театрализованное представление по данной басне) Прложение 1.
-Пока наша группа готовится к выступлению, проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.
Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши). (Слайд 5)
1. | Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. | да |
2. | Он родился в городе Самаре. | нет |
3. | Его семья жила бедно. | да |
4. | Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. | да |
5. | Он работал продавцом. | нет |
6. | Крылов выучил несколько языков. | да |
7. | Он начал писать в 16 лет. | нет |
8. | Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. | да |
9. | В первой книге Крылова были рассказы. | нет |
10. | Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. | да |
-Театрализованное представление «Мартышка и очки» (Слайд 6)
-Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А.Крылов?
(необразованность людей)
-Как еще называют таких людей? (Невежда)
-Вам понравилось выступление?
IV. Работа по теме урока
Знакомство с басней
-Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Зеркало и обезьяна». (Изображ. обезьяны и медведя на экране. Слайд 7)
Стадия осмысления
а) Первичное знакомство с басней.
-А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (Запуск фильма нажатие мыши, начало фильма с 1 мин 17 сек, для перехода на следующий слайд управляющая кнопка)
– Понравилась вам басня?
– Какая же история приключилась с обезьяной? (Ответы детей.)
-Что вам показалось смешным?
V. Физкультминутка. Игра «Если нравится тебе»
Ребята поют песню и показывают движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То делай всё.
Словарная работа
- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить (работа в парах)
Задание: соедините слово с его определением.
(СЛАЙД 8)
ОБРАЗ - вид, облик;
КУМ - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной;
УЖИМКИ- гримасы; неестественные телодвижения;
САТИРА - обличающее, бичующее осмеяние;
НА РУКУ НЕЧИСТ - нечестен, вороват.
ПОПУСТУ - напрасно, бесполезно, зря.
Отработка техники чтения
ТРУДИТЬСЯ ЦА
ОБОРОТИТЬСЯ ЦА
У-А-О-Ю
У-РА-КО-Ю
УК-РАД-КО-Ю
3. - Посмотрите еще раз на заголовок басни и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь в басне? (слайд 9)
- Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?
Чтение басни учителем. (слайды 10)
Выявление первичного восприятия
-Что вам показалось смешным? Сколько героев в басне?
-Что подумала мартышка, увидев себя в зеркале?
-Какие признаки доказывают, что это басня?
(Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни).
Самостоятельное чтение учащимися басни (Чтение вполголоса) (слайд 11)
VI. Работа над содержанием басни
Работа с действующими лицами по иллюстрации. (слайд 12)
- Какой вы представляете обезьяну?
- Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.
- А кого она узнала в отражении в зеркале? Докажите словами из текста.
- Как вы думаете, какой она себя считала? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?
- А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
- Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.
- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
- Сравните две иллюстрации, скажите, как вы думаете, почему на одной иллюстрации звери одеты в одежды людей, а на второй изображены просто зверями? (слайд 13)
Работа над моралью басни.
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль?
- Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
VII. Закрепление.
Работа в парах (слайд 14)
- Кто быстрее и правильнее подберёт карточки, относящиеся к басне.
Карточки лежат на партах
Проверка. (слайд 15)
Оценивание работ в парах
- Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)
VIII. Итог урока: (слайд 16)
- Чему учат нас басни И.А.Крылова?
- Что бы вы посоветовали Обезьяне?
- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые
помогут стать лучше.
IX. Рефлексия деятельности на уроке (на листе)
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»
Х. Домашнее задание. (слайд 17)
Подготовить по выбору:
выразительное чтение басни;
изобразить характер героев с помощью мимики, жестов;
выучить наизусть.
Урок окончен. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...